Религии народов Африки

Реферат
Религии народовАфрики

I. Религии отсталыхнародов Африки
 
1.1Религия бушменов
Наиболееархаические формы социально-экономического строя, а вместе с тем и религии,сохранились у бушменов — небольшой группы охотничьих племен в Южной Африке.Видимо, это остаток гораздо более многочисленного древнего охотничьегонаселения этой части Африки, оттесненного более поздними пришельцами, земледельческимии скотоводческими народами. Голландско-бурская и английская колонизация XVII—XIXвв. привела к истреблению и гибели большинства остававшихся к тому временибушменских племен. Их самобытная социальная организация (напоминавшаяавстралийскую) и культура были к XIXв. почти разрушены. У нас поэтому имеются лишь отрывочные описания культурыбушменов, и в частности их верований, сделанные в XIXи начале XX в. путешественниками,миссионерами и другими исследователями и наблюдателями (Лихтенштейн, Фрич, Пассарге,Блик, Стоу и др.). В новейшее время остатки прежнего фольклора, мифологии иверований бушменов исследовал Виктор Элленбергер, сын миссионера, родившийся ипроведший много лет среди коренного населения Южной Африки. Племена бушменовраспадались на самостоятельные роды, вероятно прежде матрилинейные итотемические. Следы тотемизма видны в названиях родов по именам животных, внаскальных изображениях полуживотных — получеловеческих фигур, в мифах оживотных, которые прежде были подобны людям, и, наоборот, о животных,превращенных в людей. Бушмены верили в загробную жизнь и очень боялись умерших.У бушменских племен существовали особые обряды захоронения покойников в землю.Но культа предков, господствующего у более развитых африканских народов, у нихне было. Наиболее характерная черта в религии бушменов как охотничьего народа —промысловый культ. С молитвами о даровании успеха на промысле они обращались кразным явлениям природы (к солнцу, луне, звездам) и к сверхъестественнымсуществам. Вот образец такой молитвы: «О луна! Там, в высоте, помоги мне завтраубить газель. Дай мне поесть мяса газели. Помоги мне этой стрелой поразитьгазель, этой стрелой. Дай мне наесться мяса газели. Помоги мне наполнитьжелудок сегодня ночью. Помоги мне наполнить желудок. О луна! Там в высоте! Яроюсь в земле, чтобы найти муравьев, дай мне поесть…» и т. д. С такими жемолитвами обращались к кузнечику-богомолу (Mantisreligiosa), которыйназывался Нго или же Цг’аанг (Ц’агн, Цг’ааген), то есть господин: «Господин,неужели ты меня не любишь? Господин, приведи мне самца гну. Я люблю, когда уменя сытый желудок. Мой старший сын, моя старшая дочь тоже любят быть сытыми.Господин, пошли мне самца гну!».
Вопрособ этом кузнечике как предмете религиозного почитания заслуживает особогорассмотрения: он не совсем ясен. С одной стороны, это настоящее насекомое, хотяему и приписываются сверхъестественные свойства: верили, например, что, еслиНго в ответ на молитву сделает круговое движение головой, это значит, что охотабудет удачна. Но с другой стороны, это насекомое как-то связывалось с невидимымнебесным духом, которого называли так же — Ц’агн, Цг’аанг и т. п. и считалисоздателем земли и людей. В бушменских мифах очень часто фигурирует этот Цагн,причем ему придается также и роль озорника-шутника. Вероятно, этот образнебесного существа сложный: это и культурный герой, и демиург, и, видимо,бывший тотем. О тотемических чертах его говорят помимо прямой связи скузнечиком также и мифологические связи его с другими животными: жена Цагна —сурок, сестра — цапля, приемная дочь — дикобраз и т, п. Но одна из составныхчастей образа Цагна, и, быть может, главная,— это то, что он, видимо, былпатроном племенных инициации, подобно аналогичным небесным существам АвстралииАтнату, Дарамулуну и др.
От обычая инициации убушменов сохранились лишь слабые воспоминания. Но молодой бушмен Цгинг,информатор Дж. Орпена, говорил последнему, что «Цгинг дал нам песни и приказалнам танцевать мокома». А этот ритуальный танец, несомненно, был связан собрядами посвящения юношей. Тот же Цгинг говорил Орпену, что посвященные знаюто Цагне больше (сам он остался непосвященным, так как племя его вымерло).
ПатерШмидт пытался превратить Цагна в единого бога-творца и в поверьях о немусматривал следы прамонотеизма. Основывался он почти исключительно насообщениях Цгинга, переданных Орпеном, которые стремился подогнать к своейнавязчивой идее, отбрасывая противоречащие ей свидетельства. Исследователинаходили у бушменов следы веры во вредоносную магию (по типу сходную савстралийской), пищевых запретов неясного происхождения, веры в сны, в приметы,суеверной боязни грозы.
 
1.2Религия центральноафриканских пигмеев
 
Другаягруппа примитивных племен — это низкорослые пигмейские племена, разбросанныенебольшими поселениями в бассейне р. Конго и некоторых других районахЦентральной Африки. Происхождение их до сих пор неясно. Эти племена издавнанаходятся в соприкосновении с более культурными народами, однако донынесохранили архаический уклад охотничье-собирательского хозяйства и чистопервобытнообщинные формы социального строя. Религиозные верования пигмеев, и тотолько некоторых групп, стали известны лишь в недавнее время. Подробнее всегоописаны (Паулем Шебестой) верования бамбути и других племен бассейна р. Итури —одной из самых восточных групп пигмеев, притом наименее затронутой влияниемсоседей. П. Шебеста — католический патер, миссионер, сторонник теориипрамонотеизма. Тем не менее, в своих исследованиях он перед лицомнеопровержимых фактов во многом разошелся со Шмидтом и не скрывает этого.Правда, истолкование фактов, даваемое самим Шебестой, тоже весьма натянуто инеубедительно. Но факты говорят сами за себя.
