Реферат
Тема: Бог.Ангелы. Божья кара
Бог
Люди склонны доверять тому, что видят. Умытый лучами солнца мир имкажется реальней, чет тот, в котором действуют духовные сущности – Бог, дьявол,ангельская рать. Исследовать «тот мир» — почти то же самое, что исследоватьсамих себя. Поэтому в познании потусторонней стороны действительности человекпродвинулся значительно дальше, нежели в изучении призраков мира иного. Тот мирдо сих пор полон для нас «белых» пятен; их, быть может, со времен Платона иПифагора только прибавилось. В пыльных строках старинных манускриптов мы до сихпор много не в состоянии прочитать.
Смыслы за семью печатями сегодня штурмуют ученые. Прежний конфликтистинной науки и исследователей паранормальных явлений (магов, мистиков,алхимиков, религиозных деятелей) утратил свою остроту. Шаг за шагом человеквозвращается к формуле познания Кеплера и Ньютона. Первый, как известно, открылзаконы движения планет в поиске доказательства пифагорейской гармонии – «музыкисфер»; второй всю жизнь искал контакта с ангелами, что не помешало ему открытьзакон всемирного тяготения. В этом же ряду блестящих ученых-мистиков нельзя непомянуть добрым словом Эммануила Сведенборга: он в десятках томов описал своеобщение с духами и демонами и к тому же прославился как мастер горного дела,которому ничто научное не было чуждо.
Ведущие современные ученые также обращаются мыслями к Богу.Подобно своим великим предшественникам они рискуют веровать в невозможное. Ибо,как показывает мировая история, где-то в восприятии нашего мира у человеканачинается то состояние, когда он может вымолвить лишь одно: «Господи боже,верую, потому что это нелепость!» Авторство этой тоски и восторга принадлежитхристианскому писателю III века – Тертуллиану.
И умер сынБожий;
Это достойно веры,
Ибо нелепо.
И погребен он, и воскрес;
Это достоверно,
ибо невозможно.
Понимаете, как неисповедимы, нелепы и невозможны пути истины, нодругих нет.
Приняв концепцию Тертуллиана, мы можем вообразить себе вселенскинеобъятное понятие – Бога. С одной стороны, он – Всевышний Демиург,Творец-Создатель сонма миров… С другой стороны, люди созданы по его образу иподобию и продолжают из века в век Его творческие заветы, рождая себе подобныхи украшая, преображая бытие.
Все мы творим, каждый по–своему, и потому очень хорошо понимаем,сколь сложная задача стояла перед Создателем, когда Дух Его носился над водамикаких-нибудь 6000 лет тому назад. Или 6 миллиардов лет тому назад? Или 6 эпохтому назад?
Некая сила, способная влиять на вещный мир, заставила почвувыступить из океанских глубин. Ветхозаветный иврит определяет эту силу обращением«элохим». В книге бытия «элохим» относится к Наивысшему началу и обычнопереводится как «Господь» или «Бог». На самом же деле по поводу перевода«элохим» исследователи до сих пор спорят. По одной из версий, «элохим»происходит от ивритского слова «всемогущие» («могучие»), по другой – от «эл» — «сияющие» (причем «эл» — существительное женского рода). «Эл» имеет общеезначение во многих древних языках. В шумерском оно означало «яркость, блеск»или «сияющий», в древнекорнуольском этим термином обозначается «ангел». Таккого же тогда «элохим» определяет в Библии?
В ивритской версии имя Бога впервые появляется в первой строкепервой главы (Бытие, Библия, 1966): «В начале сотворил Бог небо и землю»(Берешит бара Элохим эт ха-шамайим ве эт ха-эрец».), или в той же главе: «Исказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему».
В этом есть нечто странное. Если множественное число от «эл»-«элохим» («сияющие»), тогда дословный перевод библейских строк должен звучатьтак: «В начале Сияющие сотворили небо и землю», или: «Сияющие сказали: создадимчеловека по образу Нашему и подобию Нашему».
Кроме того, «элохим» появляется в Пятикнижии около тридцати раз ини разу не переводится грамматически точно. Этот факт бросает тень наветхозаветных иудеев и заставляет задуматься о мотивах переводчиков Библии,которые на протяжении веков транслировали священные тексты для человечества.
