Любаяцивилизация структурно состоит из специфической общественно производственнойтехнологии и соответствующей ей культуры, сущность которой заключается втворческой деятельности и ее результатах – как духовных, так и материальных.[1] Бесспорно, что составнойчастью (можно сказать, что даже одной из основ) любой цивилизации являетсярелигия.
Вглубину веков уходит история православия. Уже в первое тысячелетие нашей эрыоно утвердилось в государствах Ближнего Востока и Африки, позднее – вБалканских странах, Западной Европе и на Руси, а в XVII-XIX вв. православиепоявилось на Американском континенте, в Японии, Китае, Австралии и НовойЗеландии.[2]
Названиеправославие первый раз встречается у христианских писателей 2 в, когдапоявляются первые формулы учения христианской церкви (у КлиментаАлександрийского), и означает веру усей церкви, в противоположность разномыслиюеретиков – гетеродоксии. Позже слово православие означает совокупность догматови установлений церкви, и его критерием признается неизменное хранение ученияИисуса Христа и апостолов, как оно изложено в Святом писании, Святом Предании ив древних символах вселенской Церкви. Название «православная», осталось заВосточной церковью со времени отделения от нее церкви Западной, усвоившей себеназвание церкви кафолической.
До11 в. весь христианский мир составлял одну вселенскую Церковь. Церковь западнаяна вселенских соборах принимала деятельное участие в охране древней веры церквии в созидании символического церковного учения; незначительные обрядовые иканонические различия не отделяли ее от восточной. Лишь с 11 в. некоторыеместные западные мнения произвели разделение церквей восточной и западной. Впоследующее время своеобразное учение Западной церкви о размерах и характеревласти римского епископа вызвало окончательный разрыв между церквямиправославной и западной. Около времени разделения церквей в состав православнойцеркви вошли новые народы – славянские, в том числе народ русский. И на Русибыли моменты столь же сильного устремления общества в сторону богословия, как вВизантии в века соборов: во времена Иосифа Волоцкого, позже – во временаЛихудов, в Москве и в других городах, и в домах, и на улицах, и во всехобщественных местах все рассуждали и спорили о вопросах веры, в то времявозбужденных ересями.
Дляученого богословствования православная церковь представляет своим членам широкипростор; но в своем символическом учении она дает богослову точку опоры имасштаб, с которыми рекомендует сообразовывать всякое религиозное рассуждениево избежание противоречия с «догматами» с «верою церкви» В этом смыслеправославие никого не лишает права читать Библию, чтобы извлекать из нее болеподробные сведения о вере церкви; но оно признает необходимым руководствоватьсяпри этом истолковательными творениями святых отцов Церкви, отнюдь не оставляяпонимания слова Божия на личное разумение самого христианина, как это делаетпротестантство. Но следует при этом отметить, что православие, храня и охраняядогматы как предметы веры, в то же время отнюдь не устраняет символическогоразвития и научного раскрытия учения веры.[3]
Достаточноинтересны в православии постулаты, выражающие отношение данной религии кбедности и богатству. Меня заинтересовало, действительно ли православнаярелигия пыталась сгладить социальные противоречия? В результате проведенногоисследования я пришла к следующим выводам.
Православныеморалисты выводили из Библии идею предоставления всевышним права собственностичеловеку, владения людьми дарами природы и обладания имуществом.
Православнаяэтика преподносила собственность как объективное нравственное благо. Стремлениек ее приобретению православные богословы связывали с христианскимиобязанностями по отношению к самому себе, к ближним и дальним, а через них – соспасением для вечности, то есть главной идеей христианства.
Вкачестве первого мотива к приобретению собственности православные моралистывыдвигали потребность в удовлетворении личных нужд христианства: без этогонельзя выполнять обязанности по отношению к себе, а главное питать чувствоблагодарности к Богу как источнику всякого блага. В качестве второго аргументав пользу владения собственностью выдвигалось суждение, что без нее невозможноуспешно выполнять христианскую обязанность «благодарить бедных и неимущих» ипроявлять тем самым любовь к ближним.
Православно-христианскоеучение о нравственности рассматривало частную собственность как вечныйинститут, провозглашало право собственности вечным понятием. Утверждалось, чтоона есть и будет основою семьи, общества и государства. Какое-либопосягательство на нее объявлялось святотатством, классифицировалось не иначекак преступление (грабеж и воровство), с которым обязан бороться каждыйхристианин. Заповедь «не кради» объявлялась общечеловеческой, но это, конечно,не спасало от преступлений против собственности.
