Иудаизм: происхождение и особенности

Федеральноеагентство по образованию
Российскийгосударственный университет им. И. Канта
Историческийфакультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ  РЕЛИГИЙ»
ИУДАИЗМ:ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Студентки II курса
ОСП«Культурология»
Заочной формыобучения
Катаевой Т.О.
Калининград
2007

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ………………………………….4
       Эпоха Первого Храма………………………………………………………..5
       Пятикнижие (Тора)………………………………………………………….7
       Эпоха Второго Храма………………………………………………………9
ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯ ЕДИНОГО БОГА………………………11
ПРАЗДНИКИ ПОСТЫ…………………………………………………………12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………15

ВВЕДЕНИЕ
Иудаизм (от др. евр. яхудут- жители древней Иудеи), наиболее ранняя монотеистическаярелигия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Характерной чертойиудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм- вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии:христианство и ислам. Еврейская религия – одна изсамых ярких культурных традиций. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единогоБога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь,грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета»,союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носительбожественного откровения).
Иудаизм — это не просторелигия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий не толькорелигиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороны жизниприверженцев этого учения. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и365 запретов. Среди мицвот особо выделяются так называемые ДесятьЗаповедей,  содержащие универсальные этические нормы человеческогоповедения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его именивсуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу),почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства,лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей — как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, которыйвлечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни.Также и всех правил выделяются семь, обязательных для исполнения всеми людьми:запрет Богохульства, запрет кровопролития, запрет воровства, запрет развратазапрет жестокости по отношению к животным,  повеление справедливости в суде иравенства человека перед законом. Канон священныхкниг иудаизма включает Тору(«Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н.Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизмеполучили распространение мистические учения (кабала, хасидизм).
Начиная формироваться какрелигия Полистины иудаизм развиваться как религия не связанная с какой-либотерриторией. Характерная черта иудаизма – замкнутость по национальномупризнаку. Одно государство, значит одна религия; люди, которые отказывались ине входили в эту систему считались как некая опасность.
Иудаизм относят к семье«монотеистических» религий, так же как христианство и ислам. Все трирелигии имеют много общего, как в отношении географии происхождения, так и вотношении теологической системы. Еврейская Библия стала самой влиятельнойкнигой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют её к своимважнейшим религиозным текстам. Имеет много общего она и с Кораном. Некоторые еецентральные идеи — о существовании Единого Бога, единого универсальногоморального кодекса о том, что люди должны заботиться о бедных, вдовах, сиротахи путниках, что евреи — народ, избранный Богом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ЭТАПЫРАЗВИТИЯ
Представления древнихевреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода(ХIХ — II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себяэпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание,самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священныйсоюз – “завет”. Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранитьверность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот). Заэто Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которогопроизойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль — землю,на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходилиот 12 сыновей Иакова (Израиля).
 Но прежде, чем получитьобещанную Богом землю («землю обетованную»), потомки Авраама попали вЕгипет (около 1700 г. до н. э.), где 400 лет находились в рабстве. Из этогорабства их вывел пророк Моисей (Моше). Затем последовало 40-летнеестранствие по пустыне, во время которого все бывшие рабы должны были умереть,чтобы только свободные люди вошли в землю Израиля. Во время этого странствия попустыне происходит центральное событие иудаизма и всей его истории: Богпризывает Моисея на гору Синай и через него дает всему еврейскому народу ДесятьЗаповедей и Тору. Знаменуется начало существования евреев как единогонарода, а иудаизма — религии, которую этот народ исповедует. Бог иудеев,названный именем Яхве («Сущий», из бытия которого проистекает все),не имел ни изображений, ни храмов.
В XIII в. до н. э., когдаизраильские племена пришли в Палестину, их религия представляла собой множествопримитивных культов, обычных для кочевников. Лишь постепенно возниклаизраильская религия — иудаизм, в том виде, в каком он представлен вВетхом завете. В ранних культах обожествлялись деревья, источники, звезды,камни, животные.
