НОВЫЕСРОКИ И «СТАРЫЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ»
1. Армагеддон отменяется
В 1916 г. Чарльз Рассел умирает, так и недождавшись Армагеддона и установления тысячелетнего царства. Иеговистов Америкивозглавил Джозеф Рутерфорт (1869-1942), примкнувший к секте в 1906 г. и тогдаже ставший близким другом и юридическим советником Рассела. Именно Рутерфортудоверил Рассел защищать свои интересы на бракоразводном процессе [32].
Весьма непросто было второму президенту Обществаубедительно обосновать новую систему богословских взглядов иеговистов, принятуюпосле окончания первой мировой войны. Несбывшиеся чаяния верующих иеговистов,страстно ждавших начала тысячелетнего царства в 1914 г., побудили многих из нихоставить Общество. Одни переходили в другие религиозные деноминации, иныепросто становились теплохладными верующими, третьи начали создавать собственные«общества» иеговистов, попутно обвиняя Рутерфорта в неверномтолковании учения Рассела. В 1918 г. Рутерфорт изгоняет из правящей корпорацииОбщества Пола Джонсона за то, что тот продолжает проповедовать об окончательномопределении и воскресении к духовной жизни к 1914 г. праведников, причисленныхк «небесному классу», общим числом — 144 тысячи. При этом Джонсонссылался на Рассела. Согласно учению, обновленному Рутерфортом, собирание«тела Христова» еще не закончилось и многие из живущих имеют шанспопасть в заветный «класс». Что касается пророчества Расселаотносительно 1914 г., то здесь был налицо полный подлог. Так, вскоре после 1914г. в новом издании второго тома трудов Ч.Рассела слова «избавление святыхдолжно произойти за некоторое время до наступления 1914 г.» были измененыследующим образом: «избавление святых должно произойти вскоре после 1914г.» [33].
Пытаясь как-то оправдать Чарльза Рассела,Рутерфорт утверждал, что его предшественник был неверно понят, ибо предсказывалсимволический Армагеддон — первую мировую войну 1914 г. [34] Согласно егообъяснениям, в 1914 г. Христос занял небесный престол и сбросил сатану наземлю. Тот развязал первую мировую войну, а Иегова только приостановил этувойну в 1918 г., чтобы подготовить людей к Армагеддону. Тем не менее многиеверующие, ощущая себя глубоко обманутыми, с негодованием восприняли попыткируководителей секты найти оправдание провалу пророчеств Рассела. Положениеосложнялось еще и тем, что лидеры Общества выступали в печати с резкимиантивоенными (согласно другим данным — антиправительственными) заявлениями, зачто некоторые из них, включая Рутерфорта, были приговорены к нескольким месяцамтюремного заключения. Вскоре из-за религиозных и политических расхождений вОбществе произошел раскол. Образовались три независимых от Бруклинского центранаправления иеговистов. Одно из них взяло себе название Епифания (с польского — пришествие, явление); другое — Комитет, именуемый ныне Обществом исследованияСвященного Писания, а третье известно как Общество свободных исследователейСвященного Писания.
Стремясь убедить единоверцев, что идетестественный процесс очищения исследователей Библии от впавших в ересь,Рутерфорт в 1919 г. издал брошюру «Вавилон пал», из коей следовало,что все религии, в том числе и христианство, есть выдумка сатаны [35].
Даже кратковременное тюремное заключениенескольких иеговистов было объявлено пророчески предсказанным в библейскихкнигах пророка Даниила и апостола Иоанна Богослова, а их освобождение из-подстражи Рутерфорт уподобил освобождению иудеев из вавилонского плена.
Едва только было объявлено в 1919 г. о созданииМеждународной лиги наций, как иеговисты поспешили объявить [36], что такимобразом «сбылось» пророчество Даниила, возвестившего о грядущей«мерзости запустения» (Дан. 9, 27).
2. Новые сроки начала тысячелетнего царства
Не желая оставить своих последователей безупования на скорую погибель «злой цивилизации» и торжества на ееместе царства справедливости, Рутерфорт в книге «Миллионы из живущихтеперь никогда не умрут» писал, что отныне адептам иеговизма предлагаетсясогласиться с тем, что закончился период сорокалетнего присутствия Христа нанебе, Пришествие Которого состоялось в 1874 г. Таким образом, 1914 г.трактовался как время окончательного Пришествия Христова, и полная его победанад диаволом, и конец времен язычников.
Сам Ч.Рассел называл «временемязычников» период, который для всех неверующих мог быть спасительным, т.е.время до Армагеддона, в течение которого будут уничтожены все неверные.
«Возможно, — писал Рутерфорт, — что всесветские системы и устроения падут в 1921 г. Мы, несомненно, можем ожидать, что1925 г. будет отмечен возвращением Авраама, Исаака, Иакова и других преданныхБогу пророков старого времени к совершенному человеческому состоянию».
