Федеральноеагентство по образованию
СочинскийГосударственный Университет
туризма икурортного дела
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
подисциплине: Паломнический туризм
Выполнил (а) МорозоваН.В.
Группы 07-ЗСТ-3
Вариант № 2 «Иудаизм– первая монистическая религия».
Проверила _______________
_________________________
Сочи2009г.
/>Оглавление
Введение. 3
1. ЧтоестьИудаизм?…………………………………………………………………………………..4
2. История. 6
3. Вероучение. 13
4. Обычаи. 15
4.1 Молитва. 15
4.2 Праздники. 15
4.3 Обряды рождения и совершеннолетия. 16
4.4 Брачная церемония. 16
4.4 Погребальный ритуал. 17
Литература. 21
Введение
Уже в древности людипытались постичь религию, понять, почему появилась вера в богов. Подобныеразмышления возникали в рамках философских учений и получили наиболее полноевыражение в античном мире — Древней Греции и затем Древнем Риме, хотя отдельныеэлементы знаний о религии существовали в Древней Индии и Древнем Китае(например, в учениях локаятиков и Ван Чуна). Античные знания о религии можнопредставить в виде совокупности идей, содержавшихся в сочинениях греческих иримских философов с VI в. до н. э. по II в. н. э. Они осмысливали политеизм,который отразился в мифах о богах и героях, изложенных Гомером и Гесиодом.
Для большинства философовтого времени религия являлась суеверием. Роль религии оценивалась древнимимыслителями по-разному. Эпикур видел в ней причину человеческой глупости и несчастий.Критий же считал, что религия как моральная узда предохраняет общество отпреступлений и воспитывает послушание закону. Платону религия казаласьукрепляющей государство и нравственность; Цицерон полагал, что религияспособствует прекращению смуты в государстве и поддержанию мира.
В средние века, когдагосподствовали монотеистические религии — христианство и ислам, — в Европе истранах Ближнего и Среднего Востока интерес к знанию о религии не ослабевал.
Сильно продвинулосьвперед познание религии в эпоху Возрождения, что во многом связано сдесакрализацией, детеологизацией значительных слоев духовной культуры, а такжес критическим отношением ряда влиятельных мыслителей к официальной католическойидеологии.
Первым мыслителем,создавшим оригинальную философскую концепцию религии, считается Б. Спиноза. Воснове его мировоззрения лежал натуралистический пантеизм.
1. Что есть Иудаизм?
ИУДАИЗМ, религияеврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого ioudaismos,введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличитьсвою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда(Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное –Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного –Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известныйвпоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основнымносителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своегогосударства.
Иудаизм как религия –важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиознойизбранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить вусловиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическуюидентичность.
Иудаизм подразумеваетверу в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм– не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические,обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, онодолжно сочетаться с верой в то, что добродетель «прославляет единого Бога».
Главным обоснованиемключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Дажезаимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии,иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественнуюинтерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначальнопраздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства.Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд,отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировалсяв акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка взавет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.
Вывод, к которому в 19 в.пришли некоторые (в большинстве христианские) историки религий, что еврейскаяистория породила две разные религии, а именно религию Израиля до Эзры (ок. 444до н.э.) и затем уже иудаизм, многими был признан ошибочным. Эволюция иудаизманепрерывна, и подобно другим религиям иудаизм изменялся и развивался,освобождаясь от многих старых элементов и воспринимая новые принципы и нормы всоответствии с меняющимися условиями. Несмотря на возрастающую роль правовыхэлементов в иудаизме после вавилонского плена, религия осталась по существу тойже, что и в период до плена, и любая значимая доктрина иудаизма после пленавосходит к более ранним учениям. Иудаизм после плена, не отступая отуниверсализма прежних пророков, поднял их универсализм на новую высоту впроизведениях Второисайи, книгах Руфи, Ионы, Псалмах, т.н. литературепремудрости и составленных фарисеями Галахе и Агаде.