Есть версия, что слово «элохим» намеренно интерпретировано сискажениями только затем, чтобы сделать его приемлемым для новорожденногорелигиозного этноса. Допустим, «элохим» означает внеземное вмешательство, тогдапонятно, почему ранние отцы Церкви поработали над подавлением любых верований вто, что «Бог» и «ангелы» могли быть чем-нибудь, кроме как «сверхъестественнымисуществами».
В иудаизме сокровенное имя Бога имеет огромное значение. Буквальноэто сам Бог, иначе – Вселенная.
В библии у Бога много имен: Эль ( «бог» по-ассирийски,по-финикийски и на иврите); Элохим («светящиеся существа»); Саваоф («Господьтолпы»); Адонай («Господь») – это все обычные имена. А вот обращение «Иегова»происходит от четырех букв еврейской тетраграммы – JHWH (иначе YHWH или YAHWEH – «Яхве» — «он есть», или«он существует»). Это имя у евреев вызывает благоговейный трепет. Онипроизносят его едва слышно, чтобы им не воспользовалось Зло. Во времена Христапервосвященник произносил его только в День Искупления – Святая Святых. Прошливека, и теперь никто точно не знает, как на самом деле произносится JHWH. Правильное звучание имениБога утрачено. А ведь знать имя Бога – значит, управлять всем!
Магическое мышление утверждает, что имя той или иной вещи (илиживого существо) содержит её сущность. Считалось, что человеку легко причинитьвред, написав его имя на куске свинца, воска или керамики, добавив проклятие ибросив этот кусок в огонь.
Естественно, что сакральны и имена сверхъестественных существ;средневековые волшебники были готовы отдать многое, чтобы обладать ими, а черезних и демонической силой. В «Завещании Соломона» сказано, что ангел далСоломону волшебное кольцо, позволяющее ему заставлять демонов раскрывать своитайные имена. А египетские мифы подробно рассказывают, как коварно Изидаобманула верховного бога солнца Ра, чтобы выведать его имя. Для этого онасобрала его слюну, смешала ее с землей и сотворила змею, которая укусила Ра. Вагонии Ра открыл Изиде свое имя. Так богиня украла у Бога силу.
Сегодняшние египтяне не в состоянии не то что похитить, но дажепроизнести правильно имя своего древнейшего бога – Неб-ер-чера – «Владыки досамого крайнего предела». В «Папирусе о сотворении» сообщается, что Неб-ер-чер– Вечный Бог Вселенной. Где и как он существовал, нигде не сказано, но египтянесчитали его невидимой, вездесущей и бестелесной силой, заполняющей всепространство. В древнеегипетском мифе о Сотворении он играет роль Демиурга,поскольку выступает не просто как какое-то существо, но как побудительная сила,которая претворяется в бога Хепри. А Хепри, как тут не вспомнить Библию итаинственных «элохим» и JAHV, творит из Мирового океана Нун небо и землю. Вполне возможно, чтои самого Хепри Неб-ер-чер сотворил из вещества Нун, посколку Нун содержал всебе зародиши всего сущего, которые пребывали в беспомощном и инертномсостоянии.
Древнеегипетская легенда о Сотворении упоминает о солнце как обОке Хепри, или Неб-ер-чера. Также упоминается о том, что на заре временпроизошла некая катастрофа, вследствии которой свет Ока померк.
Что это было? Временное снижение солнечной активности? Или падениетой самой кометы, котогрое вызвало поднятие туч пыли, гибель динозавров инаступление великого оледенения? Так или иначе, когда Солнце пересталосправляться с обогревом и освещением земли, Хепри сотворил второе Око – Луну.Его он частично наделил великолепием первого Ока, и впредь Луна стала правитьна Земле в ночное время суток, управлять приливами и урожаями. Современнаякосмогоническая теория о том, что Луна не образовалась изначально измежзвездного вещества, а пролетала случайно и была притянута Землей (а можетбыть, она была той самой «кометой» и столкнулась с Землей), вполне согласуетсяс верованиями древних египтян.
