Министерствообразования и науки РФ
Тюменскийгосударственный университет
Филологическийфакультет
Реферат
«Языческиеобряды у современных славянских народов»
Тюмень 2007
Содержание
Введение
1.Язычество древних славян
2.Языческие обряды, приметы и суеверия у современных славян
а) Взгляды людей на различные церковные праздники исопровождающие их обычаи и обряды
б) Обычаи и обряды при рождении и крещении и относящиеся сюдасуеверия и приметы
в) Свадебные обычаи и обряды
г) Обычаи и обряды в быту
д) Погребальные обряды и суеверия о мертвых
Список используемой литературы
Введение
Язычествопрошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнегочеловека до государственной «княжеской» религии Киевской Руси к 9веку. К этому времени язычество обогатилось сложными обрядами, чёткой иерархиейбожеств и имело на данный момент огромное влияние на культуру и быт древнихславян. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной ивраждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
Несмотря на то, что внаше время официальной религией является христианство, обряды, приметы исуеверия в жизни современных людей сохранились со времен язычества. Они возниклииз представлений древних славян, которые покланялись множеству богов.Этнографические исследования показывают поразительную живучесть многихпредставлений о мире, которые славяне перенесли даже в христианство.
После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, ноне так просто оказалось вытравить из души народа верования, которыескладывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, врезультате русское православие, по крайней мере в народном представлении,превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества.
По сей день, люди верят вприметы, совершают различные обряды. Так, к языческим обрядам относилисьпрактически все святочные гадания, игры, наряды и проч.; к дохристианским жевременам принадлежал, судя по всему, и обычай колядовать, однако при этом самослово «святки» говорило о святости этих дней, освященных столь важнымдля христиан событием — Рождеством Спасителя. Святки на Руси (да и вообще увсех славянских народов) сопровождались множеством обычаев, обрядов, поверий,примет, гаданий и т.д., в которых языческие мотивы тесно смешивались схристианскими воспоминаниями о Спасителе мира.
Русский народ святоверил, что жизнь каждого человека продолжается и после смерти. Представления озагробной жизни — это не дань позднейшей христианской традиции, а древнейшиеверования, корни которых уходят в глубины тысячелетий. Славяне испокон вековпризнавали, что душа имеет самостоятельное бытие, может отделяться от телапосле смерти, некоторое время пребывать на месте, где произошла смерть, а затемпереселяться в «мир иной». Отсюда все древние традиции, связанные спохоронами и проводами, которые соблюдаются и в современном мире.
1.Язычество древних славян
Язычество»,как известно,— крайне неопределенный термин, возникший в церковной среде дляобозначения всего нехристианского, дохристианского.
Этимтермином должны были покрываться самые разнородные и разного историческогоуровня религиозные проявления: и мифы античного мира, и представленияпервобытных племен, и дохристианские верования славян, финнов, германцев,кельтов и домусульманская религия татар.
Славяно-русскуючасть общечеловеческого языческого массива нельзя понимать как обособленный,независимый и только славянам присущий, вариант первобытных религиозныхпредставлений. Вычленение славяно-русского происходит лишь по этнографическому,локальному принципу, а не по каким-либо специфическим чертам.
Главным,определяющим материалом для изучения язычества является этнографический:обряды, хороводы, песни, заговоры и заклинания, детские игры, волшебные сказки,сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса; важен символический орнаментвышивки и резьбы по дереву. Этнографические материалы — сокровищницамноговековой народной мудрости, архив истории познания мира и природных явленийчеловечеством. Сопоставляя фольклорные данные с надежными хронологическимиориентирами, имеющимися в распоряжении археологии (начало земледелия, началолитья металла, появление железа, время постройки первых укреплений и т. п.),можно уловить динамику языческих представлений, выявить стадии и фазы ихразвития. В самом начале 12 в. современник Владимира Мономаха предложилпериодизацию славянского язычества, разделив его на четыре стадии:
1.Культ «упырей (вампиров) и берегинь» — одухотворявший всю природу иделивший духов на враждебных и благожелательных.
2.Культ земледельческих небесных божеств «Рода и рожениц».
Историческидве роженицы предшествуют Роду; это были богини плодовитости всего живого,ставшие в дальнейшем матриархальными богинями аграрного плодородия.
3.Культ Перуна, являвшегося в древности богом грозы, молний и грома, а вдальнейшем ставшего божеством войны и покровителем воинов и князей. Присоздании государства Киевской Руси Перун стал первым, главным божеством вкняжеско-государственном культе 10 в.
4.После принятия христианства в 988 г. язычество продолжало существовать,отодвинувшись на «окраины» государства.