Согласно Божественному предсказанию, они будутвоскрешены как видимые законные представители приближающегося нового строя наземле. «1 октября 1925 г. мы можем ожидать воскресения достойныхпоследователей пророков старого времени и начала благословения всех племенземли, как живущих, так и мертвых» [37].
Надо отметить, что эта дата (1925 г.) впервыепоявилась только в 7-м томе Рассела, где он пишет: «Несомненно, сатанаверил, что тысячелетнее царство должно быть установлено в 1915 г.… Но естьдоказательства, что установление Царства в Палестине, вероятно, наступит в 1925г.», — т.е. спустя десять лет прежде вычисленной нами даты. По всейвидимости, Рассел никогда не упоминал об этой дате (1925 г.), она была внесенапозднее в одну из работ, выпущенных под именем Рассела его последователями.Только много лет спустя иеговисты признали, что в их рядах царило убеждение,что в 1925 г. живущие члены «малого стада» (из числа 144000) будутвосхищены для жительства на небесах.
В мае 1925 г. в США прошел конгресс свидетелейИеговы. Напомним, что в книге пророка Даниила есть упоминание о 1335 днях (Дан.12, 12). Рутерфорт объявил, что нет необходимости эту цифру переводить в годы,как это делал видный адвентист Вильям Миллер. И если эти дни добавить к 1922г., когда также собирался конгресс иеговистов, то мы получим дату 1925 г. Такимнемудреным способом даже такое рутинное оргмероприятие, как конгресс, по егомнению, было пророчески предсказано Библией. Однако, к вящему огорчениюправоверных свидетелей Иеговы, и 1925 г. не стал временем Армагеддона. Но чтотам Армагеддон, если, по убеждению иеговистов, Библия содержит предсказаниядаже о кратковременном тюремном заключении руководителей Бруклинскогоцентра [38].
Тем не менее, несмотря на все скандальные провалыс пророчествами, иеговисты не стушевались и не сошли с шумных псевдорелигиозныхподмостков. В 1930 г. в курортном городке Сан-Диего (шт.Калифорния, США) наберегу Тихого океана они возвели роскошную виллу, которой долженствовало статьрезиденцией библейских пророков после их воскресения. Виллу назвали Домом князей.В ожидании ветхозаветных пророков на этой вилле обосновался Д.Рутерфорт — президент Общества, где и умер от рака.
Впоследствии ее пришлось продать, поскольку онаявляла собой слишком уж вызывающее напоминание о несбывшихся чаянияхиеговистов.
В первые десятилетия после смерти Расселасвидетели Иеговы верили, что с Божией помощью им дано через призывы к покаяниюпреобразовать весь мир, подчинив его себе. Бруклинским идеологам грезилосьогромное государство, управляемое на теократических принципах Божьимиизбранниками, руководителями правящей корпорации. Среди иеговистов все чащестали раздаваться призывы, широко растиражированные в печати, о необходимостиисполнения воли Бога Иеговы, которая открывается через Богодухновенныхслужителей Его теократического царства. Отныне, писали свидетели Иеговы, с 1-гоянваря 1926 г. главная цель журнала «Сторожевая башня» — неустанно«представлять перед всем миром имя Бога Библии — Иеговы» [39].
До конгресса, состоявшегося в октябре 1931 г.(г.Колумбус, шт. Огайо, США), иеговисты весьма редко называли себя свидетелямиИеговы. Между прочим, и сам этот конгресс, по их мнению, также был предсказанеще пророком Даниилом, о чем, правда уже много лет спустя, объявил президентОбщества Нейтан Норр (1905-1977). Он сослался при этом на стихи из книгипророка Даниила (8,14), где упоминается о 2300 вечерах и утрах. До него этоместо Священного Писания уже было истолковано адвентистом Вильямом Миллером,который посредством несложной арифметики эту цифру перевел в годы и, взяв заисходную дату 457 г. до н.э., «предсказал» срок Второго Пришествия — 1843 г. Нейтан Норр «пошел своим путем», он не стал переводить суммудней в число лет, а просто отсчитал 2300 дней, т.е. 6 лет, 4 месяца и 20 днейот начала иеговистского конгресса в Лондоне (25 мая 1925 г.) и получил 15октября 1931 г. С этой датой он связал якобы имевшее место в Библии пророчествоо превращении Бруклинского центра иеговистов в Божественную организацию Иеговы.
Принятие «пророчества» заметноужесточило стиль управления иеговистскими общинами и округами. Если раньше самиобщинники были вправе выбирать себе руководителей и выдвигать их впоследствиина более высокие посты, то начиная с 1931 г. на руководящие должности Центрстал назначать своих людей.