Никакой особой информации о произведение животных и растений«Папирус о Сотворении» не содержит, однако говорится, что Хепри создал разногорода «ползающие вещи», одной из коих был и человек. Хепри обращался ксобственному сердцу. Сердце слышало каждое имя, которое он произносил, и эташтука рождалась на свет. Думаете, так просто додуматься до слова «человек»? Аслиться с собственной тенью и получить от нее потомство – парочкуочаровательных божеств – Шу (воздух и сухость) и Тефнут (влага и влажность)? –Хепри это удалось.
В отличие от Библии в «Папирусе» ничего не сказано о разделениечеловека на мужчину и женщину. Египтяне изначально сознавали животноепроисхождение человека и то, что люди оставались стадными животными, пока несмогли различать друг друга по именам.
Нетрудно заметить, проведя некоторые параллели между «Папирусом» иБиблией, что египтяне, как и иудеи, веровали в существование Единого Бога,творца всего сущего, но полагали, что он передал Вселенную и, в частности,Землю в управление своим детям – существам более низкой иерархии. Более позднеебоги Египта не просто спустились на Землю, они возглавили человеческуюцивилизацию и стали первыми фараонами; полагают, что именно они распорядилисьпостроить Великую пирамиду.
От единобожия перейти к многобожию: Quia absurdum? Странно, почему Неб-ер-черпретворяется в Хепри, а Хепри неожиданно отступает на задний план, и Осирисстановится верховным богом древнеегипетского пантеона. Но в древнегреческихмифах та же картина: Зевс расправляется с Кроном и сам становитсяолицетворением праматери, царствует средь богов. В разных странах богиименовались по-разному, но совершали, в сущности, один и тот же поступок –уничтожали изначальное божество. Разве что у иудеев восстание ангелов подруководством Люцифера окончилось плачевно. Бог-Демиург не утратил ни силы, нивласти над миром, а мятежные ангелы были низвергнуты. Тут мы видим началомистической тайны. Трудно о ней судить, не владея сакральными именами,управляющими Вселенной. Одним словом: трудно быть Богом.
Ангелы
Христиане веруют в святую Троицу и Богородицу, иудеи – в Иегову,мусульмане – в Аллаха и пророка его Магомета. Ангелы же остаются пограничнымдля всех религий явлением. Они – окружение богов, они используют их волю.Вездесущие и незримые, ангелы принадлежат к духовным сущностям, способнымобщаться с человеком напрямую. Поэтому часто ангелов представляютантропоморфными. Будь то перуанский дух-сокол Коакити, который возник передочами шамана Кампу в виде крылатого человека, или четыре «гром-птицы»североамериканских сиу, явленные миру в образе крылатых людей.
Вера в сверхъестественных посланцев богов архетипична для многихкультур древнего мира. В них люди ощущали силы, которые связывают высшую инизшую сферы сознания, небо и землю. Ангелы действуют в нас или через нас:одних они защищают, другим приносят божественные загадки или наносят вред.Ангелоподобных созданий мириады.
Впрочем, и люди могут возноситься и принимать на себя ангельскийчин. Так, христиане веруют, что избранные, как например библейский патриархЕнох, взбирались по Лестнице Иакова – Древу Жизни – и становились ангелами.
Само слово «ангел» переводится с древнегреческого как «вестник»,«посланец». Это определение для лучезарного крылатого посредника между Богом илюдьми получило наибольшее распространение у иудеев и христиан.
Небесные иерархии
Бесчисленный ангельский род люди издревле пытались упорядочить всоответствии со своим представлением о той роли, которую ангелы играют вБожественном провидении.
Иудеи располагали ангелов по иерархической лестнице в десятьступеней:
1) Кадошим – пресвятые
2) Осрамим – быстрые
3) Оралим – сильные
4) Шасмалим – пламенные
5) Серафим – искры
6) Малахим – посланцы
7) Элохим – божественные
8) Бенэлохим – дети Божии
9) Херувим – ангелы-быки
10) Ишим – одушевленные
Иерархию ангельских чинов на основе текстов Ветхого и НовогоЗаветов впервые выстроил Псевдо-Дионисий Ареопагит. Согласно ему, существуютдевять ангельских чинов, которые в свою очередь собраны в триады.