2. История
В примитивной формееврейская религия существовала в период патриархов (ок. 2000–1600 до н.э.), вэпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонови духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших.Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисейи пророки, существовали уже в самый ранний период.
Согласно Библии, Авраамбыл первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог –верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается вхрамах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью,которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти вХанаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.
При Моисее (вероятно, 15в. до н.э.), который воспитывался в условиях высокоразвитой египетскойкультуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Моисей придалрелигии форму исключительного поклонения Яхве (так евреи именовали Бога).Именно его вмешательством он объяснял страшную катастрофу, которая постиглаЕгипет и привела к освобождению из рабства израильтян и разнородной массыугнетенных – тех, кому было суждено стать еврейским народом. Почитаниеединственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальныхзаконов, которыми руководствовались сыны Израилевы во время скитаний в пустыне.Культ и ритуал не имели для Моисея особого значения, они были лишьдополнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу.Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона,сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали поклонениеидолам, изображавшим богов. Религией Моисея допускалось сооружение особогошатра, скинии завета, служившей видимым знаком божественного присутствия, атакже ковчега завета – деревянного, обитого золотом ящика, где помещался«завет» Яхве, таинственный предмет, от которого, возможно, исходило опасноерадиоактивное излучение (1 Цар 5-6).
Завоевав Ханаан, сыныИзраилевы под влиянием местных религиозных обычаев разработали культ, включавшийжертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. ВХанаане израильтяне обнаружили также чрезвычайно разветвленный культ божествплодородия, главной из которых была Асират.
Позднее, в связи сборьбой против идолопоклонства, в Израиле появились пророки – уникальная вистории древнего мира группа людей, благодаря которым религия еврейского народадостигла наивысшего расцвета. Это были люди различного социальногопроисхождения, которые отваживались объявлять во всеуслышание то, что имоткрывалось, даже если их пророчества возвещали большие бедствия, гибель целогонарода или разрушение Храма. Они проповедовали чистый монотеизм и универсализм,их учение было пронизано пафосом социальной справедливости. Пророки боролись нестолько против жертвоприношений, сколько против того, чтобы им придавалисамостоятельную ценность или рассматривали их как соблюдение союза-договораИзраиля с Богом. Полемика пророков, которая прослеживается также в псалмах,сыграла важную роль в ликвидации многих независимых культовых центров, но не вотмене жертвоприношений. В результате централизации культа в царствование Иосиииерусалимский Храм вытеснил старые святилища с их языческими божествами икультами. Именно пророческая критика культа жертвоприношений и подчиненияправедности обрядовой стороне в значительной степени привела к т.н.девтерономической реформации, которую осуществил царь Иосия ок. 621 до н.э.
С падением Иудейскогоцарства и разрушением Храма в 586 до н.э. в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанниковиудаизм приобрел новые формы. Во время изгнания евреи селились не только вВавилонии, но и в Египте, Сирии и других странах. Тенденция к идолопоклонству визгнании не прослеживалась, и в это время совершались только те обряды, которыене были связаны с храмовым богослужением. Соблюдение субботы и обрезаниеявлялись важнейшими знаками союза-договора с Богом. В собраниях пересказывалипредания, толковали Писание, читали псалмы и другие произведения религиознойпоэзии, исповедовались и возносили молитвы, сообща или индивидуально.Новшеством в еврейской жизни стало молитвенное богослужение. Отпадала нужда взданиях, предметах культа, сословии жрецов; требовалось лишь желание группы илиотдельного человека. В собраниях не делили людей по их социальнойпринадлежности, и в этом смысле демократизм позднее стал характерной чертойсинагоги. Когда изгнанники возвратились в Иерусалим, молитвенное богослужение,получившее развитие в синагогах, стало частью храмовой службы, и послевторичного разрушения Храма (70 н.э.) вновь вытеснило жертвоприношения.Синагога заменила Храм. Для евреев, живших в диаспоре, она служила молитвеннымдомом, религиозной школой и местом собраний. Во время вавилонского плена ипосле него выявилось универсальное значение идей иудаизма, и онтрансформировался из общности, основанной на кровном родстве, в основанную навере общину, членом которой мог стать представитель любого народа. Национальныеидеалы сохранялись, что уживалось с представлением о единстве человечества. Этуконцепцию иллюстрируют семьдесят жертвоприношений на праздник Кущей (Суккот),символизирующие участие семидесяти народов мира в служении одному Богу.
