Испытание веры

священник Георгий Завершинский
Путь осознанной веры
Возникновениепорой неожиданного и недоуменного вопроса «что делать, если душа остыла ввере?» означает, что когда-то в душе все же «горел» или хотя бы «теплился»огонек веры. Когда-то казалось, что так будет всегда, что вера – это нечтонеотъемлемое и будет сопровождать меня всю жизнь. Благодаря этому на душе былоспокойно, и уверенность в главном не оставляла, ведь во мне была вера в Бога.Она приносила радость как драгоценная жемчужина, ради приобретения которойможно отдать все нажитое состояние. Она согревала душу своим теплом и сообщаласмысл всему происходящему со мной в жизни. Она как путеводная звезда освещалапуть, указывая его направление и предостерегая от попадания в яму. Верапомогала строить отношения с другими людьми, избегая конфликтов и обид, потомучто делала предмет всякого спора малозначимым в сравнении с собой, а выяснениеотношений никогда не выливалось в продолжительную ссору. Вера давала правильныйориентир в моем отношении к «осужденному» божественной любовью неверующему мируи никогда не позволяла судить этот мир каким-то иным образом, кроме того, какэто делал Христос со словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк23:34). Вера укрепляла, вдохновляла, поддерживала, исцеляла, умудряла. Верапомогала мне жить.
Новот, что-то восстало во мне, какой-то невидимый барьер начал расти и затмеватьмою веру. Ее свет, подобно неверному свету от тлеющего огонька лампады, вкоторой кончается масло, уже не освещает предметы вокруг меня, и они лишьотбрасывают странные и тревожные тени. Каждый день тает уверенность в своихсилах. Все ближе подкрадывается сомнение и встает вопрос: а была ли она во мнекогда-то, эта вера? Да и что это значит – верить? Все вокруг живут без этого, иничего страшного с ними не происходит. Более того, они теперь кажутся мнеспокойными, беззаботными, не отягощенными ничем искусственным, но живущимисвоей естественной жизнью. Они не претендуют на что-то заоблачно высокое ипотому представляющееся им сомнительным, а следуют тем простым истинам, которыепонятны без особых усилий над собой. Эти люди становятся мне ближе, понятнее, роднее,и хочется вновь окунуться в прежнюю жизнь, когда вера еще не коснулась меня ине вывела из той среды, где, сейчас кажется, было не так уж плохо. Одно теперьстрашно, – не слишком ли поздно возвращаться назад. Опять сомнение…
Одноза другим, с разных сторон сомнения начинают одолевать меня, так как «щит веры»рассыпается и, кажется, ни в чем уже нет опоры, а потому нужно сдаваться. Чтоже происходит? Почему вера оставила меня, ведь раньше все казалось таким ясными светлым? Неужели это было иллюзией, а моя вера была надумана и служила простодля того, чтобы как-то выделить себя в этом мире, обозначить свою особенность, непохожестьна других и, тем самым, как-то возвеличить себя над ними? Неужели этот мирпобедил и просто берет свое, восстанавливая «статус кво» и показывая мне, что, мол,нечего тебе было тягаться со мной, все равно окажешься там, где тебе суждено.Жизнь тускнеет, смысл вещей уходит, краски смываются, свет меркнет. Вера«остывает»…
Новсе же что-то произошло за то время, пока меня не было в том, живущем без веры,мире, пока я делал усилие над собой и, ведомый верой, взбирался по ступенькаминой жизни, освещенной особым светом. Что-то «зацепило» меня там и не дает доконца остыть в вере. Не оставляет ощущение связи с реальностью веры иподлинности этой жизни. Возникает пока еще неосознанное желание как-тосопротивляться тому охлаждению веры, которое претендует стать неизбежным фактоммоего бытия. Как сознание восставшего от сна человека начинает впускатьреальность в свой внутренний мир, только что находившийся в дреме, таквозвращается реальность веры в душу человека, который начал было терять ее.Оглядываясь вокруг, мы опять видим мир проясненным оком и незамутненнымсознанием. Как вспышка света наш разум озаряет проблеск мысли о Боге, Которыйникогда не оставит нас, даже если мы отречемся от Него. Совесть просыпается, иоттого человеку становится стыдно за свое малодушие и слабоволие. Хочется всеисправить и снова погрузиться в то бытие, которое отталкивается от веры исопровождается ею.