Триада первая (приближенные к Богу):
— серафимы
— херувимы
— престолы
Триада вторая (божественная основамироздания):
— силы
— господства
— власти
Триада третья (непосредственнаяблизость к человеку):
— начала
— архангелы
— ангелы
Серафимы, херувимы, силы, а также ангелы упоминаются еще в ВетхомЗавете. Господства, начала, престолы, власти и архангелы – в Новом Завете.
Видеть воочию и именовать великих ангелов – в традициях не толькоиудаизма и христианства. Так, известно, что пророк Магомет получил Коран отБога через архангела Гавриила, того самого, который сообщил деве Марии, что онародит Христа. Магомет рассказывает, как Гавриил сошел к нему в своемсобственном обличье такой красоты и священной славы, такого величия, что все жилищебыло им озарено. Его белизна была ярче, чем у снега, лик сиял красотой, волосыниспадали локонами, а над бровями сиял нимб.
Ветхозаветному пророку Иезекиилю в Вавилоне предстало видение –четверо животных, или ангелов, «и у каждого четыре лица, и у каждого из нихчетыре крыла», и «подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны…ас левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех» Они шликуда их вел дух, «каждое в ту сторону, которая пред лицом его». Четыре колеса,у которых ободья «высоки и страшны», шли за ангелами, «вокруг полны были глаз».
В «Зогаре», или «Книге Сияния», прибавлено, что эти четвероживотных («гайот») зовутся Ганиэль, Кафзиэль, Азриэль и Аниэль и что глядят онина восток, север, юг и на запад. В «Сефер Ецира» четвероликие ангелы КнигиИезекииля – десять чисел, которые вместе с двадцатью буквами алфавита послужилидля сотворения нашего мира.
От четырех ликов евангелисты позаимствовали свои символы: Матфеюдостался ангел, который иногда воплощается в виде бородатого мужчины; Марку –лев; Луке – бык; Иоанну – орел – за возвышенный полет его веры.
Но это все символы и видения из тьмы ушедших веков, а кого же изангелов и в каком обличье видят люди в наше время? Как показывает статистикановостей, теперь люди склонны принимать ангелов в образе инопланетян и НЛО.
Вот одна из историй, потрясших мир в 1917 году, которая как раз ипоказывает, что за ангелы вторгаются в нашу современность. Тогда впортугальском селении Фатима после явления Богородицы трем девочкам большаятолпа видела диск-«солнце», опустившийся близко к земле, и все уверовали, чтобыло то ангельское воинство, свита Богородицы. Позднее таинственный дискинтерпретировали как летающую тарелку. Неужели ангелы в скафандрах и сантигравитационными ранцами, вместо крыльев, за плечами – то, что дано нампонять? Конечно, мы можем подшучивать над такими теоретиками, как БарриДаунинг, утверждающий, что ветхозаветные пророки Илья и Иезикиильпутешествовали на НЛО. Хотя, с другой стороны, никто не доказал обратное.
Божья кара
Может ли человек обратиться в камень? Языческие легенды ибиблейские сказания показывают, что это вполне реально и не раз случалось вдревности. А современная наука не исключает, что подобная трансформациявозможна в действительности. Вопрос в том – по чьей воле и как она происходит?
Рассказывают, что однажды в Самаре окаменела девушка. Звали еёзоя. На рождественский пост она устроила вечеринку, и в ожидании женихаНиколая, сняла икону Николая Чудотворца и принялась кружить с ней по комнате сословами: «Если Бог есть, он меня накажет!» Тогда-то и случилось невероятное.Грохот и шум совершенно заглушили музыку. Ослепительно вспыхнул свет, будтомолния сверкнула, и как смерч пронесся по комнате. В ослепительном столбе светазастыла окаменевшая Зоя.