Следы тотемизма легкоувидеть в Библии, когда речь идет о разных животных, но прежде всего — о змееи о быке. Существовали культы мертвых и предков. Яхве первоначально былбожеством южных племен. Это древнесемитское божество представлялось с крыльями,летающим меж облаков и появляющимся в грозах, молниях, вихрях, в огне. Яхвестал покровителем племенного союза, созданного для завоевания Палестины,почитаемым всеми двенадцатью племенами и символизирующим связующую их силу.Прежние боги были частично отвергнуты, частично слились в образе Яхве (Иегова —более позднее литургическое переложение этого имени). Содержательная сторонарелигиозных представлений эпохи патриархов может быть восстановлена лишь всамых общих чертах. Религия патриархов основывается на идее, что глава кланавправе избирать любое нравящееся ему имя для бога своих отцов, с которым онустанавливает особую личную связь, своего рода союз или завет.
 
Эпоха Первого Храма
В ХI в. до н. э. евреисоздают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим(Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе СионХрам в честь Единого Бога. В истории иудаизма начался новый, храмовый период,который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становитсяглавным духовным центром иудаизма.Служители Иерусалимского храма составлялиособую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особыеобрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: жениться на вдове илиразведённой и т.д.
 В этот же периодзавершается написание Танаха — Священного Писания иудаизма (христианскаятрадиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет). Царьне только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения повопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферубогослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его всвященную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его вофициальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовалоцентрализации религиозной власти.
 В 587 г. до н. э.Израиль захватил вавилонский царь Навуходоносор II, который разрушилИерусалимский храм, а большинство иудеев насильственно переселил в Вавилонию.Духовным лидером и наставником переселенцев становится пророк Иезекииль. Онразвил идею о возрождении Израиля, но уже как теократического государства,центром которого будет новый Иерусалимский Храм.
Новым в религиознойистории, характерным для иудаизма, отличительным его моментом являетсяпонимание отношения между богом и его “избранным народом” Израиля как отношения“союза”. Союз — это своего рода договор: народ Израиля пользуется особымпокровительством всемогущего бога, он — “народ избранный” при условии, чтоостанется верным, что будет следовать заповедям бога и, главное, не отступит отединобожия. Особенность иудаизма в том, что бог действует в истории своегонарода.Своего рода конституцией этого союзнического отношения междуИзраилем и его богом является Закон, в котором Яхве выразил свою волю. Наряду соткровением бога в природе и истории стоит превыше всего Закон, в котором яснои четко сформулирована в виде “заповедей” воля Господня.Вера в мессию впредсказаниях пророков становится основой иудаизма: мессия установит царство,где не будет вражды и страданий, где верные богу обретут мир и счастье, а грехибудут наказаны, свершится страшный суд.Иудаизмкак “религия закона” столкнулся с тенденцией, проявлявшейся в том, что Законпревращался в нечто самодовлеющее, так что даже Яхве отступал в тень. Закон какбы становился обособленным от человека, превращался в нечто обладающеесобственной логикой развития, так что его требования превращались в запутанныйсвод противоречивых предписаний; служение богу становилось равнозначнымвыполнению буквы Закона, не одухотворенному участием “сердца”.Религиясводилась тем самым в Израиле к чисто внешнему богослужению, в основе котороголежала уверенность в получении “справедливого” вознаграждения от бога завыполнение обрядов и следование предписанным нормам поведения.
ПЯТИКНИЖИЕ (ТОРА)
В христианстве ПисьменнаяТора (Пятикнижие) называется Ветхим заветом, что лишнийраз доказывает происхождение христианства из иудаизма. Тора состоит из пятичастей — книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Создание Торы былодлительным процессом. Пятикнижие начало создаваться в эпоху Первого храма. Этопроизведение является результатом объединения трех параллельных древнихисторических трудов, следствием чего является широкий круг освещенных событий ижанровая неоднородность текста Торы: в ней представлены элементы мифа,волшебной сказки, саги, легенды, новеллы. Пятикнижие провозглашено законом,регулирующим всю жизнь иудейского общества в 621 году до н.э., хотя отдельныеего части датируются 13 веком до н.э.