Спустя немногим более сталет после разрушения Храма изгнанники начали возвращаться в Палестину. Подпредводительством Неемии они восстановили стены Иерусалима и снова воздвиглиХрам. По его приказанию евреи расторгли браки с чужеземными женами длясохранения еврейской общины, которой угрожало проникновение языческих культов иобычаев, принесенных чужестранками.
Если Храм снова сталместом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для изученияТоры (Закона). Моисеев Закон ограничивал поле деятельности жреческого(священнического) сословия; задачу толкования Торы приняли на себя ученыекнижники («соферим»). Престиж книжников возрастал, особенно в период, когданаследственное священство стало приспосабливаться к эллинистическим нравам иобычаям.
Эзре (Ездре) и книжникам,пришедшим после Неемии (5–2 вв. до н.э.) приписывают окончательное оформлениетрехчастного канона еврейской Библии (Танаха). Теперь изучение Писаного Закона(Тора ше-би-хтав) дополнялось толкованием Устного Закона (Тора ше-бе-аль пе),составленного из заповедей, которые, по преданию, Моисей получил на Синаевместе с Писаной Торой.
Во 2 в. до н.э. виудаизме оформились две группировки – саддукеи и фарисеи. Саддукеи принадлежалик священству и знати; они служили опорой священнической династии Цадокидов и,возможно, названы по имени ее основателя Цадока. Фарисеи, представлявшиесредние слои общества и действовавшие в согласии с традицией книжников,пытались ограничить влияние саддукеев и оспаривали их решения. Своим идеаломони провозглашали священство всего народа и были убеждены, что вся жизньчеловека должна быть пронизана благочестием. Саддукеи исходили из буквы Закона,фарисеи – из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной Торойпризнавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (раввинами,законоучителями), считая ее предписания обязательными для исполнения.
Возросший авторитетЗакона превратил учителей Торы в бесспорных лидеров народа. Между фарисеями исаддукеями существовали расхождения и по ряду конкретных вопросов. Так, фарисеипризнавали учение о бессмертии души и воскресении из мертвых, а саддукеиотвергали его.
Традицию фарисеевпродолжили таннаи (таннаим – «учителя»), амораи (амораим – «толкователи») исавораи (савораим – «разъясняющие»), ученые, коллективный труд которыхувенчался созданием Талмуда, огромного собрания документов, включающего УстныйЗакон, правовые заключения, дискуссии и решения по разным вопросам, моральныепредписания и принципы, а также исторические повествования, легенды и предания.
Эпоха савораев длилась до600. Примерно в это время появилась плеяда ведущих ученых, гаонов (от евр.«геоним» – «превосходительства», «прославленные»). Гаоны возглавляли академии вСуре и Пумбедите, две ведущие школы Вавилонии, ставшие центрами изучения правапосле того, как римляне закрыли школы в Палестине (300). Период гаонатапродолжался около 450 лет (600–1050).
Возникшая в эпоху гаонатасекта, известная под именем караимов, отвергала Талмуд. Это были последователиАнана бен Давида (ум. ок. 800), безуспешно претендовавшего на пост эксиларха,который занимал его дядя. В конце концов рост караимского движения прекратился,и для следующих поколений Талмуд остался самым авторитетным трудом.
Вообще говоря, Талмудпредставляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собраниезаконов. Говорили, что без его комментария Талмуд сейчас мог бы стать книгой засемью печатями.
