Христианство

Иудаизм – корни христианства.

 Иудаизм —это не просто религия еврейского народа, а свод законов, регламентирующий нетолько религиозную, этическую и идеологическую, но и практически все стороныжизни приверженцев этого учения. Собственно иудаизм является Законом с точкизрения иудеев. В иудаизме определены 613 мицвот (248 повелений и 365 запретов),которые описывают аспекты жизни иудея, как-то: прием пищи, гигиена, отношения всемье и др. Из них выделяются семь правил, обязательных для исполнения всеми людьми(и евреями, и гоями): запрет идолопоклонства, запрет Богохульства, запреткровопролития, запрет воровства, запрет разврата, запрет жестокости поотношению к животным, повеление справедливости в суде и равенства человекаперед законом.
Согласно Торе, за добро и зло человеку воздается вэтой жизни. В эпоху Второго храма (1 век н.э.) распространяется вера ввоздаяние и в будущей жизни. В то же время появляется применительно к этимправилам новый специфический элемент — «радость мицвы» — внутреннее удовлетворениеот исполнения заповедей. Хотя мицвы не ставят целью удовольствие исполняющихих, истинная радость и святость могут быть достигнуты только благодаря ихвыполнению.
Среди этих правил есть, например, предписания,касающиеся земледелия: запрещается засеивать поле разнородными семенами,срывать плоды дерева в первые три года плодоношения, обрабатывать землю втечение более чем шести лет подряд; другие предписания касаются «восстановленияисторической справедливости»: раз в 50 лет отпускать рабов на волю и возвращатьземлю ее первоначальному владельцу.
В качестве вождя и пророка Моисей предстает перед намипосланником Бога, явившегося ему в пламени тернового куста («неопалимойкупины») в Синайской пустыне, где Моисей, после побега из Египта, пас стадо своеготестя. В текстах сказаний о Моисее Бог именуется уже не Богом предков или БогомВсемогущим, а новым именем — Яхве. Сорок лет водил Моисей свой народ попустыне, ведя его в землю Обетованную, но самому ему так и не суждено быловступить в нее.
Библия повествует, что после скитаний по пустынеизраильтяне дошли до горы Синай, и там был заключен завет между Богом инародом. (Уже не богоизбранный Авраам, а целый богоизбранный народ).Кульминацией этого события была передача скрижалей с высеченными 10-ю заповедями(декалогами): существование Бога Яхве, запрет на: других богов, изготовление ипоклонение идолам, не произноси имя Бога всуе, соблюдай Субботу, чти отца имать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не завидуйближнему своему.
У самаритян первая заповедь не считается за таковую, адесятой заповедью они считают имеющееся в их Пятикнижии предписаниеобнародовать Десять Заповедей на священной для них горе Гризим.
Сущность заветавыражается в словах: «А вы будете у меня царством священников и народомсвятым». Согласно завету израильтяне принимают на себя обязанность соблюдатьзаконы, переданные им Моисеем от имени Бога.
В христианствеПисьменная Тора (Пятикнижие) называется Ветхим заветом, что лишний раздоказывает происхождение христианства из иудаизма. Тора состоит из пяти частей— книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Создание Торы былодлительным процессом. Пятикнижие начало создаваться в эпоху Первого храма. Этопроизведение является результатом объединения трех параллельных древнихисторических трудов, следствием чего является широкий круг освещенных событий ижанровая неоднородность текста Торы: в ней представлены элементы мифа,волшебной сказки, саги, легенды, новеллы. Пятикнижие провозглашено законом,регулирующим всю жизнь иудейского общества в 621 году до н.э., хотя отдельныеего части датируются 13 веком до н.э.
Заслуживают вниманияи книги ранних пророков, которые представляют собой однократную редакциюобширного материала, включающего как фольклорные, так и письменные источники.Редактор (или редакторы) группирует материал в соответствии с тремя периодамиистории Израиля: завоевание страны, эпоха Судей и эпоха монархии. Книги раннихпророков были оформлены между 622 и 650 годами до н.э.

Легенда возникновения христианства.

Христианство – одна из мировых религий. Оно появилосьоколо 2х тысячелетий назад.
Как же возникла эта религия?