Заслуживают внимания и книгиранних пророков, которые представляют собой однократную редакциюобширного материала, включающего как фольклорные, так и письменные источники.Редактор (или редакторы) группирует материал в соответствии с тремя периодамиистории Израиля: завоевание страны, эпоха Судей и эпоха монархии. Книги раннихпророков были оформлены между 622 и 650 годами до н.э.
Талмуд — главная, хотя ине единственная  часть  Устной  Торы.  Своей святостью он уступает толькоПисьменной Торе, а по  влиянию,  оказанному на жизнь многих поколений еврейскогонарода, возможно, даже  превосходит ее. Талмуд состоит из двух книг — Мишны иГемары. Талмуд существует в двух  параллельных версиях: Иерусалимской и Вавилонской.  Иерусалимский  Талмуд включает в основном высказывания мудрецовЭрец  Исраэль  и  отражает  их точку зрения.
 Влияние Талмуда на жизньмногих поколений еврейского народа  поистине огромно. Традиционное еврейскоеобразование выстроено вокруг этой книги, без знания которой оно, по  сути, немыслимо.
Заповеди (Мицвот)
Получив Тору, евреиполучили 613 заповедей. 248 из них являются утверждениями (то, что нужноделать) и 365 — запретами (запрещенные действия). В современном мире никто несоблюдает все заповеди. Сотни из них связаны с жертвоприношениями животных вХраме, чистотой и нечистотой. Знаменитый еврейский мудрец Хафец-Хаим (1838 — 1933) подсчитал, что сегодня актуальны менее трёхсот заповедей. Существуюттакже заповеди установленные Талмудом, они помогают удержаться от греха.Например, в Торе написано: ” не вари телёнка в молоке матери”. Мудрецыже сказали, что нельзя ни только совмещать молоко и мясо, но и посуду, вкоторой готовят эти продукты.
   Следует такжеупомянуть о правилах соблюдения субботы (шабата). В Торе написано, что Богсотворил землю, светила, растения, животных  и первых людей за шесть дней,седьмой день он отдыхал. В память об этом религиозный еврей не совершаетдействия, направленные на разрушение или сотворение чего-либо. Считается, чтоесли все евреи смогут соблюсти 2 шабата, то это приблизит пришествие Мессии(Мошиаха). Все обряды и богослужение в субботу предназначены, чтобы уловить этоощущение «святости времени». Таким образом, шабат воспринимается как дар БожийИзраилю, знак завета Бога с Его народом и знак откровения Божьего, способ житьс ощущением Творца. Суббота представляется как «предвкушение грядущего мира»для евреев, способ почувствовать радость конечного спасения.
Перед субботой необходимопровести тщательные приготовления. Нужно уладить все споры, очиститься отдурных мыслей и чувств. К материальным приготовлениям относятся покупки,уборка, необходимо приготовить еду, накрыть стол для трапезы в пятницу вечером.Это важное семейное торжество.
Вскоре после заходасолнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это делает мать семейства  всопровождении дочерей или маленьких детей. Это действие вводит в субботу. Темвременем другие члены семьи приветствуют приход праздника в синагоге. Когданачинается вечерняя служба, о субботе возвещают, как о королеве или невесте.Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое символизируетсладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о двойной доле маннынебесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне. После празднованиячитают шабатнюю молитву благодарения. Церемония завершения субботы носит название«Авдала» Читаются благословения над вином и пряностями.
Еврейская традициясчитает, что и не евреи связаны семью правилами, восходящими к  временам самогоправедного из не евреев – Ноя (Ноаха). Из них шесть правил запрещающих и однопостановляющее, перечисленные выше. Иудаизм считает каждого не еврея, которыйим следует, праведным человеком, которому обеспечено место в грядущем мире(раю).
 
Эпоха Второго Храма
Эпоха получила своеназвание в честь восстановленного в 516 году до н.э. прежде разрушенногоПервого храма. Переломным этапом в этот период было прибытие в страну новойгруппы вавилонских изгнанников (458 год до н.э.).
 Период истории иудаизмасо II в. до н. э. по VI в. н. э. получил название талмудического.
