ЭКОЛОГИЧЕСКАЯЭТИКА ИСЛАМА
экологияислам этический религиозный
Дидоренко В. С.
Могдалева И. В.
Вопросыэкологии и охраны окружающей среды по своей значимости стали одной из главныхпроблем XXI в. Вступлениечеловечества в эпоху научно-технической революции с ее бурным развитием различныхотраслей знания, невиданным прогрессом в области технологии, открытием новыхвидов энергии, новых материалов и химических веществ, активным вмешательством вприроду, при всей непредсказуемости и не исследованности вероятных последствийтакого вмешательства в его современных глобальных масштабах – все это и привелок нынешнему крайне тревожному положению в области охраны окружающей среды.
Изучениеприроды является основой практической деятельности человека. Проблема отношениячеловека к природе, понимание ее места в мироздании всегда выступала актуальнойпроблемой любой цивилизации, центром научных и философских систем, социальных иполитических программ. Сейчас изучение взаимоотношений человека с природойявляется особо актуальным. Землетрясения, цунами, извержения вулканов,наводнения становятся обычными явлениями. Почему же раньше такие случаи былиединичны? Не связано ли это с отношением человека к природе? Именно с этихвопросов началось наше исследование, и чтобы ответить на них мы обращаемся кодной из мировых религий – исламу.
Мусульманскоепредставление о природе и человеке носит сакральный характер, ибо и человек, иприрода – великие священные творения Бога Аллаха. В исламе человек несетответственность перед Богом за сохранность чистоты и красоты природы.Мусульманские ученые-богословы говорят, что любить Аллаха означает любить еготворения: природу, человека, животный и растительный мир. Еслинарушается гармония в отношении людей к природе, возникает экологическаяугроза. Природа беззащитна перед бездушной и небережливой деятельностью людей.
Длямусульманина все, что связано с природой, имеет морально-нравственное значение.Многовековая история мусульманских предков свидетельствует об их благоговейномотношении к среде обитания. Они не имели научных знаний о природе, но жизненныйопыт научил их беречь ее первородную чистоту и гармонию. Мусульманское правоосуждает собственников, которые по каким-либо причинам не возделывают своиземли и при этом никому их не уступают. Бывали случаи, что правители отбиралиневозделанные земли у их владельцев и передавали другим. Такая мерапредотвращала социальный и экономический кризис.
Разновидностигрехов человека перед природой зафиксированы в шариате, который представляетсобой совокупностьправовых, морально-этических и религиозных норм ислама иохватывает значительную часть жизни каждого мусульманина.Так, пророкМухаммед говорил, что вода, пастбища и соль являются общими. Также в Коранеутверждается, что Бог сотворил и небо, землю и животных, чтобы они приносилипользу людям. Долг каждого человека – охранять землю и соразмерно использоватьее блага. Для мусульман грехом считается даже проклинать природу, так какМухаммед говорил: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется Господу».
Пророки его последователи внушали людям заботу и любовь к животным, которые облегчалиих труд. Ответственным грехом считается ударить животное. Запрещено всякогорода обращение с животными, которое не соответствует природному их назначению,например, нельзя ездить на корове верхом или класть груз на ее спину.Необходимо заботиться о хорошем корме и чистом содержании животных. Недозволяется отрезать у живого животного какую-либо часть его тела. Такжезапрещается делать животное мишенью для стрельбы. Не дозволяется подходить поночам к месту, избранному птицами для отдыха. Запрещается устраивать зрелища избоя птиц и животных. Нельзя также выщипывать перья из птицы до ее заклания(убийства с целью принятия в пищу или в качестве жертвоприношения).
