Анализ и сравнение существующих представлений об исповеди в различных конфессиях

исповедь искренностьцвингли конфессия
Реферат по теме:
Анализ и сравнение существующихпредставлений об исповеди в различных конфессиях

Анализирование различныхмнений об исповеди мы построим на двух основаниях: на том в чем существуетсходство во мнениях, и также укажем на различия.
Рассматривая католическоеи православное понимание исповеди можно заметить, что эти конфессии имеютсогласие во многих вопросах в отношении исповеди.
Так как для данных конфессийисповедь является одним из таинств, можно увидеть, что и их отношение к исповединамного систематичнее. Большая часть информации об исповеди имеется в работахкатолических и православных богословов.
В первую очередьсуществует единство в понимании природы исповеди – это таинство. Католический иправославный катехизис акцентирует внимание на том, что исповедь одно из семитаинств, установленных Христом.
Во-вторых, данныеконфессии соглашаются, что исповедь необходима для того, чтобы были прощеныгрехи, совершенные после крещения. В-третьих как католики так и православныеосновывают свои представления о исповеди на основании одних и тех же отрывковиз Библии и их толкования данных мест имеют сходства.(Матфея 16:19, 18:18,Иоанна 20:22, Иакова 5:16). В–четвертых, несмотря на то, что и католики иправославные утверждают, что священник занимает роль свидетеля во времяисповеди, все же на практике исповедоваться прихожане имеют только передрукоположенными священниками, которые выслушав исповедь имеют право прощать илиоставлять грехи. По их мнению, исповедь не перед официальным священником неявляется действительной. Священники имеют право отпускать исповеданные грехи, ив тот же момент не прощать не исповеданные. В – пятых как в католицизме, так ив православии, священник налагает определенную епитимью на исповедующегося. Этопосильное возмещение ущерба, причинённого другим людям, а также исполнениеналоженного священником условного наказания — молитвы или дела милосердия.Несмотря на то, что во многих аспектах имеется единство во взглядах обисповеди, все же существуют и различия. Для православных грех является большекак духовный недуг, который нуждается в исцелении, а для католиков грех естьнарушение закона.
Для Западной Церквиисповедь имеет черты суда, а для Восточной освобождения и исцеления. Наказанияза грехи в католическом богословии состоят из двух частей: во – первых вечноенаказание в аду, во вторых — временные наказания человека за свои грехи вчистилище. Римская Церковь присоединила учение об удовлетворении Богу человеком– индульгенции. В теснейшей связи с данным учением связано и учение оиндульгенциях. В Церкви существует сокровищница сверхдолжных дел Иисуса Христаи Девы Марии, которые могут служить для спасения верных. Живые верующиеблагодаря этим заслугам имеют право не приносить за себя епитимьи, мертвыемогут сократить свой срок пребывания в чистилище. Жертвы Христа достаточнотолько для прощения вечного наказания в аду, но для того, чтобы искупить грехи,сделанные после крещения человеку самому следует заплатить. Поэтому епитимьи вкатолической Церкви представляют собой более смысл наказания, посредством,которого церковь как бы мстит грешнику за его проступки.
Для тех же, кто не сумелпройти эти искупительные действия существует чистилище. Данное верованиесостоящие в том, что человек должен приносить удовлетворения благодаря добрымделам не соответствует Писанию, и принижает значение искупительной ЖертвыХриста. Епитимьи в католичестве представлены, как принесение удовлетворяющеговыкупа Богу. В православии епитимьи имеют значение как орудие исправления идуховного врачевания.
Основные акценты в этихдвух конфессиях ставятся на четкой системе в проведении исповеди, на личности — священнике, который, благодаря апостольской преемственности имеет право приниматьисповедь и произносить в конце свой вердикт: прощать или не прощать грехи, атакже на последующей за этим наложением наказаний – епитимий.