Она стояла как мраморное изваяние. К ней подходили и убеждались вневозможном: её тело стало камнем! Гостей как ветром; мать Зои, когда вернуласьиз церкви, лишилась чувств. Так девушка простояла в комнате 128 дней и ночей.Её сердце билось, врачи пытались делать уколы, но иглы шприцев ломались. Зоя неела, хотя были попытки кормить её. Трудно представить, что пережила ее мать,молившаяся ночи напролет. Самые молодые из милиционеров, несшие вахту у«статуи», не выдерживали, они седели, потому что ночами девушка душераздирающекричала: «Молитесь, молитесь за грехи наши! Мир в грехе гибнет! Земля вбеззаконии горит!» Когда обратились за помощью к одному из высших церковныхсановников, он якобы сказал: «Кто наказал, тот и помилует!» Окаменевшие рукидевушки не отдавали никому икону Чудотворца. Только на праздник РождестваХристова некий отец Серафим сумел освободить образ святого Николая и вернутьего на место. Перед этим он освятил всю комнату. Но самый странный визит Зоенанес старец. Откуда он возник – никто не знал и не знает. Милиционеры дваждыотказались его пустить в квартиру. Но в день Благовещения он был допущен кдевушке и произнес три слова: «Что, устала стоять?» А потом исчез… На праздникПасхи Зоя вернулась к нормальному состоянию. Её тело вновь стало упругим имягким. Девушку уложили в постель. «Кто кормил тебя?» — спрашивали Зою. «Меняголуби кормили», — отвечала она. На третий день Пасхи девушка скончалась…
«Можно было бы придумать что-нибудь более правдоподобное», — подумал я по прочтении этой печальной истории. Но мне пришлось вспомнить о нейвесной 1997 года в Москве на III Международной конференции «Особые состояния сознания человека. Экспериментальныеи теоретические исследования в парапсихологии ». В перерыве я обсуждал с однимиз участников только что прослушанный доклад. И он рассказал мне, что вмолодости стал свидетелем настоящего отрицательного «чуда».
С комсомольской агитбригадой он ездил по отдельным деревнямСеверного Урала, ведя антирелигиозную пропаганду. Это было время, когда поуказанию тогдашнего генсека Хрущева повсюду закрывались церкви. В одной издеревень их лидер Михаил узнал, что перед закрытием церкви иконы из неесельчане разобрали по домам и что главную, «намоленную», спрятала старушка поимени Алевтина. Теперь, если кто-то в семье тяжело болен, все ходят к нейпомолиться. Причем это якобы помогает лучше любых лекарств.
Естественно, Михаил не мог пройти мимо такого «вопиющегомракобесия». Он властно потребовал у Алевтины «размалеванную доску», смущающуюлюдей. Алевтина долго уговаривала его не трогать икону, но безуспешно. Тогдаона отдала намоленную икону, слезно умоляя не осквернять ее, чтобы не случилосьбеды, а передать в местный краеведческий музей. Михаил пообещал выполнитьпросьбу. Однако, когда вечером комсомольцы топили печь, Михаил принес икону изаявил, что собственноручно отправит ее в огонь, дабы не возиться со старойрухлядью. Он открыл дверцу печи, взял икону в обе руки и уже сделал движение,чтобы бросить ее, как вдруг замер. Кто-то сказал: «Бросай, чего ждешь?». Но тотничего не отвечал, продолжая стоять в странной позе с вытаращенными глазами, налице его застыла гримаса – тень прежней улыбки. А главное, он не мог пошевелитьни рукой, ни ногой, ни согнуться, ни разогнуться. Кто-то предложил отнести Михаилав только что истопленную баню и как следует пропарить. Так и сделали, принялисьохаживать вениками, но толку никакого. Вот только икона выскользнула из егорук. Но на это никто не обратил внимания. В ту ночь никто так и не уснул. Ачуть свет завернули нашего Михаила в тулуп, погрузили в полуторку и отвезли врайонную больницу. Позднее от кого-то слышал, будто Михаила через несколькомесяцев отправили в какой-то медицинский институт, поскольку местные врачиоказались бессильны помочь ему.
По мнению моего собеседника, это был типичный случайдистанционного энергоинформационного воздействия. Видимо, старушка Алевтинабыла сильным экстрасенсом и ввела Михаила в транс, когда почувствовала, что ееикону собираются сжечь.