В средние века евреивнесли заметный вклад в развитие философии. Первым выдающимся еврейскимфилософом был Саадия Гаон. Его самый значительный труд – Книга верований ивоззрений (Сефер ха-эмунот ве-ха-де’от), где впервые дано философское обоснованиевероучительных положений иудаизма.
Великим еврейским учеными философом Средневековья был уже упоминавшийся Моисей Маймонид (1135–1204),известный под аббревиатурой «Рамбам», автор трактата Наставник колеблющихся(Морэ Невухим), учивший о гармонии разума и истин, полученных через Откровение.Маймонид был аристотеликом, и его труды оказали несомненное влияние не толькона еврейских, но и на нееврейских философов, в том числе и на Фому Аквинского.
Моисей Мендельсон(1729–1786), чьи философские взгляды некоторые евреи неверно воспринимали какоправдание их отказа от иудаизма, был одной из ключевых фигур великогообновления, позволившего полнее осмыслить ценность иудаизма. Важным вкладомМендельсона в приспособление еврейской жизни к условиям существования запределами гетто стала публикация немецкого перевода Пятикнижия. Он открылпервую свободную еврейскую школу в Берлине, где наряду с Библией и Талмудомпреподавались светские дисциплины. Школа послужила образцом для еврейскихприходских школ, впоследствии открывавшихся повсеместно, и пробудила интерес кизучению иврита. Отсюда началось движение Хаскалы (еврейского Просвещения) вЦентральной Европе.
В начале 19 в. в Германиивозникло движение, получившее название реформистского иудаизма. Оно стимулировалосьжеланием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации,приспособить иудаизм к современным условиям. Это обновленческое движениевозглавляли люди, не имевшие раввинского звания, хотя необходимость переменотстаивали и реформистские раввины, среди которых – Авраам Гейгер (1810–1874) иСамуэль Хольдхайм (1806–1860).
Реформистское движениепроникло в Англию и Францию. Его влияние испытала и Хаскала, почти одновременноразвивавшаяся в России. Спустя полвека реформы в Германии пошли на убыль.Реформистский иудаизм, имеющий сейчас приверженцев во всем мире, пережил свойрасцвет в США, где развивался с 1840-х годов. В конце 20 в. американскийреформистский иудаизм пересмотрел свою антинационалистическую и антиобрядовуюпозицию, унаследованную от немецкого реформизма. Сейчас в реформистских общинахраспространены идеи сионизма, восстанавливаются первоначальные обрядовые формы,вводятся модифицированная или новая ритуальная практика. В богослужении сталшироко использоваться иврит.
Лидером умеренного крылабыл Захария Франкель (1801–1875), основатель современной школы историческогоиудаизма, названной впоследствии «консервативным иудаизмом». Он считал, чтоинституты, сформировавшиеся в ходе исторического развития, должны почитатьсякак неизменные, а отказ от них является религиозным отступничеством. Егозаботило главным образом сохранение еврейских обычаев. В США, благодаряСоломону Шехтеру (1847–1915) и его последователям, консервативный иудаизм делалзначительные успехи и приобретал большое число новых сторонников.
Самым значительнымдвижением второй половины 19 в. стал сионизм. Этот термин ввел в употреблениеНатан Бирнбаум в 1886, описывая новые политические взгляды на восстановлениееврейского государства в Палестине и заселение страны евреями. Официальнодвижение оформилось на первом Всемирном сионистском конгрессе (1897), которыйорганизовал Теодор Герцль (1860–1904) в Базеле (Швейцария). Сионизм олицетворялдавнюю надежду еврейского народа на обретение своего дома, впервые выраженнуюеще в библейские времена и не угасшую за столетия рассеяния. Политическийсионизм, направление которому было задано Герцлем, признавал, что длявоплощения этой мечты необходимо добиться поддержки народов мира.
После Первой мировойвойны сионистское движение получило международное признание, что особоподчеркивалось в Декларации Бальфура (1917) и затем в мандате на управлениеПалестиной, предоставленном Великобритании. 29 ноября 1947 Генеральнаяассамблея ООН приняла резолюцию о создании еврейского государства в Палестине,а 14 мая 1948 было провозглашено Государство Израиль.
3. Вероучение
Вероучение, этика, обычаии социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смыслевключает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейскогонарода. В узком смысле термином «Тора» обозначается Пятикнижие Моисеево.
Еврейское вероучение несодержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение. Иудаизмпридает гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию, и в вопросахвероучения предоставляет известную свободу. Существуют, однако, определенныеосновополагающие принципы, которые разделяют все евреи.
Иудаизм утверждает, чточеловек сотворен «по образу и подобию Божию». Он не просто живое орудие Бога.Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либопосредничестве или заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления,считая, что каждый несет ответственность непосредственно перед Богом.
Человек не должен служитьБогу за вознаграждение, тем не менее Бог воздаст за праведность в нынешней илив будущей жизни. Иудаизм признает бессмертие человеческой души, но междуприверженцами разных течений существуют разногласия относительно воскресения измертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии,реформисты эту идею полностью отвергают. Существует несколько интерпретацийнебесного рая, где блаженствуют праведники, и ада (геенны), где несут наказаниегрешники. Библия об этом умалчивает, но более поздняя литература содержит самыйширокий спектр представлений о рае и аде.
Евреи верят в избранностьИзраиля (еврейского народа, но не еврейского государства): Бог из всех народовмира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральнуюроль в драме спасения человечества. Согласно современным взглядам, Израильследует считать не «избранным», но «избирающим», предполагая, что он, заключивсоюз-договор с Богом, сам должен был сделать окончательный выбор, принять лислово Божье и стать ли «светочем для народов».
Иудаизм считает, что вселюди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьмиБожьими. Они равно дороги Богу, имеют равные права на справедливость имилосердие со стороны ближних. Иудаизм полагает также, что наличие еврейскойкрови (с отцовской стороны) не имеет значения в определении принадлежности кеврейству (согласно раввинскому закону, евреем считается всякий, кто рожденматерью-еврейкой или принял иудаизм). Каждый, кто принимает еврейскую веру,становится «чадом Авраама» и «сыном Израиля».
Для еврея иудаизм –истинная вера, но другие религии вовсе не обязательно ложны. Считается, чтонееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести спасение,ибо «праведники всех народов обретут удел в грядущем мире». Для этого отнееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно: 1) отказатьсяот идолопоклонства; 2) воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния; 3) непроливать кровь; 4) не произносить имя Бога всуе; 5) не творить несправедливостии беззакония; 6) не красть; 7) не отрезать частей от живого животного.
4. Обычаи
Иудаизм как образ жизнинуждается в ритуале. Для евреев любой обряд напоминает о том, какое место Богзанимает в его жизни. Религиозная практика рассматривается как дисциплина,способствующая совершенствованию характера каждого, как форма наставления.
4.1 Молитва
Еврей обязан молитьсяежедневно, три раза в день. Предполагается, что его молитвы нравственны и невраждебны интересам других. Молитва должна твориться в глубокойсосредоточенности, погруженности в себя.
Пищевые запреты считаютсячастью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскомународу. Они не рассматриваются как желательные или обязательные для всегочеловечества.
4.2 Праздники
Среди главных праздникови священных дней – Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в память осотворении мира и исходе из Египта; Рош ха-Шана (Новый год), годовщинасотворения мира и день духовного и морального обновления; Йом-киппур (Судныйдень), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрыедела; Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь),посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне,последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы); Песах (Пасха),знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства; Шавуот(Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминаниео дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай; Ханукка (праздник Освящения,или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, врезультате которой евреи добились свободы исповедания своей религии; Пурим(праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшегоуничтожить евреев; Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушенииПервого и Второго храма.
4.3 Обряды рождения исовершеннолетия
Когда рождается младенецмужского пола, ему обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом былотмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекаютименем в синагоге. Обряд выкупа мальчиков-первенцев осуществляется на тридцатыйдень после рождения. В связи с началом обучения детей совершают посвятительныеобряды. По достижении 13 лет мальчики (а в консервативных и некоторыхреформистских общинах также девочки) участвуют в церемонии бар-мицва (у девочекбат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправныхчленов, ответственных за свои поступки. В 19 в. в консервативных иреформистских общинах для юношей и девушек была введена церемония конфирмации,совершаемая обычно в день праздника Шавуот.
4.4 Брачная церемония
Сначала происходитторжественное обручение (помолвка). Затем в субботу, предшествующую свадьбе,жениха приглашают в синагоге к чтению Торы (в реформистских общинах обычно непрактикуется). Во время свадебной церемонии жених и невеста стоят под хуппой –балдахином (у реформистов так происходит не всегда). Стоя под хуппой, жених иневеста отпивают вино из одного бокала. Жених надевает кольцо на указательныйпалец невесты и произносит древнюю формулу, провозглашающую, что мужчина беретженщину в жены. Произносятся семь благословений во славу Бога (у реформистоводно). В память о разрушении Храма жених разбивает бокал, из которого он сневестой пил вино (в реформистских общинах этого не делают). Заключительноеблагословение принято у реформистов. В ортодоксальных общинах на церемониитакже зачитывается брачный контракт (кетубба).
4.4 Погребальный ритуал
Перед смертью умирающийисповедуется. Родственники покойного надрывают на себе одежду. В памятьумершего зажигают свечу. Тело умершего облачают в белый саван (у ортодоксов).Во время погребения читают «Каддиш», молитву, прославляющую Бога и выражающуюготовность принять его волю. Глубокий траур длится неделю, в течение которойскорбящие не выходят из дому (у реформистов этот период короче). Скорбящиечитают «Каддиш» в синагоге в течение одиннадцати месяцев. По истечении года намогиле устанавливают надгробие. Годовщину смерти («Йорцайт») отмечаютзажиганием поминальной свечи и чтением «Каддиша». На праздники Йом-киппур,Суккот, Песах и Шавуот совершают поминальную службу, во время которой читаютпоминальную молитву «Йизкор».
Заключение
Иудаизм представляетсобой этический монотеизм. В иудаизме этике не нужно дополнять религию,поскольку она – ее неотъемлемая часть. В иудаизме познать Бога не значит понятьприроду его бытия; богопознание подразумевает знание о том, что Бог правитмиром, что человек должен стремиться следовать правильным путем, который Боготкрыл для людей.
Любовь к Богу – перваяобязанность человека, ибо если человек одержим ею, он будет стремиться делатьдобро даже ценой своей жизни. Долг человека – сохранять чистоту души, ибо она –дар Божий. Человек рожден с предрасположенностью к греху («йецер ра»), но унего имеется также склонность к добру («йецер тов»), позволяющая ему преодолетьгрех, особенно с помощью наставлений Торы. Он может даже обратить энергию йецерра к добру, проявляя свою свободную волю.
Человеке, сотворенный пообразу Бога, должен сохранять и защищать свое и чужое достоинство. Все людиравны и в равной степени имеют право на свободу и справедливость. Заповедь«Люби ближнего твоего, как самого себя» – это способ выразить, что человекдолжен любить других людей, поскольку все являются детьми Божьими. Таковаеврейская концепция человеческого братства под отцовской властью единого Бога.
Мир сам по себе благ, ипоэтому его дары, включая богатство, благословенны, если ими пользуютсяправильно. Иудаизм выступает против аскетизма. Он с оптимизмом смотрит набудущее этого мира, мир – не «юдоль слез, из которой необходимо бежать в другоймир, но именно то место, где Бог предлагает нам основать его царство».
В число добродетелей,которые еврейская традиция считает обязанностью каждого человека, входитблаготворительность. Те, кто нуждается в помощи, считаются достойными этойпомощи, ведь и они – дети Божьи. В иудаизме считается, что милостыня – это непросто сострадание, а форма осуществления справедливости как таковой,восстановление того, чего люди оказались лишены в результате несовершенстваобщества, и потому в иудаизме милостыня так и называется – «цедака»(«праведность»).