Известно, что в ожидании скорого началатысячелетнего царства Рассел не придавал значения созданию жесткойорганизационной структуры, а ограничивался в сугубо миссионерских целях изданиеми распространением литературы, для чего в 1884 г. создал Общество башни стражитрактатов Библии. Адепты иеговизма добровольно объединялись в кружки и группы,формально не связанные с Обществом, если не считать контактов, которыеосуществляли штатные лекторы и распространители литературы Общества. Очевидно,Ч.Рассел до конца оставался верным главенствующему организационному принципупресвитерианства — автономии местных общин и их независимости от каких-либоцерковных организаций.
Примечательно, что и Н.Норр на библейской цифре — 2300 дней строил свои спекуляции, но в несколько ином ключе, чем Д.Рутерфорт.Третьему президенту Общества, Н.Норру, было не с руки ворошить прошлое, хотя быкак-то напоминая о деятельности своего предшественника, посему эта цифра (2300дней) была привязана к конгрессам 1925 и 1931 гг.
К концу двадцатых годов у многих старейшин,возглавлявших общины, возникли серьезные сомнения в нужности вероучительныхнововведений, насаждавшихся Д.Рутерфортом. До 1927 г. во всех публикацияхОбщества пропагандировалось учение о наступлении Второго Пришествия в 1874 г.,о первом воскресении в 1878 г. и других основополагающих истинах. Однако после1927 г. (по другим данным, после 1929 г.) такие даты, как 1874 и 1878 гг., атакже ряд других утверждений Ч.Рассела исчезли со страниц изданий Общества. Этовызывало среди иеговистов волну возмущения, поскольку именно тогда судьяРутерфорт позволил себе изменить или убрать вовсе 148 пунктов учения, нанесясильную духовную травму многим верующим. Многие старейшины в конгрегацияхвыразили несогласие с руководством Общества. И тем не менее были измененыосновные принципы организации. Общество запретило самостоятельное избрание ипостановление старейшин без прямого контроля из Бруклинского центра.
Многие руководители собраний были смещены сосвоих должностей, что впоследствии было определено как «очищениесвятилища» (Дан. 8, 14). «Для этого, — писали иеговисты, — потребовалось буквально 2300 дней» от 25 мая 1925 г. по 15 октября 1931 г.(«Сторожевая башня», октябрь 1959 г.).
Библейская цифра 2300 в бурной историиорганизации свидетелей Иеговы оказалась воистину «пророческой». В1971 г. журнал «Сторожевая башня» писал: «2300 дней составляютшесть лунных лет… Это время исчисляется от 1 июня 1938 г. до 8 октября 1944г.» [40] «когда организация была очищена» [41].
Было тактично забыто, что с самого своегооснования Общество учило, что 2300 вечеров и утр книги пророка Данииласимволизируют 2300 пророческих лет, и закончились они в 1844 г., о чемсвидетельствуется в 7-м томе «Исследования Священного Писания».
3. «Конец света» снова отложен
Регулярно, едва ли не каждое десятилетие,Бруклинский центр свидетелей Иеговы увлекал своих последователей мистикойочередной апокалиптической даты. После прихода в Германии к власти Гитлераглавной темой деятельности «теократического центра» становятсямрачные события тех лет. Разумеется, были обнародованы новые сроки Армагеддонаи вожделенного конца этой «безбожной системы».
Вскоре в число религиозных организаций,запрещенных Гитлером, попало Общество свидетелей Иеговы. В ответ на это воктябре 1934 г. Бруклинский центр направил фюреру телеграмму, где говорилось:«Прекратите дальнейшее преследование свидетелей Иеговы, иначе Богуничтожит Вас и вашу партию» [42]. Само собой разумеется, что послепадения фашистской Германии эта телеграмма была истолкована как исполнениевдохновенного пророчества. Так, Джозеф Рутерфорт в книге пророка Даниила сумелякобы отыскать предсказания о всех событиях, происходивших тогда, и в виде комментариевиздал свои толкования в 1942 г. Он писал: «Пусть каждый, любящий Иегову,имеет в виду, что созидание теократического правительства является в настоящеевремя важной и актуальной проблемой. Только такое правительство оправдает имяИеговы. Деятельность теократии вступает в новую фазу откровений всему миру,поэтому демоны сконцентрировали сегодня свою военную силу и мощь, чтобыпротивопоставить себя теократии и обеспечить себе господство над миром. В этойвойне, начиная с 1939 г., все демоны оказывали яростное сопротивлениетеократии. Поэтому окончание второй мировой войны будет совсем иным, нежелиожидает человечество, у нее один исход — Армагеддон» [43]. Весь мирбыл оповещен о скором конце света, что, впрочем, Рутерфорт делал неоднократно ив своих частных заявлениях. Например, на конгрессе в штате Миссури (США) в 1941г. он призвал «всех присутствующих здесь детей Божиих быть послушнымикнязьям Аврааму и Даниилу и иным пророкам, которые незадолго до Армагеддонавоскреснут из мертвых». Слова своего лидера зал встретил бурнымиовациями [44].