Иногдачеловеку кажется, что вера – это нечто такое, что он поддерживает в себесобственными силами, и, стоит ослабить усилие над собой, как вера тут жерастает. Это так и не так. Конечно, без усилия душа легко «впадает в спячку» ине пробудится до тех пор, пока кто-то ее не разбудит. Но не будем забывать, чтокогда-то, в самом начале, веры пришла к нам без всяких усилий с нашей стороны, «беструдно».Да мы тогда и не могли знать, что именно нужно делать, чтобы поверить, кроме, можетбыть, общих правил и обычаев, установленных Церковью. Но эти правила и «обряды»тогда оставались скорее чем-то внешним, поначалу не трогавшим самое сокровенное,что есть в душе человека. Что же есть это самое сокровенное?
«Духдышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и кудауходит» (Ин 3:8). Этими словами можно охарактеризовать рождение нашей веры, котораяесть плод действия Святого Духа. Здесь как-то особым образом, незаметно, исподволь,но все-таки ощутимо является образ Духа как Личности. Это должно быть хорошо понятнонам, поскольку Он «дышит, где хочет». Подобно человеческому желанию что-тосказать, куда-то пойти и что-то сделать, Дух сообщает дыхание жизни там, где Он«хочет». Но, в отличие от нашего желания поступать, как нам заблагорассудится, Дух«хочет» точно то же самое, что и другие Божественные Лица – Отец и Сын. Поотношению к нам и к этому миру их желание едино – «ничего не погубить, но всето воскресить в последний день» (Ин 6:39). Дух дышит свободно именно там, гдежелание человека быть спасенным соединяется с желанием Бога спасти его.
Триединаябожественная воля есть одновременно и его действие в каждом человеке и, черезчеловека, во всем мире. Однако грех, войдя в мир, препятствует свободномуосуществлению этой воли. Человек не видит ясно и не знает, «откуда приходит Духи куда уходит» именно потому, что без труда, без усилия над собой и преодолениясвоей самости, не может «встретить» дыхание Духа и ощутить его как своесобственное. Вспомним слова праведного Иова: «Доколе еще дыхание мое во мне идух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды, и язык мой не произнесетлжи!» (Иов 27:3-4). А мы, согрешая, пребываем в состоянии неправды и произносимложь, даже не задумываясь над этим. Тогда и прерывается то дыхание, котороедает нам жизнь вечную.
Самоесокровенное для нашей души – принятие воли Божией о самом себе какдействительно нуждающемся в спасении. Именно этому по-настоящему угрожаетбезразличие или «духовная спячка», когда в нас остывает вера. Приходящее насмену вере чувство самодостаточности человека в жизни иногда кажется нам некимидеалом, потому что в своем безразличии оно как бы ограждает от разных вредныхвоздействий и злонамеренности окружающего мира. Однако это лишь иллюзия, чтотакие люди счастливы и не нуждаются ни в чем ином, кроме самих себя. Никто изнас не знает до конца не только душу другого человека, но и свою собственную.Самодостаточность никогда не сможет стать гарантией беззаботной жизни, потомучто у человека есть душа, которая все равно рано или поздно напомнит ему о своемсуществовании. Если нет веры, то душа будет метаться в ее поисках, пока ненайдет. Какие бывают страдания, какие сомнения раздирают душу человека на части,когда она, без веры не находя опоры ни в чем, теряет баланс и может решитьсядаже на самое непоправимое.
