"Как хороши, как свежи были розы…" (о стихах русского поэта Ивана Петровича Мямлева)

«Как хороши, как свежи были розы…» (о стихахрусского поэта Ивана Петровича
Мятлева)
Николай Блохин
Однаждыв букинистическом отделе Дома книги я увидел небольшую книжечку «Сенсациии замечания госпожи Курдюковой за границей, дан л? этранже». Это былавеселая, остроумная сатира в стихах, написанная в форме путевых записоктамбовской помещицы в путешествии по Германии, Италии и Швейцарии. На титульномлисте прочел: «Иван Мятлев». Имя и фамилия автора ни о чем мне неговорили. И я хотел было поставить книжку на место, если бы не пристальныйвзгляд пожилого книголюба.
Довольночасто я встречал его в Доме книги. В конце концов, при встрече мы даже сталираскланиваться друг с другом, как старые знакомые. Старик почти ничего непокупал. Скорее всего, его любимым занятием на склоне лет стало рытье в книгах.Заметив мою нерешительность, проговорил: «Мятлев! Им зачитываласьдореволюционная Россия. А его стихотворение „Как хороши, как свежи былирозы…“ знал чуть ли не каждый гимназист. К сожалению, книги этого поэтасегодня — редкость. Возьмите книгу, не пожалеете».
Какпозднее выяснилось, в тот день я стал обладателем редчайшего изданияпроизведений одного из лучших российских поэтов. Но прошли годы, прежде чем японял это.
ПеречитываяЛермонтова, буквально споткнулся на таких строках: 
Люблюя парадоксы ваши, 
Иха-ха-ха, и хи-хи-хи, 
Смирновойштучку, фарсу Саши 
ИИшки Мятлева стихи…
Нетот ли это Мятлев, книжку которого я приобрел в букинистическом? В примечании кпервому тому сочинений Лермонтова сообщалось о том, что Мятлев Иван Петровичродился в 1796 и скончался в 1844 годах. Выходит, он жил в одно время сЖуковским, Вяземским, Крыловым, Белинским, Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем? Ещебыл живы Державин, Карамзин, когда лирические и сатирические стихи и каламбурыМятлева ходили по рукам. Их читали в светских салонах. И еще я узнал, что этотрусский поэт прославился остроумными макароническими стихами, основанными наироническом смешении различных языков. Правда, определение«макаронический» мне было не совсем понятно. Даже толкование слова«макаронизм» в Словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевойне внесло ясности: «Иностранное слово или выражение, механически, внеизмененном виде внесенное в речь». Ну, да Бог с ним, с макаронизмом!
Своюпервую книжку Мятлев издал анонимно в 1834 году, «в малом числеэкземпляров для друзей сочинителя». Но она, как и второй сборник лирики,изданный Мятлевым в 1835 году, не имели успеха. Известность приобрела другаяего книга. В 1840-1844 г.г. поэт выпустил, опять же анонимно, свой главный и,пожалуй, самый талантливый труд: «Сенсации и замечания госпожи Курдюковойза границей, дан л? этранже». «Сенсации…» имели шумный успех.
Поэты,которые знали настоящее имя автора шуточных стихов, дружелюбно относились кИвану Мятлеву. В.Г. Белинский, прочитав первую часть «Сенсаций…»,причислил их “…к числу самых примечательных явлений типографскогомира” (Полн. собр. соч.,1954. — Т. 5. — С. 165.)
В2001 году исполнилось 205 лет со дня рождения поэта. На эту дату не обратило ниодно издательство. Дата не круглая. Да, и кто такой Мятлев? Когда в одномдовольно известном издательстве Москвы я заговорил о Мятлеве, редакторпопросила напомнить что-либо из его поэзии. Когда я прочел начальные строкистихотворения «Розы», она воскликнула: «Так это жеТургенев!» Действительно, согласился я, эти строки приписывают ИвануСергеевичу, многие считают, что это из его «Стихотворений в прозе».Не раз я встречал в печати эту ошибку. Приведу конкретный пример. Открываюкнигу Николая Яновского-Максимова «Последние годы Багрова-внука». Онарассказывает о жизни С.Т. Аксакова в Абрамцеве. И в ней эпиграфом для одной изглав автор взял строки из стихотворения Мятлева «Как хороши, как свежибыли розы…», а подписано: И. Тургенев.
Амежду прочим сам Иван Сергеевич Тургенев пишет буквально следующее:«Где-то, когда-то, давным-давно тому назад, я прочел одно стихотворение.Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти: „Какхороши, как свежи были розы…“ Вот так великий Тургенев, сам того не ведая,защитил память „невеликого“ Мятлева. Правда, мне кажется, что ИванСергеевич слукавил, когда писал, что позабыл имя автора. Скорее, это литературныйприем. Ему он нужен был для написания очередного стихотворения в прозе.
Пушкинпосвятил Мятлеву известное стихотворение „Сват Иван…“, написанное»под Мятлева”: 
СватИван, как пить мы станем, 
Непременноуж помянем 
ТрехМатрен, Луку с Петром, 
ДаПахомовну потом. 
Мыживали с ними дружно, 
Ужкак хочешь — будь что будь – 
Этихнадо помянуть, 
Помянутьнам этих нужно. 