В Библии нарисованатакая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме упростой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился неот земного отца, а от «духа святого» и был не человек, а бог. Восточные астрологиузнали об этом событии по движению звезды на небе. Следуя за ней и заметивместо, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, вкотором признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, иподнесли ему дары.
Когда Иисус, повествуется далее, возмужал, он собралвокруг себя из 12 доверенных людей – учеников (в Новом завете они названы апостолами)и, совершая с ними многократный обход городов и деревень Палестины,проповедовал новую веру, принесенную им с небес религию. При этом он творилчудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных,превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяччеловек, и после трапезы осталось еще недоеденных кусков полных двенадцать коробов.При этом никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли даже, что он«вышел из себя», что он ненормален.
В дальнейшем проповедническая деятельность ИисусаХриста вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявилиего ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник и Иудее Понтий Пилат.Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте,что считалось самой позорной, «рабской» формой казни. После казни сновапроизошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, «отверзлись гробы» инекоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явилсясвоим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещаявпоследствии вернуться, воскресить всех умерших и, осудив на Страшном судедеяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведниковвознести на вечное жительство и «горный Иерусалим» – небесное божье царство.
Содержание христианства.

        Раннее христианство свои социальные представлениясвязывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, спредставлениями о праве всех на свободу и счастье, хотя бы и в загробной жизни.Это — основные идеи христианства. Рядом с ними стояли хорошо известные нам идеимессианства и эсхатологии. Совершенно естественно, что они были созвучны смечтами рабов и неимущих свободных граждан.
        Действительно,христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в бесчисленныхсердцах. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщейиспорченности, христианство дало ясное выражение в сознании греховности каждогоотдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателяхристианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченностимира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились.
Христианство учило любить иценить в человеке не его внешние атрибуты, не
его достоинства, а его душу.Это было поистине новая, если не революционная в той исторической ситуацииидея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства.Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечнуюкрасоту и ценность. На наш взгляд это — одна из причин популярностихристианства. ( Мы уже говорили о том массовом бегстве из мира внешнего в мирвнутренний). Отчаявшись в материальном мире, любой человек(!), будь он раб илисвободный, мог рассчитывать на  обретение свободы духовной, на особое духовноесостояние.
            Обращение рабов инеимущих в христианство приводило к столкновению с государственными властями,порождало многочисленные преследования и гонения. Все это вместе взятоепозволяет говорить о том, что социальная ориентация раннего христианства,выполняющего нередко роль политической оппозиции, рассматривалась какопределенная угроза государственной структуре. Поэтому власти принимали меры позащите строя и его идеологии. По мере распространения христианства и ростаоппозиционных настроений религиозная нетерпимость в отношении христианпринимала все большие масштабы.
            Христианствоучило, что все дурное в жизни — есть производное греха, глубочайшего разложенияличности, которое случается, если эта личность отступает  от божественногозакона. Тайна ценности каждой личности заключается в том, что “мы теперь детибожьи” (Иоан. III, 2). Это учение о причастности человека к божеству, бывшеееще у Платона, в христианстве стало жизнью и подняло самосознание человека нанебывалую высоту, открывши ему светлые перспективы будущего заповедью: будьтесовершенны, как совершенен Отец ваш.
            Но будучирадостной вестью для каждого отдельного человека, учение Христа говорило оспасении  и всего мира. Страдает не только человек; “вся тварь совокупнострадает и мучается” (Рим. VII, 29). Поэтому спасение не только в том, чтоспасается каждая отдельная человеческая душа, а в том что спасается каждаятварь. Этот новый порядок вещей, новый род бытия и отношений в Евангелии носит
название Царствия Божьего илиЦарствия небесного.
            ЦарствиеНебесное, идеальный, божественный мир, существует от века, но человек может,если хочет, войти в него, употребив для этого личные усилия; еще при жизни онможет соединиться в своей душе с объективным Царством Божьим, приняв его всебя, в то время как в других людях, во всем мире Царство еще не осуществилось.
            Можно утверждать,что в духовности христиане пошли дальше, чем буддисты.