На мировой арене, согласно немудреной схемеиеговистов, предстали в схватке в тот период предсказанные пророком Даниилом(Дан. 11, 5-18) «северный царь» в лице фашистской Германии, Италии,Японии и римско-католической иерархии и «южный царь» — представительангло-американской системы государств.
Демонические силы, по мнению Рутерфорта,используя видимую часть своей организации — «северного» и«южного» царей, управляя ими, как марионетками, пытаютсявоспрепятствовать движению человечества к универсальному суверенитету имировому господству теократии [45]. В эту наивно мистифицированную схемубруклинцы пытались втиснуть все экономические, военные и социально-политическиеколлизии мира 20-40-х годов. Под соусом мистических знамений и толкований былинамешаны и нарушение финансово-монополистическими кругами Запада Версальскогодоговора, и их тайное взращивание военно-экономической мощи гитлеровскойГермании, и роль нацизма, фашизма и Ватикана в абиссинских и испанскихсобытиях, и компания вокруг аншлюса с Австрией, планы гитлеровского блицкрига в1940-1941 гг. в Западной Европе и многое другое [46].
Отрицая свою причастность к военно-политическимбурям той поры, Бруклин, тем не менее, всегда сочувствовал вполне определеннымсилам. В противостоянии «северного» и «южного» царейпредпочтение неизменно отдавалось последнему. «Политические элементы»южного царя”, — писал автор «Комментариев», — ведут себятак, как будто они не замечают коварного двоедушия Римо-Католической иерархии.Диавол так ослепил их, что они не видят козней врага, с которым необходимосразиться самым решительным образом. А раз так, то «южный царь»просто не желает выступить в защиту теократии” [47].
Внешне отмежевавшись от политических акций,бруклинцы — иеговисты, тем не менее, охотно используют в своих целях те илииные политические силы, а их неафишируемая шумно цель — установлениетеократического мирового господства, для чего и ведется «приручение»и подчинение себе определенных политических сил, чтобы посредством их мощиуправлять миром. Образно говоря, «умная голова» искала себе«сильные руки».
В то же время социально-политические амбициисвидетелей Иеговы всегда ограничивались областью мистифицированныхпредставлений, поскольку членам Общества запрещалось участвовать в каких-либополитических движениях и организациях. Руководящая корпорация жила ожиданиемманны небесной, великого момента, когда «великие мира сего» склонятсвои выи перед членами «теократического царства».
В 1942 г. умирает президент Бруклинскойкорпорации Джозеф Рутерфорт. В соответствии с принципом теократическогоправления его место должен был занять достойный преемник, которому до концадней его отводилась роль помазанника Божия, правящего «своимнародом». Им стал упомянутый нами выше Нейтан Норр (1905-1977). С детстваН.Норр посещал американскую реформистскую церковь [48 ]и толькошестнадцатилетним юношей «обрел истину» у свидетелей Иеговы. В 18 летон становится горячим проповедником этого движения, затем занимает постгенерального директора бруклинской печатной индустрии. В 1940г. его назначаютвице-президентом корпорации свидетелей Иеговы в Пенсильвании, а с 1942 г. он — президент Общества [49].
В 1945 г. с окончанием второй мировой войны ипоражением Германии лопнуло очередное пророчество иеговистов о воскрешенииветхозаветных праведников незадолго до окончания войны, которая«органично» должна была перейти в Армагеддон.
4. Иегова ударит первым
Прошло всего несколько лет после военного затишья- и мир вновь огласился знакомыми призывами: спешите, ибо счет времени идетотныне не на годы, но на месяцы. На пороге катаклизма поспешите, ибо это — жизнь. Каждый год теперь много важнее, нежели некогда многие годы. Ныне«важна каждая секунда» [50].
Освоение космоса СССР и США вызвало новый всплескэсхатологических чаяний. В 1958 г. огромным тиражом печатается воззваниебруклинских теологов с кричащим названием: «Выпря-мись!».«Попытки овладеть космосом непосредственно человеком, независимо от того,в каком объеме они успешны, не опередят Армагеддон… Ни одна из двухдоминирующих сил (СССР, США. — И.Е.) не может позволить другойпервой подняться в космос. Это равнялось бы нанесению первого удара. Бог Иеговане допустит, чтобы в 1961 г. был нанесен удар одной из сторон. Первым ударитИегова. Неужели осталось только три года до Армагеддона?» [51] Ровно черезтри года потерпело фиаско и это пророчество. Зато шестидесятые годы длясвидетелей Иеговы стали поворотными совсем в другой сфере — в их воззрениях навласть. В 1964 г. журнал «Башня стражи» три своих выпуска посвятилэтой проблеме. Был сформулирован ответ на три вопроса, на три дилеммы, во всевремена волновавшие свидетелей Иеговы:
Почему необходимо подчиняться высшим (светским)властям?