Иногдамы видим, как внешне абсолютно благополучный человек вдруг срывается и, обнаруживаяполную утрату самоконтроля, или, хуже того, агрессию, делает что-то из ряда вонвыходящее и приносит горе себе и другим. Современный мир несет на себе печатьсуицида и терроризма, что никогда ранее в истории человечества не проявлялосьтак отчетливо. Не потому ли это происходит, что центр тяжести общественногосознания сдвинулся, и мир перестал опираться на прежнюю точку опоры, которуюдавала вера в Бога, а новой не нашел. Да и возможна ли она? Духовноебезразличие не может продолжаться долго. Перестав дышать, человек умирает, хотяи не сразу. Дыхательная пауза, в зависимости от тренировки, длится донескольких минут, но потом неизбежен вдох. Так и в духовной жизни, — хотя повремени эта пауза может затянуться, тем не менее, вдох будет, иначе наступитсмерть.
Утратаустойчивого ориентира как для одного человека, так и для целого мира несовершается одномоментно и непоправимо, всегда остается шанс, и есть альтернативане уходить от него далеко. Но выбор остается за самим человеком, причем онтребует усилий и даже самоотречения. Дело в том, что балансирование возможно доопределенного предела, за которым происходит такой сдвиг, что восстановлениебаланса потребует вмешательства извне. Разбалансированную механическую системуприводят в равновесие с помощью внешней силы. Человеческая же душа в отличие отмеханической системы, чтобы принять такое вмешательство, должна очень захотетьэтого и, отрекшись своей самодостаточности и замкнутости, осознанно устремитьсебя навстречу ему. Если впервые вера возникает в нас неосознанно, и мыдействительно не знаем, откуда это приходит и куда исчезает, то после обретенияопыта веры познание этого возможно и даже становится неотъемлемым. Каждый изверующих должен знать, «какого он духа». Необходимо трудиться над тем, чтобыэто знание не утратить и не допустить, чтобы наша вера остыла. В случае жеохлаждения веры нужно сделать все возможное, чтобы его остановить и не дойти дотех пределов, когда наша душа перестанет осознавать в себе самое главное исокровенное.
Именнопереживание самого сокровенного вновь возрождается в душе, когда действием Духамы просыпаемся от «духовной спячки» и чувствуем потребность в покаянии. Этовеликий Божий дар человеку – протребность каяться. Не обладая этим даром, человеклибо постепенно скатывается к полуживотному состоянию, либо возносится вгордости и, не чувстствуя ответственности за свои действия, может оправдать длясебя все что угодно. Оба состояния одинаково опасны как для самого человека, таки для окружающих. Бог не оставляет нас до конца никогда, однако Его влияние нанашу жизнь не имеет насильственного характера. Он всегда оставляет нам выбор –доверять Ему или нет, чтобы потом из этого осознанного доверия могли свободновозникнуть вера и любовь. Ведь «насильно мил не будешь» — в любви не бываетпринуждения. И все же выбор, который дает нам Бог, кардинально отличается оттого, как мы обычно понимаем свободный выбор.
Когдамы воспитываем своих детей, то иногда предоставляем им самим решать, что можно,а что нельзя, ведь иначе ребенок не научится сам анализировать ситуацию ипринимать решение. Однако, любя своих детей и не желая им попасть в беду, мывсегда страхуем их, чтобы в случае неправильного решения они не пострадали.Например, объяснив, как и когда переходить улицу, и предоставив возможностьсделать это самому ребенку, мы все же не отпускаем его руку и всегда готовыпредотвратить опасность. Бывают и более сложные ситуации, но хорошие родителидолжны предусмотреть возможные исходы самостоятельных действий своего сына илидочери и не только предупредить их об этом, но и приготовить свою поддержку вслучае ошибки. Так, предоставляя им сделать свой свободный выбор, мы готовимсяв случае необходимости придти на помощь, несмотря на то, что уже предупреждалиих о таящейся опасности и по-человечески вроде имеем право «умыть руки».
