Актуальные проблемы отцов и детей (по роману Отцы и дети Тургенева И.С.).

Красногорский МОУ СОШ №8.
Реферат.
Предмет: литература.
Тема: «Актуальные проблемы отцов и детей»
( По роману «Отцы и дети» Тургенева И.С.)
Ученика 10 класса
Булыгина Дмитрия.
Преподаватель
Хохлова Зоя Григорьевна
2003-2004 учебный год.
План
Вступление «Отцы и дети».
В чём сущность нигилизма Базарова?
Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
Базаров и Аркадий.
Василий Васильевич Голубков об «Отцах и детях» Тургенева.
Г.А. Белый «Отцы и дети» Тургенева – современный роман.
«К 150-летию со дня рождения И.С Тургенева».
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть
высочайшее счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его
собственным симпатиями»
Иван Сергеевич Тургенев.
Отцы и дети.
Написание романа “Отцы и дети” совпало с важнейшими реформами 19 века, а
именно отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие
промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России
стали принимать идеи западничества. “Отцы” придерживались старых взглядов.
Молодое поколение приветствовало отмену крепостничества и реформы. Ряд
эпизодов, которым начинается роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», –
возвращение Аркадия Николаевича Кирсанова в имение своего отца Марьино.
Сама ситуация “возвращения домой после долгого отсутствия” предопределяет
отношение читателя к происходящему как к новому этапу в жизни молодого
человека. Действительно, Аркадий Николаевич закончил обучение в
университете и, как всякий молодой человек, стоит перед выбором дальнейшего
жизненного пути, понимаемого очень широко: это не только и не столько выбор
общественной деятельности, сколько определение собственной жизненной
позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего
поколения.
Проблема отношений “отцов” и “детей”, отразившаяся в заглавии романа и
составляющая основной конфликт его, – проблема вневременная, жизненная.
Потому Тургенев отмечает типичность “небольшой неловкости”, которую ощущает
Аркадий за первым после разлуки “семейным ужином” и “которая обыкновенно
овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребёнком и
возвратился в место, где привыкли видеть и считать его ребёнком. Он без
нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его
словом «отец», произнесённым, правда, сквозь зубы…”
Базаров, нигилист, представляет “новых людей”, в качестве главного
противника ему противопоставлен Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович-сын
боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Имел противное
красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив,
самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил
аристократические привычки. Базаров – внук дьячка, сын уездного лекаря.
Материалист, нигилист. Говорит он “ленивым, но мужественным голосом”,
походка “твёрдая и стремительно смелая”. Говорит ясно и просто. Важными
чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он
“владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он
никогда не потакал им и обходился с ними небрежно”. Взгляды нигилиста и
Кирсанова были совершенно противоположными.
В чём сущность нигилизма Базарова?
В чем сущность нигилизма Базарова? Роман “Отцы и дети” направлен против
дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком
духе (вспомнить хотя бы “Записки охотника”), но оно особенно выделяется
тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,а весь класс помещиков,
доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный
разгром. Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это
произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года
подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией.
В “Отцах и детях” и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает,
хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой
новой морали является главный герой романа – Евгений Васильевич Базаров.
Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и
государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания. Что же
отрицает Базаров? “Все”, – говорит он, А все – это то, что относится к
минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт,
через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической
выгоды. Его девиз: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней
работник”. Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию,
самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того,
что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот
нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан
или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник. Одна
из черт нигилизма вообще – отрицание духовных и материальных ценностей.
Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о
красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег.
Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном
состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям
возвышает его в моих глазах. Эта чер-та – признак сильных и умных людей.
Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает.
Называя духовность “романтизмом” и “вздором”, он презирает людей – ее
носителей. “Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта”, –
говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и
читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом
Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины. Мне кажется,
Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь
толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы (“Природа
навевает молчание сна”, – сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви.
Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не
согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря
на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на
любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства
Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не
существует, и это – причина его цинизма. Базаров любит подчеркивать свое
непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал
сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что
немецкие ученые – его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о
которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и
другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим
людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно:
самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то
знания. Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся,
допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.
Базаров – нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя
другого романа Тургенева, Рудина, “скептицизм всегда отличался
бесплодностью и бессилием”. Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. – Да
ведь надобно же -и строить. – Это уже не наше дело… Сперва нужно место
расчистить. Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не
предлагает. Базаров – разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и
максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным
идеалом Базарова – идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного
человека. У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным
поколениям. Первое – поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен
для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию
мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе – поколение очень далекого
будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по
ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и
сейчас он невозможен. Общество слишком испорчено, чтобы порождать
неиспорченных людей, и только. “Исправьте общество, и болезней не будет”.
Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это
сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам,
а по своим естественным ощущениям, по совести, – человек будущего. Поэтому
Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.
Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным
взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже
агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее
общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же
оно идет.
Базаров и Павел Петрович Кирсанов.
Для того чтобы осознать конфликт романа во всей его полноте, следует понять
все оттенки разногласий Евгения Базарова и Павла Петровича Кирсанова. “Кто
есть Базаров?” – спрашивают Кирсановы и слышат ответ Аркадия: “Нигилист”.
По мнению Павла Петровича, нигилисты попросту ничего не признают и ничего
не уважают. Взгляды нигилиста Базарова можно определить, только выяснив его
позицию. Вопрос, что признавать, на чём, на каких основаниях строить свои
убеждения, – чрезвычайно важен для Павла Петровича. Вот что представляют
собой принципы Павла Петровича Кирсанова: право на ведущее положение в
обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными
достоинствами и делами(“Аристократия дала свободу Англии и поддерживает
её”),т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, – опора
человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди.
Прочитав высказывания Базарова о бесполезности громких слов, мы видим, что
“принсипы” Павла Петровича никак не соотносятся с его деятельностью на
благо общества, а Базаров принимает только то, что полезно (“Мне скажут
дело- я соглашусь”. “В теперешнее время полезнее всего отрицание- мы
отрицаем”). Евгений отрицает и государственный строй, что приводит Павла
Петровича в замешательство (он “побледнел”).Отношение к народу Павла
Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по
заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной
жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: “Народ полагает,
что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что
ж? Мне согласиться с ним?” Одно и то же явление и называется по-разному, и
по-разному оценивается его роль в жизни народа. Павел Петрович: “Он (народ)
не может жить без веры”. Базаров: “Грубейшее суеверие его душит”.
Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к
искусству, природе. С точки зрения Базарова, “читать Пушкина – потерянное
время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою – нелепо”. Павел
Петрович, напротив ,любит природу, музыку. Максимализм Базарова,
полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт
и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство
как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого
опыта. Искусство (и литература, и живопись, и музыка)размягчает душу,
отвлекает от дела. Всё это “романтизм”, “чепуха”. Базарову, для которого
главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, “грубейшими
суевериями”, казалось кощунственным “толковать” об искусстве,
“бессознательном творчестве”, когда “дело идёт о хлебе насущном”. Итак, в
романе Тургенева “Отцы и дети” столкнулись два сильных, ярких характера. По
своим взглядам, убеждениям Павел Петрович предстал перед нами как
представитель “сковывающей, леденящей силы прошедшего”, а Евгений Базаров –
как часть “разрушительной, освобождающей силы настоящего”.
Базаров и Аркадий.
После выхода в свет в 1862 году роман Тургенева “Отцы и дети” вызвал
буквально шквал критических статей. Ни один из общественных
лагерей не принял новое творение Тургенева. Либеральная критика не
могла простить писателю того, что представители аристократии,
потомственные дворяне изображены иронически, что “плебей” Базаров
все время издевается над ними и морально оказывается выше их.
Демократы восприняли главного героя романа как злую пародию.
Критик Антонович, сотрудничавший в журнале “Современник”, назвал
Базарова “асмодеем нашего времени”.
