Мое восприятие Достоевского

Мое
восприятие Достоевского

Сердце русского
писателя было колоколом любви, и вещий и могучий звон его слышали все живые
сердца страны…

М. Горький

Сила и величие
русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в
бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству
Достоевского во всем мире не случаен. Мир стремится к освобождению от всех
видов рабства, включая и психологическое рабство. Достоевский глубоко
сочувствовал всему угнетенному человечеству. Он пробуждал в страдающих сердцах
надежду на будущее, достойное человека. Власть денег, попрание человеческого
достоинства, бредовые идеи “вседозволенности” — все это смело разоблачает
Достоевский в своем творчестве. Произведения писателя отличает страстный
гуманистический пафос.

Известно, что
некоторые современные ученые на Западе пытаются доказать, что Достоевский —
певец отчаяния, проповедующий неверие в человека, что он стоит у истоков
упаднических литературных течений. В связи с этим устраиваются различные
международные конгрессы, где российским литературоведам приходится опровергать
все эти домыслы.

Самым важным
вопросом жизни Достоевского была борьба добра и зла в человеке. Писатель
рассматривал зло как порождение алчности, корыстолюбия, властолюбия, поклонения
“золотому тельцу” и т.д.

По христианской
религии — это семь смертных грехов, которые человек должен знать и избегать
совершать, если не хочет погубить свою душу. Все это ярко отражено в таких произведениях
Достоевского, как “Зимние заметки о летних впечатлениях”, “Преступление и
наказание”, “Идиот”, “Братья Карамазовы”.

Действительно,
творчество писателя нельзя назвать радужным, но в то же время Достоевский
глубоко верил в добрые начала в человеке. По его творчеству видно, что он всю
жизнь вынашивал идею о будущем совершенном и справедливом обществе. Эту
прекрасную, гуманистическую идею проповедуют его герои — князь Мышкин из
“Идиота” и Алеша Карамазов из “Братьев Карамазовых”. Эта идея красной нитью
проходит в дневниках и письмах великого писателя. Осуществление своей мечты
писатель видел в преображении человека. Он считал, что человек должен
усовершенствовать свою собственную природу, осознать ответственность перед
другими людьми, бескорыстно трудиться на общее благо.

Велико значение
Достоевского в литературном процессе прошлого века. Известно, что он не
примыкал ни к какому литературному направлению. В то время, когда
писатели-либералы Гончаров и Тургенев критиковали господствующие классы, а писатели
демократического лагеря создавали идеалы и типы “новых людей” (Лопухов,
Кирсанов, Вера Павловна, Рахметов), Достоевский искал Бога в человеке.
По-моему, Алеша Карамазов и князь Мышкин наделены качествами Христа. Как ни
странно, признавали Достоевского и большевики. Луначарский писал о нем: “Все
его повести и романы — огненная река его собственных переживаний. Это страстное
стремление признаться в своей внутренней правде…” Видимо, большевиков
устраивало в Достоевском то, что он воспевал “маленького” человека. Это можно
было легко истолковать как протест против частной собственности.

В творчестве
Достоевского, на мой взгляд, противоречий и парадоксальных моментов больше, чем
у других русских писателей того времени. Он, например, боролся против всякой социальной
несправедливости, угнетения человека человеком, против власти денег, а с другой
стороны, проповедовал христианское смирение, верил, что все человеческие
вопросы может разрешить только Бог. Эти противоречия читатель найдет почти во
всех произведениях Достоевского, начиная с его первого романа “Бедные люди” и
кончая “Братьями Карамазовыми”.

Личная судьба
Достоевского сложилась очень драматично. В 40-х годах он увлекся учением
социалистов-утопистов. Это кончилось для него гражданской казнью и четырехлетней
каторгой. Он и на каторге продолжает писать. Этот период его жизни ярко описан
в “Записках из мертвого дома”.

Свои
размышления о творчестве Достоевского я хочу завершить словами Добролюбова: “В
произведениях г. Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее
заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не
в силах или, наконец, даже не в праве быть человеком, настоящим, полным,
самостоятельным человеком, самим по себе”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/