Бегинки: женщины между монашеством и миром (XIII-XIV вв.)

Люттих,1170 г. Вокруг священника Ламберта де Бега собирается общество благочестивыхдевушек и вдов, которые без обетов ведут жизнь, схожую с монашеской. На времясовместного проживания они обязуются жить в бедности, целомудрии, послушании,молитве, посте и регулярно причащаться.
Дворбегинок в Левене. Рисунок пером. 1598 г. Хотя бегинки не принадлежали ни ккакому ордену и могли жить в своих домах, они часто создавали дворы снесколькими зданиями, огороженными стеной, чтобы защититься от преследований.
Стремлениек духовной жизни. Многообразные движения бедноты позднего средневековьяохватили вес сословия, как клириков, так и мирян — мужчин и женщин. Вскоресуществующие и новообразованные женские монастыри уже не могут принять растущеечисло женщин, которые стремиться жить упорядоченной религиозной жизнью.Зачастую ярко выраженная вражда духовенства к женщинам оставляет монастыризапертыми для них. Таким образом, женское движение бегинок, обоснованноехозяйственными (избыток женщин, бедность) и религиозно-мистическими мотивами,создает собственную жизненную форму за пределами монастыря. Название “бегинки”,по-видимому, происходит от цвета (bigo, голпанд. — “бежевый”) платья. Этовнешне отличает их от местных жительниц. В 1216 г. папа Гонорий III устнопризнал новые общины.
Дворыдля женщин в городе. Общины распространяются главным образом в Нидерландах,Бельгии, Франции и Германии, чаще в больших городах и реже в сельскойместности. До XIV столетия общины бегинок пополняются из высших городскихслоев, из сельских дворян и средних горожан (буржуазии и ремесленников).Елизавета Тюрингская (1260 г./стр. 176), вероятно, вышла из этих же слоев.Позднее низшие слои будут преобладать. Только в Кельне в 1250—1350 гг. возниклооколо 100 “домов бегинок”, приютивших по крайней мере 1000 женщин, обеспечив ихсоциально и духовно. Дома, вероятно, принадлежали некоторым женщинам понаследству или были приобретены в складчину, или учреждены богатыми горожанами.Объединения одного двора или поселения бегинок (наподобие небольшого городка) сцерковью или часовней можно встретить во многих городах (например, в Брюгге,Генте, Антверпене). Отдельные дома бегинок имеют часовню.
Почтимонашеская жизнь. Бегинки живут вместе по определенному домашнему уставу подначалом “мастера”. В распорядок дня входит молитва, рукоделие, уход забольными, погребения и занятия с девушками. Идеалом для них служит МарияМагдалина, первой возвестившая ученикам воскресение Иисуса. Лучше всегоустроены те общины, которые тесно связаны с монастырем, с нищенствующимиорденами, с цистерцианцами или премонстрантами. Гарантией жизнеобеспеченияслужат пожертвования собственности общине и специальные меры, в первую очередьпродажа собственной продукции (чаще всего текстиль). Цеха ремесленников видят вних нежелательных конкурентов.
Подозренияи преследования. Растущее подозрение из-за неясного социального положения междуцерковью и миром ставит бегинок чуть ли не в один ряд с еретиками-альбигойцами.Многие отождествляют бегинок со сбежавшими монахинями (странствующие бегинки),с проститутками. Наконец, в 1311 г были запрещены на Вьенском соборе и с 1366г. по 1378 год подвергались преследоваваниям, особенно на юге Франции. До нашихдней сохранилось движение бегинок в Бельгии и Нидерландах. В Германии послеВторого Ватиканского Собора появились небольшие группы женщин, напоминающиебегинок (уход за больными, посещения нуждающихся.
Мужскиеобщины “бегардов” широко распространены в Нидерландах и в Рейнланде, но почисленности и значению они уступают бегинкам.
Источник:Хроника христианства/ Пер. с нем. В. Годфрида. — М., «Терра», 1999.С. 158.
Женщиныкак ядовитые стрелы
Духовноеокормление бегинок взяли на себя фрацисканцы и доминиканцы. Отношения клирикови монахов к женщинам зачастую отличаются напряжением, даже если такие ордена,как нремонстранты и цистерцианцы, на первых порах ответили на пожелания женщини создали двойные монастыри, то есть состоящие из двух отдельных частей(например, в Премонтрс). Чаще всего возникали самостоятельные женскиемонастыри. Но существует и четкая враждебность духовенства к женщинам. В 1270г. настоятель монастыря премонстрантов Мархталь в Обершвабене так обосновывалотделение от женщин: “Мы и наша община каноников, зная, что подлость женщинбольше, чем подлость мира, что гнев женщин не может сравниться ни с какимдругим и что яд змей и драконов годится для лечения и менее опасен для мужчин,чем доверительные отношения с женщинами, единогласно решили, ради блага нашихдуш, а также тел и имущества, что мы ни под каким видом не приютим болееженщин, чтобы не увеличивать опасности для нас, и будем избегать их какотравленных стрел”.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта woman.upelsinka.com/