Но все эти факты, как мне кажется, как раз и говорят в пользу
И.С.Тургенева. Как настоящий художник, творец, он сумел угадать
веяния эпохи, появление нового типа, типа демократа-разночинца,
который пришел на смену передовому дворянству. Главная проблема,
поставленная писателем в романе, уже звучит в его названии: “Отцы и
дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это
проблема поколений – вечная проблема классической литературы, с
другой – конфликт двух социально-политических сил, действовавших в
России в 60-е годы: либералов и демократов.
Действующие лица романа группируются в зависимости от того, к
какому из социально-политических лагерей мы можем их отнести.
Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается
единственным представителем лагеря “детей”, лагеря демократов-
разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном лагере.
Центральное место в романе занимает фигура нового человека –
Евгения Базарова. Он представлен как один из тех молодых деятелей,
которые “драться хотят”. Другие – люди старшего поколения, которые
не разделяют революционно-демократических убеждений Базарова.
Они изображены мелкими, слабовольными людьми с узкими,
ограниченными интересами. В романе представлены дворяне и
разночинцы 2-х поколений – “отцов” и “детей”. Тургенев показывает – как
действует демократ-разночинец в чужой ему среде.
В Марьине Базаров – гость, который отличается своим
демократическим обликом от хозяев-помещиков. И с Аркадием он
расходится в главном – в представлении о жизни, хотя поначалу они
считаются друзьями. Но их взаимоотношения все-таки нельзя назвать
дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба
не может быть основана на подчинении одного другому. На
протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры
более сильной: Аркадия – Базарову. Но все-таки Аркадий постепенно
приобретал свое мнение и уже переставал слепо повторять за
Базаровым суждения и мнения нигилиста. В спорах он не выдерживает
и выражает свои мысли. Однажды их спор дошел чуть ли не до драки.
Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсанова.
Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий
сибаритствует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно
сразу по его красной обнаженной руке. Да, действительно, он в любой
обстановке, в любом доме старается заниматься делом. Главное его дело
– естественные науки, изучение природы и проверка теоретических
открытий на практике. Увлечение науками является типичной чертой
культурной жизни России 60-х годов, значит, Базаров идет в ногу со
временем. Аркадий – совершенная противоположность. Он ничем не
занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.
Для него главное – уют и покой, а для Базарова – не сидеть сложа руки,
трудиться, двигаться.
Совершенно разные суждения складываются у них в отношении
искусства. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий
пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен,
опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не
считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в
дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках,
манерах, речах, внешнем виде.
Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли
природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия
взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти
“учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты,
нежная душа, размазня”, – говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже
не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без
принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу
Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового
поколения, которое пришло на смену “отцам”, не способным решить
основные проблемы эпохи. Аркадий – человек, принадлежащий старому
поколению, поколению “отцов”.
Писарев очень точно оценивает причины разногласий между
“учеником” и “учителем”, между Аркадием и Базаровым: “Отношение
Базарова к его товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у
Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который
бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе,
потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей
элементов”.
Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи
Базарова, которые решительно не могут с ним срастись. Он
принадлежит к разряду людей, вечно опекаемых и вечно не
замечающих опеки. Базаров относится к нему покровительственно и
почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути разойдутся.
Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и
детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем
потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас –
индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать
кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для
большего сходства с ними – это выбрать тот же путь в жизни, что и наши
предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их
отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и
как Евгений Базаров. Проблема «отцом и детей» в романе это только повод для
конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями
разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный
балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному
галстуку и полусапожкам Павла Петровича. Принято считать, что в общении
между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а
между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И
Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить.
Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А
Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что
без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений
считает, что принцип это пустое и нерусское слово. Кирсанов упрекает
Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает
призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то
существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так,
например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого
поэта».
Голубков об «Отцах и детях» Тургенева И.С.
Чрезвычайно сложной была та общественно-политическая обстановка, в
которой был создан и вышел в свет роман Тургенева «Отцы и дети».
