Темы и образы некрасовской «Музы мести и печали»

Темы и
образы некрасовской «Музы мести и печали»

Лирика
Некрасова — новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли,
чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи — представителя
демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода
распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.

Лирические
стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности,
утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По
правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и
многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской
поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Осмысливая свое
творчество, дискутируя с апологетами “чистого искусства”, Некрасов неоднократно
выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и
революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема
которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ
Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.

Вчерашний день,
часу в шестом,

Зашел я на
Сенную;

Там били
женщину кнутом, Крестьянку молодую.

Ни звука из ее
груди,

Лишь бич
свистал, играя…

И Музе я
сказал: “Гляди!

Сестра твоя
родная!”

Поэзии
Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в
традиционной символике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянской
женщины, подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза
народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Взгляды
Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в
другом, более позднем стихотворении “Поэт и гражданин”, ставшем поэтическим
манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом
программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии,
ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта — гражданина,
общественного деятеля:

Иди в огонь за
честь отчизны,

За убежденье,
за любовь…

Иди и гибни
безупречно.

Умрешь недаром:
дело прочно,

Когда под ним
струится кровь…

Некрасов говорит
не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта
гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения
общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:

Поэтом можешь
ты не быть,

Но гражданином
быть обязан.

Некрасов не
отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким
и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.

В своей лирике
Некрасов раскрыл новое восприятие мира. Он преодолел прекраснодушный
абстрактный гуманизм, свойственный многим поэтам, его современникам.

То сердце не
научится любить,

Которое устало
ненавидеть, —

писал Некрасов.

Любовь поэта к
народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть
были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо
пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и
страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью
народа.

Лирическим пафосом
и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его
стихотворений — “Размышления у парадного подъезда”, резко разоблачающее
самодержавно-крепостнический режим. ,

Владельцу
роскошных палат, считавшему “жизнью завидною волокитство, обжорство, игру”,
поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне
бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием
противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной
силой поэт показывает наглядно примеры нищеты, забитости, обездоленности
мужицкой России:

…некрасивы на
взгляд!

Загорелые лица
и руки,

Армячишко худой
на плечах,

По котомке на
спинах согнутых,

Крест на шее и
кровь на ногах,

В самодельные
лапти обутых…

Крестьяне в стихотворении
еще забиты и покорны:

И пошли они,
солнцем палимы,

Повторяя: “Суди
его Бог!”,

Разводя
безнадежно руками,

И покуда я
видеть их мог,

С непокрытыми
шли головами…

Именно эту
покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым
желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение
завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта
слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и
обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с
поработителями:

“Ты проснешься
ль, исполненный сил?”

Безжалостные
правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей,
создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов “На улице”.

Простая
будничная сценка, будничная “физиология” столицы, казалось бы, случайно
увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм
повседневности.

Голодного
бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в
слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты, — все это эскизные
зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из
этих эскизов кроется жизненная драма.

Судьба мужика
была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание
которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении “Еду ли
ночью по улице темной…” поэт рисует типическую картину нужды, страданий,
горя, выпавшего на долю простой русской женщины. Это рассказ о безрадостной
любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства
человека.

Рисуя страшные
картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства
жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших
масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В
стихотворении “Памяти Добролюбова”, одном из лучших в этом цикле, Некрасов
рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты рево
люционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной
жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к
самопожертвованию:

Суров ты был,
ты в молодые годы

Умел рассудку
страсти подчинять.

Учил ты жить
для славы, для свободы,

Но более учил
ты умирать.

Духовную
чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов
раскрывает в следующих строках:

Сознательно
мирские наслажденья

Ты отвергал, ты
чистоту хранил…

Как женщину, ты
родину любил…

Горение
революционера, высокий пафос моральной чистоты и величие подвига служения
народу сочетаются в образе Добролюбова с разумом, прозорливостью и могучей
мыслью революционного деятеля:

Какой
светильник разума угас!

Какое сердце
биться перестало!

Дабы передать
духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю.
Это стихотворение — поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик
которого Некрасов увидел в Добролюбове.

Таким образом,
мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего необычайно
раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его
поэзии, но и все многообразие окружающего мира.

Это лирика
жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность,
недоговоренность. Центральное место в ней — народ в своем стремлении к счастью,
красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова приобретает конкретный,
социальный характер.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/