Защищаяинститут частной собственности, православная этика, как считает Красников Н.П.,оправдывала социальное неравенство, существование бедных и богатых.Нравственное богословие внушало неимущим, что они должны блюсти внутреннююнезависимость от бедности и утешаться тем, что бедность, как и богатство, неявляются злом. Более того, когда церкви потребовалось более гибко реагироватьна злободневные социальные вопросы, православные этики утверждали, будто ИисусХристос возвысил унижение и бедность до ранее невиданной высоты и навсегдаотверг ложный масштаб измерения достоинства людей по их внешнему положению: ипри материальной бедности неимущие могут быть духовно богатыми и высокими. Какбогатство, так и бедность, поучали православные моралисты, имеют своипреимущества и выгоды, свои опасности и искушения. В то же время и богатство, ибедность, взятые как таковые, сами по себе, для христианского сознаниянесущественны, даже ничтожны по сравнению с безусловным благом – верой в бога истрахом божьим.
Православнойэтикой утверждалась невозможность установления социального равенства. Богословывнушали что, бедные и богаты имеют нужду в друг друге, и что социальноеравенство не достижимо в силу того что, всегда будет противоположность междуначальниками подчиненными, различие в образовании, талантах, познании, труде ипр.[4]
Вместес те, испытывая влияние социально-экономических и политических факторов,православные богословы стремились к укреплению не только христианских, но иобщечеловеческих ценностей.[5]
Современнаяцивилизация, по мнению богословов, — это реализация социальных утопий«грешного» человечества, воплощение которых возвеличивает плотского человека итем самым отрывает его от Бога. Поощряя низменные потребности людей, онаприводит к увеличению страданий в земной жизни. Поэтому ортодоксальноебогословие дает резко отрицательную оценку современной цивилизации, кактормозящей духовное развитие и общества и индивида. Выражая данную точкузрения, выпускник Киевской духовной академии, основатель и редакторрелигиозного журнала «Домашняя Беседа» В. Аскоченский писал, что «человек,ратующий за православие и протягивающий руку современной цивилизации… трус,ренегат, изменник.» [6]
Ведьнесмотря на то, что человечество постоянно изобретает новые средства улучшенияобщественного бытия, религиозно-духовный прогресс все более отстает отпрогресса материального. Материальные запросы всегда обгоняют средства ихудовлетворения. А это в условиях современной цивилизации ведет к дальнейшемувозрастанию потребностей «погрязшего в грехах» индивида.
Еслиостанавливаться подробнее на истории Российского православия то, на мой взгляд,нужно отметить следующее: в середине XIX в. в России зародилосьлиберально-обновленческое движение, идеологи которого предприняли широкуюсоциализацию православного богословия. Либеральные богословы считали, чтобратства способны разрешить социально-экономический вопрос России и добитьсяполной гармонии «богатых и бедных классов». Либеральные богословы также вопределенной мере осуждали частную собственность, позволяющую одним обладатьправами и благами цивилизации, а другим – быть нищими и бесправными. Онипризывали всех «сделать сытыми», лишь тогда люди смогут заняться социально-полезнойдеятельностью. Прежде всего следует искоренить нужду и нищету, от которыхобщество должно избавляться по мере возрастания в нем отдельных сторонхристианской цивилизации.[7]
Приведенныевыше заключения были сделаны на основании анализа литературы, комментирующей,или пересказывающей положения Книги Книг, основы православия – Библия.Исследование отдельных положений этой, безусловно, гениальной, возможно,святой, книги позволило мне обнаружить высказывания Святых, так или иначезатрагивающих вопросы бедности и богатства. Чтобы не быть голословной я будуприводить их в подтверждение своих заключений.
СвятойАвгустин полагал, что человек любит Бога, любит и ближнего своего, как самогосебя. Августин был не согласен на компромисс между общим и частным. «Пусть небудет нашей религией, — заключает он, — почитание произведений человеческих». Ясчитаю, что данное высказывание вполне может отрицать меркантильностьчеловеческих стремлений, стараться направить человека на достижение болевысоких целей, чем богатство. Следовательно налицо приоритет ценностей духовныхнад материальными в религии православия.[8]Я думаю, об этом же говорит и следующее.
АпостолПавел говорит о «двух законах» действующих в жизни человека: «Ибо повнутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижуиной закон, противоборствующий закону ума моего и делающего меня пленником законагреховного, находящегося в членах моих… Потому что закон духа жизни во ХристеИисусе освободил меня от закона греха и смерти… Ибо живущие по плоти оплотстком помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские – сутьсмерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим.7.22;8.6.).[9]
Иапостол Иоан, в своем первом Послании, продолжая говорить о вражде междуХристом и «миром», дает христианам следующую заповедь: «Не любите мира, нитого, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире:похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мирасего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек»(1Ин. 2.15-17).
Православиепрежде всего воспитывает человека духовно, уча его жить своим сердцем. ЧитаяБиблию, начинаешь невольно сомневаться во всем известном определении: «жизньесть существование белковых тел»; отнимите у человека способность жить своимвнутренним миром, способность мечтать – и мы получим бездушное существо,неспособное ни на что, кроме автоматизма.
«Яговорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибоплоть желает противного духу, а дух – противного плоти. Они друг другупротивятся… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота,непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри,разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и томуподобное…поступающие так Царствия Божьего не наследуют. Плод же духа: любовь,радость, мир, долголетие, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание»(Гал.5.16-21).[10]
Содержащиесяв Библии заповеди Блаженства наиболее четко и сжато излагают основы духовнойжизни человека, а также пути достижения счастья ( см. Мф.5.2-12). ПерваяЗаповедь Блаженства и есть первое условие для духовной жизни, которая гласит«блаженные нищие духом». Быть нищим духом – значит ясно осознавать, что все,что у тебя есть – получено от Бога, и что ты сам – ничто без его Благодати.Человек, нищий духом, освобожденный от духовных и физических вожделений, неможет не скорбеть над падшим состоянием человечества, над ужасами нашего мира,считающего себя богатым и процветающим, не нуждающегося ни в чем, но вдействительности – «и жалкого, и нищего, и слепого, и нагого» (Отк.3.17).Данная заповедь как я считаю только подчеркивает верховенство духовности надмеркантильностью.
Следующаязаповедь Блаженства звучит так:«…Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймыдавайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынамиВсевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосердны, как иОтец ваш милосерд» (Лк.6.35-36).
Нобыть милостивым – не значит оправдывать ложь и грех, или быть терпимым коглупости и злу, или проходить мимо несправедливости и беззакония, напротив,значит иметь сострадание к заблудшим и жалость к плененным грехом. Отказыватьсяот всякого лицемерия, самодовольства и самооправдания по отношению к ним.Прощать делающим неправду, которые не только другим причиняют зло, но в первуюочередь разрушающих самих себя, свою собственную человеческую природу. Ипроизносить с полной ответственностью: «…прости нам долги наши, как мы прощаемдолжникам нашим» (Мф.6.12).
Пословам Христа, духовный человек – милосерд, потому что сам нуждается вмилосердии, зная, что он тоже грешник и всецело зависит от Божьей помощи ипрощения. Никто не может претендовать на праведность перед Лицом Бога. И есличеловек утверждает, что он безгрешен, то он – лжец и делает Лжецом Бога (1 Ин.1.10;2.4).[11]
Вправославной религии довольно много места уделяется милостыне. Иисус Христосучил, что милостыня неотделима от поста и молитвы.
«Смотрите,не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе небудет вам награды от Отца вашего небесного. Итак, когда творишь милостыню, нетруби перед собою, как делают лицемеры… чтобы прославляли их люди. Истинно говорювам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пустьлевая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; иОтец твой небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6.1-4).
«Ктоимеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет от него сердцесвое: как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3.17).
Таковаже заповедь и из Закона Моисеева: « Если же будет у тебя нищий кто-либо избратьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Богтвой дает тебе: то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищимбратом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, вчем он нуждается; берегись… и чтоб… глаз твой не сделался немилостивым к нищемубрату твоему, и ты не отказал ему, ибо он возопиет на тебя к Господу и будет натебе великий грех. Дай ему, и когда будешь давать ему, не должно скорбетьсердце твое; ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоихи во всем, что будет делаться твоими руками. Ибо нищие всегда будут среди землитвоей; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедномутвоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор. 15.7 –11).
Таковоже учение книги Премудрости: «Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а убогатого много друзей. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а ктомилосерд к бедным, тот блажен… Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его;кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Притч. 14.20-21;17.5).
Пословам Иоана Златоуста, человек, не дающий милостыни и не заботящийся о бедных,не может быть спасен. Св.Василий Великий говорит, что, если у человека есть дваплаща и две пары обуви, а у его соседа нет ничего, то имущий является вором,потому что все земное имущество – достояние Божье. «Господня земля и чтонаполняет ее, вселенная и все живущие в ней» (Пс. 23.1.). А люди – не более,чем хранители Божественной собственности и должны делиться друг с другом Егодарами.[12]
Дажена Древней Руси существовали различные религиозные православные сказанияосуждающие алчность, корысть. Притча о Богаче и Лазаре послужила сюжетом длярусского духовного стиха, весьма популярного между каликами перехожими исохранившегося во множестве вариантов. В русском стихе Богач и Лазарь – родныебратья, но Богач отрекся от этого братства, прогоняет Лазаря и даже травит егособаками, которые однако, не трогают Лазаря. В некоторых вариантах Богачхвастается своей силой и говорит, что сумеет «отмолиться от Бога и отсыпатьсяот смерти». Между тем они оба умирают, но не одинаково: ангелы тихо вынимаютдушу Лазаря через сахарные уста, а у Богача они исторгают душу через левоеребро или темя; первый идет в рай, второй же в ад и среди мучений обращается нек Аврааму. А к брату, который различно отвечает в разных вариантах.[13]
«Кактрудно имеющим богатство войти в Царствие Божье! Ибо удобнее верблюду пройтисквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божье. Слышавшие сиесказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможноБогу» (Лк. 18.24-27).