Он характеризуетсяобстоятельной систематизацией и ритуализацией иудейского культа, который изхрамового священнодействия превратился в систему многочисленных предписаний,зачастую скрупулезных и мелочных — вплоть до деталей внешнего облика, прическии одежды. В это время формируется особое сословие «писцов» — софрим —толковавших законы веры и основывавших школы для их изучения. Деятельностьэтого сословия заложила основу толкования библейских законов, получившегопозднее название Устный Закон.
Пророки выступили противпоклонения чужим богам. Они провозгласили теперь, что Яхве не просто один избогов, пусть даже самый могущественный, но единственный бог, повелевающий всем,что происходит в природе и в истории. Источник всех бед Израиля — поклонениечужим богам, за которое Яхве карает “свой” народ поражением и страданиями вплену. Ветхий завет включает в качестве первой своей части пять книг Закона(евр. Тора): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Вторая группаветхозаветных книг — Пророки и третья — Писания.
В I в. до н. э. надИзраилем устанавливается римское господство. В это время в иудаизме возникаетряд течений и сект, из которых наиболее авторитетным становится направление перушим.В начале I в. н. э. как одна из иудейских сект возникает и христианство,которое довольно быстро противопоставило себя иудаизму, отделилось от него иоформилось в самостоятельную религию. В 67-73 гг. н. э. разразилась знаменитаяИудейская война против владычества Рима, во время которой Иерусалимский Храмбыл вновь разруршен (70 г.), а позже иудеи были изгнаны из Израиля расселилисьпо всей территории Римской империи и в странах Азии, где образовали обширнуюдиаспору. Со временем в диаспоре сформировались различные этнические группыевреев, имеющие свои языковые, бытовые и обрядовые особенности. Наиболее значительнуюпо численности этническую общность в еврейском народе составляют ашкеназы — европейские евреи. Другая значительная этническая группа евреев сложилась всредневековой Испании в период арабского господства. Она получила название сефардов.На Востоке возникли и другие самобытные этноконфессиональные общины: фалаши вЭфиопии, «черные евреи» в Индии, иселони в Китае, иранские евреи.
С образованием диаспорыначинается новый этап в истории иудаизма, называемый раввинистическим.Важнейшим нововведением диаспоры была замена храмового богослужения, котороемогло совершаться только в Иерусалиме, молитвенными собраниями в синагогахпод руководством учителей религиозного закона – раввинов. Возникновениесинагоги является радикальным переворотом в жизни еврейства и уникальнымнововведением в истории религии: в отличие от Храма, богослужение в ней невелось священниками и левитами и культ жертвоприношения полностьюотсутствовал… По этой причине синагога могла существовать в любых условиях ив самых незначительных по числу верующих общинах, будучи одновременномолитвенным домом, местом изучения Торы и центром общественной жизни. В рамкахсинагоги выработались новые формы богослужения, не отягощенные сложным идорогостоящим ритуалом.
 В этот периодсистематизируются книги Священного Писания и составляется так называемый Масоретскийкодекс Танаха. Его составляют 39 книг, разделенных на три раздела: Тора(Учение), Невиим(Пророки) и Кетувим(Писания). Позже составляют Талмуд — вторую священную книгу иудаизма.
После изгнания еврейскогонарода из Израиля в иудаизме получили особое развитие мистические школы,известные под общим названием Каббала (Наследие). Каббалисты стремиласьпостичь сокровенный смысл Торы и других книг Священного Писания, заключающих,как они считали, символическое описание Бога и всех Божественных процессов. Исходяиз положения, что человек может созерцать Бога путем мистического единения сНим, каббала придавала особое значение смыслу имен Бога и ангелов и пыталасьнайти ключ к тайнам бытия и божественных заповедей, в частности путеминтерпретации числового значения слов и букв Библии
В 12 — 13 веках в рядееврейских общин Германии появились небольшие группы, которые  называлисьсовременниками «хасидим» — благочестивые. В их среде возникло особоерелигиозно-нравственное учение. Была издана «Книга благочестивых», котораяявлялась наиболее популярным изложением идей хасидизма. Хасиды считали,что беззаветная любовь к богу должна стать плавильным горном, в котором всеприродные способности человека сливаются воедино. По мнению хасидов, в законахТоры заключено лишь то немногое, что каждый человек может постичь своим умом.От себя же они требовали исполнения трансцендентного «небесного Закона»,стоящего над законами Торы.