Всего пять лет прошло с тех пор, как Тургенев напечатал роман
«Рудин», но эти пять лет (1856-1861) были ознаменованы очень большими
изменениями в жизни русского общества. За эти годы в народной массе
чрезвычайно усилилось глухое брожение, связанное с ожиданием «воли»,
участились случаи крестьянских восстаний, и даже царское правительство
после крымского разгрома стало понимать необходимость ликвидации старых,
крепостнических отношений.
Большие сдвиги происходили и в культурных слоях общества: среди
журналов господствующие место занимали «Современник» и «Русское слово», всё
громче раздавались в них голоса Чернышевского, Добролюбова, Писарева,
Некрасова, всё шире и глубже становилось их влияние на молодёжь. В стране,
по свидетельству современников, создавалась революционная ситуация. С
каждым годом общественная борьба обострялась. Прежние единомышленники,
недавно стоявшие рядом в борьбе с крепостничеством, теперь, когда надо было
решать вопрос о дальнейшем экономическом и политическом пути России,
разошлись в разные стороны и разбились в общем на два лагеря : на одной
стороне стояли революционеры-демократы, а на другой – защитники старины и
либералы, сторонники умеренных реформ.
Перед Тургеневым, всегда отражавшим, по его собственным словам, «дух
и давление времени», и на этот раз встал вопрос о художественном показе
назревавшего общественного конфликта.
Тургенев подошёл к этой задаче не как сторонний наблюдатель, а как
живой участник событий, игравший в общественной жизни активную роль.
Все основные события романа проходят в течении всего двух месяцев:
Базаров приезжает в имение Кирсановых в конце мая, а в конце июля он
умирает. Всё, что происходило с героями до или после этих двух месяцев,
рассказывается в отступлениях биографического порядка (так мы узнаём о
прошлом Кирсановых и Одинцовой) и в эпилоге: это создаёт у читателя
впечатление, что он ознакомился со всей жизнью героя.
Основные события распределены равномерно между тремя главными
центрами действия: усадьбой Кирсановых, Одинцовой и Базаровых; четвёртое
место действия, губернский город, имеет в развитии сюжета второстепенное
значение.
В «Отцах и детях» – 30 действующих лиц (включая в это число таких
третьестепенных, как генерал Кирсанов, отец Николая Петровича), о многих из
них говорится буквально несколько слов, но у читателя о каждом из них
остается вполне отчётливое представления. Например, Катя, сестра Анны
Сергеевной Одинцовой не принадлежит к основным действующим лицам: ей
Тургенев посвещает всего 5 страниц: около страницы в 16 главе (первый день
пребывания Базарова и Аркадия в имения Одинцовой) и несколько страниц в 25
главе (объяснение Аркадия с Катей)…
Теми же, чрезвычайно скупыми, но выразительными художественными
средствами рисует Тургенев в «Отцах и детях» и образ современной русской
деревни, крестьянства. Этот коллективный образ создаётся у читателя через
ряд деталей, разбросанных по всему роману. В общем деревня в переходный
период 1859-1860 годов, на кануне отмены крепостного права, характеризуется
в романе тремя чертами. Это – бедность, нищета, бескультурье крестьян, как
страшное наследие их многовекового рабства. На пути Базарова и Аркадия в
Марьино попадались «деревеньки с низкими избёнками под тёмными, часто до
половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с
плетёными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен…
Особая черта крестьянства, показанная в романе, – полная отчуждённость
крестьян от господ и недоверие к ним, в каком бы обличии господа перед ними
не выступали. Такой смысл имеет смущавшая иногда читателей беседа Базарова
с крестьянами в 27 главе.
Г.А. Бялый «Отцы и дети» Тургенева.
Трудно назвать такое литературное произведение, о котором спорили бы
так много и ожесточенно, как об «Отцах и детях». Споры эти начались еще до
выхода романа в свет. Как только избранный круг первых читателей
ознакомился с рукописью «Отцов и детей» сразу возникли горячие схватки.