Сегодня уже экспериментально доказано, что экстрасенсы способнымысленно влиять на состояние человека. Эффекты такого лечебного воздействиярегистрируются и исследуются. Логично предположить, что, в принципе, возможно инегативное воздействие. То, что исстари называлось «наслать порчу». К сожалению,ортодоксальная наука не считает это реальным и не изучает подобные случаи.Поэтому сколько-нибудь достоверных данных нет. Да и те, кто могут «насылатьпорчу», конечно, держат в тайне свой дар.
Нечто похожее можно наблюдать на сеансах гипноза: человека вводятв транс, и его тело отвердевает, как бревно. Его кладут шеей и лодыжками наспинки стульев, и оно удерживается в таком положении достаточно длительноевремя.
Что касается истории, случившейся в Самаре, то возникает вопрос,кто в ней мог сыграть роль экстрасенса? Получается, дистанционноеэнергоинформационное воздействие на Зою было оказано откуда-то извне, издругого измерения.
— Вы хотите сказать, что воздействовал сам Бог? Но тогда почему онне поступает так всегда, когда уничтожаются иконы, в том числе и чудотворные? –усомнился мой собеседник, поведавший мне об Алевтине. – Ведь таких случаев завремя существования христианства не счесть. Как хотите, но я считаю, что речьидет именно о дистанционном экстрасенсорном воздействии.
И все-таки чем больше я позднее думал об этом феномене, темотчетливее осознавал, что дело сложней, чем выглядит на первый взгляд.
Божья кара непостижима. Начнем с мифологии. В ней есть такиегероини, как сестры Горогоны – Сфено, Эвриала и Медуза. Крылатые, с телом,покрытым чешуей, и змеями вместо волос на голове. Младшая, Медуза, какизвестно, погибла от руки Персея. Причем, поскольку взгляд любой из сестерпревращал все живое в камень, отважный Персей обезглавил Медузу, глядя не нанее, а на ее отражение на зеркальной поверхности своего медного щита.
В библии рассказывается история о непослушной жене Лота, котораянарушила божественный запрет: она кинула прощальный взгляд вослед уничтожаемымнебесным огнем Содому и Гоморе и превратилась в соляной столб.
В более поздних легендах и преданиях разных народов нередковстречаются упоминания о людях, которых боги превращали в камни и скалы внаказание за конкретные проступки. Такие «достопримечательности» встречаютсяповсюду. Причем далеко не всегда эти камни и скалы напоминают очертаниями иособенно размерами людей. По-видимому, им давались имена жертв «окаменения» — вназидание потомкам. Сейчас мы все чаще убеждаемся, что какими бы фанатическимине казались мифы, легенды, предания, в их основе лежат реальные факты, лишьпричудливо обработанные фантазией. С точки зрения науки, превращение человека вкамень, если иметь в виду такие породы, как, например, гранит, невозможно. Ноесть и другие минералы, тот же известняк или кремний, которые содержатся внашем организме. Все дело в их концентрации. Если она окажется чрезвычайновысокой, то человек действительно может окаменеть. Многие знают об этом насобственном печальном опыте, когда начинается отложение солей, суставы начинаютс трудом сгибаться, то есть, по сути дела, они каменеют. Случись это с клеткамикожи и мышц – и человек превратится в соляной столб, подобно ветхозаветной женеЛота.
Конечно, при нормальном течении жизни отложение солей протекаетмедленно и является результатом нарушения обмена веществ и других сбоев вработе различных систем организма. Однако возможны и мгновенные последствиябиохимических реакций. Пожалуй, самый частый случай – когда человек внезапноседеет после сильного стресса. Но изменение пигментации волос, в принципе,такой же биохимический процесс, как и другие. Так в медицине известны случаимгновенного появления катаракты – превращения жидкого белка в хрусталике глазав твердый, хотя причины этой метаморфозы неясны.
Делаем выводы: раз организм способен на мгновенную перестройкутканей, то сигнал к такой реорганизации может быть отдан с помощьюэнергоинформационного воздействия. Хотя с экстрасенсами таких примеров незарегистрировано, нельзя утверждать, что во Вселенной не может быть субъекта,которому это по силам.
Кто он – Бог или Высший разум, мы не знаем. Но то, что онприсутствует в нашем мире, бесспорно. Как мудро заметил академик Сахаров,«что-то есть вне материи и ее законов». И гнев этого высшего существа можетбыть страшен.