В конце XVIII в. подвлиянием идей Французской революции возникает движение за эмансипацию евреев — аскала(просвещение), которое приводит к кризису ортодоксального иудаизма ипоявлению реформистского направления, стремившегося приспособить иудаизмк нормам европейского образа жизни. Однако боязнь ассимиляции с нееврейскимнаселением уже в середине XIX в. активизировала и традиционное ортодоксальноетечение, выступавшее против реформизма. В настоящее время большинство евреевЕвропы и США являются приверженцами реформированного иудаизма, в то время как вИзраиле преобладает иудаизм ортодоксальный.
   ОСОБЕННОСТИ УЧЕНИЯ. ИДЕЯЕДИНОГО БОГА
 Особенностью ученияиудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи:национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранностиеврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизмасреди других народов, этнически не связанных с евреями, хотя принятия иудаизмаотдельными людьми, этническими группами и даже целыми народами имели место вистории. Универсальный характер учения иудаизма проявляется прежде всего впредставлении о единстве, универсальности и всемогуществе Бога, творца иисточника всего сущего. Бог бестелесен и не имеет зримого образа, хотя человексоздан Богом по его образу и подобию. Идея Единого Бога выражена в иудейскомсимволе веры «Шема», которым начинаются богослужения: «СлушайИзраиль! Господь наш Бог, Господь один!». В иудаизме сложился обычай неупотреблять в обиходной речи имени Бога, заменяя его словом «Адонай»(«Владыка», «Господь»). Закрепляя это правило, хранителисвященных текстов ставили к согласным буквам слова «Яхве» знакиогласовки для слова «Адонай». Из этого соединения возникла широкораспространенная транскрипция «Иегова» — искаженная форма имени«Яхве».
 Все религиозные надеждыи желания, все помыслы устремлены на посюсторонный мир, потустороннеесуществование не является ожидаемым: земная жизнь важна сама по себе, а не какпреддверие будущей “настоящей” жизни. Соблюдай Закон, “чтобы продлились днитвои и чтобы хорошо тебе было”. Сообщество “народ Израиля” во все времена естькультовое сообщество, в центре которого стоит отдельный индивид, продлениежизни которого на земле составляет главную задачу всех членов этого сообщества.Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем воскресении мертвых вТоре непосредственно не отражены и имеют в иудаизме более позднеепроисхождение.
Также иудаизм верит, чтоцель существования евреев – не больше не меньше чем «совершенствовать мир подуправлением Бога» (из молитвы «Алейну»).
В еврейских учениях обапункта – этическое совершенство мира и царство    Божие – одинаково важны. Людидолжны принести  всему человечеству знание о Боге, чье первое требованиесостоит в нравственном поведение. Все, кто в это верит, — этические монотеистыи естественные союзники религиозных  обычаев.  
ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ
Иудаизм отличается сильноразвитым ощущением хода времени. Ощущение хода времени, особенно исторического,наиболее заметно проявляется в ежегодных праздниках. Каждый год в определённоевремя исторические события не только отмечают, но и воссоздают заново и, такимобразом снова их переживают.
Многие учёные делаютакцент на земледельческом происхождении праздников, полагая, что ихисторическое значение развилось намного позднее. Они указывают на сходствомежду библейскими праздниками и теми, которые существовали в других странахБлижнего Востока.
В году есть три крупныхпраздника: Песах, Шавуот и Сукот.  Они отображают три этапа исхода из Египта.Песах знаменует свободу, связанную собственно с исходом; Шавуот придаёт свободедуховное значение, отмечая получение Торы на горе Синай, а Сукот подчёркивает,что настоящая защищенность возможна только в Божьем присутствии, и с этой цельюотмечает странствие евреев через пустыню к Земле Обетованной. Эти три праздниканазываются праздниками паломников (или ступнями), потому что во времена Храмаевреи совершали паломничество в Иерусалим, чтобы совершить жертвоприношения. Современи разрушения Храма в 70 году н.э. жертвоприношения больше не совершались,но праздники не потеряли своего значения, и в них входит множество праздничныхобрядов дома и в синагоге. В Израиле праздники паломников сохраняют связь скультурой сельского хозяйства и соотносятся с временами года: Песах проводитсяво время уборки ячменя, Шавуот – во время уборки пшеницы, а Сукот – во времяосеннего сбора урожая.