Как извлечь пользу из своего подчинения высшимвластям?
Совесть и подчинение высшим властям.
Подводя итог этим социально-теологическимисканиям, журнал писал: «Бог долго так терпит существование этихполитических правлений, что мы обязаны им подчиняться. Это избавит нас отучастия в политических движениях, в революциях против установленной Богомвласти» [52]. И если раньше иеговисты утверждали, что всеполитические системы человечества не установлены Богом и не получили от Негомандат на существование, то теперь было признано, что «светская властьдействует для высшего блага… оно (государство. — И.Е.) являетсяБожиим слугой» [53]. Но как и многое в политике иеговистов, этипассажи были не более чем тактическими шагами. Свидетели Иеговы и понынеизвестны своей нетерпимостью к существующим политическим партиям и конфессиям.Так, Организацию Объединенных Наций современные иеговисты называют тем самым«зверем», о котором сказано в Откровении Иоанна Богослова.
Система взглядов Бруклинского центра в изложенииДжозефа Рутерфорта, его выступления по радио, записи речей, многочисленныекниги с их явно антихристианским пафосом создали вокруг бруклинцев атмосферудуховного вакуума. Предшественник Рутерфорта — Рассел предпочитал строитьотношения с властями предержащими на основаниях взаимной терпимости, следуянапоминанию апостола Павла, что «всякая власть от Бога установлена»(Рим. 13,1). В своей работе «Божественный план веков» Рассел писал:«Признавая изуверский характер большинства этих правительств, ставшихтаковыми вследствие возвышения неправедных правителей, посредством интриг иобманов сатаны, орудовавшего через человеческие слабости и развращающие идеи,мы, однако, признаем их единственно удачными усилиями жалкого человечества,прибегшего к управлению самими собою» [54]. Так оправдывалось любоезлое и худое правительство, ибо оно все же лучше, чем анархия. Таким образом, вэпоху «теократического царства» Рутерфорта и Норра иеговисты отошлиот принципа тотальной терпимости, впрочем ненадолго; вследствие изоляции отостального мира свидетели Иеговы вновь вернулись к прежней теории.
5. Очередной провал пророчества о конце «злойсистемы вещей»
В 1969 г. журнал «Пробудитесь!»оповестил публику о наступлении конца света: «Еще несколько лет осталосьдо того, как Бог уничтожит эту испорченную систему» [55].
Брошюра под названием «Почему обращаем взорык 1975 году» сообщила, что благодаря более углубленным и тщательнымисследованиям Библии «мы готовы сегодня предсказать вам, что осенью 1975г. война Армагеддон окончится и наступит тысячелетнее царство Христа… нашахронология совершенно верна. Мы допускаем отклонения на несколько месяцев, ноотнюдь не на годы, никто не вправе спекулировать словами: „О дне же том ичасе никто не знает“ (Мф. 24, 36). Нам известно много больше, чемАпостолам, они ничего не знали о 1975 г.» [56].
Почему же был избран именно 1975 г.? Дело в том,что, согласно новым цифровым выкладкам иеговистов, в этом году заканчивалось6000 лет истории человечества, и именно столько лет Бог сможет вытерпеть эту«злую систему». О прежних вычислениях Ч.Рассела, согласно которым эти6000 лет завершились в 1872 г., было решено деликатно умолчать. Особоакцентировалось внимание на том, что именно эти расчеты абсолютно непогрешимы.
Благодаря объявленному пророчеству заметноувеличилась численность общин свидетелей Иеговы. Если с 1960 по 1965 г. приростсоставлял 2,4%, то по мере приближения «конца света» этот процентвозрос к 1975 г. в пять раз [57]. Но когда мир спокойно пережил 1975 г.,то для свидетелей Иеговы наступило время нелегких испытаний. Разочаровавшиесяоставляли секту, обвиняя Бруклинский центр в уклонении от истинного пониманияслова Божиего, в превышении своих земных полномочий, напоминая, что выдаватьчеловеческое за Божие не дозволено никому. В общинах ряда стран на этой почвепроизошли расколы. Относительно же несбывшегося пророчества пришлось даватьразъяснения в тех же самых вестниках, в которых они были провозглашены. Пытаясьвыйти из очередного кризиса, журнал «Сторожевая башня» в 1976 г.писал: «От Адама действительно прошло 6000 лет, но царство Божие наступитчерез 6000 лет после семитысячелетнего „дня покоя Бога“, который исчисляетсясо времени сотворения Евы, т.е. 6000 лет нужно отсчитывать от временисотворения Евы, ибо в тот момент Он почил от всех дел своих. А сколько недель,месяцев или лет прошло между сотворением первого мужчины и женщины, мы незнаем» [58].
