Женские образы в произведениях Н. С. Лескова

Женские
образы в произведениях Н. С. Лескова

Изображение
идеала женщины у Лескова насквозь пронизано духовностью. В этом причина
восхищенного удивления, которое вызывают у читателя замечательные образы
обаятельных женщин, воссозданных Лесковым, таких полных душевной красоты
характеров, в ряду которых Наталья Николаевна Туберозова (“Соборяне”), Марфа
Плодмасова (“Старые годы в селе Плодмасове”), княгиня Варвара Протозанова
(“Захудалый род”), старостиха из “Запечатленного ангела”, Любовь Онисимовна из
“Тупейного художника”; а также цыганка Груша (“Очарованный стран-шк”), героини
романа “Некуда” Женя Головацкая, Поченька Калистратова, наконец Александра
Ивановна Син-тянина (“На ножах”) и некоторые другие. Важно понять, что идеал
женщины у Лескова создается через ее восприятие, через ее идеализацию теми,
кто, даже предаваясь самозабвенно земным страстям, способен чувствовать вечную
красоту — красоту духовности.

Женская красота
предстает в произведениях Лескова как источник вдохновения, высокого
наслаждения, как гармонируемое начало, наконец, как несказанная радость, чудо,
открытие того неведомого мира, само прикосновение к которому знаменует
утверждение человеческого в человеке. Так Иван Северьянович Флягин
(“Очарованный странник”) повествует о встрече с красавицей цыганкой: “А я ей
даже отвечать не могу: такое она со мной сразу сделала. Сразу, то есть, как она
предо мною над подносом нагнулась, и я увидел, как это у нее промеж черных
волос на голове, будто серебро, пробор вьется и на спину падает, так Я и
осатанел, и весь ум у меня отняло. Пью ее угощение, а сам через стакан ей в
лицо смотрю и никак не разберу: смугла ли она, или бела она, а меж тем вижу,
как у нее под тонкой кожей, точно в сливе на солнце, краска рдеет и на нежном
виске жилка бьется. Вот она, — думаю, где настоящая-то красота, что природы
совершенством называется.,.”

В этой картине
наблюдается взаимодействие вечной прямой красоты и нежного ощущения. Но Грушу
он станет называть своею сестрою: его чувство слишком велико, чтобы низводить
его к земному обольщению; оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания
божественного совершенства, той спасительной красоты, которая являет собой
высшую духовную ценность. Ибо как духовная ценность любовь героя наяву
осуществилась. И ее высочайшая истина, ее свет может лишь затемниться тенью
земной, плотской страсти. “Природы совершенство” обращает внутренний взор к
духовному. Эта мысль едва ли не основополагающая для Лескова: он верит в
преобразующую силу добра и красоты.

Вместе с тем в
идеале женщины, представленном в творчестве Лескова, отражаются национальные
черты, национальный тип характера. Лесков не раз обращал внимание на то, что
простая русская женщина не скажет о милом ее сердцу: я его люблю, но скажет: я
его жалею. Здесь разгадка одной из сторон национального характера: в основе
любви русской женщины, воплощающей характер, лежат сочувствие, соболезнование,
сожаление, а не страсть-болезнь. Этому соответствует идеал русской женщины,
высказанный устами героя рассказа “Запечатленный ангел”.

Галерея зрелых
земных образов при безусловном разнообразии имеет нечто общее в своей красоте:
внешние черты несомненной внутренней силы духовной убежденности, которая
проступает через симпатичные и мягкие черты их облика, и эта сила, озаряющая
внешнею земною красотой их лица, — сила добра. Несомненной чертою всех героинь
является то неотразимое обаяние, которое светится во внешности замечательных
лесковских женщин: в них земное, плотское пронизано духовным и немыслимо без
него. В их духовном облике гармонически уживаются здравомыслимый и добрый
практицизм и живая способность к непрактическому, незаинтересованному
самоценному стремлению к добру и красоте. Естественность и легкость, с какой
эти героини без насилия над собой осуществляют это стремление, и придает
красоту всему их облику. Для них нет жертвы, а есть жизнь человеческая “во
Христе”, жизнь, в которой они живут так, как умеют, а умеют они только так, как
должны по-человечески и по-божески, и как только могут женщины, сокровенная
суть которых всегда связана с самозабвенными чертами материнства и непреходящей
добротой женственности.

Творчество
Лескова открывает новую художественную страницу в летописи женских характеров и
истинно возвышенного, единственно человеческого чувства — любви.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/