Иной характер носятпраздника Рош-га-шана и Йом Кипур. Они главные, поскольку ведут начало отбиблейских предписаний и ограничений в работе, но характер их торжественный, ане весёлый. Акцент здесь делается на внушающих благоговейный страх требованияхБога к взаимоотношениям с Ним каждого иудея и с другими народами.
Все остальные праздники ипосты иудаизма второстепенны, но не по значению, по возникновению. Они не былизаповеданы торой, и, следовательно, на них не устанавливаются те ограничения,которые существуют в библейских праздниках и постах. Некоторые из них, а именноДень независимости Израиля, День Иерусалима, День памяти Холокоста,- все онивозникли в наше время.
Большими праздникамиявляются также Ханука и Пурим. Ханука (праздник Освящения). Онустановлен в память об освобождении Маккавеями Иерусалима от власти Селевкидовв 164 г. до н. э. и посвящен обновлению Храма. Праздники Ханука и Пуримотмечаются с особым весельем: в дни праздников все дарят друг другу подарки,устраиваются игры, танцы, народные гуляния и детские утренники.
Помимо праздников виудаизме также приняты и посты, которые посвящаются скорбным событиям еврейскойистории. Иудейский пост предусматривает полное воздержание от пищи и питья втечение всего дня до захода солнца. Наиболее важными постами являются: Тишабе-Ав (9-й день месяца ава) — в память о разрушении первого и второгоХрамов; Цом Гедалья (3-й день месяца тишрей) — в память убийства Гедалии,последнего еврейского правителя Иудеи в 186 г. до н. э.; Асара бе-Тевет(10-й день месяца тевет) — в память разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 г.до н. э.; и Шива-асар бе-Таммуз — в память о разрушении Иерусалимаримлянами в 70 г. н. э.
Весьма важное значение виудаизме имеет система пищевых запретов (кашрут): полностью запрещеноупотреблять в пищу мясо свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла),животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющейчешуи. Чистым (кошерным) считается мясо жвачных парнокопытных (овец,коз, коров) и птиц, забитых резчиком (шойхетом) по особому правилу,причем из мяса должна быть полностью удалена кровь. Существует также запрет наодновременное употребление мясной и молочной пищи, злаковых и бобовых и даже ихсмешение в одной посуде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее времяпоследователи иудаизма расселены по всему миру и по своей этническойпринадлежности почти все они являются евреями. По разным статистическим даннымобщее количество евреев в мире колеблется от 13 до 14 млн. человек; из них 4,6млн. человек проживают в Израиле и более 1 млн. человек на территории бывшегоСССР. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80странах мира. Миссионерство среди нееврейского населения в иудаизме непрактикуется, но вступление иноверцев в иудейскую общину допускается, хотя идостаточно затруднено. Принимающие иудаизм неевреи (герим) послепрохождения обряда обращения считаются евреями; им даже запрещается напоминатьоб их нееврейском происхождении. Кроме того, существует целый ряд этническихгрупп, которые исповедуют иудаизм, но в то же время осознают в той или инойстепени свою отличность от евреев. Ими являются самаритяне и караимы, а такжегруппы иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), в Индии, Китае,Бирме, США и в других странах. В России в конце ХVIII в. среди крестьянцентральных губерний возникли иудействующие секты субботников и геров,немногочисленные последователи которых сохранились и до сих пор.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Гараджа В. И. Религоведение, 1995г.
2.  Телушкин Раби Йосеф. «Еврейский мир»
3.  Даймонт Маркс. «Евреи, Бог и история»
4.  Адин Штейнзальц. Введение в Талмуд. Москва, 1996г.
5.  Авраам Иегошуа Хешель. Тора с небес в зеркале поколений.Лондон – Нью-Йорк, 1962г.