Поминать,так поминать, 
Начинать,так начинать, 
Лить,так лить, разлив разливом. 
Начинай-ка,сват, пора. 
ТрехМатрен, Луку, Петра 
Впервый раз помянем пивом, 
АПахомовну потом 
Пирогамида вином, 
Даеще ее помянем: 
Сказкисказывать мы станем – 
Мастерицаведь была 
Иоткуда что брала. 
Акуды разумны шутки 
Приговорки,прибаутки, 
Небылицы,былины 
Православнойстарины!.. 
Слушать,так душе отрадно. 
Ине пил бы и не ел, 
Всебы слушал да сидел. 
Ктопридумал их так ладно? 
Стариковкогда-нибудь 
(Жаль,теперь нам не досужно) 
Надобудет помянуть – 
Помянутьи этих нужно…- 
Слушай,сват, начну первой. 
Сказкабудет за тобой.
Вфондах не только столичных, но и областных, краевых библиотек можно обнаружитьсборники стихотворений Ивана Петровича Мятлева. Но его «Сенсации…»хотя и издавались и даже вышли в 1969 году в Большой серии библиотеки поэта, основаннойМ. Горьким, сегодня — редкость. Правда, у стихотворения «Розы» другаясудьба. Первая его строка послужила другому поэту Игорю Северянину длянаписания пронзительного по содержанию собственного произведения о нелегкойсудьбе России после октябрьских событий 1917 года: 
Какхороши, как свежи будут розы, 
Моейстраной мне брошенные в гроб.
Именноэти две строчки видел я на надгробии Игоря Северянина в Таллинне, где онпохоронен. Сегодняшнее поколение, глядя на разгул дикого капитализма в России иего вождей, ерничает: «Как хороши, как свежи были рожи!» Впрочем,Ивану Мятлеву это, наверное, понравилось бы.
Мнеиногда кажется, что если бы Мятлев написал только стихотворение«Розы», его все равно следовало бы поставить в один ряд с великимипоэтами России. Иван Петрович прожил жизнь не слишком долгую, но вполнеблагополучную, насыщенную событиями, в том числе и историческими. КогдаНаполеон пришел со своим стотысячным войском в Россию, Иван Мятлев записался вБелорусский гусарский полк. Корнету Мятлеву от роду было шестнадцать споловиной лет. Из армии демобилизовался по болезни. Служил по гражданскомуведомству. И дослужился до статского советника и камергера. Прошение оботставке подал в 1836 году. Оно было удовлетворено. И тогда же отправился в большоепутешествие по Европе. Вернулся в Россию и написал свою «ГоспожуКурдюкову…» Позднее она была переделена в водевиль и дважды представляласьв Александринском театре. Многие стихи были положены на музыку. В народебольшой популярностью пользовалась песня «Фонарики-сударики»: 
Фонарики-сударики, 
Скажите-кавы мне, 
Чтовидели, что слышали 
Вночной вы тишине… 
Фонарики-сударики 
Горятсебе, горят. 
Авидели ль, не видели ль – 
Тогоне говорят…
Он- автор и лапидарно-разговорного «Нового года»: 
Весьнарод говорит, 
Новыйгод, говорит, 
Чтопринес, говорит, 
Ничего-с,говорит, 
Комукрест, говорит, 
Комупест, говорит, 
Комучин, говорит, 
Комублин, говорит…
Неменьшей известностью пользовалась «Фантастическая высказка», она же — «Таракан»: 
Таракан 
Какв стакан 
Попадет- 
Пропадет, 
Настекло 
Тяжело 
Невсползет. 
Таки я: 
Жизньмоя 
Отцвела, 
Отбыла…
Мятлеванередко называли шутом русской литературы. Провинциалы, приезжавшие вПетербург, непременно стремились попасть «на Мятлева». В литературныхсалонах, где выступал Иван Петрович, все друг друга знали и мило подшучивали.Он мог, не задумываясь о последствиях, посвятить абсолютно пустую фантазиюгенералу Ермолову. Однажды откликнулся на просьбу наследника, будущего царя АлександраII. Последний, прочитав стихи Якова Грота: «Берегитесь; край болотный,град отравой переполнен…», попросил Мятлева защитить Санкт-Петербург. Такродились стихи: «Ужель ты веришь наговорам, сплетенным финнами нанас?»
Итолько над поэтом поднялась звезда литературной славы, он умер. Казалось бы,русская литература никогда не переживет эту потерю. Но впереди был КозьмаПрутков, родившийся из лучей Мятлевской поэзии.
Азакончить эту заметку о замечательном русском поэте мне хотелось бы строками изсамого известного его стихотворения «Розы». Послушайте: 
Какхороши, как свежи были розы 
Вмоем саду! Как взор прельщали мой! 
Какя молил весенние морозы 
Нетрогать их холодною рукой! 
Какя берег, как я лелеял младость 
Моихцветов заветных, дорогих; 
Казалосьмне, в них расцветала радость; 
Казалосьмне, любовь дышала в них…
Возможно,кто-то захочет прочитать это стихотворение до конца, и возьмет с полки томикИвана Мятлева…
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.relga.ru/