Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"

Анализ
стихотворения Ф.И. Тютчева “Последний катаклизм”

Основные
подходы к лирическому стихотворению классического типа мы попытаемся показать
на примере анализа стихотворения Ф.И. Тютчева “Последний катаклизм”
(1830).

Когда пробьет
последний час природы,

Состав частей
разрушится земных:

Все зримое
опять покроют воды,

И божий лик
изобразится в них!

Анализ начинаем
с поэтики заглавия, так как в нем содержится главный лирический образ, скрыта главная
для поэта эмоция и философская идея. По сути дела, название отражает авторское
понимание текста. Прилагательное “последний” обозначает события,
происходящие на грани, у последней черты.

Само слово
“катаклизм” (не “превращение” или “изменение”,
близкие по смыслу) подчеркивает философский смысл стихотворения. Судя по
названию, можно предположить, что в тексте будет развернута картина из
Апокалипсиса, рисующая последний день творения. Однако Тютчев — оригинальный
поэт-философ. Для него последний день окажется первым днем нового творения.

Стихотворение
состоит из одной строфы (монострофы) — катрена (четверостишия). Однако
композиционно эта строфа делится на две части — первые два стиха (стихотворные
строки) и последние два.

Это деление
содержательно, оно отражает два основных мировых процесса (разрушения и
созидания), которые даны в двух симметрично расположенных в тексте глаголах
“разрушится” и “изобразится”.

В стихотворении
присутствуют две стихии — земли и воды. Рисуя гибель земли под водой, Тютчев
обращается к библейскому мифу о Ноевом потопе (“Все зримое опять покроют
воды”). В самом этом обращении есть одновременное указание на гибель и
спасение.

Философский
характер стиха подчеркивается внесубъектным построением — отсутствием
местоимений “я”, “ты”, “мы” и т д., которые
воплощают в стихе образ человека. Стихотворение несет в себе философское
обобщение. Об этом свидетельствует и выбор лексики — не эмпирической, а
предельно отвлеченной (“последний час природы”, “все
зримое”, “божий лик”).

Процесс
разрушения “закреплен” в синтаксисе стиха: для первых двух строк
характерна глубокая инверсия (неправильный, обратный порядок слов в
предложении). Сравните для примера обратный порядок слов (предложение с
инверсией) и прямой:

“Когда
пробьет последний час природы…”;

“Когда
последний час природы пробьет …”

В первом случае
ударение, падающее на конец, определяется законами стихового построения, во
втором — оно логическое.

Инверсия
исчезает в последней строке, что соответствует процессу созидания. Последняя
строка стиха выделяется не только отсутствием инверсии (“И божий лик
изобразится в них!”), не только восклицательной интонацией, отражающей
особую патетичность фразы, но и фонетически звук “и”, многократно
повторенный, по-особому инструментирует концовку стиха “И божий лик
изобразится в них!”

Стихотворение
“Последний катаклизм” написано пятистопным ямбом с мужскими (ударными
— “земных”, “них”) и женскими (безударными —
“природы”, “воды”) окончаниями. Рифмы в стихе как
грамматические (природы — воды), так и неграмматические (земных — них).
Перекрестные, открытые (оканчивающиеся на гласный) и закрытые (оканчивающиеся
на согласный звук). Все это построение стиха основано на законе двойственности,
“бинарности”, что отражается прежде всего на содержательном уровне.

Наряду с первой
строкой (“Когда пробьет последний час природы”), где нет ни одного
метрического сбоя, представлен чистый ямб, который выражает неумолимость и
неотвратимость наступления “последнего часа”, все остальные строки
содержат отступления (они приходятся на основные в смысловом отношении глаголы
“разрушится”, “изобразится”). Отсутствие ударения
называется пиррихий. Представим вторую строку стиха “Состав частей
разрушится земных” как метрическую схему (сочетание ударных и безударных
слогов, обозначив U — безударный, I — ударный):

UI/UI/UI/UU/UI.

Четвертая
стопа, приходящаяся на глагол “разрушится”, окажется
“облегченной”, пиррихиической.

Особенно много
отступлений возникает в третьей строке (“Все зримое опять покроют
воды”):

II/UU/UI/UI/UI/U.

В первой стопе
появляется сверхсхемное ударение, называемое в стихосложении спондеем (II —
два слога ударных). Вторая стопа пиррихиическая, с пропуском ударения.

В целом большое
количество сбоев в этой строке можно объяснить, на наш взгляд, тем, что в ней
скрыто обозначена человеческая трагедия. Последний катаклизм разрушит не только
“состав земных частей”, но и обернется человеческой трагедией. На
первый взгляд, в стихотворении нет места человеческому. Как мы отметили вначале,
стихотворение является громадным философским обобщением. Однако выражение
“все зримое” (от старославянского слова “зрак” —
“глаз”) включает в себя и человеческий план, поэтому строка как бы
окрашена человеческой эмоцией, нарушающей привычный ритм стиха.

Предложенный
анализ, как уже отмечалось выше, не является “ключом”, с помощью
которого можно “открыть” любой поэтический текст.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.repetitor.ru/