Все это могло бы выглядеть сколько-нибудьубедительным, если бы не прежние публикации на эту тему. В 1967 г. журнал«Пробудитесь!» сообщал: «Адам был сотворен осенью 4026 г. дон.э., тогда же была создана и Ева. И тогда же начался седьмой день, в которомБог почил. Теперь легко вычислить, когда истекают 6000 лет человеческогосуществования, это случится в 1975 г.» [59].
Журнал «Царственное служение»,специально предназначенный для «рожденных свыше», в мае 1974 г.писал: «Поступают ответы о братьях, продавших свои дома и имущество ипланирующих окончить свои остающиеся дни в этой давней системе, служа вкачестве пионеров. Несомненно, это прекрасный путь» — провести такимобразом остаток времени перед концом этого нечестивого мира [60].
Несостоявшееся пророчество о 1975 г. долгие годытравмировало сознание иеговистов. Пытаясь умиротворить подданных«теократического царства», «Сторожевая башня» в 1977 г.писала: «Предположим, что ты один из тех, кто твердо рассчитывал на этудату… Что ж, пусть ты на время разочаровался. Но утратил ли ты что-нибудьдействительно? Повредило ли это тебе? Можно с определенностью сказать,напротив, ты выиграл нечто своим добросовестным образом действия и обрелпользу» [61]. И как не раз в прошлом, читателям напоминалось, что«не слово Бога оказалось несостоятельным… но понимание верующихпокоилось на ложных основаниях» [62]. В сугубо личностном плане драмаверующих была куда более глубокой. Многие из них остались без жилья, без работыи средств к существованию. Среди верующих иеговистов был отмечен сильныйвсплеск психических заболеваний. Многие не выдерживали психических депрессий,развивавшихся на фоне несбывшихся чаяний и кончали жизнь самоубийством [63].
Лидеры Бруклинского центра возложилиответственность за провал опять-таки на верующих, приводя аналогию с 1925 г.,когда, вняв пророчествам, многие из них уверовали в близкое наступлениеАрмагеддона. В последующие годы, вплоть до наших дней, бруклинские лидерызаявляют, что дата — 1975 г. носила скорее характер вероятности, нежели строгойопределенности. Однако попытки погасить разгоревшийся конфликт не давалиожидаемых результатов. Руководители Бруклинского центра с сожалением отмечали:«Сегодня у свидетелей Иеговы появились противники в их собственных рядах.Возникли группы, которые срывают деятельность Центра, пишут и агитируют противнего, утверждая, будто бы здесь их обманывали многие годы… они раскаиваются втом, что были связаны с церковью свидетелей Иеговы» [64].
В 1976-1979 гг. почти во всех странах заметноснизилась активность миссионеров иеговизма, проповедников и специальныхпионеров, в результате к 1979 г. число принявших крещение в церкви свидетелейИеговы сократилось почти в 2,5 раза. Вот что писал по этому поводу бывшийсотрудник бруклинской корпорации с 30-летним стажем и разочаровавшийся иеговистГ.Папе: «Однажды мне пришлось разбирать библиотеку, для проведениясобрания. На глаза попалась старая литература Общества, и я решил прочесть ее.Оказалось, что не нужны были прежние предсказания и толкования Библии, которыебыли отброшены как не соответствующие текущему моменту истины… Сопоставляястарую литературу с нынешней, я убедился, что Рутерфорт, исправляя Рассела, аНорр — Рутерфорта — последовательно опровергают „божест-венные истины“своих предшественников» [65].
Теперь, умудренные скандальными провалами, вождииеговизма более не напоминают о несбывшихся пророчествах, усиленно акцентируявнимание членов секты на принципе постепенного раскрытия истины, позволяющем«мягко» пересмотреть старые воззрения. Оставив прежнюю шумнуюсамонадеянность, «верховные сидельцы» «Сторожевой башни» всвоей деятельности обратились к туманной многозначительности. Так, отвечая навопрос, почему не следует сомневаться в том, что свидетели Иеговы — это телюди, которых своим орудием избрал Бог, они пишут: «Иегова давно сказал,что придет время, т.е. состояние духовной нечистоты в среде Его народа.Такового, согласно пророчеству, надо ожидать, а наличие этого как раз иподтверждает, что это есть Организация свидетелей Иеговы. Не может быть никакихсомнений в том, пользуется ли Иегова этой организацией… Общество, если этопотребуется, готово изменить свои взгляды, и это должно радовать и доставлятьэнергию» [66]. Общество никогда и не претендовало на монополию инепогрешимость [67]. Приходится сознавать, что теперь Дух Божий не такдействует на Общество, как на авторов Священного Писания в древние времена,«поэтому оно допускает ошибки» [68]. Конечно, остаетсянеприятный вопрос, как же быть с заявлением Ч.Рассела, некогда весьмадерзновенно объявившего, что ни пророки, ни ангелы не поняли значенияизреченных библейских пророчеств. И что апостол Петр свидетельствует для нас отом, что когда они хотели познать смысл этих пророчеств, то Бог сказал им, чтоистины, скрытые в пророчествах Писания, предназначены не для них, но для нас(современных свидетелей Иеговы), живущих в христианском веке
6. Расколы в движении иеговистов
Несмотря на некоторые послабления иеговистов вотношениях с властями, после 1964 г. лидеры Бруклинского центра не развыступали с нападками на существующие государственные политические ирелигиозные институты.