Скольже более заботлив о нас Бог! «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие даватьдетям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк11:13). Господь называет нас злыми, потому что наша воля направлена ко злу, дажекогда мы это не вполне осознаем. Тем не менее, в любви к своим детям мыпревозмогаем свое природное зло и делаем им благо. Бог поступает с наминесравненно более деликатно и дальновидно. Наш выбор всегда сопровождается Еговниманием, и когда становится ясно, что мы зашли в тупик неверия и самости, тоОн приходит на помощь, хотя и медлит иногда. Промедление дает нам возможностьсамим потрудиться над своим доверием к Богу и, в результате, обрести болееустойчивую и осознанную веру, которую потом будет труднее поколебать. С другойстороны, это промедление дает нам возможность глубже почувствовать свой грех ипринести более глубокое покаяние.
Покаяние– это главный шаг к восстановлению веры. Остывание в вере остужает наше сердце,и оно становится бесчувственным и холодным. Его перестает трогать реальностьпроисходящего с нами и тем более с другими людьми. Тогда могут случиться оченьжестокие вещи не только в отношении к другим, но и к самим себе. Пробуждениепокаянного чувства – первый признак духовного выздоровления. Как в обычнойболезни бывает период ухудшения, а затем, после кризиса, — выздоровления, так ив духовном заболевании – период охлаждения сменяется кризисом духовнойбеспомощности, «нищеты», за которым должно последовать выздоровление. Однако, какфизически болезнь может продолжаться очень долго, принять хронический характерили даже перейти в патологию, так, к сожалению, случается и в духовной жизни.Чтобы избежать хронического исхода болезни, врач делает все возможное, стараясьпонять природу заболевания и назначить правильное лечение. В духовной жизнитоже необходима помощь и совет духовника, священника или просто участливое братскоевнимание со стороны других верующих. Когда это сделано с верой и любовью, тоБог сотрудничает с нами, и происходит духовное исцеление. Вера начинаетвозвращается к тому, у кого она «остыла», а любовь – к тому, кто ее лишился.
Впроцессе выздоровления, которое может быть долгим, больному нужен постоянныйуход и внимание. Долог бывает путь покаяния и возвращения веры. Требуетсяусердие и постоянное внимание к своему внутреннему состоянию. «Как тело бездуха мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2:26) – ее пробуждение должносопровождаться определенными действиями с нашей стороны. Если есть возможность– желательно исповедоваться и причащаться Святых Тайн как можно чаще, неопуская должную подготовку к каждому причастию. Дела милосердия: помощь нуждающимся,посещение больных и страждущих, добрый совет и участие в проблемах своихближних, внимание к родителям и т.д., должны стать для нас потребностью, безкоторой жизнь будет неполной и лишенной главного. Молитву надо стремитьсясовершать с возможно более глубоким сердечным вниманием, не пропуская ни одногослова и возвращаясь к прочитанному в том случае, если смысл слов молитвы недошел до нашего сердца. Иногда бывает трудно прочитать все правило, но неследует, когда это очень трудно, несмотря ни на что «вычитывать» его полностью,а лучше, по совету митрополита Антония Сурожского, прочитать одну или несколькомолитв из всего правила, но так, чтобы прочувствовать ее «каждой клеточкойсвоего тела». Произнесение любой молитвы должно для нас стать событием «чрезвычайнойважности», когда ничто внешнее не может прервать или нарушить ее. Особенно этокасается молитвенной подготовки и участия в богослужениях, из которыхцентральное место принадлежит Литургии.
Божественнаялитургия – это главное событие в жизни христианина, и, конечно, болезни иослабление в вере, как пишет апостол Павел, связаны, прежде всего, с нашимнедостойным причащением святых Тела и Крови Христовых. «Кто будет есть хлеб сейили пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьетиз чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, нерассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немалоумирает» (1 Кор 11:27-30). Наши немощи телесные и духовные, таким образом, возникают,когда мы причащаемся недостойно или вовсе отпадаем от причастия. Возможнапрактика более частого причащения, только нельзя опускать определенноевоздержание в пище и необходимую молитвенную подготовку к таинству Причастия.Регулярное исповедание грехов должно быть практикой, однако исповедь неявляется необходимым условием причастия. Это различные таинства, к участию вкоторых надо готовиться особым образом. Нельзя допустить формального подхода кисповеди, когда она совершается только, чтобы причаститься. Произнесение лишьсписка «стандартных» грехов – это еще не исповедь.