Вы, пожалуй, спросите, в чемже заключается политический смысл этой вроде бы не чисто политико- правовойидеи(как и некоторых других). Ответ на этот вопрос можно дать, если взглянутьна результат их воздействия на общество и государство. Мы полагаем, никто неусомниться в том, что сила их действия на человечество оказалась беспримерной.Этим мы  хотим сказать, что вся история после Христа стала качественно другойпод влиянием христианских идей. То есть политико-правовой характер этих идейраскрывается в их воздействии на человечество.

Направления христианства.

 Гонения, испытанныехристианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток наего мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение ипытки (исповедники) или принявшие казнь (мученики), стали почитаться вхристианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этикецентральным.
Шло время. Условия эпохи икультуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвалоряд церковных разделений — схизм. В результате появились соперничающие междусобой разновидности христианства — «вероисповедания». Так, в 311 годухристианство становится официально дозволенной, а к концу IV века приимператоре Константине — господствующей религией, находящейся под опекойгосударственной власти. Однако постепенное ослабление Западной Римской империив конце концов завершилось ее крушением. Это способствовало тому, что влияниеримского епископа (папы), взявшего на себя и функции светского владыки,значительно возросло. Уже в V — VII веках, в ходе так называемыххристологических споров, выяснявших соотношение божественного и человеческогоначала в личности Христа, от имперской церкви отделились христиане Востока:монофисты и др. В 1054 году произошло разделение православной и католическойцерквей, в основе которого лежал конфликт византийской теологии священнойдержавы — подчиненного по отношению к монарху положения церковных иерархов — илатинской теологии универсального папства, стремившегося подчинить себесветскую власть.
После гибели под натискомтурок — османов Византии в 1453 году главным оплотом православия оказаласьРоссия. Однако споры о нормах обрядовой практики привели здесь в XVII веке красколу, в результате которого от православной церкви отделилосьстарообрядчество.
На западе идеология и практика папства вызывали напротяжении средних веков все больший протест как со стороны светских верхов(особенно германских императоров), так и среди низов общества (движениелоллардов в Англии, гуситов в Чехии и др.). К началу XVI века этот протест оформился в движение Реформации.ПРАВОСЛАВИЕ
       
        Православие — одно изтрех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалоськак его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах ВосточнойЕвропы, Ближнего Востока, на Балканах. Название «православие» (отгреческого слова «ортодоксия») впервые встречается у христианскихписателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии,где оно было господствующей религией в IV — XI веках.
Основой вероучения признанысвященное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенскихсоборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких,как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин,Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основныхположений вероучения.
В Символе веры, принятом наНикейском и Константинопольском вселенских соборах, эти основы вероучениясформулированы в 12 частях или членах:
«Верую во единагоБога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И воединаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденногопрежде всех век: Света, от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна,несотворенна единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего радиспасения сшедшаго с небес и воплатившегося от Духа Свята и Марии Девы, ивочеловечщася. Распятого же за ны при Понтийскем Пилате, и страдавша ипогребенна. И воскресшего в третий день, по Писанием. И восшедшаго на небеса иседяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судите живым и мертвым, Его жеЦарствию не будет конца. И в Духе Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отцаисходящаго, Иже со Отцем и Сыном с поклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.Во Едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение вооставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будащаго века. Аминь.»
В первом члене говорится оБоге как творце мира — первой ипостаси Святой Троицы.
Во втором — о вере в СынаБожия единородного — Иисуса Христа.
Третий — это догматБоговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с темстал человеком, родившись от девы Марии.
Четвертый член Символа веры — о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.
Пятый — о воскресении ИисусаХриста.
В шестом говорится о телесномвознесении Иисуса Христа на небо.
В седьмом — о втором,грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.
Восьмой член Символа веры — овере в Духа Святого.
В девятом — об отношении кцеркви.
В десятом — о таинствеКрещения.
В одиннадцатом — о будущемвсеобщем воскресении мертвых.
В двенадцатом члене — о жизнивечной.
В дальнейшем философском итеоретическом развитии христианства немалую роль сыграло учение БлаженногоАвгустина. На рубеже V века он проповедовал превосходство веры над знанием.Действительность, по его учению, непостижима для человеческого ума, посколькуза ее событиями и явлениями скрывается воля всемогущего Творца. В ученииАвгустина о предопределении говорилось, что в сферу «избранных»предопределенных к спасению, может войти любой уверовавший в Бога. Ибо вера иесть критерий предопределения.