В октябре 1971 г. со страниц «Сторожевойбашни» вновь был брошен клич «Политические народы, бросающие вызовуниверсальному господству Иеговы, необходимо уничтожить», ибо состояниесовременного мира ставит недвусмысленный вопрос: либо уничтожение политическиангажированных народов, либо уничтожение всего человечества [70].
Все это было не ново и постепенно провокационныйэпатаж иеговистов стал приобретать привкус дурной бесконечности. Им припомнили,что только с 1938 по 1955 г. Верховный суд США 38 раз разбирал дела свидетелейИеговы [71]. Обвинения предъявлялись по совершенно различным мотивам. В1964 г. участники конгресса иеговистов, проходившего в Монровии (африканскаяЛиберия) во время торжеств в связи с годовщиной национальной независимостистраны, в момент подъема государственного флага демонстративно повернулись кнему спиной и сели. Многие из них за это были избиты африканцами [72].
Со свидетелями Иеговы не поддерживает никакихотношений практически ни одна из религиозных конфессий. Ватикан неоднократноподнимал вопрос о запрещении организации свидетелей Иеговы во всем мире, относяее, совершенно справедливо, к числу антигосударственных и даже не христианских.Этим можно объяснить особую непримиримость иеговистов к Римо-КатолическойЦеркви и их острую взаимную пикировку в печати.
В недавнем прошлом такие страны, как Греция,Румыния и другие, запрещали деятельность свидетелей Иеговы в любой форме. Послеотмены ряда санкций особенно активную деятельность развернули«свидетели» в Гамбии, Бенине, Мозамбике, Гане, Анголе, Руанде, Кении.Здесь их миссионеры получили практически неограниченную свободу действий [73].Сегодня Общество Сторожевой башни — могущественная финансовая корпорация,функционирующая по всем правилам крупного бизнеса. Пакет акций корпорациинаходится в руках избранных ее членов. Руководит ею Совет из двенадцати членовво главе с президентом. Им в настоящее время является Мильтон Джон Хеншель (с30 декабря 1992 г.), занявший этот пост после смерти своего предшественника — четвертого президента Общества Фредерика Франца (1893-1993).
По уставу корпорации ее Правление избирается наежегодном собрании всеми членами, имеющими право голоса, после чего Правлениевыбирает администрацию Общества. Корпорации подчинены 98 филиалов [74],находящихся за пределами США. Они владеют огромной недвижимостью: сотнямисовременных типографских и индустриальных комплексов, гостиницами,конференц-залами, жилыми зданиями, учебными заведениями, сельскохозяйственнымицентрами. Два издаваемых ими журнала -«Сторожевая башня» и«Пробудитесь!» распространяются по всему миру. «Сторожеваябашня», например, издается более чем на 120 языках [75]. Каких-либодругих изданий Общества, независимых от Бруклинского центра, не существует ни водной стране. Так удерживается монополия центра на толкование и пониманиеБиблии во всем мире. Все журнальные статьи, как, впрочем, и все книги, выходятбез указания имени автора, что должно указывать на богодухновенностьизлагаемого и удаленность от жалкого человеческого умствования.
Общество свидетелей Иеговы ни в одной стране неимеет самостоятельных структурных подраз-делений, за исключением отколовшихсяот Бруклинского центра. Этим бруклинцы резко отличаются от других сект, таких,как баптисты и евангельские христиане — Союз Евангельских Христиан-Баптистов,пятидесятники — Союз Христиан Веры Евангельской, адвентисты — ЦерковьАдвентистов Седьмого Дня и прочие. Все они вполне независимы от подобных себе вдругих странах и не имеют единого координационного центра. Свидетелей Иеговыбруклинского толка отличает беспрекословная дисциплинированность и жесткаяподчиненность всемирному Центру в Бруклине. Все регионы мира поделены на особыезоны. Свидетели Иеговы России включены в Восточно-Европейскую зону с центром вГермании.