Исповеданиегрехов, покаяние (по-гречески «метанойя») означает полный переворотчеловеческого сознания и обращение вспять всех своих помыслов и дел, то естьосознание греховности всей своей предыдущей жизни и готовность все изменить, чтобыгрех более не властвовал над нами. Подготовка к исповеди, по сути, сопровождаетсявозрождением веры и духовным пробуждением человека. Вставая от сна, мы делаемнад собой определенное усилие, преодолевая желание «поспать чуть-чуть еще», иначеопоздаем на работу или не сделаем того, что нами запланировано в этот день. Даи вообще, привычка долго спать препятствует осуществлению многого из того, начто мы способны. Кроме этого, чем больше спишь, тем больше хочется спать.Подобно и в духовной жизни, требуется усилие, а иногда сверхусилие над собой, чтобыперестать духовно деградировать. В духовное жизни невозможно долго оставаться водном состоянии, достигнутом однажды. Ничего над собой не делая, мы неизбежноначинаем опускаться и приходим к духовному бесчувствию. Каждый раз отодвигаясвое причастие и говоря себе, что я еще не готов и не настало время, вот придетпост, тогда соберусь, мы даем себе «поспать еще чуть-чуть» и, в результате, опаздываемпробудиться. Тогда не следует удивляться, что вера постепенно начинает остывать,сердце каменеет, а душа становится безразличной к духовной жизни. Но и сейчасеще не все потеряно, чтобы пробудиться, необходим «холодный душ» искреннегопокаяния.
Кактолько мы начинаем просить об этом, Господь незамедлительно откликается, и дарСвятого Духа возвращает человеческой душе покаянное чувство, острую потребностьраскаяться и изменить свою жизнь. Всплывают грехи, и то, что прежде казалосьобычным делом, свойственным каждому, теперь начинает осознаваться как грех.Оказывается, что я живу не один в этом мире, есть и другие люди, которым явольно или невольно принес боль и страдание, чем-то обидев их. Мне становитсястыдно за себя. По отношению к Богу я проявлял «черную неблагодарность», нискольконе смущаясь брать то, что Он мне дает в жизни, как должное и не имея нималейшего чувства благодарности за это. Да и к самому себе я, как выясняется, неотносился подобающе, пропуская мимо себя многие открытые возможности и не даваясебе труда использовать их. Покаянное чувство приносит с собой ощущение радостипробуждения и энергию действия. Следующим шагом должна стать подготовка ктаинству Исповеди.
Исповедьпринимает священник или духовник, свидетельствуя наше покаяние перед Богом. Длячего требуется такое свидетельство? Я ведь уже раскаиваюсь, и Бог знает обэтом. Дело в том, что это свидетельство нужно не Богу, а нам самим, потому чтонаша вера еще только пробуждается и нет достаточной уверенности, а прощает лиБог мои грехи. Может быть я совершил такое, что и простить невозможно. Тогдаэтот грех останется на мне и возможен новый этап «остывания» веры. Духовник, принимаяисповедь, ожидает нашего полного раскаяния и безраздельного доверия тому, чтоБог прощает все наши грехи, не оставляя на нас ничего и давая нам шансвыбраться из состояния спячки и начать новую жизнь. Если мы не можем этосделать сами, то духовник помогает, направляя нас к осмысленному раскаянию и пробуждениюверы. Таинство исповеди не совершается, если у исповедника нет подлинногораскаяния, если он вольно или невольно ищет себе оправдания или, хуже того, обвиняетдругих. Поэтому иногда может показаться странным, что духовник, не слушая то, чтомы пытаемся объяснить, говорит как бы о чем-то совсем ином. Важно в такомслучае переключить свое внимание на его слова, относясь к ним с полным доверием,стараясь настроить свое сердце на послушание ему и воспринять все происходящеекак волю Божию о себе. Тогда мы обретем дух покаяния, и исповедь совершится.