Рассматривая православноеи католическое представление об исповеди перед священником можно увидетьсложную систему, которая появилась и развивалась в ходе истории. Укажем нанекоторые положительные и отрицательные моменты в подобной систематизацииисповеди. Одним из основных положительных моментов, который присутствует вданной системе – это стремление к освящению своей жизни благодаря постояннойисповеди перед священником.
Второй момент заключаетсяв том, что указывается на реальное присутствие и серьезность греха в жизнихристианина, с которым ему приходится сражаться.
Третий момент состоит втом, что исповедующийся проводит подготовку к исповеди, благодаря осознанию иразмышлению над своими пороками, смирению души через пост и чтение Слова.
Четвертый положительныймомент состоит в том, что исповедующийся перед священником ощущает себя какперед Христом, не пытаясь самооправдать себя, слова прощения произносятся какот лица Христа в слух, придавая силу и уверенность в прощении. Пятый момент,исповедуясь перед официальным священником, кающийся может получить мудрый совети наставление.
Теперь представимнекоторые отрицательные моменты в системе исповеди перед священником.
Во-первых, не многиедействительно серьезно осознают ущербность греха и проводят подготовку кисповеди.
Во-вторых в отношениивласти прощать или оставлять грехи, единственная власть принадлежит Богу,Который Един может нелицеприятно знать сердце человека и не ошибаться в Своемрешении. Человек не вправе решать о том, что исповеданные грехи получатпрощение, в тот же момент не исповеданные не получат – эта прерогативапринадлежит Богу.
В-третьих не имея личнойверы, прощение грехов со стороны священника не будет действенным.
В-четвертых,практикующаяся система епитимьи является недобровольным принуждением всовершении добрых дел, а не искренним желанием самого кающегося.
Исследуя протестантскоепредставления в отношении исповеди можно сказать, что очень мало существует техточек соприкосновения, которые бы имели согласие с предыдущими двумяконфессиями. Несмотря на то, что взгляд Лютерабыл недалеким откатолического, все же его взгляды на исповедь были отличными. Основной акцентЛютер ставил на искреннее раскаяние веры. Также он указывал, что исповедоватьсяможно не только священнику. Епитимья была отвергнута как, представлениедобавлению к вере добрых дел.
Кальвин использовал болеепубличную исповедь во время Богослужения, не отвергая частной исповеди, другперед другом, и перед тем против кого был совершен грех.
Цвингли акцентировалвнимание на искренней исповеди перед Богом. Объединяя мнения Лютера, Кальвина иЦвингли можно сказать, что они не признавали католическое определение исповедиперед священником, но верили в то, что исповедь должна совершаться в первуюочередь перед Богом, Который Единственный имеет право прощать грехи.
Обобщая различные взглядыпротестантских богословов, которые строят свое понимание исповеди на фундаментеидей Реформаторов можно сделать вывод, что представление протестантов,противоположные католическим и православным взглядам. Исповедь – не является таинством.В протестантизме отрицается устная исповедь и разрешение грехов. Крещенный,который согрешил, может снова получить оправдание за свои грехи через внутреннеесокрушение о своих грехах. Посредничество священника при прощении грехов неимеет значения. Исповедь не является таинством, но необходимым обрядом длятого, чтобы участвовать в Евхаристии.
Обычно исповедь применяетсяв виде общего всенародного исповедания или в виде частной исповеди передпастором. Священник не обладает властью вязать или разрешать грехи, новозвещает о спасении и прощении по вере в Иисуса Христа. Не существует определеннойсистемы епитимьи. Различные епитимьи являются умалением искупительной жертвыХриста. Также не существует подвига покаяния, как это практикуется вправославии.
Все же существуютнекоторые точки соприкосновения, которые объединяют конфессии во взглядах наисповедь. Во-первых, это относится к пониманию того, что исповедь необходима, чтобыбыли прощены грехи, совершенные после покаяния.