Материалы, собранныеШебестой, свидетельствуют о том, что самые важные религиозно-магическиеверования и обряды бамбути связаны с охотой. Бамбути строго соблюдают суеверныеохотничьи правила и запреты, совершают магические обряды. Главный предмет ихпочитания — это некий лесной дух, хозяин лесной дичи, к которому охотникиобращаются с молитвой перед промыслом («Отец, дай мне дичи!» и т. д.). Этоголесного духа (или «бога», по выражению Шебесты) называют разными именами ипредставляют себе довольно смутно. Очень трудно разобраться, кроется ли подэтими разными именами одно и то же мифологическое существо или несколько. Одноиз имен охотничьего лесного духа — Торе; но так же называют исверхъестественное существо, выполняющее другие функции. Очень крепко держатсяу бамбути тотемические верования, гораздо крепче, чем у соседних непигмейскихплемен. Значение тотемизма в религии бамбути так велико, что Шебеста назвал ихмировоззрение «тотемическо-магическим». Тотемы у бамбути исключительно родовые(полового и индивидуального тотемизма нет); но многие люди помимо своегородового тотема чтут и родовой тотем своей жены, и тотем сотоварища попосвятительному обряду. Тотемы — по большей части животные (чаще всего леопард,шимпанзе, а также змеи, разные обезьяны, антилопы, муравьи и пр.), изредкарастения. К тотему относятся как к близкому родственнику, называют «дедушка», «отец».Верят в происхождение родов от своих тотемов. Строго запрещено употреблять мясототема в пищу, даже прикасаться к какой-нибудь части его — к шкуре и пр. Носамая интересная черта тотемизма у бамбути — это вера в то, что душа каждогочеловека после смерти воплощается в тотемическое животное. Бамбути верят внекую магическую силу мегбе, которая якобы связывает человека с его тотемом;эта же магическая сила делает человека охотником. Очень любопытна, хотя и несовсем ясна, система возрастных инициации у бамбути, впервые открытая тем жеШебестой. Посвящение проходят все мальчики между 9 и 16 годами. Обрядысовершаются коллективно, над целой группой мальчиков. Их подвергают операцииобрезания и другим тяжелым испытаниям: их бьют, мажут разными нечистотами, запугиваютплясками в страшных масках, заставляют лежать неподвижно на животе и т. д.Посвящение сопровождается моральным назиданием. Во время посвящения мальчикамвпервые показывают гуделку, трубу и другие предметы, связанные с обрядами; этисвященные вещи женщины и дети не могут видеть. Происходит все это в лесу, гдестроится особая хижина; женщины туда не допускаются, но все мужчины участвуют вобрядах. Весь ритуал посвящения связан с образом лесного духа Торе. Инициациирассматриваются как своего рода приобщение к магической силе, необходимойохотнику. Прошедшие инициацию составляют, по сведениям Шебесты, как бы тайныймужской союз Торе, названный так по имени лесного бога.
Посравнению с этими главными формами верований бамбути, другие не имеют существенногозначения. Погребальный культ не развит, представления о духах умерших (лоди) оченьсмутны; впрочем, у бамбути господствует мнение, что они воплощаются в тотем.Есть мифологический образ какого-то небесного существа (Мугаса, Некунзи),творца, связанного с луной или грозой: его считают злым, так как он убиваетлюдей (то есть создал людей смертными). Культа его нет.

2.Религии основного населения Африки
Подавляющее большинствонародов Черной Африки — Африки к югу от Сахары — уже давно достигло более высокогоуровня общественного развития. Эти народы издавна знают земледелие (в мотыжнойформе), многие из них, особенно в Восточной и Южной Африке, разводят и домашнихживотных; земледелие и скотоводство находятся в разных соотношениях в различныхрайонах. Люди живут оседло в деревнях; кое-где выросли и зародышевые города.Развиты разнообразные ремесла, в частности кузнечное. Существует торговыйобмен. Общественный строй у большинства народов — родоплеменной на разныхстадиях его развития и разложения: у одних, особенно у земледельческих народовЗападной и Центральной Африки, сохранились очень сильные следы материнскогорода, матриархата; у других, особенно у скотоводческих племен Южной и ВосточнойАфрики, резко выражены патриархально-родовые отношения. У большинства народовскладывались классовые отношения, местами, еще со времен средневековья,создавались примитивные государства полуфеодального типа: так было в Судане иГвинее (Гана, Мали, Канем, Сонгаи, позже Борну, Вадаи, Дагомея, Ашанти, Бенин идр.), в бассейне Конго (Лунда, Балуба, Конго и др.), на Замбези (Зимбабве, илиМономотапа), на Великих озерах (Уганда, Уньоро и др.). В Южной Африке уже внедавнее время (XIX в.) возниклипримитивные военно-демократические межплеменные объединения, перераставшие в небольшиегосударства (у зулусов, матабеле и др.).
2.1 Главные формырелигии. Культ предков
Различия в материальныхусловиях жизни и характере общественного строя и определяли, какие формырелигии преобладали у тех или иных африканских народов. Однако в их религиозныхверованиях было много очень сходных существенных черт. Как отмечают почти всеисследователи, наиболее характерная и бросающаяся в глаза черта религии народовАфрики — это культ предков. Африка считается классической страной культапредков. Он развит как у земледельческих, так и у скотоводческих племен, укоторых сохранились формы или пережитки родоплеменного строя. Культ предковисторически вырос, несомненно, на основе патриархально-родового строя, абольшинство народов Африки еще в недавнее время стояло примерно на этом уровнеобщественного развития. Правда, у народов Африки культ предков связывался и спережитками материнского рода, которые местами, особенно у земледельческихнародов, очень сильны. По мере выделения индивидуальной семьи культ предковпринимал и семейные формы, которые обычно трудно отделить от собственнородовых. Наконец, в связи с укреплением племенных и межплеменных союзов иобразованием примитивных государств развился и племенной и государственныйкульт предков — обожествление предков вождей, царей. Рассмотрим покасемейно-родовые формы культа предков. В верованиях народов Африки духи предковфигурируют обычно как существа, покровительствующие семье и роду. Однако это неабсолютно благодетельные, добрые по природе существа. Они чаще оказываютсятребовательными, придирчивыми, требуют принесения жертв и поклонения и толькопри этом условии покровительствуют своим потомкам; в противном случае онинаказывают их. Различные болезни и другие несчастья нередко приписываются темже духам предков, но у некоторых народов — духам предков чужих родов.
