Старец Максим Инзенский

Мельник В. И.
ОтецМаксим родился в селе Тияпино Инзенского района Симбирской губернии (жилприблизительно с середины ХIХ века до середины 20-х годов ХХ века). Известно онем немного. Местные жители считают его праведником, берут землю с его могилки.
Родителиего умерли, а он не женился: «Так и жил как старец». Тияпинцы помнятместо, где находилась его избёнка. Теперь рядом с тем местом стоит магазин.Отмечают его прозорливость. Помнят также, что «к нему все ходили»,даже издалека, из Мордовии приезжали — за советом, с просьбой помолиться. А тои за благословением: «Благослови, отец Максим, я в армию». Онблагословит. Другие собирались ягнят везти продавать, к нему заезжали:«Отец Максим, благослови, как нам Господь велит». — «Ну,поезжайте, продадите». По благословению старца Максима все управлялосьнаилучшим образом.
Досих пор живы люди, рождение которых он предвидел. В одной семье двенадцать летне рождались дети. Пришли за благословением к старцу Максиму. Он помолился иговорит: «Будут, будут дети!» И вот родилось двое детей: мальчик идевочка.
Частоговаривал он о жизни людей в будущем. Предсказывал, что люди будут относитьсядруг к другу все хуже и хуже. Когда тияпинцы впервые увидели самолет, людисбежались со всех окрестных сел — и вспомнили, как Максимушка говорил, что понебу будут галки железные летать. Еще предсказывал, что будет голод, настанетвремя, когда будет народ собирать по полям колосья. «И было это время. Колосья-тособирали ведь по полям, в голод». Говорил про паровозы, автобусы,электричество. Говорил, что жить станет легче, но станет в мире намного хуже.Сказал прямо про наше постперестроечное время: «Народ, говорил, будетгибнуть. Вроде, мол, войны не будет, а народ будет умирать». Говорил:«Доживете, — будете поминать. Доживут девицы, будут бесстыжие лица. Будутженщины драться и ходить в мужских кальсонах». Предсказал даже, что рядомс его домом потом станут торговать. Теперь там магазин.
Нои враг ему мстил: находились в селе люди, которые не только не почитали старца,но и камнями в него кидали, и палками. И он все терпел.
Самон умел видеть духовную суть человека, особо выделяя бедных, но благочестивых.Бывало, придет к таким в дом и спросит:
—Анна, блины печешь?
—Ой, отец Максим, блины пеку.
—Вот будем есть.
Апотом дня через три:
—Анна, кисель варишь?
—Кисель, отец Максим.
—Вот будем есть.
Известно,что был он бессребренником: своего у него ничего не было. Благодарные люди емуиз Мордовии избёнку привезли. Кроме этой подаренной избёнки у него не былоникакого имущества. Даже кормили его благодетели. «Он очень был простой.Что дадут ему, он обратно раздаёт. Что у него есть, придет кто, он накормит.Подадут ему сахарку, так если придет кто, например, с дороги, он чайникпоставит, напоит и этим сахарком-то и угостит. Скажет: „Завтра будет еще.Будет день, будет и пища. Беречь не надо, а то испортится“.
Обликомстарец Максим был „очень тоненький, сухенький“: „Бывало, идетзимой по снегу в зипуне босиком и без шапки — и ничего не отмораживал“.Старики слышали, что он подушку под голову никогда не клал. Голову клал наполенья, а ноги — на подушку. При этом говорил: „Голова — дура, нечего еелюбить, а ноги устают“.
Дарпредвиденья сочетался в отце Максиме с даром исцеления не только телесных, но идуховных болезней. Люди помнят случай, когда глубоко верующий Михаил не повезсына в больницу, а обратился прежде всего к старцу Максиму. „У одногостаричка (он в Бога верующий был) сын сделался как безумный. Семейные емуговорят: — Поезжай, отец, в больницу — Нет, пойду к отцу Максиму. Как отецМаксим скажет. И вот он пришёл к отцу Максиму: “Отец Максим, у меня ссыном-то плохо. Он у меня как безумный». Он берёт кружечку, почерпнул водыв ручье. И говорит: «Вот иди умой его, дай ему испить, и он будет такой,как был». Вот уж дядя Миша-то целовал руки и ноги ему”.
Отмечаютлюди и случаи чудотворений. «У него в январе месяце красные ягоды были.Вот в Чумакине Марья заболела. — Надя, иди к отцу Максиму за ягодами. — Бабушка,какие сейчас ягоды? Снега, гляди сколько! Окна все замёрзли! А бабушка все одно— иди. Одна идти не смеет, пошла со старушками. Пришла к отцу Максиму. Кругомсад у него был. А избёнка-то самановая была, так, плохонькая. А крыша была —две вязанки соломы. — Отец Максим… А он: — Я знаю, знаю, знаю, знаю. Берётлукошечко и идёт рвать красные ягодки. Надя-то говорит: — Господи, что-то долгоего нет.
Дверь-тоотворила. А он, говорит, на снегу-то стоя, на коленках рвёт красные ягоды.Принесла домой, все поели, чаю напились». Рассказывают и про другойслучай: «Потом время сеять лён, весной. Такая засуха была, дождя не было.Сеять мужики всё собираются, а начать не могут. В праздник в церкви отец Максимговорит: — Ничего, мужики, не тужите, сейчас дождик пойдёт. Пришли из церкви —полил дождик как из ведра, откуда ни возьмись — ни тучки, ни облачка».
СтарецМаксим предсказал час своей кончины: «Вот, Марья, скоро обуешьлапотки». Зашел к знакомой семье и сказал: «Вот я буду умирать, вамголубь будет в три окна стукать. Догадайтесь, идите ко мне».
Гробстарца Максима несли люди на руках. Народ пришел из всех окрестных сел. А те,кто нес гроб, говорили: «Как и ни несли! Вот идем — какая-тосвобода».
Домстарца Максима, к сожалению, вскоре разобрали и перевезли на ток, где из негосделали сторожку. Но много людей продолжало приходить и даже приезжать издалекана то место, где стоял его домик. Особо почитался тот дубок, под которым старецсидел, когда принимал паломников. Ведь при жизни он говаривал: «К моемудубу кто подойдёт, исцелён будет». Но и дуб этот злые люди спилили.Говорят, что сделали это две женщины, которые после этого ослепли.
Похоронилиего в селе Пятине, возле самой церкви. Время от времени сменяются на могилекресты. Их складывают возле церковных стен. На кресте часто можно увидетьполотенца, кусочки хлеба, конфеты, яйца.
Землюс могилки люди берут, растворяют ее в воде, пьют, прикладывают к больнымместам. Так хранится в народе память о праведнике, так помогает он и послесвоей смерти людям по их вере.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/