Большинство авторовсчитают, что исповедь необходима для процесса освящения в образ Христа. Во-вторых,все конфессии утверждают, что во время исповеди только Бог имеет право прощатьгрехи. В–третьих, несмотря на то, что протестанты не имеют четкой системыепитимьи, все же после исповеди на основании Писания христиане вдохновляют другдруга не повторять греха, но поступать по-новому.
Теперь мы сравнимсуществующие представления об исповеди в различных конфессиях во свете ученияСлова Божьего и попытаемся увидеть какой из представленных взглядов болеесоответствует библейскому. Различие в понимании и проведении исповеди строитсяна различном толковании Библейских отрывков, которые говорят о исповеди передчеловеком. Рассматривая толкования на основные места Писания из Ветхого ЗаветаЧисла 21:7, 2 Царств 12:13 можно предположить, что эти стихи не относятсянапрямую к вопросу исповеди перед человеком в классическом понимании.
Так как в первом отрывке имеетсяв виду публичная исповедь всего народа перед Моисеем и его ходатайственнаямолитва перед Богом. А во втором отрывке не представляется как исповедь, попричине того, что инициатива исходит от Нафана, который приходит к Давидууказать на его грех. Основное ударение в этих стихах строится на личнойисповеди перед Богом, люди же представлены с одной стороны, как ходатай, сдругой, как обвинитель. Поэтому в основном православные, католические ипротестантские комментаторы не относят эти стихи к обоснованию исповеди передсвященником, но являются общими примерами.
Рассматривая толкованияна основные места Писания из Нового Завета Матфея.3:6 и Деяния 19:18 здесь ужезаметна существенная разница. Католические и православные комментаторы относятэти отрывки для обоснования исповеди перед священником. Малиновский сравнивает,исповедь перед священниками с исповедью Иоанну перед крещением. Но болеевероятнее, толкование, предложенное Кинером, который указал, что в данномотрывке Иоанн призывает и иудеев покаяться перед Богом, а не исповедать своигрехи.
Исследуя историю ооккультистах в Деяниях Малиновский также предполагает, что этот отрывок говорито исповеди перед апостолом Павлом, но нам кажется, что подобное толкованиеслегка натянутое так как текст не предлагает нам точного понимания исповедалили они эти грехи перед апостолами или всей Церковью. Можно предположить, чтотолкование Риза указывающего, что заклинатели были уже христианами, исповедовавшимисвои грехи, но не утверждающего перед кем, более согласуется с Писанием, недающим нам точности в этом вопросе.
Существуют основныечетыре отрывка (Матфея 16:19, 18:18, Иоанна.20:23, Иакова.5:16) в отношениикоторых возникли наиболее противоречивые мнения и толкования. Основной момент вразделении понимания состоит в апостольской преемственности священников. Какуже указывалось ранее, большинство католических и православных комментаторов(Хаффнер, Лопухин, Блаженный Фофилакт) утверждают что, в этих местах Писанияуказывается на то, что Христос дал власть апостолам и через них, затем толькосвященникам право принимать исповедь и прощать или оставлять грехи.
Однако протестантскиеавторы ( Грудем, Баркли, Кинер, Моррис) указывают на то, что говоря о ключахЦарства а также о власти связывать и разрешать, Иисус отнес эти слова в первуюочередь к Петру, который будет проповедовать язычникам Евангелие и во вторуюочередь ко всей Церкви, которая будет продолжать нести Благую Весть. Иисусакцентирует Свое внимание не на личности Петра или апостолов но на СвоейЦеркви, Которой Он есть Глава. Рассматривая повеление Иакова исповедоватьсядруг перед другом можно заключить, что говорится о взаимной исповеди и молитведруг за друга. Поэтому понимание данных отрывков и развившаяся вследствие этогосистема проведения исповеди католиками и православными не согласуется сПисанием.
На основании Библии мыможем увидеть, что исповедь перед человеком имеет обоснования, но Библия недает прямых указаний на какую – либо определенную систему в проведенииисповеди, поэтому важно, строить свое понимание на ясных повелениях Писания,указывающих на то, что во–первых следует исповедовать свои грехи перед Богом — (Числа 21:7, 2Царств12:13, 1 Иоанна1:9). Во–вторых, перед теми людьми, противкоторых были совершены грехи (Матфея 18:18, Иакова 5:16).
