Суеверие в арабо-мусульманском мире

РЕФЕРАТ
 
Суеверие варабо-мусульманском мире

Казань 2010

Введение
Понятие«мусульманский мир» имеет несколько значений. С точки зрения культуры, этомировое сообщество мусульман, которое сейчас насчитывает примерно 1 млрд. 570млн. людей, одна пятая численности населения планеты, сообщество, котороераспространено на огромную территорию и на большое количество различныхэтнических групп. В геополитическом смысле, понятие «мусульманский мир»обозначает совокупность важнейших, наиболее развитых стран, в которых ислам –государственная религия и основа политики.
Говоря обарабо-мусульманском мире, мы подразумеваем 23 страны (включая Джибути,Палестину и Западную Сахару), говорящие на арабском языке, с их мусульманскимнаселением. Особое внимание мы уделим бедуинам. Теперь необходимо обратиться кдругой стороне нашей темы, понятию «суеверие».
Суеверие (букв.– суетное, тщетное, т.е. ложное), верование, которому противопоставляетсяистинная вера, формулируемая в вероучениях развитых религий. Срационалистической точки зрения – всякая вера в сверхъестественные явления.
Суеверие – явленияи события в жизни проявлением чудесных сверхъестественных сил ипредзнаменованием будущего. С. возникло на почве первобытных, пережиточныхпредставлений о силах природы. Вера в приметы – одно из характерных проявленийсуеверия.
Суеверие 1.Вера в то, что некоторые явления представляют собою проявлениесверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего.
2.Предрассудок, основанный на такой вере.