В то же время, несмотря на все усилия сохранитьединство «теократического народа», вследствие многочисленныхрасколов, в ряде стран существуют самостоятельные объединения иеговистов, непризнающих за Бруклином роль духовного лидера.
В США также есть несколько независимыхсектантских направлений свидетелей Иеговы со своим названием, уставом ипрограммой. Наиболее значительные из них:
Конференция христиан верующих (КХВ) основана в1909 г. проповедниками Х.Хенингом, М.Макфайлом и А.Вильямсом, резковыступавшими против Ч.Рассела. Основное разногласие носит сугубо«арифметический» характер, они отрицают существование определенногочисла небесного правительства, которое, согласно Расселу, насчитывает 144тысячи человек [76].
Пасторский библейский институт (ПБИ) был создангруппой потерпевших поражение в борьбе с Рутерфортом и изгнанных им из Обществав 1918 г.
Ассоциация изучающих Библию — «Утро»,идеологически близкая к ПБИ и отделившаяся от нее в 20-х годах не столько из-задоктринальных расхождений, сколько по склонности к более активнойрадио-телепроповеднической деятельности. «Утро» имеет своихпоследователей во Франции, Австрии, Германии, Италии, Дании, Уругвае и другихстранах.
Крупнейшей из отколовшихся от Бруклинского центраявляется Ассоциация изучающих Библию — «Епифания» (АИБЕ). Возглавилэто движение в 1918 г. Пол Джонсон, обвинявший Рутерфорта в искажении рядапринципиальных основ вероучения Рассела. В этой борьбе у Рутерфорта оказалосьбольше союзников. Из всех оппозиционных Бруклинскому центру групп АИБЕ показаласебя наиболее деятельной, а ее лидер оставил после себя семнадцать томовсочинений, большинство из которых посвящены анализу и критике искаженийвероучения, завещанного Ч.Расселом. В 3-м томе, озаглавленном «Илья иЕлисей», П.Джонсон последовательно раскрывает причины раскола, показывающиедеятельность Бруклинского центра далеко не в лучшем свете. В 6-м томе подназванием «Мерарис» (отделение левитов в Ветхом Завете) объемом 700страниц дается обстоятельный анализ уклонения иеговиста Рутерфорта отгенеральной линии иеговиста Рассела. Для нас именно это религиозное направлениепредставляет наибольший интерес (после иеговистов-бруклинцев), поскольку егообщины активно действуют и в России.
Кроме упомянутых иеговистских сект в США имеютсяи ряд более мелких — это Лаодикийское движение домашних животных,Филантропическая ассамблея и другие [76].
Традиционно влиятельны раскольнические движенияиеговистов в Англии, где насчитывалось пять сектантских направлений свидетелейИеговы еще при жизни Рассела. Так что отнюдь не одна только политика Рутерфортаявляется причиной расколов в среде иеговистов.
В настоящее время в мире насчитывается около 66тысяч общин свидетелей Иеговы, находящихся под жестким контролем Бруклинского центра,а число последователей, по данным Центра, составляет без малого пятьмиллионов [77]. Каждый год они проводят несколько международныхконгрессов, где принимаются программы катехизации и миссионерской деятельностииеговистов. В любой стране можно встретить пионеров Общества, распространяющихучение о «теократическом обществе».
Свидетели Иеговы — одно из самых жесткоцентрализованных религиозных объединений в мире. Несмотря на тактическиеколебания, главная цель — распространение учения о свершившемся ВторомПришествии, о скором Армагеддоне и наступлении тысячелетнего царства Христа — практически остается без изменений.
Список использованной литературы
1. Ю.Гжезик. Движениевторого адвента. Люблин, 1993, с.7.
2. Там же, с.15.
3. Там же, с.15.
4. A.Hoekema. Four Mojor Culteю Б.м.,1976, р.223.
5. Т.Д.Гулякевич. Социальная сущностьсовременного американского иеговизма (критический анализ иеговистскойлитературы). М., 1971, с.16.
6. А.Ноекема. Ор.cit., p.225.
7. Там. же, с.225.
8. Там же, с.225.
9. Т.Д.Гулякевич. Цит.соч.,с.16.
10. В.В.Коник. Иллюзии свидетелейИеговы. М., 1981, с.5.
11. Э.М.Бартошевич, Е.И.Борисоглебский.Именем бога Иеговы. М., 1960, с.160.
12. Д.Е.Фурман. Церкви в США. М.,1982, Вып.4, с.189.
13. Уолтер Мартин. Царство культов.1982, с.46.
14. Ч.Рассел. Божественный план веков.Б.м., 1924. Т.1, с.29.
15. Т.Д.Гулякевич. Цит.соч.,с.20.
16. А.Ноеkemа. Ор.cit., р.229.