Один из типичныхпримеров — верования скотоводческого народа тхонга (тонга) в Южной Африке,описанные миссионером Анри Жюно. У тхонга главный предмет почитания — душиумерших (псиквембу, в единственном числе — шиквембу). Каждая семья почитает двегруппы духов предков: с отцовской и с материнской стороны; последним иногдаотдается предпочтение, в чем можно видеть следы материнско-родового строя.Однако культ этих духов семейный: обрядами и принесением жертв руководитстарший в семье мужчина, особо торжественные жертвоприношения совершаются приважных семейных событиях (свадьба, тяжелая болезнь и т. п.). Правда, и всемейном культе сохраняется родовой принцип: замужняя женщина не принимаетучастия в почитании предков семьи, так как происходит из другого рода и у неесвои предки. Каждый старый человек, мужчина или женщина, после смертистановится предметом почитания в своей семье. Тхонга верят, что умерший человексохраняет свои человеческие свойства: любит, чтобы о нем заботились, запренебрежение и невнимание сердится и наказывает. Предки строго следят засоблюдением обычаев и нравственности. Пребывают духи предков в заповедных лесахвблизи места погребения. Они могут являться людям и наяву, в виде животных,либо во сне. Сходные формы культа предков описаны миссионером Бруно Гутманом ународа джагга (Восточная Африка). Этот культ у них тоже семейный и опять-такисо следами родовой экзогамии; женщины, пришедшие в семью из другого рода, непринимают участия в поклонении семейным предкам. Сами духи предков разделяютсяпо возрасту. С наибольшим усердием почитаются духи недавно умерших предков, ибоо них хорошо помнят. Джагга верят, что, получая обильные жертвы, эти духипокровительствуют семье. Духи прежде умерших не получают жертв, так каксчитается, что они будто бы оттеснены на задний план недавно умершими, поэтомуголодны, злы и стараются мстить своим потомкам, оставляющим их без внимания.Наконец, умершие давным-давно вообще исчезают из памяти живых и их совсем непочитают.
2.2Пережитки тотемизма
Древнийтотемизм сохранился у народов Африки лишь в пережитках. Они преимущественновидны в тотемических названиях родов и в том, что местами соблюдаются запретыупотреблять мясо тотемических животных в пищу. У скотоводческих народов Южной иВосточной Африки тотемы — главным образом виды домашних животных. Другие проявлениятотемических верований и обычаев предки. У бечуанов, сохранивших ихсравнительно больше, отмечены, например, особые тотемические пляски — у каждогорода свои; поэтому бечуаны, если хотят узнать, к какому роду человекпринадлежит, спрашивают: «Что ты пляшешь?» Батока объясняют свой обычайвыбивать передние зубы желанием походить на быка — тотемическое животное (насамом деле обычай выбивания зубов есть, конечно, пережиток древних инициации).
Уземледельческих народов, особенно в Западной Африке, родовой тотемизмсохранился в такой же ослабленной форме. Но местами он превратился в нечтоновое: в локальное, общинное почитание отдельных видов животных, вероятнобывших тотемов. Это явление наблюдалось у народов Южной Нигерии, в Дагомее, уюжноафриканских бавенда. Очевидно, этот переход от родового тотемизма клокальному культу животных обусловлен перерастанием родовой общины втерриториальную.
2.3 Зоолатрия
Однакокульт животных (зоолатрия), довольно широко распространенный в Африке, далеконе всегда связан по происхождению с тотемизмом. В большинстве случаев корниего, видимо, более прямые и непосредственные: суеверный страх перед опаснымидля человека дикими зверями. Особым почитанием пользуется в Африке леопард —одно из самых хищных и опасных животных. Но это не мешает многим народамохотиться на леопарда. Культ леопарда связан с тотемизмом только косвенно:местами (например, в Дагомее) леопард считался тотемом королевского клана.
Широкораспространен культ змей. В той же Дагомее миссионер Унгер в 1864 г. нашелнастоящий храм змей, где содержалось более 30 особей. В области Уйда еще раньшесуществовало святилище питонов и других змей, за которыми ухаживал особый жрец.Он кормил их, брал на руки, обвивал вокруг тела. У тех народов, у которых змеипользуются почитанием, считается величайшим преступлением причинять имкакой-либо вред.
2.4Земледельческие общинные культы
Земледельческиенароды Африки большое значение придавали общинному культу аграрных божеств-покровителейи вообще культу местных общинных духов и богов. Это было отмечено одним излучших исследователей Африки — Карлом Мейнгофом. Особенно развит такой культ вВерхней Гвинее. О народах Золотого Берега (теперь Гана) А. Эллис писал (1887):«Каждый поселок, деревня, округа имеют своих местных духов, или богов,повелителей рек и ручьев, холмов и долин, скал и лесов». Только этих местныхбогов — они называются бохсум — община и почитает; до чужих ей нет дела. Однакобольшая часть их считается существами злыми и враждебными человеку, если толькоих специально не умилостивить жертвами. Бохсумы чаще представляютсячеловекоподобными, но нередко имеют чудовищный вид; живут они якобы в тех лесах,холмах, реках, над которыми владычествуют. У других народов Нигерии отмечалосьпочитание местных божеств в виде животных; выше уже говорилось, что здесь,видимо, налицо тотемические традиции. Божества со специализированнымифункциями, в частности покровители собственно земледелия, известны далеко не увсех народов. Один из примеров — зулусы Южной Африки. Миссионер Брайант описалраспространенный у них культ небесной принцессы — богини Номкубулвана, дающейплодородие полям, мифической изобретательницы земледелия. Обряды и моления вчесть этой богини исполнялись девушками и замужними женщинами: это понятно,если вспомнить, что все земледельческое хозяйство у зулусов — сфера женскоготруда.

2.5Фетишизм
 
Понятиефетишизма в представлении многих тесно ассоциируется с Африкой. Ведь именно вАфрике наблюдали это явление португальские моряки еще в XVв. Голландский путешественник Биллем Босман в своем описании Верхней Гвинеи(1705) указывал: «Слово «фетиш», иначе, на языке негров, боссум, происходит отимени их идола, которого они также называют боссум». В дальнейшем фетишизмомстали называть вообще религии всех народов Африки. А так как европейскиеколонизаторы высокомерно третировали африканцев, как дикарей, то в наукепостепенно сложилось мнение, что фетишизм — это вообще самая ранняя стадиярелигии (так думали в XVIIIв. Шарль де Бросс, в XIXв.— Бенжамен Констан, Огюст Конт и др.). Однако более серьезное изучение фактовпоказывает, что, во-первых, фетишистские верования и обряды характерныпреимущественно лишь для Западной Африки; во-вторых, сами народы Африки, в томчисле и Западной, вовсе не так отсталы: большинство их достигло граниклассового общественного строя; в-третьих, и для них фетишизм составляет,видимо, не исконную, а скорее позднюю разновидность религии.
Например,обстоятельными исследованиями майора А. Эллиса установлено, что господствующаяформа верований народов Золотого Берега — культ родовых и локально-общинныхпокровителей (бохсум); но тот человек, который не удовлетворяется ихпокровительством, добывает для себя лично фетиша — сухман; культ этих сухмановне связан с традиционной религией народа. К таким же выводам пришел и Раттрей —исследователь религии ашанти. У племен бассейна Конго венгерский путешественникЭмиль Тордай точно так же обнаружил, что культ фетишей — новое явление, весьманеодобряемое приверженцами старой религии — родового культа предков. Можнодумать, что культ фетишей в Африке — по крайней мере личных фетишей, которыечисленно сейчас преобладают,— развился как своеобразная форма индивидуализациирелигии, связанной с распадом старых родовых связей. Отдельная личность, чувствуясебя недостаточно защищенной родовым коллективом и его покровителями, ищет длясебя опоры в мире таинственных сил. Фетишем может быть любой предмет, почему-либопоразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, частитела животного, какое-нибудь изображение — идол. Нередко предмет в качествефетиша выбирается наугад. Если после этого человеку что-нибудь удастся, онсчитает, что фетиш помог, и оставляет его себе. Если, напротив, произошлакакая-то неудача, тогда фетиш выбрасывают, заменяют другим. Обращение с фетишемдвойственное: за оказанную помощь его благодарят жертвой, за небрежностьнаказывают. Особенно интересен африканский обычай истязания фетишей, притом неради наказания, а ради побуждения их к действию. Например, прося о чем-нибудьфетиш, в него вбивают железные гвозди, так как предполагается, что фетиш,испытывая боль от гвоздя, лучше запомнит и сделает то, о чем его просят.
2.6Жречество
Развитиесобственно племенных культов связано в Африке, как и везде, с зарождением иобособлением особой профессии жрецов. В религии африканских народов жречествозанимало примерно такое же место, как в религии полинезийцев. Оно хорошо изученои старыми исследователями (Бастиан, Липперт) и более поздними (Ландтман).Особенно развит был институт жречества в Западной Африке. У большинства народовжрецы были разных категорий и специальностей, которые можно разбить на двеосновные группы: официальные жрецы племени, состоявшие при храмах и отвечавшиеза общественный или государственный культ, и вольнопрактикующие жрецы —знахари, колдуны, гадатели, действовавшие по частным заказам.
Наибольшимвлиянием пользовались храмовые жрецы племени. Каждый храм представлял собой какбы юридическое лицо: владел имуществом, землей, иногда даже с прикрепленным кнему населением, рабами. Доходы с имущества и земли, равно как и разные жертвы,шли в пользу жрецов. По мере имущественного расслоения в племени жрец занималсвое место среди зажиточной и господствующей верхушки. У земледельческихнародов на жрецов публичного культа возлагалась метеорологическая магия —обряды вызывания дождя. У народа джагга, например, этим занимались особые жрецы(«делатели дождя»), которые за исправное исполнение своих обязанностей отвечалиперед вождем. Обряды вызывания дождя растягивались на такой большой срок, чтообычно они увенчивались успехом: рано или поздно дождь начинал идти. В числепубличных функций жреца были и обряды военной магии, и принесение жертвбожествам войны. Но еще более важным делом жрецов, особенно в Западной Африке,было участие в судебном разбирательстве. В примитивных африканских государствахгосподствовали такие процедуры судопроизводства, в которых особо важноезначение придавалось магическим приемам установления виновности илиневиновности обвиненных или правоты спорящих сторон,— ордалии (по старомурусскому выражению, «божьи суды»). Обычно для этого применялись различные яды:обвиняемому или спорщикам давали выпить особо приготовленный напиток. Есличеловек оставался невредимым, он и признавался правым, Так как и составление идозировка яда находились в руках специалиста-жреца, то понятно, что от него изависела судьба тяжущихся или обвиняемых. Судебные ордалии были оченьсущественным орудием власти к руках жрецов, а порой и в руках вождей и королей,на службе которых эти жрецы находились. Вольнопрактикующие жрецы — колдуны,знахари — занимались преимущественно лечением больных, а также разнымигаданиями, предсказаниями. Среди них тоже было дробление профессий и узкаяспециализация. Например, в области Бомма больной должен был обращаться преждевсего к знахарю-диагносту, который только определял причину болезни: отколдовства ли она, или от нарушения табу, или наслана духами. Установив это, оннаправлял больного на лечение к соответствующему специалисту, притом особомудля каждого больного органа. Все это было, конечно, сплошным шарлатанством ивымогательством. При лечении больных многие профессионалы-врачеватели применялиспособы настоящего шаманского камлания: доводящие до экстаза бешеные пляски сдикими выкриками, ударами в бубен или в иной предмет. Чаще всего такиепрофессионалы-шаманы — нервно неуравновешенные люди. По поверьям тхонга,нервно-психические заболевания причиняются духами враждебных племен, и ихпытаются лечить методами чисто шаманского камлания, причем делается этоколлективно. Участниками подобных коллективных концертов, длящихся иногдасутками, бывают те, кто в свое время сам перенес такое же заболевание и был отнего исцелен.
Официальноежречество племен обычно пренебрегает такими дикарскими способами действий.
2.7Культ кузнецов
Нарядус жрецами и шаманами особое место, хотя и менее заметное, в религии народовАфрики занимают кузнецы. Добывание и обработка железа в Африке известныиздавна, и кузнечное дело у большинства народов выделилось в особую профессию,как правило наследственную. Обособленность этой профессии, недоступные длядругих знания и умение кузнеца окружили эту группу людей ореолом таинственногов глазах суеверных соплеменников. Страх перед кузнецом проявляется по-разному:с одной стороны, кузнецов нередко считают нечистыми, отверженными людьми, сдругой — приписывают им сверхъестественные способности. Например, у джагга(Восточная Африка) кузнецов очень уважают, но еще больше боятся. За кузнеца невсякая женщина согласится выйти замуж. А уж девушку — дочь кузнеца тем более невозьмут в жены: она может навлечь несчастье, даже смерть на своего мужа.Кузнецы сами стараются поддерживать свою репутацию необыкновенных людей. Кузнецможет своими орудиями, особенно молотом, наслать порчу на своего врага, и этогобоятся больше, чем других видов колдовства. Вообще, молот, мех и другиекузнечные инструменты считаются как бы колдовскими принадлежностями, и к нимникто не решится притронуться. Кузнечное дело окружено у джагга и другимиразнообразными суевериями. По форме шлаков в кузнице гадают о будущем. Железо ижелезные изделия служат своеобразными амулетами-оберегами.