Человек не может отделитьсебя от общества и должен выполнять все обязательства по отношению кгосударству. Сотни лет назад иудаизм учил тому, что «дина де-малхута – дина»(«законы государства – наши законы»).
Семья в иудаизмесчитается краеугольным камнем общественной жизни. Безбрачие всегда решительноотвергалось, и задачей семьи считалось не только рождение детей, но обеспечениесплоченности ее членов. Брак дает возможность внести вклад в благополучие мира;брак – это божественное установление. Женщина, как и мужчина, сотворена пообразу Бога, поэтому она – равноправный партнер в браке и во всем остальном. Вкаббале бракосочетание – подражание духовному единению мужского и женскогоначал, присущих Богу. С самых ранних времен обычной формой брака у евреев быламоногамия. Около 1000 рабби Гершом бен Иуда из Майнца издал постановление,определившее моногамию единственной нормой, и это постановление стало закономдля евреев, за исключением тех, кто жил в мусульманских странах. Смешанныебраки запрещены ортодоксальным иудаизмом и не поощряются реформистами. Но послеобращения нееврея в иудаизм такой брак разрешается.
Развод допустим, но неодобряется, за исключением случаев, когда брак оказывается неудачным. Побиблейским законам, женщина не могла препятствовать мужу, если он намеревалсяразвестись, но уже раннее раввинское законодательство защищало положение жены,делая расторжение брака дорогостоящей процедурой для мужа, а кроме того, давалоправо жене требовать развода в случае жестокого обращения. Более позднийраввинский закон запретил развод без согласия жены. Нынешняя ортодоксальнаяпрактика близка к старым раввинским установлениям.
Обязанность обучать детейзафиксирована в Библии. Она подразумевает не только образование в общем смыслеслова, но и помощь детям. Дети должны оказывать родителям почет и уважение.Пророк Малахия учил, что Царство Божье наступит, когда обратятся «сердца отцовк детям и сердца детей к отцам их».
Литература
1) Краткая еврейскаяэнциклопедия, тт. 1–7. Иерусалим, 1976–1994
2) Агада:Повествование об Исходе. М., 1993
3) Агада: Сказания,притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М., 1993
4) Вук Г. Еврейскийобраз жизни. Иерусалим – М., 1993
5) Козодой Р.Еврейские праздники. М., 1993
6) Штейнзальц А.Введение в Талмуд. М., 1993
7) Мировоззрениеталмудистов: Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главных книграввинистической письменности. М., 1994
8) Раби Шимон.Отрывки из книги «Зогар». М., 1994
9) Барац А. ЛикиТоры. М. – Иерусалим, 1995
10) Кон-Шербок Д.,Кон-Шербок Л. Иудаизм и христианство: Словарь. М., 1995
11) Миркина З.А.,Померанц Г.С. Великие религии мира. М., 1995
12) Ковельман А.Б.Толпа и мудрецы Талмуда. М. – Иерусалим, 1996
13) Штейнзальц А.Мудрецы Талмуда. М., 1996
14) Штейнзальц А.Творящее слово. М., 1996
15) Волков А.Б.,Тарасов П.Г. Жить по Закону Творца. Основы еврейского благочестия. М., 1997
16) Глазерсон М.Огненные буквы: Нумерология, астрология, медитация в еврейской традиции. М. –Иерусалим, 1997
17) Кац А.С. Евреи.Христианство. Россия. СПб, 1997
18) Ллойд Джонс Г.Обличительные слова: Новозаветные тексты, затрудняющие иудео-христианскийдиалог. СПб, 1997
19) Вайн Ш.Т. Новыйпуть в иудаизме: Быть евреем, веря в разум и чувство собственного достоинства.М., 1998
20) Пилкингтон С.М.Иудаизм. М., 1998
21) Телушкин Дж.Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии. М. –Иерусалим, 1999