Важное место в православиизанимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующихсходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:
Крещение — таинство, вкотором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отцаи Сына и Святого Духа обретает духовное рождение.
В таинстве миропомазанияверующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизнидуховной.
В таинстве причащенияверующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для ВечнойЖизни.
Таинство покаяния илиисповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает ихот имени Иисуса Христа.
Таинство священствасовершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лицав сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит толькоепископу.
В таинстве брака, котороесовершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха иневесты.
В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании телаелеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные ителесные.КАТОЛИЦИЗМ
        Другим крупнейшим(наряду с православием ) направлением в христианстве является католицизм. Слово«католицизм» означает — всеобщий, вселенский. Его истоки отнебольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию,был Апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще вIII — V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические,культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи. Началоразделения Христианской Церкви на католическую и православную было положеносоперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами заглавенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папойНиколаем I и Константинопольским Патриархом Фотием.
Католицизм, как одно изнаправлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеетряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.
Основой католическоговероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священноепредание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считаетСвященным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, нои всех последующих соборов, а кроме того — папские послания и постановления.
Организация КатолическойЦеркви отличается строгой централизацией. Римский папа — глава этой Церкви. Онопределяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше властиВселенских соборов. Централизация Католической Церкви породила принципдогматического развития, выразившийся, в частности, в праве нетрадиционноготолкования вероучения. Так, в Символе веры, признаваемом Православной Церковью,в догмате о Троице сказано, что Святой Дух исходит от Бога-Отца. Католическийдогмат провозглашает, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына.Сформировалось и своеобразное учение о роли Церкви в деле спасения. Считается,что основа спасения — вера и добрые дела. Церковь, по учению католицизма (вправославии этого нет), обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел — «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью,святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этойсокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть — отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях — об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед Церковью. Отсюда- правила молитв за умерших и право папы сокращать срок пребывания души вчистилище.
Догмат о чистилище(место — промежуточное между раем и адом) есть только в Католическомвероучении. Души грешников, на которых не лежат слишком большие  смертные грехи, горят там в очищающем огне (возможно, что это символический образ муксовести и раскаяния), а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души вчистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользуцеркви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.
Учение о чистилище сложилосьеще в I веке. Православная и Протестантские Церкви учение очистилище отвергают.
Кроме того, в отличие отПравославного вероучения, в Католическом есть такие догматы, как онепогрешимости папы — принят на I Ватиканском соборе в 1870 году; о непорочномзачатии Девы Марии — провозглашен в 1854 году. Особое внимание Западной Церквик Богородице проявилось в том, что в 1950 году папа Пий XII ввел догмат отелесном вознесении Девы Марии.
Католическое вероучение, каки Православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторыхдеталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных — квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и толькохлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают вкупель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 7 –8 лет, а не вмладенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбираетсебе сам, а вместе с именем — образ святого, поступкам и идеям которого оннамерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должнослужить укреплению в вере.
В православии обетбезбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество). У католиков безбрачие(целибат), установленное папой Григорием VII, обязательнодля всего духовенства.
Центр культа — храм.Готический стиль в архитектуре, распространившийся в Европе в концеСредневековья, немало способствовал развитию и укреплению католической церкви.Важные элементы культа — праздники, а также посты, регламентирующие бытовойуклад жизни прихожан.
Рождественский пост укатоликов называется адвент. Он начинается в первое воскресение после дняСвятого Андрея — 30 ноября. Рождество Христово — наиболее торжественныйпраздник. Он отмечается тремя богослужениями: в полночь, на заре и днем, чтосимволизирует рождество Христа в лоне Отца, во чреве Богоматери и в душеверующего. В этот день в храмах выставляют ясли с фигуркой младенца Христа дляпоклонения.
По католической иерархии естьтри степени священства: диакон, священник (кюре, патер, ксендз), епископ.Епископа назначает папа. Папу избирает кардинальская коллегия большинством неменее чем две трети плюс один голос при тайном голосовании.