2.8 Тайные союзы
Между корпорациямижрецов и тайными союзами трудно провести резкую грань. Но в Западной Африкеименно тайные союзы получили особое развитие: они более многочисленны, болеевлиятельны, прочнее организованы, чем, например, в Меланезии. В Западной Африкетайные союзы приспособлены к Условиям более сложной организации общества. Еслив Меланезии это по преимуществу мужские союзы, деятельность которых направленав значительной степени против женщин, то в Западной Африке это не так. Здесь,во-первых, крепче традиции материнского рода и женщины лучше умеют за себяпостоять, а во-вторых, складывавшиеся здесь формы примитивной государственноститребовали организации полицейской власти, и тайные союзы в значительной меревыполняли именно эту роль. Союзов здесь очень много, одни чисто местные, другиераспространены на большом пространстве. Есть мужские и женские союзы; в связи сраспространением ислама появились даже особые мусульманские союзы. Союзывыполняют судебно-полицейские функции, взыскивают долги и т. п., но нередкосами творят беззакония, занимаются вымогательствами.
Всеэто делается под оболочкой религиозных обрядов и связано с анимистическими имагическими верованиями. Как и в других местах, члены союзов, изображая духов,наряжаются в страшные маски и костюмы, устраивают пляски и разнообразныепредставления, запугивают население.
Одиниз широко распространенных союзов — Эгбо (в Калабаре и Камеруне). Он делится наранги — от 7 до 11, по разным сообщениям. Членство в высших рангах доступнотолько знати. Во главе союза стоял король. Союз рассматривает разные жалобы испоры, взыскивает долги с неисправных должников. Исполнитель решений союзаоблачается в странный наряд, изображая собой духа Идем. В области Габун такуюже роль играет тайный союз страшного лесного духа Нда.
У йорубов есть союзОгбони, пользующийся большим авторитетом. Члены его два раза в год устраиваютспектакли, облачаясь в страшные наряды и маски и изображая духов. У мандинговбывают подобные же выступления духа-страшилища Мумбо-Джумбо, запугивающего женщин.В Южном Камеруне до европейской колонизации самым влиятельным был союз Нгуа. Вего руках находился суд, но иногда этот союз, напротив, брал подпокровительство преступников; члены союза нередко терроризировали население:нарядившись в маски, они собирались у чьего-нибудь дома, ставили перед нимфетиш и с криком требовали выкупа — в виде козы, кур, вина. Союз Нгуа играл иполитическую роль, помогая заключать мир между враждующими племенами.
Вопросо западноафриканских тайных союзах еще требует серьезного изучения. Далеко невсе они, видимо, имеют какое-либо отношение к религии, хотя большинство ихсвязано с теми или иными суеверными представлениями и обрядами. Один изисследователей, англичанин Бётт-Томпсон, собравший материал почти по 150 тайнымсоюзам, попытался разделить их на три категории: религиозные; демократические ипатриотические (включая сюда спортивные, военные клубы и т. п.); преступные иизвращенные. В последнюю группу входят террористическо-изуверские тайныеобщества, вроде общества Людей-леопардов, еще недавно (до 30-х годов нашегостолетия) совершавшего тайные убийства в очень многих районах Западной Африки.Но и эти террористические союзы применяли религиозно-магические ритуалы,включая человеческие жертвоприношения. По сведениям Бётт-Томпсона, деятельностьподобных союзов, руководители которых заинтересованы были в сохранении своихстарых племенных привилегий, была направлена против всяких новшеств, противпрогрессивных реформ, способных разрушить систему традиционных отношений.
2.9Культ вождей
Однаиз характернейших форм религий народов Африки — культ священных вождей — вполнезакономерна для той ступени формирования раннеклассового общественного строя,на которой стояли многие народы этой части света. Культ вождей (королей) вАфрике выступает в весьма разнообразных проявлениях: выполнение вождемжреческих или колдовских функций; приписывание вождю сверхъестественныхспособностей и прямое поклонение ему; культ умерших вождей. При этом можноразграничить примерно две стадии развития культа вождей, соответствующие этапамперехода от доклассового к классовому общественному строю: если на первом этапевождь выступает как бы в роли должностного лица общины, ответственного за ееблагополучие, и этой цели и служат его «сверхъестественные» качества, то навтором этапе вождь не ответственное лицо, а деспот-повелитель, и его«божественность» есть лишь средство усиления его власти и прославления еголичности. Очень многочисленны примеры священных вождей-жрецов. Они описаны в«Золотой ветви» Фрэзера. Вот несколько таких примеров, соответствующих первому,«демократическому» этапу культа вождей.
ВблизиКеп-Падрон (Нижняя Гвинея) был король-жрец Кукулу, живший одиноко в лесу. Он немог касаться женщины, не мог покидать своего дома. Мало того, он должен былвечно сидеть на своем троне и даже спал сидя, так как было поверье, что если онляжет, то наступит штиль и корабли не смогут плыть по морю. От его поведениябудто бы зависело общее состояние атмосферы. По обычаям, соблюдавшимся вЛоанго, чем могущественнее был король, тем разнообразнее были запреты, которыеналагались на него. Они касались всех его действий: еды, ходьбы, сна и пр. Нетолько сам король, но и его наследник должны были с детства подчинятьсяподобным запретам, и они постепенно все нарастали. Не меньше и примеровсуеверного страха перед вождем. Жители Казембе (в Анголе) считали своего вождястоль священной особой, что одно прикосновение к нему угрожало им немедленнойсмертью; чтобы предотвратить ее, прибегали к сложной церемонии. Из суеверногостраха перед священным вождем табуировалось его имя, которое никто не смелпроизнести. Еще чаще и еще строже табуировалось имя умершего вождя. Изсверхъестественных способностей, которые приписывались вождям, самой важной длянарода была способность вызывать дождь, необходимый для земледельческих работ.В Укусума (к югу от озера Виктория) одна из главных обязанностей вождя заключаласьв обеспечении подданных дождем; в случае продолжительной засухи вождя изгонялиза нерадивость. Такая же обязанность лежала на царе в Лоанго: к нему в декабремесяце ежегодно приходили его подданные и просили «сделать дождь»; он выполнялсоответствующий обряд, пуская стрелу в воздух. У народа вамбугве (ВосточнаяАфрика) вождями были тоже «делатели дождя»; у них было много скота, которыйпопадал к ним в руки в качестве натуральной платы за выполнявшиеся ими обрядывызывания дождя. Сходное положение было у ваньоро (Уганда) и у ряда нилотскихнародов.
