Рецензия на произведение современной русской литературы. ( По роману А. Рыбакова "Дети Арбата")

Рецензия на произведение современной русскойлитературы. ( По роману А. Рыбакова «Дети Арбата»)
Всёначалось с детей Николая.
Чтобормотали они, умирая
Встрашном подвале?
Всёте же слова,
Чтои несчастные дети Арбата.
Времявсеядно. Судьба виновата,
Неза что — а воздаётся сполна.
С.Куняев
Яхочу дать рецензию на книгу Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», котораяявляется моим любимым произведением современной русской литературы. Онаписалась в «тёмные» времена, а подоспела к «светлым».Выношена и написана она была во времена, как мы говорим, застоя. Роман«Дети Арбата» автобиографический, в образе главного героя СашиПанкратова немало реалий судьбы самого писателя. Где-то Рыбаков обмолвился, чтопуть Саши — это его, Рыбакова, путь, только Саша лучше, чем его прототип. Меняволнуют и волновали события, происшедшие в нашей стране в предвоенный период.Сейчас, когда в нашей стране демократия и гласность, необходимо высвечивать всетёмные пятна нашей истории. И в этом огромная роль литературы, чему и служитзамечательное произведение «Дети Арбата». В заслугу АнатолиюРыбакову, несомненно, следует поставить стремление ликвидировать несколькотаких пятен. Писатель впервые смело, бесстрашно взялся за проблему ответа:какова же роль И. В. Сталина. И это даёт А. Рыбакову в моих глазах полную даньуважения. Очевидно, что одна из главных задач романа «Дети Арбата» — показать, как утверждался культ Сталина. Я считаю — успех романа в том, чтосама эта задача была поставлена писателем верно, ибо ведь именно с 1934 года,когда развёртывается действие «Детей Арбата», культ этот началпревращаться в нечто грандиозное и исключительное. Сталин в романе — исторический деятель, который смог подчинить своей воле миллионы людей,определить путь развития огромной страны. Писатель стремился постичь внешнепротиворечивую логику действий тирана. Вот, к примеру, эпизод со стоматологом — один из наиболее живых в сталинских сценах. Прекрасный специалист проявляетпрофессиональную гордость, решили сделать Сталину пластинчатый протез, несмотряна то, что высокий пациент настаивает на бюгельнош. Сталин соглашается испытатьновый протез, поносить один только день, как просит врач, и признаёт, что врачправ. Признате признаёт и даже в пример образцового отношения к делу ставит, новсё же распорядился зубного врача заменить другим и из кремлёвской больницыуволить. Почему? Должного страха нет, беспрекословного подчинения. Осмеливаетсявозражать, а в окружении нужны люди другие, не возражающие, не рассуждающие,слепо преданные. Сталин в романе Рыбакова глубоко одинок. Он сознательно ставитсебя вне человеческих отношений. Сталину не нужны друзья и родные. Нужныисполнители его воли. Исполнители, которые будут со временем заменены другими,когда откажутся выполнять его указания или возомнят о себе слишком много.Прочитав роман «Дети Арбата», я ясно и полнее понял, почему и какпроизошли в тридцатые годы трагические события, лучше осознал, что Сталин самвозглавлял и направлял произвол, уничтожение множества невинных людей. Понялглубже, какие побуждения им руководили, как это было страшно. Он заставил меняразмышлять. «Дети Арбата», я считаю, должен прочесть каждый. Ведькнига эта не просто открывает глаза на тягостную реальность недавней нашейистории — она не позволяет больше отводить их в сторону от этой реальности;бередит душу, рассказывая правду о Сталинской эпохе. Люди должны знать истинноеположение дел в те тридцатые годы. А то слышишь иногда реплики: ” Вот Сталинабы сейчас…”, «А вот при Сталине…» А хотят ли они, чтобы ихссылали, а то и расстреливали. Но Сталин — один из двух главных героев. Рыбаковнаписал роман о Сталине и о Саше Панкратове, потому что в противостоянии этихдвух личностей он увидел главный конфликт времени.
Молодыелюди, выросшие в московских арбатских переулках и вошедшие в возрастответственности к середине тридцатых годов, воспитаны на одной идее — с какойрадостной надеждой вступают они в мир. Тепло, задушевно показана молодёжь: СашаПанкратов и его окружение. Панкратов — один из главных неисторических героевромана — по-настоящему хороший и честный человек, который никогда не поступаетпротив своей совести, им всегда движет чувство справедливости. Саша — человек сярко выраженным социальным темпераментом. Сам по себе такой темперамент можетпринимать и опасные формы. Шарок вспоминает, как при приёме в комсомол Сашаотказался голосовать за него, коротко бросив: «Не верю». Легкопредставить, как такие люди в атмосфере тридцатых годов бросали своё «неверю» не только таким, как Шарок. Но есть у Саши одно качество, которое иделает его уязвимым. Мораль для него — это человеческая ценность, которая стоитпревыше всего. Он не может, к примеру, лжесвидетельствовать против заместителя директораинститута Криворучко. У него есть возможность выбора: Саша может предатьКриворучко, сказав о нём то, что требуют, и тем самым спасти свою судьбу. Но онне желает хитрить, лавировать, притворяться, скрывать мысли и чувства. ВедьСаша — сильный духом, высоконравственный человек, истинно русский интеллигент.Я считаю, что этот благородный поступок Саши можно назвать подвигом. Сашинодело возникло как результат его личной независимости, которое затем росло, какснежный ком. Стенгазета — уже антипартийный листок, политическая диверсия,организованная группой, окопавшейся в институте во главе с Криворучко. Какрезультат обыск, арест, ужас потрясённой матери, тюрьма, допросы, ссылка идолгий крёстный путь по дорогам Сибири. Путь духовного становления личности,путь окончательного изживания иллюзий и попыток обрести новую веру. Разлетаютсяпредставления Саши о единомнении как основе общества. Разлетается миф осправедливости насилия большинства над меньшинством. Саша Панкратов сам волеюсудеб попал в меньшинство. В «Детях Арбата» Нина Иванова, бывшаяодноклассница Саши Панкратова, сначала поражена арестом Саши. Несомненный лидеркласса, школы, честный, верящий в те идеалы, которыми все они живут, — какможет он быть врагом? Недоразумение, конечно же, скоро разберутся. Но не«разбираются». И в сознании Нины происходят перемены, и вот она ужеговорит матери Саши, что, мол, активизация классовой борьбы требует«особенной чёткости позиций, а Саша, к сожалению, иногда собственноепонимание вещей и событий ставил выше точки зрения коллектива». Всегдаможно найти объяснения, почему карающий меч обрушился на другого, и питатьнадежду, что он не тронет тебя.
«Онбыл сильным среди сильных, вырвали его из привычной обстановки, лишили среды, вкоторой существовал, и сразу выяснилось, что ему не что опереться, сам по себеон ничто», — так мучается в Мозгове Саша Панкратов, действительно, сильныйи остающийся, несмотря ни на что, до конца романа сильным человеком. К концуромана нам известно одно — Саша выстоял, и не в последнюю очередь потому, чтознал — «даже в этих диких условиях утверждаются высшие человеческиеценности. Сострадание — одно из них». «Человеческое в человеке неубито и никогда не будет убито». С этим сознанием встречает Саша декабрь1934 года, когда приходит долгожданная почта, где в одном из писем матери оннаходит приписку Вари. Приписку, к которой Варя шла так долго и понять которуюСаша может тоже лишь после своего долгого пути: «Всё ещё впереди, чёртвозьми, всё ещё впереди! У него есть Варя, теперь он это твёрдо знает. ЕстьВаря, есть мама, люди вокруг, есть его думы, его мысли. Всё, что делаетчеловека Человеком».
СашаПанкратов с его покорёженной судьбой вызывает моё глубокое сожаление и дажеболь за всё поколение молодых людей, судьбы которых также были сломанысталинскими репрессиями. Роман А. Рыбакова дал для меня немалую пищу дляразмышлений над временем, над историей, над психологией общества, наконец, надсудьбами того поколения, которое в центре внимания писателя.
Ядумаю, самое главное, что в нём есть, это два урока — урок истории и урокнравственности. Поэтому главная мысль романа — надо жить так, чтобы история инравственность были неотделимы. Нет, это не историческое повествование, котороечитают со спокойной душой. И боль и страсть книги не только в дне минувшем, нои в нынешних днях.
Прочитавроман Анатолия Рыбакова «Дети Арбата», я осознал, что лишь правдавоспитывает людей мужественных, преданных и честных. И это — главный моральныйурок, вытекающий для меня из книги Анатолия Рыбакова.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.coolsoch.ru/