1. Образ жизни бедуинов
Суевериеформируется исходя из образа жизни народа, его быта, условий обитания. Поэтомуобратимся к данной информации и попробуем выявить закономерности и влияния.
Большинствобедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака,но часть бедуинов, настаивающих на своем арабском происхождении, проживает вЕгипте и в северной Сахаре. Точная численность бедуинов неизвестна, посколькусерьезных попыток проведения переписи этих кочевников не предпринималось. Поприблизительным оценкам, их число составляет от 4 до 5 млн. человек.
Бедуины ведутстрого племенной образ жизни. Племя у бедуинов состоит из нескольких групп,считающих себя связанными родством по мужской линии и происходящими от общегопредка мужского рода.
Племена могутнасчитывать от нескольких сотен до пятидесяти тысяч членов. Каждая группаплемени подразделяется на имеющие собственные наименования мелкие подгруппы сосвоими собственными общими предками и т.д. вплоть до подразделения изнескольких семей, называемого «хамула» (hamulah). Некоторые наиболее крупныеплемена насчитывают до пяти-шести уровней подобных подгрупп. «Хамула» состоитиз ряда близкородственных семей, это может быть группа братьев или кузенов с ихсемьями, живущих вместе, пасущих свой скот вместе и остающихся вместе приперекочевках. Семья – это наименьшая социальная единица, состоящая из мужчины,его жены или жен, их детей и иногда включающая жен и детей сыновей этогомужчины.
Организацияплемени бедуинов подвижна. Его части нередко отпочковываются и соединятсявновь, время от времени к племени присоединяются чужаки. Но при этом сама идеяродства остается неизменной, а генеалогии преобразуются через измышление новыхродственных связей и другими способами в соответствии с изменениями,происходящими в составе племени или его подразделений.
Племя икаждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости иопыту. В наиболее крупных подразделениях должность шейха может наследоваться вкругу определенных семей. Шейхи всех уровней осуществляют управление совместнос советом взрослых мужчин.
Бедуиныотдают предпочтение бракам внутри «хамулы». Нередко это бывают родственныебраки, поскольку все люди одного поколения в «хамуле» являются кузенами икузинами. В идеальном случае браки организуются родителями молодой четы, а«приданое» для невесты обеспечивается семьей жениха. Несмотря на эти обычаи,поэзия бедуинов богата историями о тайной любви и побегах с возлюбленными.
Бедуины ведуткочевой образ жизни. Зимой, когда выпадают небольшие дожди, «хамулы» постоянноперекочевывают со стадами и отарами по пустыне в поисках воды и пастбищ.Большинство из них придерживается регулярной последовательности в посещенииопределенных колодцев и оазисов, т.е. участков плодородия в безжизненныхпространствах пустыни. В совершенно сухое летнее время «хамулы» собираютсявблизи племенных колодцев, где обеспечение водой более надежно. Каждое племя иего подразделения вынуждено защищать свои пастбищные земли, им часто приходитсябороться за права на землю и воду. Некоторые шейхи бедуинов владеют целымисельскохозяйственными районами, получая с них дань в дополнение к обычнымсредствам своего существования.
Бедуиныпризнают два основных вида деятельности – разведение верблюдов и разведениеовец и коз. Верблюдоводы считают себя стоящими выше овцеводов, и иногда вторыеиногда платят дань первым. Овцеводы часто поддерживают тесные отношения сжителями деревень и городов, иногда нанимаясь к ним пастухами. Верблюдоводы,считающие себя единственными истинными арабами, стараются не прибегать к такомуспособу деятельности, усматривая в нем унижение своего достоинства. Для всехбедуинов верблюд – животное очень ценное как для верховой езды, так и длятранспортировки грузов. Бедуинов-верблюдоводов это животное снабжает молокомдля питания и шерстью для изготовления ткани, а также служит ценным предметомторговли.
Необходимостьзаставляет бедуинов самим производить часть нужных продуктов питания, но обычноони считают занятия такого рода унижающими их достоинство и поэтому вступают вбартерные отношения с деревенским и городским населением, предлагая шкуры,шерсть, мясо и молоко в обмен на зерно, финики, кофе и другие продукты, а такжена фабричные ткани (которыми они дополняют свое собственное производство),металлическую посуду, орудия труда, огнестрельное оружие и боеприпасы. Бедуинымало пользуются деньгами.
Поскольку всеих имущество должно легко умещаться на животных для частых перекочевок, тобедуины используют очень мало мебели. Их шатры быстро разбираются и состоят изшироких полотнищ вязаной овечьей шерсти, укладываемых на остов из шестов ижердей.
Мужчины убедуинов занимаются уходом за животными и руководят операциями по перекочевкам.Они любят охоту и бои различных животных, достигая в этом большого искусства.Они часто оказываются вовлеченными в межплеменные и междоусобные разборки,связанные не только с вопросами собственности (например, прававодопользования), но и с вопросами чести. Бедуины, как и большинство другихарабов, очень чувствительны к проблемам чести и достоинства; их ущемлениесчитается серьезным оскорблением и может привести к кровопролитию.
Случаикровопролития бывают связаны также с нападениями на караваны и деревни с цельюграбежа или вымогательства платы за так называемую «защиту». Однако в последнеевремя, когда самолеты и грузовики заменили собой верблюжьи караваны в качествеосновной формы транспорта, а полицейские силы ближневосточных правительствстали эффективнее, такие рейды и нападения становятся более редкими.
Самой большойгордостью бедуина-мужчины является его конь. Знаменитая арабская лошадьиспользуется, однако, главным образом для скачек и легких прогулок и никогда –для тяжелой работы. Она плохо приспособлена к условиям пустыни и служит восновном предметом престижа, доступным только тем мужчинам, которые могутпозволить себе эту роскошь.
Женщиныбедуинов заняты делами по дому, иногда ухаживают за овцами и козами, но большуючасть времени заботятся о детях, ткут материал для палаток и одежды изанимаются кухней. Хотя они сегрегированы обычно в меньшей степени, чем женщиныдеревень и городов, бедуинские женщины тщательно оберегаются от контактов счужаками. Как правило, они живут в отдельной части семейного шатра,обозначаемой в арабском языке словом «гарем», и должны уходить туда припоявлении незнакомцев.
Основнымпродуктом ежедневного рациона бедуинов служит верблюжье молоко в свежем видеили после специального сквашивания. Дополнением к нему являются финики, рис иизделия из пшеничной муки или из сорго. Мясо бедуины едят редко, по случаюпраздников и других особых торжеств, для чего забивают овцу и жарят ее наоткрытом огне. Их любимыми горячими напитками являются чай и кофе.