Богатомучеловеку потому трудно спастись, что «обольщение богатства заглушает слово, ионо бывает бесплодным в его сердце» (Мф. 13.22.). Согласно апостолу Павлу,«сребролюбие» (то есть страсть к деньгам), а не деньги сами по себе, «кореньвсех зол»: «Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мыничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имеяпропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают вискушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружаютлюдей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись,некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим.6.6-10).
Апостолсам собирал деньги на бедных и хвалил щедрых в воздаянии: « При сем скажу: ктосеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждыйуделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибодоброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью,чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброедело, как написано: «расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век» (2Кор. 9.6.-9).
Попримеру евангельской бедной вдовы, мы должны давать не от избытка, а отскудности. «И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньгив сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же. Одна бедная вдоваположила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисуссказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех,клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего; а она от скудностисвоей положила все что имела, все пропитание свое» (Мк. 12.41-44).
Следовательно,чтобы милостыня имела духовную ценность она должна быть жертвой. В духовномПредании Церкви даже существует правило, что все, сэкономленное во времяпостов, должно отдаваться бедным.[14]
Ноговоря о милостыне и жертвенности, ошибочно было бы думать, что все упираетсятолько в материальную помощь, а если бедных и нуждающихся больше нет, то всепроблемы человечества разрешаются сами собой. Духовное разложение многих имущихлюдей убедительно показывает, что это не так. И поэтому следующие слова Христавсегда останутся верными и действительными: «Нищих всегда имеете с собою, аМеня не всегда имеете… Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое,и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй заМной» (Мф. 26.11; 19.21).
Такимобразом делая окончательный вывод можно сказать, что православие не ставило ввину не богатство, не бедность. И то и другое допускалось. Не допускалось лишьчеловеческая черствость, грубость, жадность, алчность, карьеризм, лицемерие ипрочие человеческие пороки. И богатство и бедность были лишь тогда осуждаемы,когда они являлись следствием человеческих пороков. Хотя если честно, то дажетрудно представить себе возможность прожить жизнь не разу не пойдя против своейсовести.
Еслиже говорить о реальной жизни, то воплощение в жизнь аксиом православия и ихнепоколебимое соблюдение еще ни разу не удавалось и история знает немалопримеров. Наиболее крупной попыткой воплощения в жизнь идеалов христианскойцивилизации стала организация контролируемого православной церковьюКрестовоздвижнеческого трудового братства, устав которого был утвержден в 1894г. Братство было создано помещиком Черниговской губернии Н.Н. Неплюевым всобственном родовом имении. По-видимому, он вполне сознательно готовил себя кэтому делу. Ибо, закончив С.-Петербургский университет и прослужив некотороевремя при русском посольстве в Мюнхене, Неплюев два года пробылвольнослушателем Петровской сельскохозяйственной академии. Полагая возможнымвсю социальную жизнь «пересоздать на братских началах», он считал, что земноевоплощение христианской цивилизации наступит лишь тогда, когда общественныйорганизм России трансформируется в Крестовоздвижнеческое трудовое братство.
Членамибратства могли стать только православные верующие, а религиозное воспитаниеявлялось той силой, с помощью которой Неплюев хотел сплотить своих сторонников.В 1912 году братство насчитывало в своих рядах около 500 человек, имело триначальные и две сельскохозяйственные школы. Однако подобное насаждениехристианской цивилизации в русском обществе все е не получило широкого размаха.Теоретически все члены братства имели одинаковые имущественные и прочие права.Фактически же большинство из них находилось в зависимости от Братской Думы –органа, полностью регламентировавшего весь внутренний распорядок данногообщества. Заботясь исключительно о собственном благополучии,Крестовоздвижнеческое общество трудовое братство избегало широких контактов сокружающим миром. Выпускников школ братства не только не готовили дляхристианской миссии, а, напротив, всячески удерживали в братстве. Вскоре послесмерти Н.Н. Неплюева братство распалось, так и не выйдя за пределы регионасвоего возникновения.[15]
Список литературы
1.Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.1990.
2.Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. М. 1991.
3.Красников Н.П. Православная этика. М.1981.
4.Пушкин С.Н. Православное понимание цивилизаций. М.1990.
5.Хопко Ф. Основы православия. Минск. 1991.
6.Христианство. Энциклопедический словарь в 3 томах. М. 1998.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.delphi.new-age.org.ua/refine3338.html