Какой же альтернативныйподход можно выработать, учитывая и библейское учение и практическую ценность?Можно представить его как альтернативный подход к исповеди, который сочетает всебе и с одной стороны некоторое католическое и православное понимание вотношении того, что существует важность в исповеди перед человеком, а не толькоперед Богом, и в том, что брат во Христе произносит прощение исповеданныхгрехов, но и с другой стороны протестантское понимание, в том, чтоисповедоваться, возможно не перед священником, а перед обычным христианином. Всвоей книге «Жизнь в христианском общении» Бонхоффер утверждал: «Тот, ктоостается один на один со своим злом, вообще остается в одиночестве». «Поэтомудал Он Своим последователям полномочия выслушивать признания в грехах и прощатьгрех во имя Его»
Бонхоффер заявлял:
«брат во Христе теперьпредставляется для нас вместо Иисуса, поэтому перед ним мне не следуетлицемерить. Христос стал нашим Братом, чтобы помочь, и через Него брат наш сталдля нас Христом в полномочии Его поручения». Вместо Христа он слушает нашепризнание в грехах и прощает нам вместо Христа наши грехи. Он сохраняет тайнунашей исповеди, как ее сохраняет Бог. Идя на братскую исповедь я иду к Богу».
Бонхоффер описываетпользу от исповеди, как различные виды прорывов. Благодаря исповеди происходитпрорыв к единению. Грех, который пребывает во тьме необходимо вынести на светперед Богом. Исповедуя свои грехи перед братом, происходит разрушениесамооправдания. «Высказанный, признанный грех теряет всякую власть надчеловеком».Открытый грех помогает прийти к единству и близости всейхристианской общины. Для этого исповедоваться, возможно, не перед всей общиной,а только перед одним братом, в лице прощения, которого будет прощение всейобщины. Через исповедь происходит прорыв ко кресту. Одним из главных грехов,которые мешают нам исповедоваться, является гордость.
Благодаря исповеди передбратом мы смиряемся и распинаем свою плоть.Благодаря исповеди происходит прорывк новой жизни. Когда грех признан и прощен происходит разрыв с прошлым и послеобращение происходит начало нового. Через исповедь происходит прорыв куверенности. Признавая свои грехи перед братом, получаю избавление отсамообмана, и обретаю уверенность в прощении, которое произносит брат поБожьему повелению. На вопрос перед кем же исповедоваться, Бонхоффер отвечает:перед тем кто:
«сам живет под крестомИисуса, кто распознал в его кресте глубочайшее безбожие всех людей и собственногосердца, для того нет чужих грехов, кто однажды ужаснулся мерзости собственногогреха, который и Иисуса пригвоздил к кресту, тот не ужаснется и самым тяжкимгрехам своего брата».
Автор работыпроанализировал и сравнил представления об исповеди в различных конфессиях, указална основные акценты которые католики и православные ставят на четкой системе впроведении исповеди, на личности — священнике, который, благодаря апостольскойпреемственности имеет право принимать исповедь, а также на наложением наказаний– епитимий. Также были представлены положительные и отрицательные моменты вподобной системе исповеди. Протестантское понимание исповеди было основано нафундаменте идей Реформаторов, которые являются противоположными католическим иправославным взглядам. Также мы сравнили существующие представления об исповедив различных конфессиях во свете учения Слова Божьего и увидели, что протестантскийвзгляд на исповедь более соответствует библейскому. В самом конце мыпредставили альтернативный вариант исповеди, предложенный Бонхоффером, которыйимеет свое основание в Писании, а также содержит в себе практическую ценность,как для каждого отдельного христианина, так и для единения и близости всейхристианской общины через разрушение самооправдания, возрастании в смирении иобретении уверенности в прощении.