Особое место в исламезанимает жертвоприношение, смысл которого заключается не в том, чтобы убитьживотное, а в том, чтобы пожертвовать часть своего имущества в пользу голодных.Верующему важно понять, что убийство животного ничего не дает ему безискреннего намерения пожертвовать часть имущества в пользу голодных братьев исестер по вере. Более того, убийство животного без такого намерения есть деяниегреховное, ведущее в Огонь, то есть в ад. Согласно вероучению ислама, в Судныйдень воробей будет обличать человека: «Господь, он убил меня напрасно, безовсякой пользы!». Верующие в Аллаха и в Судный день должны сторонитьсяязыческого суеверия, будто бы смерть животного предотвращает какое-то несчастьечеловека.
Верующие, которыепользуются разрешением Аллаха употреблять в пищу мясо животных и птиц, должныследить за тем, чтобы в общинах строго соблюдались условия, предписанныепророком Мухаммедом. Животное, предназначенное для жертвоприношения или простов пищу «халяль» (дозволенное), должно содержаться в гуманных условиях,приближенных к естественной жизни, должно быть выкормлено естественным кормом,не кастрировано и не иметь существенных дефектов. Смысл закалывания заключаетсяв том, чтобы умертвить животное скорейшим и наименее мучительным способом.Запрещается разрывать животное зубами или ногтями, поскольку это причинитживотному дополнительную боль.
В исламе есть животные,предназначенные для курбана – поклонения, совершаемого имуществом. Курбан – этожертвоприношение, совершаемое во имя Аллаха и являющееся благодарностью за тедары, которые Аллах дал человеку. Жертвоприношение, совершенное состоятельнымимусульманами и распределение мяса среди бедных людей служат укреплению дружбы,братства и любви среди мусульман. Также ислам требует строго соблюдать иправила охоты. Нельзя резать животное в присутствии другого животного. Нельзязатачивать нож или другой инструмент, используемый для заклания, в присутствииживотного. Нельзя резать животное тупым ножом, принося ему тем дополнительныестрадания. Тяжким грехом считается бросить в огонь какое-либо животное, дажеесли это блоха, комар или другое мелкое насекомое.Существуетлегенда о том, что некоторые последователи Мухаммеда надевали на ногиколокольчики, чтобы мелкие существа, услышав звон, отдалялись и не попадали импод ноги.
Таким образом, врезультате нашего исследования можно сделать следующие выводы. Ислам,как и большинство других религий, является одним из важнейших оснований иисточников экологической этики. Язык религии ближе всего к языкунравственности. Активным pесуpсом для развития экологической этики ипpиpодоохpанной эстетики ислама выступают концентpиpованные в немэкофилософские взгляды, подходы и моральные нормы. Мы уверены, что этика исламаможет разбудить в людях сознание, отличающееся от материальноготехнологического мышления. Ислам помогает людям осознать, что их контроль надживым миром небезграничен, и что их потребительское отношение и манипулированиепpиpодой могут обернуться против них самих.
Согласно исламу,этические принципы защиты пpиpоды можно сфоpмулиpовать следующим образом:
– окружающая среда –это Божье творение и защищать ее – значит сохранять ее ценности как проявлениеБожьего духа;
– все части природысуществуют для восхваления своего Создателя;
– все законы природы сотвореныБогом и основываются на концепции абсолютной продолжительности жизни. Попытки нарушитьзакон Бога должны пресекаться;
– человечество – это неединственное сообщество живых существ в мире. И, как считал пророк Мухаммед,все живые создания достойны защиты и доброго обращения;
– необходимо также сохранятьбаланс Вселенной, созданной Богом, так как «все им вымерено»;
– природа создана нетолько для нынешнего поколения;
– исламскаяэкологическая этика отталкивается от той концепции, что все человеческиевзаимоотношения основываются на справедливости и равенстве.
Таким образом, ислампредлагает уникальный набор моральных ценностей и эколого-этических правил для управленияотношений между людьми и природой. Ислам также санкционирует и предлагает суровыенаказания тем, кто не обращается с Божьими созданиями должным образом. На нашвзгляд, современный технократический мир нуждается в такой суровой, но справедливойэтике.