КультураРуси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влияниемразличных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не простослепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла ксвоим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народномуопыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Язычникамбыли известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой,музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играютархеологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта вгородской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли донас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений внайденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах,серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощьювитиеватого растительного орнамента они могли рассказать о «Кощеевойсмерти», о смене времён года, о жизни языческих богов… Неведомые звери,русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников. Большоезначение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональнуюнагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь,рожаниц, символами солнца, земли и отражала многоярусность мира. Верхний ярус,небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д. Ксожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почтиутрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидетьв отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия,когда художник мог изобразить рядом христианского святого и языческогобожества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянскиесимволы.
Большимразнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результатемноговековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в которомотражались их верования и быт. Борьба светлых и темных сил природы, плодородияс бесплодием, теплого лета с холодной зимой, светлого дня с ночью – этот сюжетпроходит через все представления арийцев. Подобно другим арийским народам,славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбыи поочередной победы одной из них.
2.Языческиеобряды, приметы и суеверия у современных славян
Понятияо нечистой силе и об ее разнообразных проявлениях составляют, бесспорно, тотобщий фон, на котором, главным образом, покоится наибольшая масса существующиху людей предрассудков и суеверий. Все, что более или менее загадочно и что в тоже время является в том или другом отношении вредным для человека, людиобыкновенно приписывают действию какого-нибудь нечистого духа (так как все ониимеют свои специальные функции, или, вернее сказать, специальные районы своихдействий), то все-таки это не уничтожает общей веры человека, что, во всякомслучае, это дело «нечистого».
Впрочем,нельзя сказать, чтобы нечистой силе люди приписывали только вредные для людейпроявления, причинение людям зла. Хотя все нечистые духи, по понятиям славян,сами по себе действительно являются существами злыми, но иногда они относятсяпокровительственно к тем или другим «приглянувшимся» им людям и оказывают своимлюбимцам различные услуги в их материальной жизни. Не говоря уже о том, чтоесть целый разряд лиц, которые являются как бы посредниками между людьми инечистыми духами и у которых эти последние играют почти служебную роль,исполняя их всевозможные желания и прихоти, направленные большей частью, квреду других людей. Но кроме этих лиц, находящихся в постоянном общении снечистой силой, по понятиям людей, и всякому вообще человеку представляетсявозможность задобрить или умилостивить разгневанного почему-либо нечистого духаили заранее предотвратить этот гнев. Для этого существуют известные правила иобряды, которые можно назвать в некотором роде демонологическим культом.
Попонятиям славян, происхождение нечистой силы заключается в следующем: вначалебыл Бог и только добрые ангелы. Но один из них, по прозванью Сатана,преисполнился зависти к Богу, и сам захотел быть таковым. Возгорелась борьбамежду ним и Богом, и окончилось тем, что Бог низверг Сатану в ил (болото),отчего Сатана с тех пор и стал называться Сатанаил. А его приспешники попадалис неба кто куда пришелся, и стали лешими, водяными, домовыми и прочей нечистью.Таким образом, нечистые духи завладели известными районами, в сфере которых истараются всячески пакостить людям.
Нижебудут представлены различные обряды современных славян, показанные на примере Сургутскогокрая.
а) Взглядысовременных людей на различные церковные праздники и сопровождающие их обычаи иобряды
Святки,и в особенности канун нового года, являются временем гаданий молодежи о своейбудущей судьбе. Рассмотрим главнейшие церковные праздники и периоды, начиная скрещенского сочельника.
Вечеркрещенского сочельника люди называют «страшным вечером» и говорят, что вэто время нужно особенно опасаться нечистой силы, которая, как бы встревоженнаяпредстоящим водосвятием, начинает повсюду метаться и бросаться. Поэтому, придяиз церкви, все окна и двери закрещивают углем или мелом. А принесенной изцеркви святой водой, окропивши дом, непременно потом окропляют и скотину,потому что, по поверьям, если не окропить святой водой скотину и загородь, то вэту ночь нечистый «шибко» будет мучить скот и на завтра (в Крещение утром) егонайдешь в мыле и в поту. Вместе с водой приносят также из церкви и свечку, которуюеще в церкви опускают в воду и так в воде и держат все время. Эта свечка такжеимеет большую предохранительную силу от нечистых духов.
Такжев крещенский сочельник люди всячески гадают и пытаются предсказать будущее.
Накрещенье, после водосвятия, те, кто ходил на святках ряжеными, купаютсяв проруби, чтобы смыть с себя этот грех, так как ряженье старыми людьмисчитается большим грехом.