Хорошоисповедоваться накануне, а не в сам день, когда мы готовимся принять СвятоеПричастие. Тогда останется время, и мы, уже очистившись покаянием, сможемвдохновенно и молитвенно прочесть правило к причастию. Душа, окрыленнаяпрощением, устремится в молитве к своему Ходатаю и Заступнику, нимало несомневаясь в Его благости и милосердном внимании к ней. Ответное на молитвучувство – радость, которое вселяет в нас благодарность и ощущение новой жизни сГосподом, когда сомнения остались позади, и в моей жизни совершается что-тостоль важное, что язык бессилен выразить это словами. Литургическая радостьприближает завтрашний день, и в духовном смысле переживание Таинства уженачалось.
Вранней Церкви христиане не могли без Литургии прожить и одной недели. О этомговорит появление Литургии Преждеосвященных Даров. В будние дни Великого постана этой особой службе, вечерней по своему характеру, Святые Дары, заранеезаготовленные на воскресной Литургии, особым чином преподаются для причастияверующих. Как мы хорошо знаем, пост состоит не столько из ограничений в пище, питьеи иных удовольствиях, сколько в соблюдении определенного воздержания кактакового. Радость от любого переживания будет более полной, если человеккакое-то время воздерживается от него. Так, чтобы молитвенно и аскетическиприготовиться к субботней и воскресной Литургии, по будням Великого постаЦерковь постановила воздерживаться от ее совершения. Сокрушение и плач о своихгрехах, которые никак нельзя совместить с пасхальной радостью, в определеннойстепени свойственной каждой Литургии, бывают в те дни, когда согласно уставуЛитургии не бывает совсем. Однако уже в древности стало ясно, как труднохристианину обойтись без причастия хотя бы несколько дней, и чтобы для верующихоткрылась возможность причащаться по будням, возник чин ПреждеосвященнойЛитургии.
Мывспомнили о потребности причащаться, столь свойственной не только христианам вдревности, но понятной всем, кто ищет «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф6:33). Ведь все остальное тогда, как говорит Господь, приложится. Вернетсярадость и спокойствие, мудрость и уверенность, ощущение поддержки и утешение, вернетсявера, появится надежда, с новой силой вспыхнет любовь. Не будут терзатьсомнения и мучить разочарования, потому что самое главное, ради чего живетчеловек, «пришелец» на этой земле, исполнится. Врата будущего Царства будутотверсты и мы, подобно Нафанаилу, увидим «небо отверстым и Ангелов Божиихвосходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин 1:51), Который пришел«заклатися и датися в снедь верным». Эта «снедь верным» есть необходимая дляверных, то есть живущих по вере, духовная пища, без которой и сама веранемыслима. Если лишить питания человека, то рано или поздно он не сможет продолжатьжить. Если верующий перестанет участвовать в Таинстве Евхаристии, то его жизньв вере прервется, и самостоятельно возобновить ее человек не сможет, какумерший не в силах воскресить себя. Тогда лишь глубокое покаяние, «второеКрещение», как называли его святые отцы, может вернуть человека к жизни повере.
ВераАвраама вменилась ему в праведность, с тех пор оправдание человека перед Богом– дело его веры, которую побуждает и питает в нем Бог. Однако и от человекатребуется совершить определенное дело – приготовиться и придти туда, гдедействует Бог, отдающий Своего Сына, чтобы «всякий, верующий в Него, не погиб, ноимел жизнь вечную» (Ин 3:15). Когда мы собираемся вместе с другими верующими, чтобыразделить Трапезу Господню, то наша вера находит свое разрешение, и то, во чтомы верим, исполняется, хотя и не окончательно. Подтвержденная вера продолжаетжить в нас, пока для нее не придут новые испытания. Так продолжается всю жизнь,и никогда нельзя остановиться и сказать, что теперь моя вера обретена раз инавсегда. Это будет самообман, и, скорее всего, он даст повод к разного родасоблазнам, в результате действия которых наша душа может остыть в вере.
Почувствовавохлаждение веры, следует, прежде всего, не успокаиваться на этом, не мириться стем, что происходит в душе, не искать оправданий или каких-то объяснений этому.Всякие попытки проанализировать ситуацию и дать ответ, почему со мной этослучилось, могут еще более остудить мое рвение к Богу. Ведь я живу в таком мире,который совсем не желает приобщиться жизни с Богом, а, напротив, всячески гониттех, кто к этому стремится. И любые объяснения утраты веры во мне, вероятнеевсего, сведутся к тому, что так сложились обстоятельства, и я действительно, потем или иным причинам, перестал всем своим сердцем стремиться туда, где меняожидает Господь. Но не анализ обстоятельств необходим в этот момент, арешительные действия. Только так, подобно апостолам следуя евангельскойзаповеди «иди и смотри», можно вновь встретить Господа и, получив прощение иразрешение своих грехов, вновь стать причастником Его Тела и Крови. Только такможно вновь зажечь свое сердце, чтобы оно освещало путь нашей жизни.
«Кактело без духа мертво, так и вера без дел мертва», говорит апостол Иаков (Иак2:26). Постараемся понять, что как бы прекрасно ни было человеческое тело, своюподлинную красоту и завершенность оно получает в движении и совершенииподобающих действий. В этом отличие человека от неживой статуи. Так и вера, какбы умно и логично мы ее себе или другим ни излагали, пока она не обрететподобающих себе дел, не оживет. А дело веры – пойти туда, где «двое или троесобраны» во имя Христово, и разделить с ними то, ради чего они собрались. Таксобирается община верных, чтобы совершилась Литургия, и чтобы их вера нашласвое подтверждение и укрепление. Тогда вера Церкви расширяет горизонты нашейличной веры, одновременно полагая ее границы, и в человеке, по словамархимандрита Софрония (Сахарова), порождается «догматическое сознание». Вслучае новых испытаний для нашей веры догматическое сознание сможет оградитьнас от многих опасностей и не дать ей «остыть».
Догматическоесознание рождается из духовного опыта, а не из рассудочной деятельности ума.Именно благодать и опыт богообщения есть мера нашей веры и основадогматического сознания, рождающегося в нас. Без получения такого опыта любыесамокопания и углубления в себя останутся безответными и потому не принесут намоблегчения. Благодать дается человеку даром, не за какие-то его дела илиусердие, но тогда, когда этого хочет Бог. Одновременно ему дается идогматическое ведение или сознание, чтобы приобретенная вера могла иметь в насустойчивый характер. Усвоение этого дара связано с долгим внутренним процессомв человеке, который сопровождается временными «охлаждениями», пока догматическоесознание не вытеснит в нас всякое иное рассуждение, приводящее к сомнениям иблужданиям.
Поискверы одновременно побужает нас и к поиску опыта живого богообщения, если памятьхранит воспоминание о нем. Одно подтверждает другое. Человеку, в котором вера«остыла», невозможно «разогреть» ее как-то индивидуально, «в домашних условиях»,своими усилиями, без общения в Боге с теми, кто подобно ему самому искреннеищет этого. Радость живой встречи с Богом должна быть разделенной в общении, котороене ставит перед собой никаких иных целей, кроме этой встречи. То, что былонеодолимым препятствием для ищущего «своего» в Боге, незаметно разрешится иисчезнет там, где есть общение в Боге. Бог абсолютно свободен в своих действияхи открывается людям тогда, когда Сам этого хочет. И важно понять, чточеловеческая солидарность и единство именно в обращенности к Богу приводитлюдей к пониманию, чего хочет от нас Бог, Который – есть общение Трех Лиц вединстве Их сущности. Обращенность к Богу, преданность ему и готовность предатьсебя на его волю – это то, чему учит и на что вдохновляет нас СвященноеПредание, вершиной которого является литургический опыт, то есть опыт единстваверы и живого богообщения. Именно такой опыт разогреет нашу веру, не даст ейостыть до конца и, более того, научит нас, как донести свою веру до другихлюдей, которые по-настоящему нуждаются в этом.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru