Возникновение и развитие ислама

ВОЗНИКНОВЕНИЕИ РАЗВИТИЕ ИСЛАМА

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Возникновение и становление ислама как одной измировых религий
Глава 2. Ислам в современном мире
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
В современном мире исламстановится одной из самых влиятельных религиозных систем, приобретает всебольшее влияние и все больше приверженцев. В настоящее время общая численностьприверженцев ислама, третьей, самой поздней по времени возникновения, мировойрелигии, которая зародилась в Аравии в VII веке нашей эры, составляет около 1миллиарда 500 миллионов человек (около 85-90% из них сунниты), проживающихпреимущественно на территории стран в Северной Африке, Юго-Западной, Южной иЮго-Восточной Азии. Широкое распространение ислам получил и в республикахбывшего СССР, в том числе в Российской Федерации.
Актуальность выбраннойнами темы подтверждает следующий факт: по мнению политологов, религиоведов,социологов для современного этапа развития мирового сообщества характернозначительное усиление политической активности ислама как в отдельных странах,так и в международном масштабе. Сегодня многие государства именуют себяисламскими. В основополагающих документах, выступленияхгосударственно-политических деятелей разного уровня, средствах массовойинформации постоянно звучат заявления об истинно исламском содержании политикиэтих государств. Говорится о необходимости исламизации всех сторонгосударственной, общественной и частной жизни. Исламизация пропагандируется какединственный путь решения всех социальных проблем, стоящих перед обществом игосударством. Этот путь предлагается не только странам с мусульманскимнаселением, но и Западу и всему миру.
В связи с этим, цельюнашей работы является выяснение истоков зарождения ислама, его развития ираспространения, а также его существования на современном этапе. Такженеобходимо определить основные положения ислама как мировой религии.

Глава1. Возникновение и становление ислама как одной из мировых религий
Географическимместом рождения ислама считается Аравия. Исламское движение в Аравии в VII в.н.э. провозгласило себя восстановлением первоначального монотеизма семитскогопатриарха Авраама, который, по утверждению Корана, был праведником и пророком,установившим надлежащее богопочитание в святилище Кааба в Мекке.
Чтобыпонять возникновение и историческое развитие ислама, мы должны сначала броситьвзгляд на регион, известный под названием Аравия, и те верования и обычаи, чтобыли распространены там до прихода ислама. «Аравийский полуостров», какполуостров Аравия называется на арабском, представляет собой огромнуютерриторию, большую часть которой составляет необитаемая пустыня. Тем не менее,минимальное количество влаги и пастбищных земель позволили человеку заселитьнекоторые части Аравии еще в доисторические времена. Хотя большинство населенияЗападной и Центральной Аравии с древних времен занималось скотоводством, вримскую и раннехристианскую эпохи здесь существовали также достаточно крупныепостоянные поселения, особенно в Хиджазе — районе в западной части ЦентральнойАравии, простирающемся от Мекки на юге до Медины на севере. Хиджаз — колыбельислама[1].Еще до Мухаммада Мекка достигла положения важного центра торговли ирегионального святилища и притягивала к себе множество торговцев и паломников.
До тогокак деятельность Мухаммада придала революционный импульс всей ее жизни, Аравияникогда не знала даже подобия политического единства. Самое большее, чего времяот времени удавалось достигнуть, — это недолговечные союзы ради достиженияопределенных целей, таких, как взаимная защита. То здесь, то там появлялисьсильные вожди, господствовавшие на ограниченной территории, однакополномасштабного политического единства все не было.
Начало жеисламской эпохи связывают, прежде всего, с рождением пророка Муххамеда.Считается, что он родился во второй половине VI в. н.э., когда Хиджаз переживалпериод стремительного экономического прогресса и роста. Точный год рождения неизвестен,но вполне вероятно, что он родился около 570 г. н.э. Первые годы жизни не предвещали ему ничего хорошего: отец умер еще до его рождения, а мать — когда ему былошесть лет; он воспитывался у своего любящего деда, который умер, когда мальчикубыло восемь лет. С этого времени о Мухаммаде заботился его дядя, продолжавшийобеспечивать ему незаменимую поддержку клана даже тогда, когда Мухаммаду былоболее сорока лет и он стал вызывающим острые споры религиозным реформатором.
Омолодости Мухаммада известно немного[2],за исключением того, что он добился славы заслуживающего доверия человека,необыкновенно хорошо чувствующего тонкости человеческих взаимоотношений. Натретьем десятке жизни Мухаммад нанялся на работу к Хадидже, вдове, занимавшейсякараванной торговлей. Благодаря тому что Мухаммад преуспел, помогая своейработодательнице извлекать прибыль, а также в силу его личнойпривлекательности, Хадиджа предложила ему вступить с ней в брак, и они поженились,когда Мухаммаду было около двадцати пяти, а Хадидже — на пятнадцать лет больше.
Немного известнои о жизни Мухаммада в промежутке между его женитьбой на Хадидже и началом егопророческой деятельности, промежутке в пятнадцать лет. Мы знаем, что Мухаммадвсе глубже погружался в одинокие религиозные размышления, надолго удаляясь вгорную пещеру за пределами Мекки. Однажды, когда Мухаммад размышлял в пещере нагоре Хира, он услышал голос, возвестивший ему, что он посланник Бога. Мухаммадбыл напуган этим видением, за которым последовал приказ: «Читай!» Мухаммадответил, что он не может (т.е. не умеет) читать. Приказ был повторен, итаинственный незнакомец тяжело навалился на его тело, и Мухаммад вновь услышал:«Читай! Во имя Господа твоего, которыйсотворил, сотворил человека из сгустка.Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому,чего он не знал» (96.1—5) (пер. И. Ю. Крачковского)[3].Мухаммад верил, что приказ читать исходил от гигантской фигуры на горизонте.Согласно мусульманской традиции, этим гигантом был архангел Гавриил, ангелниспослания Корана.
Мухаммадпоспешил к жене Хадидже, чтобы поведать ей о случившемся. Она отнеслась к егорассказу серьезно и с доверием и стала первым человеком, который поверил ипокорился новому откровению как мусульманин. Вскоре ее примеру последовали идругие, — как члены семьи Мухаммада, так и посторонние. После некоторой паузыоткровения возобновились и продолжались до самой смерти Мухаммада. ИногдаМухаммад испытывал беспокойство в моменты прихода очередного откровения, но сгодами он привык к посещениям Гавриила. И тем не менее принятие имбожественного послания посредством вахи — некоего рода словесного озарения —никогда не было утомительной рутиной. Накапливающиеся откровения получилиназвание коранов, «чтений», как потому, что они открывались Мухаммаду как нечтопрочитываемое, так и потому, что затем они читались вслух Мухаммедом и егосподвижниками мусульманами. Нарождающееся Писание ислама получило названиеКорана, «Чтения вслух» собрания отдельных проповедей, ниспосланных посредствомвахи.
ПризваниеМухаммада к пророчествованию свершилось в 610 г., когда ему было около сорока. В последующие годы Мухаммад создал преданную ему общину последователей, состоявшуюглавным образом из незнатных граждан. Ядром новой веры, проповедовавшейсяМухаммадом, был призыв к покорности единственному истинному Богу, который впрежние дни говорил к Аврааму, Моисею, Иисусу и другим пророкам, известным побиблейской летописи иудаизма и христианства. Новая религия получила название ислам,обозначающее «покорность», а тот, кто «покорился», назывался «мусульманином».
Первыегоды были относительно спокойными, что позволило мусульманам разработать своюспецифическую обрядовую практику, центром которой была молитвенная служба,сопровождаемая падением ниц. Осознав же, что мусульманское движение не можетболее развиваться в пределах Мекки, Мухаммад приступил к поискам нового оплотадля своей деятельности. Он переехал в город Йасриб, который позже сталназываться ал-Медина. (Его полное название — Мединат ал-Наби, «Город Пророка».)Хиджра, или эмиграция, произошла в сентябре 622 г. н.э. 1 июля этого года стало началом мусульманского календаря3, так как именно Хиджра положиланачало Умме мусульман. В Мекке Мухаммад организовал религиозный культ, в Мединеже он стал политическим и военным лидером, а также духовным вождем значительнорасширившегося движения. Итогом Хиджры стало основание Уммы, мусульманской«общины», которая начиная с этого времени в идеале была союзом «церкви» игосударства, без четкого водораздела между религиозной и светской жизнью.
Главныечерты исламских верований и практики были развиты в основном в мединскийпериод. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. обрядовое и символическое измерения новой религии вобрали в себя многие элементы мифического прошлого Аравии, атакже характерные для полуострова ритуальные обычаи и установления. Некоторыечерты преемственности с прошлым рассматривались как часть предпринятогоМухаммадом восстановления первоначального монотеизма Авраама; так, корнями впрошлое уходит позднейшая практика мусульманского паломничества в Мекку,известная под названием Хаджж.
Ближайшиеи самые стойкие сподвижники Мухаммада вскоре после его смерти обеспечили ровнуюи устойчивую преемственность. Исламская цивилизация достигла высших успехов встолетия правления Аббасидов, с 750 г. до окончательной гибели династии подударами монголов в 1258 г., когда был разрушен Багдад. Процветали искусство иархитектура, ремесла, торговля, военная тактика и стратегия. Крупных успеховдобились ученые в математике, медицине, географии, астрономии, философии исистематическом изучении языков — особенно арабского, так как это языккоранического откровения. В IX—X вв. достигли зрелости такие религиозныедисциплины, как правоведение, богословие, толкование Корана и научная критикапреданий о Пророке (Хадис).
Исламскиеправители и мыслители, торговцы и ремесленники добивались успехов и во многихдругих местах. В X в. Египет стал ареной развития примечательного шиитского халифатаФатимидов, бывшего совершенно независимым от Багдада. Фатимиды (звавшиеся такпо имени дочери Пророка Фатимы, жены Али) основали в 969 г. Каир, а позднее учредили университет Азхар — крупнейший центр религиозной учености Уммы вплотьдо настоящего времени. Исламские империи возникли в Иране, Центральной Азии,Юго-Восточной Азии и на Индийском субконтиненте. Турецкая Оттоманская империядостигла небывалого величия в XV в., утвердив свое господство не только надарабо-язычными странами Ближнего Востока и Северной Африки, но также надпричерноморскими землями, Юго-Восточной Европой и придунайскими территориями досамых ворот Вены. Восточнее во главе персидской шиитской империи стояладинастия Сафавидов, а на субконтиненте Бабур положил начало династии Моголов,правившей в Индии до самого начала XVIII в.
Существуетстарый миф о том, что великие арабские завоевания распространили ислам огнем имечом на всем Ближнем Востоке и в Северной Африке. Фактически первоначальноезначение завоеваний было не религиозным, но экономическим и политическим;завоевания помогли недавно объединенным арабским племенам сохранить порыв, т.е.остаться политически и экономически единой общиной. Религиозная вера была,безусловно, самым важным элементом, объединившим различные арабские племена втом величественном, но и рискованном предприятии, на которое они решились.Однако в пору ранних завоеваний между арабами-мусульманами и покоренныминародами существовала отчетливая грань. Только со временем неарабы принялиислам. Причин тому было множество, и не последняя из них — стремление получитьсвою долю благ исламской империи. Христиане, иудеи и другие религиозные общины,также имеющие Писание, — Коран называет их «людьми Книги» — получали статус«покровительствуемых» и должны были платить подушный налог. Налог взимался нанужды защиты и администрации. Мусульмане были освобождены от него, так как онибыли обязаны платить религиозный налог, Закат, т.е. отдавать определенную частьпринадлежащего им имущества.
На всемБлижнем Востоке и в Северной Африке обращение в ислам было, как правило,добровольным, однако бывали времена, когда немусульмане переживали гонения,дискриминацию и другие унижения. Постепенно сила и размеры христианских общинтех стран, где они были весьма влиятельны до прихода ислама, заметносократились. В Африку южнее Сахары ислам проник через Эфиопию и Судан навостоке и через берберские регионы Северной Африки на западе. Немалое значениев распространении ислама имела торговля, как, впрочем, и военная экспансия. НаИндийском субконтиненте мусульманское вооруженное вторжение с самого раннеговремени играло важную роль в распространении ислама и обращении индусов. Однакопри этом не обязательно использовалась сила. Приток переселенцев с северо-западаукрепил мусульманскую прослойку, расширению которой способствовало такжеобращение в ислам индусов. Юго-Восточная Азия, территория современной Малайзии,южные Филиппины, Индонезия и Бруней начали свое обращение в ислам по меньшеймере с XII—XIII вв. В нашем столетии проповедническая активность исламскихмиссионеров и миграция мусульман со Среднего Востока и Южной Азии (в первуюочередь) принесли ислам в Западную Европу и на Американский континент.
Политическоемогущество ислама достигло своего апогея в XV—XVII вв., когда турецкиеОттоманы, иранские Сафавиды и индийские Моголы правили огромными империями,простиравшимися от Северной Африки до Бенгалии. Но эта же эпоха быласвидетельницей стремительного роста политической и экономической мощи Европы,особенно в связи с развитием новых торговых маршрутов вокруг Африки и через Атлантическийи Тихий океаны. Западные государства, особенно Британия, Франция и Нидерланды,колонизировали и начали эксплуатировать обширные мусульманские территории вСеверной Африке, Индии и Юго-Восточной Азии. В XIX в. Оттоманская империятеряла один за другим свои анклавы в Восточной Европе и фактически утратилареальную власть в некоторых из своих провинций на Среднем Востоке, таких, какЕгипет, Ливия, Тунис и Алжир. Анатолийский полуостров был последним аванпостомОттоманской империи, но после первой мировой войны она была преобразована всовременное национальное турецкое государство и не стала объектом колонизации.Турция по-прежнему остается страной, приверженной исламу.
В течение XX в.европейский колониализм почти исчез с лица земли, но его последствияпо-прежнему ощутимы. Однако еще в конце XVIII в. в Египте, Аравии и Индиивозникают реформационные мусульманские движения, положившие начало медленномупроцессу возвращения мусульманам уверенности в себе и способности ксамоорганизации. К последствиям второй мировой войны относится обретениенезависимости многими мусульманскими странами на всем протяжении Евразии,Африки и Индонезийского архипелага. В странах, где преобладает мусульманскоенаселение, таких, как Пакистан, Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран и Алжир,политическая независимость издавна ассоциировалась с крепкой исламской верой ипрактикой. Присущее древнему исламу ощущение триумфа и успеха возродилось спрежней силой и, не вполне довольствуясь осуществлением желания мусульман житьнезависимо от иностранного контроля, во все большей степени находит своевыражение в энергичной миссионерской деятельности как дома, так и за рубежом,особенно в немусульманских регионах.
Необходимо отметить, чтоисследователи исламского государства[4]и мусульманского права обычно обращают внимание на две характерные и взаимообусловленныеособенности — религиозное происхождение («божественную природу») и теснуюнеразрывную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой(богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормамиислама в целом. Исходя из универсального характера ислама и его нормативныхпредписаний, ими делается вывод о том, что ислам — это одновременно «вера игосударство», а разрабатываемые мусульманско-правовой доктриной нормы и решениявыступают не только собственно правом, но и религией. Сходную точку зрениявысказывают и западные исследователи мусульманского права, которые отмечают,что для мусульманского права характерен дуализм религии и государства.
Российские исследователи[5]обращают внимание на то, что ислам не знает четкого разграничения светских идуховных функций и способствует сохранению неразделенности духовной и светскойвласти, религии и государства, а также подчеркивают, что мусульманское правоявляется правом мусульманской религии, являющимся ее неотъемлемой частью. Наоснове тезиса о неразрывном единстве в исламе «веры и государства», религии иправа многие исследователи приходят к выводу, что исламу свойственна лишь религиознаядогматика (теология), мораль и правила культа, а юридические нормы как таковые,если и имеются, то, по существу, совпадают с указанными правилами, не играютсамостоятельной роли, либо занимают второстепенное место. Отмечается также, чтотесная связь в исламском государстве и мусульманском праве юридических правилповедения с нормами морали, с общими целями и интересами ислама, как религии,заключается в общем комплексе нормативных предписаний шариата, где религиозныеи общегражданские нормы не различаются, поскольку на государство возлагаетсяфункция обеспечения в равной степени всех положений шариата как определяющихпорядок отправления религиозных обязанностей, так и регулирующихвзаимоотношения мусульман.
По нашему мнению, теснаявзаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, религиозная основаисламского государства и мусульманского права, их исламский характер невызывают сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностейисламского государства и мусульманского права как системы действующихюридических норм. В первую очередь речь идет об общем для всех нормативныхположений ислама происхождении. Так, основными источниками здесь выступаютКоран и Сунна, в основе которых якобы лежит божественное откровение и которыезакрепляют, прежде всего, основы веры, правила религиозного культа и морали.
Исследователи такжеотмечают, что изначально исламская идеология, государственность, власть былиориентированы на принцип справедливости[6].Это было характерно для золотого века так называемого «классического ислама»,когда пророком Мухаммедом было основано первое исламское государство, где сменявшиепосле его кончины четыре «праведных халифа» большое внимание уделяли проблемамгосударственного устройства, а также обеспечению социальной справедливости висламском государстве.
ислам религиявосток
Глава2. Ислам в современном мире
Полторастолетия с начала XIX до второй половины XX века явились важным переломныммоментом в эволюции Ислама. Изменения в социально-экономических структурахстран Востока, становление нового класса — национальной буржуазии, развитиенационально-освободительного движения, распространение идей марксизма — все этов совокупности не могло не повлечь за собой перемены во взглядах на роль Исламав обществе, так и в самой исламской мотивации новых религий общественногобытия.
 Процессадаптации религиозно-философских и правовых норм ислама к новым историческимусловиям, начавшимся в середине XIX века и продолжающийся и поныне, многие исследователиобозначают термином «мусульманская реформация», хотя он принципиально отличенот реформации христианской. Существенные изменения претерпела мусульманскаясудебная система, сложившаяся в средневековье, и в определенной мере — самасистема мусульманского права: происходило постепенное ограничение юрисдикциишари’атских судов; к середине XIX века на территории Османской империи былиокончательно разграничены сферы компетенции шари’атских и светских судов(процесс этот начался значительно ранее).
Потребности социально-экономическогоразвития ставили мусульманских богословов и правоведов перед необходимостьюнового осмысления целого ряда традиционных положений Ислама. Расширениепрактики капиталистического предпринимательства в мусульманских странах влеклоза собой не только пересмотр шари’атских положений (как в случае с риба’), но иоживление некоторых традиционных принципов, имевших широкое распространение впериод мусульманского средневековья, например мушарака и кирад (принципыторгового сотрудничества). С другой стороны, не редко новые по содержаниюявления воспринимались как продолжение и развитие мусульманской традиции:таковы, например, коммерческие объединения, действовавшие в различных частяхмусульманского мира на религиозно-общинное основе (торговые дома и финансовыепредприятия исма’илитов ходжа и бохра, меманов), воспринимавшиеся какпродолжение средневековой традиции создания мусульманских торговых домов, нокоторые по сути свей имели уже капиталистический или полукапиталистичекийхарактер.
Важнейшуюроль сыграли изменения, происходившие в сфере общественного сознания. Этокасается, прежде всего, процесса становления национального самосознания ивозникновения буржуазного национализма. В русле этого процесса получилось новоеосмысленное традиционное положение Ислама о единстве всех мусульман.Мусульманские религиозно-националистические идеи имели объективно двойственныйхарактер: с одной стороны, они на определенном этапе способствовали развитиюнационально-освободительного движения, с другой — в конечном счете оказывалисьорудием в руках наиболее реакционных сил. В целом влияние национализмаощущалось в той или иной мере почти во всех направлениях мусульманскойобщественной мысли конца XIX начала XX века.
Современный Ислам- вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия. Поприблизительным отчетам, общая численность мусульман на земном шаре достигает800 миллионов человек (около 90 процентов из них сунниты), из которых болеедвух третей живет в зарубежной Азии, составляя свыше 20 процентов населенияэтой части планеты, почти 30 процентов — в Африке (49 процентов населенияконтинента)[7].
Стремительныйрост числа мусульман и людей, принимающих Ислам, отмечается во всем современноммире. Это обстоятельство все более ярко проявляется в Европе в последниенесколько лет. Европейские средства массовой информации пестрят статьями ирепортажами, суть которых можно охарактеризовать наиболее яркими заголовками«Восхождение Ислама в Европе», «Положение мусульман в Европе», «ДиалогЕвропейского общества и мусульман». Ученые-исламоведы очень часто выступают сдокладами о сути и нравственных принципах этого вероучения. Вне сомнения, чтостоль высокий интерес к Исламу происходит из стремительного увеличения числамусульман в Европе и мире. Причем данный рост происходит вовсе не только из-зарастущего числа мигрантов из арабских стран, хотя и это играет свойнемаловажный фактор, но и из-за большого числа европейцев, прежде всего изинтелектуальной и научной элиты Европы, избирающих для себя Ислам.
Быстрый рост среди этнических европейцев-христиан числа людей,принимающих Ислам, отмечается всеми аналитическими центрами Европы. Пожалуй,самым знаменательным событием стал Европейский Собор Католической Церкви вВатикане в 1999 году, который был посвящен обсуждению проблемы положениякатолической церкви в Европе в грядущем XXI веке. Практически всесвященнослужители, представлявшие многие страны Европы, говорили о том, чтоИслам в Европе набирает все большее число сторонников[8].
На современном этаперазвития человеческой цивилизации происходит значительная активизацияисламского фактора и в пределах Российской Федерации и ее субъектов, включаясубъекты распространения ислама Северо-Кавказского региона. Конец атеистическойдиктатуры, наступивший в связи с распадом СССР и получением государственногосуверенитета бывшими советскими республиками, и связанный с этим «религиозныйбум» в конце XX — начале XXI вв., вызвавший быстрое и значительное усилениепозиций ислама в социальной и политической жизни регионов традиционногораспространения ислама, породил у ряда исламских государств представление отом, что ислам может стать эффективным инструментом влияния на экономический иполитический курс стран указанных регионов в желательном для них направлении.
Ислам в истории Россиииграл и продолжает играть гораздо более значительную роль, чем это всегдаофициально признавалось. Одна статистика показывает, насколько необоснованноэто официальное непризнание. В шести республиках «ближнего зарубежья» проживаетсегодня 54 млн. мусульман. В самой России ислам является второй по численностирелигией, 12 млн. мусульман довольно компактно расселены в Поволжье, на Урале,в Сибири и на Северном Кавказе. В России сегодня действуют более 4 тыс. мечетей[9].
Отметим, что по нашемумнению Россия всегда была и остается полиэтнической и поликонфессиональнойстраной, значительная часть населения которой исповедует ислам. Важность исламскогофактора определяется следующими существенными обстоятельствами:
— в Российской Федерациипроживают около 26 млн. мусульман. Северный Кавказ, Поволжье, Урал, ЗападнаяСибирь являются регионами компактного расселения российских мусульман. Однакопроживают они практически во всех ее субъектах;
— ряд государств(республики бывшего СССР), население которых в значительной своей частиисповедует ислам, вступили в Организацию Исламская конференция;
— в некоторых традиционноисламских государствах, граничащих с Россией или находящихся в непосредственнойблизости от нее, мусульмане составляют либо значительную часть населения(Китай, Индия), либо подавляющее большинство (Ирак, Сирия, другие арабскиестраны).
Современныегеополитические обстоятельства заставляют Россию внимательнейшим образомотноситься к исламскому фактору и учитывать его при принятии и реализации решенийпо внутри- и внешнеполитическим вопросам: вся Россия, в том числе еемусульманское население, сегодня переживает глубокий кризис, явившийсяследствием непродуманных реформ, породивших снижение уровня жизни населения,разочарование его значительной части во многих социальных ценностях. В этихусловиях часть населения обращается к исламу, видя в апелляции к нему некуюисламскую альтернативу. Кроме того, ситуация на Северном Кавказе, котораяпривела к проведению антитеррористической операции 1999 — 2000 гг.,способствовала формированию в сознании части российского общества представленийоб исламе как энергичной, склонной к экспансии религии. Между тем такоевосприятие идеологии ислама как агрессивной социокультурной конфессиональнойсистемы крайне негативно скажется на стабильности российской государственностии на будущности её.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ислам – без сомненияявляется одной из самых распространенных религий в современном мире,охватывающая не только мусульманские, но и христианские страны. Илам проникаетво все сферы жизни, не только в духовную, но и в общественно-политическую,экономическую, частную. В современном обществе имеют место случаи добровольногоперехода, например, христиан в ислам, но почти нет случаев перехода исламскихверующих в другую веру. Это говорит о прочности и незыблемости исламскихдогматов, заложенных в древности, насчитывающим несколько десятков столетийистории, полных кровавых войн и культурных достижений.
Исламская вера не всегданасаждалась огнем и мечом, она знала и времена культурных завоеваний, когдавеличайшие мудрецы и творцы искусства буквально покоряли Европу и Западный мирсвоим непревзойденным мастерством. И в то же время, истории известно немалокровавых пятен на обширной карте распространения ислама в мире. Но, отметим,что такое положение дел характерно не только для развития ислама, христианствотакже помнит немало страшных моментов своей многовековой истории.
По нашему мнению, ислам –самобытная и уникальная культурно-религиозная система, которая имеет правонаряду с христианством именоваться «мировой». Недаром ведь ее избирают для себямиллионы людей, недаром она как фактор играет все большую роль в мировойэкономике и политике. Понимать исламистов, принимать их веру возможно толькозная о том, какой долгий и нелегкий путь становления и развития она прошла.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ислам в странах Ближнего иСреднего Востока. М., 1982.2. Ислам и проблемы национализма встранах Ближнего и Среднего Востока (конец 70-х — начало 80-х годов XX в.). М.,1986.3. Климович Л.И. Книга о Коране, егопроисхождении и мифологии. М.: Изд-во политической литературы, 1986.
4. Кротов Я. Ислам и христианство вначале XXI века. / Я.Кротов. Заметки к истории Церкви. – М., 2003.5. Соловьев В. Магомет, его жизнь ирелигиозное учение. Спб., 2002.
6. www.cooldoclad.narod.ru