На II Ватиканском соборе (в1962 — 1965 годах) начался процесс аджорнаменто — обновления, осовремениваниявсех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения.Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.ПРОТЕСТАНТСТВО
        Историяпротестантства по-настоящему начинается с Мартина Лютера, который первым порвалс Католической Церковью, сформулировал и отстоял основные положенияПротестантской Церкви. Эти положения исходят из того, что возможнанепосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светскойвласти, его выступления против индульгенции, против претензий католическогодуховенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми иБогом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.
Суть протестантствазаключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничествацеркви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительнуюжертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства — священствораспространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие.Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей,совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы,чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.ЛЮТЕРАНСТВО
В Библии говорится:«Праведный верою жив будет». Эта идея легла в основу сформулированныхЛютером главных принципов Реформации. Он записал их в виде 95 тезисов. Ониначертаны на северных дверях Замковой церкви Виттенберга.
Вот некоторые из этих тезисов:
«Христос,провозглашая: «Кайтесь, ибо приблизилось царствие небесное», темсамым свидетельствует, что жизнь верующих от начала и до конца должна бытьнепрестанным покаянием».
«Покаяние не состоит в однойлишь исповеди перед священником». (В первых четырех тезисах Лютер показывает,что подлинное покаяние — длительный процесс, а не однократное действие).
«Папа может сниматьлишь те наказания, которые он сам налагает по своей воле или на основаниицерковного устава…» (И поясняет, что ни от каких небесных кар церковьосвободить не может).
«Каноны покаяния (то естьпостановление о том, какие налагать епитимьи или наказания кающимся)устанавливаются для живых». (Здесь и в нескольких последующих тезисахотвергается власть папы над чистилищем).
«Не по Христу учение, вкотором говорится, что не требуется покаяние тех, которые приобретаютиндульгенции для душ. Истинно кающимся Господь преподает прощение грехов иосвобождение от вечных мук, на что согрешивший может уповать и без папскойграмоты».
В нескольких тезисах Лютерподчеркивает, что «христианин, который воистину раскаивается, «не бежитнебесного наказания».
«Истинное, подлинноесокровище церкви есть священное Евангелие славы и благодати Божьей». (Лютерразъясняет, что существование „сокровищницы добрых дел“ выгоднобогатым, а не бедным, что сокровища эти должны достигаться грешнику не помилости папы. Желание подобными средствами умилостивить Бога называет иллюзией).
«Истинный христианинтомится желанием последовать за страстотерпцем Христом. Не в разрешительнойграмоте, а в чистосердечном раскаянии путь к спасению».
Таковы тезисы, обнародованные31 октября 1517 года, и день этот в дальнейшем стал праздником протестантов.КАЛЬВИНИЗМ
Другим крупным деятелемРеформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Его главный труд „Наставления вхристианской вере“, опубликованные в 1536 году, когда протестантство ужесложилось как учение, стал основой нового религиозного направления — кальвинизма. В отличие от деятелей ранней Реформации для Кальвина центромвнимания становится не Евангелие, а Ветхий завет. Кальвин разработал учение обабсолютном предопределении, по которому все люди, согласно непознаваемойбожественной воле, делятся на избранных и осужденных. Ни верою, ни»добрыми делами” человек не может ничего изменить в своей судьбе:избранные определены к спасению, отверженные — к вечным мучениям. Учение опредопределении строится на положении, что Иисус Христос тоже был определенБогом страдать за наши грехи.
Последователи Протестантских Церквей Кальвинистскойориентации (кальвинисты, или реформаторы) имели широкое влияние в Шотландии,Нидерландах, на севере Германии, Франции, в Англии.