Следующимза Крещеньем праздником является Масленица – проводы зимы, котораясопровождается устройством «катушки» (ледяной горы) для молодежи и катаньем налошадях вокруг города, в последние три недели со стороны более солидного люда.Люди пекут блины, сжигают чучело Масленицы. А в «прощенный» день (последнийдень масленицы) ходят «прощаться» к старшим, а также и на могилки кродственникам. После этого обряда масленица считается законченной.
Наступаетвеликий пост. Из всех дней поста больше всего обращает на себя внимание великийчетверг, который сопровождается разными обрядами и приметами, имеющиминесомненную связь с нечистой силой. Например, в великий четверг, вставши раноутром, после умовения и пр., следует соскочить с трех ступенек крыльца илиперескочить через три порога «взапятки» (задом): будешь весь год легкимчеловеком, т. е. не будешь весь год хворать.
Благовещенье (25 марта)считается большим праздником. По поверьям в этот день «птица гнезда не вьет,девица косы не плетет»… Точно так же спать с женой на Благовещенье считаетсябольшим грехом. Были случаи, когда попы накладывали епитимью на мужа, если вРождество родился ребенок, так как в этом случае думают, что такой ребенокзачат на Благовещенье.
Впервый день Пасхи, по поверьям, солнце на восходе «играет» — тоувеличивается, то уменьшается. Многие будто бы видели это явление. Если девушкапроспит Христовскую заутреню, это служит приметой, что ей достанется плохоймуж. С первого дня Пасхи и до Вознесенья Христос ходит под окнами и слушает,что о нем говорят. Поэтому плевать за окно или выливать туда что бы то ни было,хотя бы даже чистую воду, нельзя: можно облить Христа.
Вдень Ивана-Купала собираются лечебные травы, устраиваются гулянья игаданья.
б) Обычаии обряды при рождении и крещении и относящиеся сюда суеверия и приметы
Ещезадолго до наступления родов, женщины уже принимают некоторые меры предосторожностикак для сохранения своей собственной жизни в период беременности и во времяродов, так и, главным образом, для сбережения в целости своего ребенка.Беременным женщинам воспрещается перешагивать через оглоблю, голик или собаку,а равно и «пинать» собаку ногой – у ребенка может образоваться «кучерга», т. е.у ребенка будет болеть спина и гнуться назад. Также нельзя переходить черезноги беременной женщины, женщинам в положении нельзя сидеть на пороге.Беременным нельзя быть у покойника: ребенок умрет в утробе, и также нельзя бытьсвахой – по той же причине. За месяц или за два перед родами, приглашаетсябабка, которая «правит» живот и следит за нормальным течением беременности.Когда приходит время рожать, то прежде всего с женщины снимают рубашку, в которойона ходила, и надевают чистую, затем вычесывают у нее голову и волосы заплетаютв косы, снимают серьги и кольца, разувают ее. Потом зажигают перед иконамисвечку, которая горит все время. Как только родится ребенок и бабка уберет всеза роженицей, причем «место» (послед) заворачивают в ветошку с краюшкой хлеба изарывают в землю в подполье, бабка отправляется ко всем родным и знакомым иприглашает их к новорожденному «на чашку чая».
Покаребенок не окрещен, в доме нельзя гасить огонь, а матери отворачиваться отребенка на другой бок. Если новорожденный ребенок беспокоится – это делонечистого духа, который, по мнению людей, часто подменивает ребят. В этомслучае, значит, он подменил спокойного беспокойным.
Прикрещении ребенка наблюдают: если остриженные священником волосы ребенка,брошенные в купель, тонут – ребенок скоро умрет, а если всплывут наверх – будетдолговекий. Когда бабка после крещения возвращается с ребенком из церкви, токакая-нибудь родственница новорожденного встречает их у порога дома иблагословляет ребенка хлебом, после чего поднимает руку с хлебом вверх так,чтобы бабка с ребенком прошли под ним. От этого хлеба отрезают краюшку и кладутв люльку: ребенок будет спокойнее и, кроме того, хлеб предохранит его от разныхнапастей.
в) Свадебныеобычаи и обряды
Устройствобраков считается делом старших. Лишь только парень вздумает жениться или родныев тех или других видах найдут нужным его женить, собирается совет старших. Наэтом совете выбирается невеста. Затем на этом же совете старших выбираютсватьей.
Сэтого момента и начинаются свадебные обряды, которые открываются «сватовством»,продолжаются «свиданьем», или «переводинами», и «девишником» и завершаются «пировьем».
Передотправлением к венцу, жениха и невесту благословляют хлебом-солью и иконой.Жених становится посреди комнаты, а его родители, сначала отец, за ним мать,берут поочередно со стола икону и крестообразно благословляют ею жениха. То жепроделывают и с хлебом. Вместе с родителями жениха благословляют и его крестные– отец и мать, каждый – со своей иконой. При этом жених кланяется им в ноги ицелуется с ними. Затем жених отправляется к невесте. У нее тем же порядкомпроисходит благословение, но не одной невесты, а вместе с женихом. Затем всеедут в церковь. Впереди свадебного поезда несут невестину благословенную икону.Когда в церкви зажгут венчальные свечи, замечают, чья свеча больше сгорит, тотраньше умрет.
г) Обычаии обряды в быту
· Как тольковыстроенный дом будет окончательно готов, назначается особый день для переходаи приглашаются гости. При этом в новых горницах пол устилается сеном, а у иконзажигаются свечи. Гости собираются в новом доме раньше хозяев и ждут их.Некоторое время собравшиеся молча и с торжественным видом сидят и ждут. Затемпоявляются хозяева, причем хозяин несет хлеб с солью и икону, а хозяйка –кошку, курицу и квашенку.
· При поездкекуда-нибудь считается необходимым присесть на короткое время, причем в тотдень, когда кто-то собирается в отлучку, не метут из избы, пока он не уедет ине пройдет после его отъезда часа или двух.
· Во время пожаравокруг горящего дома обносят икону, а в огонь бросают «петушиное яйцо»,которое, по поверьям, петух несет перед своей смертью.
· Если потеряласьсобака, то нужно позвать ее по имени до трех раз через печную трубу в то время,когда из только что затопленной печки выходит первый дым, и собака явится.
· В полночь наИванов день надо достать совершенно черную кошку, варят ее в котле. Когда кошкуразварят до костей, начинают перебирать все ее кости перед зеркалом: возьмуткость, оботрут ее полотенцем, посмотрят через нее в зеркало и откладывают всторону. Через некоторое время будто бы непременно дойдешь до такой кости, чтокогда станешь смотреть в зеркало, то ничего не увидишь – ни себя, ни кости. Этукосточку и берут: она имеет свойство скрывать человека вроде шапки-невидимки.
· Во время грозызажигают свечи у всех икон и молятся Богу, при этом непременно закрывают трубуи выгоняют из дома кошек и собак, а на окна и в продушины кладут камни, т. к.думают, что через камень не может проникнуть в дом «Громова стрела».
д)Погребальные обряды и суеверия о мертвых
· Когда больнойумирает, зажигают у передней иконы свечу, а на столе у постели умирающегоставят чашку с чистой водой.
· Когда человекумирает, то проходящие мимо того дома, где он лежит, легко могут заметить, какв переднем углу этого дома стоит кто-то в белом и как будто кого-то караулит…Это смерть поджидает свою жертву. Многие говорят, что видели ее «своимиглазами».
· Люди очень боятсяпокойников и, чтобы не испытывать этого страха, употребляют такой прием: берутпокойника за ноги и приговаривают: «Не я тебя, страх, боюсь, а ты меня, страх,бойся», и затем задом отходят к порогу. После этого покойник будто бы уже небудет больше внушать страх.
· Неотпетый мертвыйслышит все, что происходит или говорится возле него, и лишь когда над ним впоследний раз пропоют вечную память, опуская в могилу, он утрачивает всякоесознание.
· Если сделанныйдля покойника гроб случайно окажется длинным или если покрывало окажетсядлиннее гроба, это служит дурной приметой: умрет кто-нибудь из того же дома.
· Когда покойникавынесут из дома, то в передний угол, где он лежал, кладут камень.
· С кладбищаобыкновенно все провожавшие тело умершего приглашаются на особое поминальноеугощение, причем созывают также и нищих, которым подается три милостыни,например, три каравая, три пирога и т. д.
· В день поминокзаказывают панихиду или обедню, ходят на могилы и причитают, а потом обычнымпорядком созывают гостей и нищих.
· Чтобы избежатьтоски по умершим, берут с их могилок щепотку песка и кладут себе на грудь запазуху.
· Вдовам неполагается носить серег. Как только умирает муж, жена сейчас же снимает с себясерьги и кольца.
· Относительносамоубийц говорят, что по своей воле человек никогда «не давится»: на негонападают черти. Но это может произойти только тогда, когда на шее у человеканет креста.
· Если покойникдолго не гниет, то думают, что это или мощи, или проклятый матерью или Богомчеловек.
Списокиспользуемой литературы
1.Восточные славяне в 6-13 вв. М., 1982., Седова М.В.
2.Мир истории. М., 1984., Рыбаков Б.А.
3.Обряды, обычаи поверья: Сборник статей. [П. Городцов, М.Костюрина, И. Неклепаев, Н. Осипов, З. Плотников, Н. сколозубов, И. Шамаев]/Составление тома Ю. Л. Мандрики, предисловие Н. А. Рогачевой. – Тюмень: 1997