"Мне на плечи кидается век-волкодав…"

“Мне на
плечи кидается век-волкодав…”

Быть может, я
тебе не нужен.

Ночь; из пучины
мировой,

Как раковина
без жемчужин,

Я выброшен на
берег твой.

О. Мандельштам

 Осип Эмильевич Мандельштам знал подлинную
цену себе и своему творчеству, считал, что повлияет “на русскую поэзию, кое-что
изменив в ее строении и составе”. Никогда и ни в чем не изменял поэт себе.
Позиции пророка и жреца предпочитал позицию живущего вместе и среди людей, созидающего
то, что необходимо его народу.

Дано мне тело —
что мне делать с ним.

Таким единым и
таким моим?

За радость
тихую дышать и жить

Кого, скажите,
мне благодарить?

Я и садовник, я
же и цветок,

В темнице мира
я не одинок.

За талантливую
поэзию наградой ему были гонения, нищета и в конце концов гибель. Но правдивые,
оплаченные высокой ценой стихи, десятилетия не печатавшиеся, жестоко
преследующиеся, выжили… и теперь вошли в наше сознание как высокие образцы
человеческого достоинства, несгибаемой воли и гениальности.

В Петрополе
прозрачном мы умрем.

Где властвует
над нами Прозерпина.

Мы в каждом
вздохе смертный воздух пьем,

И каждый час
нам смертная година.

В Петербурге
Мандельштам начал писать стихи, сюда возвращался ненадолго, этот город считал
“своей Родиной”.

Я вернулся в
мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до
детских припухших желез.

Я вернулся
сюда,— так глотай же скорей

Рыбий жир
ленинградских речных фонарей.

Мандельштам был
по-детски открытым и радостным человеком, идущим навстречу людям с чистой
душой, не умеющим лгать и притворяться. Никогда не торговал он своим талантом,
предпочитая сытости и комфорту свободу: благополучие не было для него условием
творчества. Несчастий он не искал, но и за счастьем не гонялся.

Ах, тяжелые
соты и нежные сети,

Легче камень
поднять, чем имя твое повторить!

У меня остается
одна забота на свете:

Золотая забота,
как времени бремя избыть.

Словно темную
воду, я пью помутневший воздух.

Время вспахано
плугом, и роза землею была.

Поэт знал и ему
не безразлична была цена, которую надо было платить за жизненные блага и даже —
за счастье жить. Судьба изрядно била и трепала его, неоднократно подводила к
последней черте, и лишь счастливая случайность спасала поэта в решающий момент.

Декабрь
торжественный сияет над Невой.

Двенадцать
месяцев поют о смертном часе.

Нет, не
Соломинка в торжественном атласе

Вкушает
медленный, томительный покой.

По
свидетельству Ахматовой, Мандельштам в 42 года “отяжелел, поседел, стал плохо
дышать — производил впечатление старика, но глаза по-прежнему сияли. Стихи
становились все лучше. Проза тоже”. Интересно соединялось в поэте физическое
одряхление с поэтической и духовной мощью.

Колют ресницы,
в груди прикипела слеза.

Чую без страху,
что будет и будет гроза.

Кто-то чудной
меня что-то торопит забыть.

Душно,— и
все-таки до смерти хочется жить.

Что же давало
силы поэту? Творчество. “Поэзия — это власть”,— сказал он Ахматовой. Это власть
над собой, болезнями и слабостями, над людскими душами, над вечностью давала
силы жить и творить, быть независимым и безрассудным.

За гремучую
доблесть грядущих веков,

За высокое
племя людей

Я лишился и
чаши на пире отцов,

И веселья и
чести своей.

Мне на плечи
кидается век-волкодав.

Но не волк я по
крови своей,

Запихай меня
лучше, как шапку, в рукав

Жаркой шубы
сибирских степей.

Поэт искренне
пытался слиться с временем, вписаться в новую действительность, но постоянно
ощущал ее враждебность. Со временем этот разлад становился все ощутимей, а
потом и убийствен.

Век мой, зверь
мой, кто сумеет

Заглянуть в
твои зрачки

И своею кровью
склеит

Двух столетий
позвонки.

В жизни
Мандельштам не был борцом и бойцом, ему ведо- мы были сомнения и страх, но в
поэзии он был непобедимым героем, преодолевающим все трудности.

Чур! Не
просить, не жаловаться!

Цыц! Не
хныкать! Для того ли разночинцы

Рассохлые
топтали сапоги, чтоб я теперь их предал?

Мы умрем, как
пехотинцы.

Но не прославим
ни хищи, ни поденщины, ни лжи!

Критики
обвиняли Мандельштама в оторванности от жизни, ее проблем, но он был очень
конкретен, а это было страшнее всего для властей. Так он писал о репрессиях
30-х годов:

Помоги,
Господь, эту ночь прожить:

Я за жизнь
боюсь — за твою рабу,

В Петербурге
жить — словно спать в гробу.

“Стихи должны
быть гражданскими”,— считал поэт. Его стихотворение “Мы живем, под собою не чуя
страны…” было равносильно самоубийству, ведь о “земном боге” он писал:

Его толстые
пальцы, как черви, жирны,

А слова, как
пудовые гири, верны.

Тараканьи
смеются усища,

И сияют его
голенища.

Простить такое
поэту не могли, власти уничтожили его самого, но поэзия осталась, выжила и
теперь говорит правду о своем творце.

Где больше неба
мне — там я бродить готов,

И ясная тоска
меня не отпускает

От молодых еще
воронежских холмов

К
всечеловеческим — яснеющим в Тоскане.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/