Основополагающий принципдругого направления — конгрегационалистов (от лат. — соединение) — полнаявероисповедная и организационная автономия каждой конгрегации. Они — строгиепуритане. В отличие от кальвинистов привлекают к проведению служб ипроповедничеству всех мирян. Проповедуют принцип мирского и религиозногоколлективизма, поэтому получателем благодати считают всю общину. Учение опредопределении судьбы человека и идея непогрешимости Библии для них не такважны, как для кальвинистов. Конгрегационализм распространен в Великобритании иее бывших колониях.ПРЕСВИТИРИАНЕ
Пресвитериане (отгреч.- старейший) — умеренные пуритане. Парламент Шотландии в 1592 году принялрешение сделать это учение государственным. Во главе Церковной общины — пресвитер, избираемый членами общины. Общины объединяются в союзы, местные игосударственные. Обряд сводится к молитве, проповеди пресвитера, пению псалмов.Литургия отменена, не читается ни «Символ веры», ни «Отченаш». Праздниками считаются только выходные дни.АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
 Англиканская Церковь — государственная церковь Англии.В 1534 году, после разрыва местной католической церкви с Римом, английскийпарламент объявил короля
Генриха VIIIглавой Церкви. То есть Церковь была подчинена королевской власти. В середине XVIвека было введено богослужение на английском языке, отменены посты, изъятыиконы и образа, перестало быть обязательным безбрачие духовенства. Сложилосьучение «среднего пути», то есть среднего между римским католицизмом иконтинентальным протестантством. Основы англиканского вероучения отражены в«Книге общих молитв».БАПТИЗМ
Наибольшее по числупоследователей протестантское учение — баптизм (от греческого — погружать вводу, крестить водой) — пришло к нам в 70-е годы XIX века.Последователи этого учения проводят крещение только взрослых людей. «Никтоне может выбрать веру для человека, в том числе и родители. Человек долженпринять веру сознательно» — основной постулат баптистов и евангельскиххристиан. Богослужение у них максимально упрощено и состоит из религиозногопения, молитв и проповедей. Евангельские христиане сохраняют четыре обряда:крещение (для взрослых), причащение в виде хлебопреломления, брак,рукоположение (священство). Крест для евангельских христиан не являетсясимволом для почитания.
Такова в основных чертахистория возникновения протестантства.
Причины расколов церквимногочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главной причинойцерковных расколов был человеческий грех, нетерпимость, неуважение кчеловеческой свободе.
Христианство сегодня.

В настоящее времяруководители как западной, так и восточной Церквей стремятся к тому, чтобыпреодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в1964 году ПапаРимский Павел VI и Константинопольский Патриарх Афинагор торжественно отмениливзаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в XI веке.Положено начало преодоления греховной разобщенности западных и восточныххристиан.
Еще раньше, с начала XX века,получило распространение так называемое экуменическое движение (греч.-«эйумена»- вселенная). В настоящее время это движение осуществляетсяглавным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). Активным членом ВСЦявляется наша Русская Православная Церковь. Единство церквей — это прежде всегоосознание того, что все христиане читают одно Евангелие, что они все — Егоученики и, наконец, что все люди — дети Единого Бога, Небесного Отца. Поэтомухристиане должны стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждойЦеркви. «Почему узнают вас, что вы мои ученики, — говорил Христос, — потомукак вы будете иметь любовь между собою».
/>/>Список литературы.
Список литературы.

1.   История религии. М.: центр“Руник”, 1991.
2.   К. Каутский. Происхождениехристианства. М.: изд. полит. лит., 1990.
3.   А. Б. Ранович. Первоисточники поистории раннего христианства. Политиздат. 1990.
4.   В. В. Клочков. Религия,государство, право. М.: Мысль. 1978.
5.   И. С. Свенцицкая. Раннеехристианство: страницы истории.
6.   Аквилонов Е. О Спасителе и оспасении. Журнал “ Москва”, 1997.
7.   Ренан Э. Жизнь Иисуса. М., ВсяМосква, 1990.
8.   Библейские предания СПб.,“РЕСПЕКС”,1996.
9.   Преподобный Серафим Саровский. Духовные наставления о цели христсанской жизни. М., Московская правда,1997.
10.  Крывелев И. А. “Что знает история об Иисусе Христе?”М., 1969.
11.   Культурология: Учебное пособие. Под ред.А.А.Радугина. М: Центр, 1998.
12.  Аверинцев С. С.    Поэтика ранневизантийскойлитературы М., 1977.
13.  Боннар А.    Греческая цивилизация: От Антигоны доСократа. М., 1992.
14.  Культурология     под редакцией Радугина А. А. Изд.«Центр», 1996.
15.  По материалам сети Интернет.