В стилеодежды бедуинов наблюдается значительное региональное разнообразие. ДляЗападной Африки типичны мужская верхняя одежда с капюшоном – «геллаба» и халаттоже с капюшоном – «бурнус». Далее на восток мужчины-бедуины носят длиннополое,похожее на ночную рубаху, одеяние – «галабею», а поверх него – просторныйоткрытый спереди халат – «аба», для тех же, кто больше контактирует с деревнями,более характерен пиджак европейского стиля. Мужчины носят особый головной убор– «куфию», закрепленный на голове шнурковым кольцом – «агалем». Аба и куфиюмогут носить в свободно наброшенном виде или обернутыми вокруг тела и головыдля защиты от непогоды. Женщины носят одежды, напоминающие «галабею» или платьяс определенно выделенным лифом. Кроме того, они могут носить свободные шароварыи разнообразные жакеты или разного типа «аба». Волосы женщин всегда закрытыплатком. У некоторых бедуинов женщины могут носить также «хаик» – особуюзанавеску для лица, а в других группах при появлении незнакомого мужчиныженщины просто прикрывают лицо частью своего головного платка.
Особенностиобраза жизни бедуинов свидетельствуют нам о том, что уровень развития данногонарода, довольно низок, мировоззренческие позиции, условия быта практически неизменились в процессе исторического развития. Сильно племенное родство ипатриархальная традиция передачи знаний, обычаев из поколения в поколение.
Обратимся жетеперь к религиозным взглядам бедуинов. Бедуины живут в пустыне не менее 4–5тысяч лет. Сначала они были язычниками, позже, в IV веке н.э. бедуины сталиисповедовать христианство. В VII веке бедуины приняли ислам и стали говорить наарабском языке.
Израильские бедуиныпо своему происхождению являются выходцами с территории современной СаудовскойАравии, пришедшие в пустыню Негев в VII веке (на волне мусульманскихзавоеваний). Выходцы из Судана (их легко отличить, так как они принадлежат кнегроидной расе) изначально попадали к бедуинам, кочевавшим по пустынямАравийского полуострова, в качестве рабов, но, в дальнейшем, переходили нахарактерный для бедуинов Аравийского полуострова диалект арабского языка истановились полноправными бедуинами.
Средибедуинов есть и христиане, и мусульмане-шииты, но большинство принадлежитноминально либо к мусульманам-ваххабитам, либо к мусульманам-суннитам. Иногдабедуины селятся возле монастырей и в дальнейшем принимают христианство. Врайоне монастыря Санта-Катарина, построенном императором Византии Юстинианом вСинае с 6 в., живет огромное бедуинское племя, тесно связанное в своей жизни смонастырем. Они получают до сих пор бесплатный хлеб. Многие из окрестныхбедуинов в связи с этим даже приняли крещение, став оседлыми, и, изменивтрадиции, начали строить поселения вокруг монастыря.
2.Суеверие в исламе
Мы уделимбольшее внимание самым многочисленным бедуинам – мусульманам.
Вообще поисламу какие-либо суеверные верования запретны. В первую очередь это касаетсяразличных верований в потусторонние силы, тайные средства познания илидостижения каких-либо целей. Ислам говорит о потустороннем, но предостерегаетот суеверий. Человеку надлежит верить только в то, что известно из авторитетныхисточников, самый достоверный из которых – Откровение Всевышнего – Коран.Прибегать к помощи астрологов, магов, колдунов и гадалок Ислам категорическизапрещает – это является большим грехом.
Оченьраспространены суеверия, некоторые из них сохранились с доисламских времен,некоторые были переняты у соседних народов. Вера в приметы порицается в Коранеи сунне. По исламу никто, кроме Всевышнего, не знает будущего, и никто несможет ничего предсказать, поэтому, уповать на приметы глупо.
Мусульманинверит в тайное и сокровенное так, как этому учит Коран, и не обращается ксомнительным источникам знания, ведь никто не ведает будущего и скрытого, кромеАллаха. «Воистину, только Аллах обладает знанием о часе; Он низводит дождь изнает, что в утробах. Но не знает душа, что она приобретет завтра, и не знаетдуша, в какой земле она умрет». (Коран, 31:34).
По исламуесть существа вводящие людей в заблуждение – джинны. Но удивительно, что дажесами джинны, обманывающие людей своим всезнанием, признают собственноеневедение: «Мы не знаем, зло ли задумано для тех, кто на земле, или Господьпожелал направить их на прямой путь» (Коран, 72:10).
Тайного незнает никто, кроме тех, кому это было открыто Аллахом: «Он – Ведающийсокровенное, и Он не открывает Своего сокровенного никому, кроме техпосланников, которыми Он доволен и к которым Он приставляет спереди и сзадистражей» (Коран, 72:26–27).
Так жепредостережение распространяется и на использование различных предметов длязащиты, удачи, забывая, что все это приходит и уходит только по воле Аллаха. Подкова,надпись, или талисман не могут уберечь или принести успех.
Но умусульман существует вера в сглазы. Как известно, Посланник (мир ему иблагословение) советовал читать больным, или тем, кого сглазили, суры из КнигиАллаха, особенно «Альфатиху» и три последние суры, а также учил просить защитыи помощи у Всевышнего искренним обращением.
Для спасения мусульманиндолжен использовать только слова, известные нам из Корана и сунны.
Суеверие, каксобытия, проявления чудесных сверхъестественных сил (помимо Аллаха),предзнаменования будущего, исламом категорически отрицаются. Поэтому приметы,талисманы, гадания, гороскопы в арабо-мусульманском мире отсутствуют.
3.Суеверия бедуинов
Но наскольконам известно, бедуины не настолько религиозны, как мусульмане сел и городов.Они регулярно совершают предписываемые исламом пять ежедневных молитв. Но таккак большинство бедуинов неграмотно, они не могут сами читать Коран и вынужденыполагаться на изустную передачу религиозных идей. Многие традиции, обычаи,обряды и верования сформировались у бедуинов до прихода ислама и передавалисьиз поколения в поколение. Бедуины разделяют веру в дурной глаз и злыхдухов как причину болезней и несчастий, а также в целительные и защитные силыгробниц различных мусульманских святых. Одним из культовых сооруженийбедуинов являются могилы шейхов. Сюда приходит па праздники, устраиваютжертвоприношения, приносят подарки. Могилы являются традиционным местом встречисемей и родов. Умершие шейхи у бедуинов, как и у арабов, считаются посредникамимежду Богом и человеком. Рядом со склепами иногда появляются бедуинские мечетибез крыш, навесы от солнца, а крыши на бедуинских мечетях стали строить тольков наше время. Иногда рядом образуется обычное кладбище.
Это и естьосновные суеверия арабо-мусульманского мира, а именно, бедуинов.

Списоклитературы
1.  Ислам: энциклопедиякультуры и искусства. М., Эксмо, 2010. – 512 с.
2.  Ефремова Т.Ф. Новыйсловарь русского языка. М., Русский язык, 2000. – 685 с.
3.  ru.wikipedia.org
4.  www.krugosvet.ru