Редактор журнала «Русский вестник» М.Н. Катков, яростный враг
демократического движения пришел в негодование: «Как не стыдно было
Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед
заслуженным воином…»
Можно было думать, что в демократическом лагере встретят роман
Тургенева с уважением и признательностью, но и этого не произошло. Во
всяком случае, единодушия там не было. М. Антонович, критик «Современника»,
прочитав роман, разгневался не меньше чем Катков. «Главного своего героя и
его приятелей он презирает и ненавидит от всей души», – писал Антонович о
Тургеневе.
Д.И. Писарев, в отличие от Антоновича, на страницах другого
демократического журнала, «Русское слово», горячо доказывал, что Базаров не
только не карикатура, а напротив, правильное и глубокое воплощение типа
современной передовой молодежи. Под влияниями всех этих толков и споров
растерялся и сам Тургенев: «хотел ли я обругать Базарова или его
превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или
ненавижу».
В статье «По поводу «Отцов и детей» (1869), объясняя , «что
происходит в душе автора», «в чем именно состоят его радости и горести, его
стремления, удачи и неудачи,».
Не удивительно, что «Отцы и дети» оказали большое влияние и на
литературу, и – шире – на жизнь русского общества в разные периоды его
развития.
Значение «Отцов и детей» не утрачено и в наши дни. Роман Тургенева
живет новой жизнью, волнует, будит мысль, порождает споры. Умный и
мужественный Базаров не может не привлекать нас своей суровой, пусть
несколько угрюмой честностью, своей безукоризненной прямотой, горячим
энтузиазмом науки и труда, отвращением к пустой фразе, ко всяческой лжи и
фальши, неукротимым темпераментом борца.
Роман Тургенева возник в гуще «настоящего», в атмосфере политической
борьбы, он пропитался живыми страстями своей эпохи и потому стал
неумирающим прошедшим для нашего времени.
«К 150-летию со дня рождения И.С Тургенева».
«Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее
счастье для литератора, даже если эта истина не совпадает с его
собственными симпатиями», – писал Тургенев. В Базарове самым важным, самым
интересным была «реальная жизнь», хотя именно в этом случае она не вполне
совпадала с симпатиями писателя. Некоторые подчёркивание крайностей,
вульгарных чёрточек материализма Базарова было вызвано тем, что Тургенев
разошёлся во взглядах с революционными-демократами, с Некрасовым,
Чернышевским и, как известно, с группой друних писателей ушёл из
«Современника». И тем не мение да же крайности Базарова не вымошленны, а
лиш заостренны писателем, может быть, кое-где чрезмерно. Базаров – сильный,
непремеримый, смело, хотя и прямо линейно мыслящий – был типической и в
основном положительной фигурой, хотя сам Тургенев относился к нему
критически и, разумеется, не случайно.
Демократическое движение 60-х годов было очень широко и разнообразно.
Писарев верно подметил, что Базаров – ранний предтеча движения разночинной
демократической интелегенции, когда её революционная деятельность ещё не
определилась с полной ясностью.
По всему складу своего характера Базаров, в противовес людям, –
личность деятельная, стремящаяся к делу. Но и по цензурным условиям и по
тому, что события романа относятся к лету 1859 года, Тургенев не мог
показать своего героя в революционной деятельности, в революционных связях.
Писарев отметил, что готовность Базарова к делу, его бесстрашие,
крепость его воли, способность на жертву ярко проявились в сцене его
трагической смерти. «Базаров не оплошал и смысл романа вышел такой, –
указывал Писарев, – теперешние молодые люди увлекаются и впадают в
крайности, но в самых влечениях сказываются свежея сила и неподкупный ум;
это сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут
молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни.
Кто прочёл в романе Тургенева эту прекрасную жизнь, тот не может не
изъявить ему глубокой и горячей признательности, как великому художнику и
честному гражданину России».
Список используемой литературы.
1. «Краткий справочник школьника» издательство «Олма Пресс».
2. В.В Голубков «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева.
3. Г.А Бялый «Отцы и дети»
4. К 150-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева.