Проблема
русского национального характера в прозе XIX века
Федор
Михайлович Достоевский — удивительно тонкий и вдумчивый писатель, сумевший
разглядеть черты русского национального характера и верно, без лишней
сентиментальности передать его черты в своем романе «Униженные и оскорбленные».
Можно сколько
угодно полемизировать, что герои Достоевского, изломанные жизнью, не дают той
картины истинной России, какую видели Пушкин и Лермонтов, Некрасов и
Тургенев… Но, прочитав роман «Униженные и оскорбленные», поражаешься правде
жизни, схваченной автором, сумевшим обрисовать характерные черты русского
национального характера в Женских образах: Наташи Ихменевой и Кати и мужских —
Ивана Петровича и Алеши.
Жертвенность
отличает Наташу. Она способна глубоко и искренне любить, забыть себя,
собственное достоинство ради любимого. Ведь точно знала, что недолговечно
счастье, а бросилась в объятия Алеши, как в омут. Теперь она не сожалеет ни о
чем находит в себе мужество не попрекать любимого. Лишь другу Ивану Петровичу,
поверяет свои сокровенные мысли. «Вот и кончилась наша любовь. Полгода жизни! И
на всю жизнь,— прибавила она, сжимая руки. Ее рука горела… — Видишь, Ваня: ведь
я решила, что я его не любила как ровню, так, как обыкновенно женщина любит
мужчину. А любила его, как… почти мать.
Мне даже
кажется, что совсем и не бывает на свете такой любви, чтоб оба друг друга
любили как ровные, а?… говорили, что он без характера и… и умом не далек,
как ребенок. Ну, а я это-то в нем и любила больше всего… веришь ли этому?…
и будь он хоть чем-нибудь другой, с характером ль, умнее, я бы, может, и не
любила его так…» Еще «оригинальнее», самоуничижаясь, относится к любви Катя.
«…Она сама нарочно растравляет свою рану (любовь), чувствуя в этом какую-то
потребность,— потребность отчаяния, страданий…»
Но самое
интересное, что безвольный, эгоистичный и избалованный Алеша принимает такое
отношение женщин спокойно, требуя от них полнейшей самоотреченности. Он «любит»
обеих, ему «трудно» сделать выбор между бедной Наташей и Катей с миллионным
состоянием. Алеша покорно ждет своей участи. (Как это похоже на современных
мужчин, похваляющихся своими несуществующими достоинствами.) Далее Достоевский
приводит удивительный диалог двух любящих женщин, решающих, с кем возлюбленному
будет лучше, а кто должен уйти, пожертвовав собой ради его счастья.
Катя спрашивает
Наташу: «Я хочу… я должна… Ну я вас просто спрошу: очень вы любите Алешу? —
Да, очень. — А если так… если вы очень любите Алешу… то… вы должны любить
и его счастье…» Наташа понимает, что, кроме любви, князя интересуют деньги, а
тут преимущество на стороне Кати. Катя почти клянется: «Я буду его очень
любить, Наташа, и вам обо всем писать…» И невольно задаешь вопрос — чем
заслужил Алеша такую любовь этих необыкновенных женщин? Ведь ни умом, ни
характером, ни богатством не блещет.
«Добрый»,—
говорят некоторые современные критики. Но разве по-настоящему добрый человек
принял бы жертву Наташи, заранее зная, что не на что жить, а отец денег не даст
— эта женитьба против его воли. Наташа живет в «ужасной квартире», а себе Алеша
снимает превосходную. Он позволяет себя обожать, «огорошивая» влюбленную в него
Наташу неприятными для нее признаниями. У него не хватает ни ума, ни душевной
теплоты, чтобы оградить любящую его женщину от трудностей. Он действительно
ребенок. Только вот в чем беда, он останется им вечно.
Очень удобно
жить, не думая ни о чем, не отвечая ни за себя, й за живущего рядом.
Достоевский гениально изобразил национальную черту русского мужчины —
безответственность и «детскость». До старости все считают себя детьми. Сначала
цепляются за материнскую юбку, потом за «женину». И как бы ни старался
Достоевский придать Алеше черты положительного героя, не получается полюбить
его.
Рядом — умный,
самоотверженный, влюбленный Иван Петрович, но Наташа его не любит. Парадокс,
который встречается в жизни на каждом шагу, но ни понять, ни объяснить его
невозможно. Только разве «загадочностью» русского характера, ничем другим.
Поздно Наташа поняла: «Ваня, зачем я разрушила твое счастье?» И в глазах ее я
прочел: «Мы могли быть навеки счастливы вместе!» Но в том-то и дело, что это
сослагательное наклонение. А в реальной жизни таких не любят.
Остается
восхититься гениальности Ф. М. Достоевского, сумевшего увидеть типичные черты
русского национального характера и ярко, точно, без прикрас вывести его на
страницах своего произведения. С годами черты характера усугубились или обострились,
но так было заложено, вероятно, изначально: сильная, умная, понимающая,
самоотверженная женщина и слабовольный, позволяющий себя обожать неизвестно за
какие заслуги инфантильный мужчина. Есть, конечно, исключения, но они лишь
подтверждают правила.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/