Так как у многихнародов Африки вожди считались как бы управителями природных и атмосферныхявлений, то отсюда возникло поверье, что вождем может быть только нестарый,физически крепкий и здоровый человек, ибо дряхлый и больной вождь не можетсправиться со столь важными обязанностями. Этим мотивировался обычай, известныймногим народам, лишать власти или даже умерщвлять вождя, физически ослабевшегоили одряхлевшего; иногда это делалось просто по достижении вождем определенноговозраста. Так, шиллуки (Верхний Нил), оказывавшие очень высокое почтение своимвождям, не давали им, однако, состариться или лишиться здоровья, боясь, чтоиначе перестанет плодиться скот, загниет на полях урожай, да и люди будут чащеболеть и умирать. Поэтому при первых признаках ослабления вождя (о чем раньшедругих узнавали его многочисленные жены) подчиненные ему вожди умерщвляли его,что нисколько не мешало возданию божеских почестей его духу. Сходный обычай былу соседнего народа динка, где вожди были, прежде всего «делателями дождя»; уних сам вождь, лишь только он замечал, что начинает стареть или слабеть,говорил сыновьям, что ему пора умирать, и желание его исполнялось.
Такимобразом, на этой стадии развития — стадии военной демократии — обычаи иверования, связанные с культом вождей, хотя и весьма почетны для последних, нов то же время зачастую весьма обременительны для них самих и даже прямоугрожают их жизни. Поэтому не удивительно, что по мере упадка общинныхдемократических традиций и усиления власти вождей они восстают против этихобычаев. Вот один из примеров. В 70-х годах XVIIIв. повелитель небольшого королевства Эйео (Ойо) решительно воспротивилсяпредложению «отдохнуть от трудов», которое ему сделали его приближенные(понимая под этим добровольную смерть), и заявил, что он, напротив, намерен ивпредь трудиться для блага подданных. Возмущенные подданные подняли восстаниепротив короля, но были разбиты, и король-новатор установил новый порядокпрестолонаследия, отменив неприятный обычай. Однако обычай оказался живучим и,судя по некоторым сообщениям, еще через 100 лет, в 80-х гг. XIXв., не был забыт.
В деспотическихгосударствах Гвинейского побережья, Межозерья и других районов Африки короли,хотя нередко и подвергались ритуальным ограничениям и строгому этикету(ритуального же происхождения), в большинстве случаев уже не уходилипреждевременно из жизни в угоду суеверной традиции. Особа короля обычносчиталась священной, ему воздавали почести как живому божеству. Как сообщалинаблюдатели, король Бенина (государство в низовьях р. Нигер) — фетиш и главныйпредмет почитания в своих владениях, занимал «более высокий пост, чем папа вкатолической Европе, потому что он не только наместник бога на земле, но сам —бог, подданные которого и повинуются и почитают его как такового». Бронзовыеизображения короля и его жены ставились на алтарь предков во дворце и служилипредметом поклонения. Умершие же вожди и короли повсеместно, по всей Африке,были предметом племенного или общенародного культа, и притом едва ли неважнейшим. Этот культ тесно связан с родовым и семейным культом предков(разница та, что первый был публичный, а второй — частный, домашний). В то жевремя он был неотделим от культа живых вождей. В демократически организованныхплеменах культ предков вождей состоял из обычных молений и жертвоприношений,таких же, как при поклонении родовым и семейным предкам. Так обстояло дело угереро, у тхонга, у зулусов и у многих других народов. Но в деспотическихгосударствах культ умерших вождей приобретал особенно внушительные, и притомжестокие формы. Нередко приносились человеческие жертвы — как при погребениивождя, так и при периодических или иных поминках. Убивали в качестве жертвырабов, осужденных преступников; жертвоприношение было одновременно формойсмертной казни. В том же Бенине был обычай при погребении короля зарывать с нимвместе и тела принесенных в жертву слуг, а также ближайших сановников. Напоминках приносились еще более обильные человеческие жертвы, по прежнимсообщениям до 400— 500 человек за раз. Если недостаточно было осужденных,которых специально для этого случая держали в тюрьмах, то хватали и ни в чем неповинных, свободных людей. У некоторых народов Западной Африки эти люди,принесенные в жертву при поминках по умершему королю, считались как бывестниками, которых отправляют в загробный мир, чтобы доложить умершемуповелителю, что в его царстве все обстоит благополучно. Объективный же смыслэтой террористической практики состоял в том, что подобные религиозные обычаи иверования помогали укреплять власть вождей, оторвавшихся от общины и ставшихнад ней как принудительная сила.
2.10Культ племенного бога
Культывождей и королей, как живых, так и умерших, составляли важнейшую формуобщеплеменного культа у народов Африки и настолько развитую, что она оттеснилана второй план другую форму племенного культа — почитание племенных богов. Представленияо богах у африканских народов весьма разнообразны, их трудно привести всистему, и не всегда ясны их корни. Не всегда ясно также отношение образа богак культу. Почти у всех народов известна мифологическая фигура небесного бога(зачастую помимо него также подземного бога, морского бога и пр.). Усеверо-западных банту имя небесного бога почти у всех одинаково: Ньямби, Ямбе,Ндьямби, Нзамбе, Замбе и пр. Этимология этого имени спорна; возможно, онозначит «тот, кто творит, делает». В южной части бассейна Конго бога чаще всегоназывают Калунга. У народов Восточной Африки бог называется Мулунгу, Леза, Нгаи(Энгаи), Киумбе и другими именами. У некоторых народов имеется по несколькуимен бога, которым соответствует иногда несколько образов, а иногда и один. Норазличаются не только имена, а и характерные черты образа бога. По этомувопросу обильный материал собран и исследован африканистом Германом Бауманном.Оказывается, в одних случаях в образе бога преобладают черты создателя мира ичеловека; в других — черты атмосферного божества, посылающего дождь, грозу; втретьих — это просто олицетворение неба. Но почти во всех случаях это небесноебожество — не предмет культа; о нем редко вспоминают и еще реже обращаются кнему с молитвами или просьбами. «Гереро (народ в Юго-Западной Африке.— С.Т.) знаютбога неба и земли,— писал миссионер Ирле,— но они не почитают его». То же самоеможно сказать о большинстве африканских народов. Даже если представление о богесвязывается как-то с дождем (столь необходимым для людей и скота), к немуобращаются с молитвами о дожде лишь в самых крайних случаях, когда не помогаютпредки — обычный предмет культа. Почти всюду господствует убеждение, что еслибог и создал землю и поселил на ней человека, то с тех пор он совершенно невмешивается в дела людей, не помогает и не вредит им, а потому незачембеспокоить его просьбами. Это так называемый duesotiosus (бездеятельныйбог). У некоторых племен бог к тому же служит предметом всяких легкомысленных,малоуважительных рассказов и анекдотов. Очень сложен вопрос о связи образанебесного бога с культом предков. Если бы была верна манистическая теорияСпенсера и его последователей (что бог — это обожествленный предок), то именнов Африке, где повсеместно господствует культ предков, можно было бы доказатьэту теорию на фактах. На самом же деле таких фактов почти невозможно привести.У подавляющего большинства народов, особенно в Западной и Центральной Африке,никакой связи представлений о небесном боге с образами предков не видно. Толькоу некоторых народов Восточной и Южной Африки, где облик небесного богаотличается особой сложностью, в него влились или перемешались с ним и некоторыеманистические элементы. Так, зулусы верят в некое небесное существо Ункулункулу(этот пример приводил еще Спенсер): это бог, создавший человека и прочие вещина земле, но с другой стороны, он — и родоначальник зулусского народа. Имя его,видимо, эпитет и значит «большой-большой» (повторение корня «rulu»—большой). Однако, по мнению современных исследователей, Ункулункулу был вначалелишь мифическим родоначальником и культурным героем, и только позже его образ —отчасти даже под косвенным влиянием христианских миссионеров — заместил образпрежнего небесного бога Умвелинканги. У народов восточнобантуанской группы (яо,чвабо, макуа и др.) есть довольно расплывчатое религиозное понятие Мулунгу(слово это означает старый, большой): им называют и небесного бога, посылающегодождь, и духов предков, и вообще потусторонний мир. Но есть основания считать,что само имя Мулунгу распространилось здесь сравнительно недавно, вытеснивимена более старых небесных богов, никак не связанных с образами предков. Нелегкопрощупать связь африканских небесных богов с возрастными инициациями, потомучто сама система инициации здесь сильно модифицировалась. Имеющиеся сведениякрайне скудны. Так, известно, что у народа эве (в Южном Того) проведениеоперации обрезания мальчиков (и аналогичной операции над девочками) былосвязано с культом божества Легба, но культ Легба у эве не общеплеменной, а какбы личный и необязательный. Только у немногих народов небесный бог сталпредметом настоящего религиозного почитания. И это как раз у тех, у которыхнаметились прочные племенные и межплеменные союзы и были частым явлениеммежплеменные и завоевательные войны. Небесный бог у них стал племеннымбогом-воителем. Примером этого могут быть восточно-африканские масаи,воинственный народ, который чтил бога-воителя Энгаи (одновременно небесноебожество дождя). Масаи верили, что Энгаи разрешил им производить грабительскиенабеги на соседей, захватывать у них скот и другую добычу; ему молились воиныво время похода и по возвращении с добычей (благодарственное моление); правда, женщинытоже молились Энгаи. Другой пример — племена Золотого Берега (нынешняя Гана).Здесь было два племенных союза — южный и северный; первый почитал богаБобовисси, второй — бога Тандо. Оба эти образа сложные, но в обоих хорошо виднасвязь с межплеменными отношениями, с войнами. Им молились перед военнымипоходами. Племена, отпадавшие от северного союза (во главе которого стоялиашанти), переставали почитать бога Тандо и переходили к культу Бобовисси. Когдав 70-х годах XIX в. англичане нанеслипоражение ашанти, престиж бога Тандо, не сумевшего защитить свой народ,пошатнулся.
Помимонебесного бога, предметом общеплеменного культа у народов Восточной Африки,особенно скотоводческих, полуоседлых, были горные вершины. Например, джаггапочитали гору Килиманджаро.

3.Мифология
Мифологиюафриканских народов некоторые считают более бедной в сравнении с океанийской иамериканской. Но это не совсем так.
Африканская мифологиятолько несколько более однообразна; в ней чаще фигурирует бог как творец исоздатель всех вещей. В Африке мало космогонических, гораздо большеантропогонических мифов. Земля и небо, судя по мифам, существовали искони. Нопо некоторым мифам, земля прежде была мягкая либо она была пустынна, лишенаводы, животных и на ней царила темнота. Немало мифов о происхождении воды: вних говорится, что вода вначале была спрятана у какой-то старухи либо укакого-нибудь животного, и герой мифа похитил ее для людей. Много мифов опроисхождении животных. Антропогонические мифы очень разнообразны: по одним —люди созданы каким-нибудь богом (из глины, из дерева и пр.); по другим — первыелюди спустились с неба (спущены оттуда богом); иные же мифы выводят первыхлюдей из-под земли, из пещеры, из скал. Есть мифы о рождении первых людейсверхъестественным образом от мифических предков (из их бедер или коленей), отдеревьев.
Многочисленнымифы о происхождении смерти. Чаще всего они построены по мотиву «ложной вести»:бог посылает с неба к людям вестника (какое-нибудь животное) сказать, что онибудут умирать и вновь оживать; но эта весть почему-либо задерживается, и людиполучают иную весть (через другое животное), о том, что они будут умиратьнавсегда. По другому, менее распространенному мифологическому мотиву, людистали смертными как бы в наказание за то, что проспали свое бессмертие, котороеим собирался дать бог, если бы они сумели прободрствовать: этот мотив порожденочевидной аналогией сна и смерти. Среди прочих мотивов есть и мотивы наказания,и более архаические: аналогия с месяцем, со змеей, сбрасывающей кожу, и пр.
Внекоторых мифах говорится о мировой катастрофе, например о потопе (хотя влитературе есть ошибочное мнение, что народы Африки не знали мифа о потопе), омировом пожаре. Есть мифы о происхождении огня, домашних животных, культурныхрастений.
3.1     Религии народов Северной и Северо-Восточной Африки.Распространение ислама и христианства
НародыСеверной и Северо-Восточной Африки — от Марокко до Египта и Эфиопии — издавнадостигли более высокого уровня общественного развития, чем население остальнойчасти Африки. Здесь сложились древнейшие в мире цивилизации, основанные наземледелии и скотоводстве. Недавние открытия (1956—1957) французского археологаАнри Лота в районе плато Тассили показали, что здесь, в самом сердце Сахары,которая за несколько тысяч лет до нашей эры была хорошо орошенной благодатнойстраной, сложилась высокая культура; памятники ее — изумительные наскальные фрески— теперь хорошо изучены. Великая египетская цивилизация, связанная своимикорнями с этой еще неолитической культурой Сахары, была самой раннейцивилизацией Средиземноморья, процветавшей в мощном государстве, котораявпоследствии оказала влияние и на формирование античной культуры. ЗападнееЕгипта, в пределах теперешних Ливии, Туниса, Алжира, Марокко, существовалирабовладельческие государства Карфагена, Нумидии, Мавритании.
Естественно,что и религии народов Северной Африки уже давно вышли из стадии племенныхкультов, превратившись в религии классового типа, где лишь в виде пережиткасохранялись остатки более ранних верований. О древнеегипетской религии речьбудет идти особо. В Египте же был один из очагов зарождения христианства (I—IIвв.), которое уже вскоре (III—IVвв.) укрепилось во всей Северной Африке. Но в VII—VIIIвв. оно было почти повсеместно вытеснено исламом, сохранившись только в Эфиопиии среди коптов Египта. Арабизированная Северная Африка стала одной изглавнейших мусульманских областей мира. Ислам и христианство постепеннопроникали и вглубь Черной Африки. Продвижение ислама к югу от Сахары,начавшееся еще в XI в.,поддерживалось правящими классами и династиями суданских государств — Мали,Ганы, Сонгаи и др. Обращать население к новой религии стремились и путемпрямого завоевания, и через арабских торговцев, и через странствующихпроповедников — марабу. Очень долго распространение ислама не шло дальше сухихи безлесных областей Судана, не доходя до тропической лесной зоны, гдесохранялись самобытные формы общественной жизни и местные религии. Но в новоевремя с прекращением средневековых феодальных войн с расширением торговыхсвязей ислам стал проникать и в тропические области Гвинейского побережья. Сдругой стороны, ислам распространялся и вдоль восточного побережья Африки, атакже вверх по Нилу в Восточный Судан (через арабских или суахилийских купцов ипроповедников). Попадая к народам тропической Африки, сохранившим родоплеменнойстрой, ислам сильно видоизменялся, приспособлялся к местным условиям. Зачастуюнаселение усваивало лишь внешнюю форму мусульманской религии, простейшие ееобряды, но сохраняло старые свои верования. Главным предметом почитаниястановился порой не Аллах и его пророк, а местный святой — марабу, заменившийпрежнего священного вождя и жреца. Возникали мусульманские братства, малоотличающиеся от местных языческих тайных союзов. Возникали новые секты,полумусульманские-полуязыческие. Сейчас ислам считается господствующим (помимостран Северной Африки), хотя бы номинально, в государствах: Мавритания,Сенегал, Гвинейская Республика, Мали, Нигер, северная часть Нигерии,Центральноафриканская Республика, Чад, Судан, Сомали. Христианство началопроникать вглубь африканского материка гораздо позже. Среди коренного населенияего распространяли исключительно миссионеры — католики и протестанты, притомпо-настоящему только с XIXв. Миссионеры были зачастую пролагателями путей для колонизаторов,захватывавших африканские земли. Если ислам распространялся с севера, тохристианство — ему навстречу, с юга. Успеху христианизации, однако, мешало иполитическое соперничество держав, и рознь между отдельными вероисповеданиями:католики, пресвитерианцы, англиканцы, методисты, баптисты и пр. отбивали друг удруга новообращенную паству. И хотя некоторые миссионеры старались приноситьтуземцам пользу (лечили, учили грамоте, боролись с рабством и пр.), население вбольшинстве случаев неохотно принимало новую веру; она была им совершеннонепонятна, зато вполне понятна была ее связь с колониальным угнетением. Толькотам, где старый родоплеменной строй разрушался, туземцы начинали охотнеекреститься, надеясь найти в церковной общине хоть какую-то защиту. Сейчасхристианское большинство населения есть только в Южной Африке, в Уганде, вЮжном Камеруне, в прибрежных местностях Либерии. Христианские миссионеры раньшефанатически боролись против всех местных традиций и обычаев, как «языческих» и«дьявольских». Но сейчас они все чаще стремятся приспособить христианскую религиюк местным обычаям, сделать ее более приемлемой для населения Они усиленноготовят кадры проповедников, священников из самих туземцев. В 1939 г. впервыепоявились два католических епископа-негра. А в 1960 г. папа возвел негра изТанганьики — Лориана Ругамбву в кардиналы. Взаимодействие христианства иместных религий привело к появлению своеобразных сект, пророческих движений,реформированных христианско-языческих культов. Во главе новоявленных церквейстановятся пророки, которым верующие приписываю сверхъестественные способности.В этих религиозных движениях зачастую отражается стихийный протест масс противколониального гнета. Некоторые новые секты были просто формами проявлениянационально-освободительного движения. Таковы, например, секта последователейСимона Кимбангу в бывшем Бельгийском Конго (с 1921 г.), секта Андре Матсва вбывшем Французском Конго, отчасти известное движение Мау-Мау в Кении, котороетоже заключает в себе религиозный элемент.
По данным 1954 г., встранах Африки к югу от Сахары числилось: христиан — около 20 миллионов,мусульман — около 25 миллионов, язычников, то есть приверженцев старыхплеменных культов,— около 73 миллионов.