Мамбеталиев А.Э., 2009.
Человеклежал почти голый. Накрытая сверху дряхлая материя скрывала от глаз лишьинтимные места. Кажется, человеку было уже всё равно. И потому он не стеснялсявытянуть свои волосатые и грязные ноги, на которые непрестанно садились мухи. Амимо проходили люди. Одни старались не смотреть, другие брезгливо морщились,оставляя ему недопитые бутылки и объедки, третьи стремились быстрее удалитсяпрочь от этого места. Эту картину делало ещё драматичнее находящееся рядомкладбище – молчаливый свидетель событий и сосед шумной дороги, ведущей на знаменитыйбазар Дордой. Дорога в город мёртвых, который люди пока обходили, и она же –дорога на базар живых.
Ачеловек умирал. Его исхудалое тело уже не могло дать ему силы ходить какдругие. Кажется, ему самому тоже не хотелось подняться. Он, наверное, ожидаллишь своего конца. И мне показалось, что все люди, каждый день спешащие набазар, тоже желали ему того же самого. Может быть, его несчастное положениезатрагивало их совесть. Ведь лежал их ближний, которого Бог заповедал любить…
Этобыло несколько лет тому назад. Позже мне приходилось видеть немало подобныхслучаев. И сейчас, кажется, мы привыкли к подобным картинам. Более того, ябоюсь, что если круто не повернём кое что, мы все придем к положению тогобедолаги. Не дай Бог, конечно. И это «кое-что», я считаю, естьспособность проявлять милосердие. Можно ли тему о милосердии считатьзатасканной и устаревшей? Думаю, что нет, потому что такие понятия, как любовь,сострадание, милосердие не из категорий, подвластных времени и мнениям. Мудрыевсегда понимали, что богатство начинается не из денег, власти и силы, а измилосердия, нравственности и духовности. Только в коррумпированных странахискажают правду и ухмыляются, когда говоришь об этих вещах. Мы не осознали еще,чем будем радовать наших детей в будущем, когда состаримся и не сможем большесходить в сауну с девицами.
Влюбом случае нация с материальными богатствами, но без милосердия – на самомделе не богатый народ, а просто страна киборгов. Я считаю, что проявлятьмилосердие всеобще принятая норма человеческого общежития. Оно не атрибутмодных -измов и -кратий. Оно качество — святое. Без него грош цена всякимобщественным строям, религиям и философиям. Если мы хотим, чтобы заботились онас, сострадали нам, мы должны сами сеять семена добродетелей сейчас, покаживы.
Нескольколет назад, по просьбе Московского Института Перевода Библии при Андреевскомправославном монастыре мне посчастливилось участвовать в переводе Евангелия отЛуки. Эта книга на кыргызском языке уже издана, и ее можно найти в некоторых магазинах.В этой книге есть короткий рассказ о милосердии: “Один человек шёл по дороге ипопал в руки разбойников. Они его ограбили, потом, избив до полусмерти, ушли.Случайно той же дорогой проходил служитель храма. Он, посмотрев на лежащегополумёртвого человека, прошёл мимо. Через некоторое время случилось проходить ивторому религиознику. После них шёл какой то простой человек из соседнегокишлака. Увидев избитого, его сердце наполнилось состраданием. Он подошёл кнему и перевязал раны, потом, посадив на своего осла, привёз в гостиницу.Утром, покидая гостиницу, дал деньги владельцу её и попросил: “Позаботься,пожалуйста, об этом человеке. Если будут лишние расходы с твоей стороны, токогда возвращусь, возмещу”.
Ясчитаю, что сказанное касается не только тех служителей религии, которые учатразным догмам, но сами не делают ничего из того, что говорят, но и одинаковоприемлемо для всех нас.
Недавно,два журналиста остановили меня на улице и задали такой вопрос: “Как, по вашемумнению, можно преодолеть бедность в нашей стране?” Я сказал, что не с помощьюкредитов. Потому что если даже “дадут” нам огромные деньги, допустим, дажебезвозмездно, мы не знаем толком, как пользоваться ими, или, точнее, кто будетпользоваться ими, так как у нас нет “ленивых и дураков”, не строящих себеособняков на деньги международных валютных фондов. Конечно, нам помощь состороны сейчас нужна. Утопающий сам себя за волосы не вытянет. Тем более, еслион пьяный. А алкоголику бесполезно давать милостыню, потому что он всё равно пропьёт.Но и бросить его на смерть тоже не есть доброта. Ему надо как-то помочьвылечиться.
Подобноэтому, если мы хотим жить в мире и достатке, нам нужно болтать не только об«экономике и политике», но и думать о духовном исцелении обществатоже. Потому что общество, как мы все видим, серьезно больно. Ведь болезнь естьболезнь, будь она духовная или физическая. Как говорится в пословице: “Скроешьпроказу – её откроет смерть”. Хотя у нас скрывать уже нечего. Потому чтопризнаки проказы наяву: алкоголизм, бандитизм, наркомания, проституция,воровство, коррупция и т.д. и т.п. Также мы все знаем, что если срочно нелечить проказу, она будет прогрессировать и распространяться. А жить средипрокажённых и не заразиться невозможно. Наше общество нужно вылечить. А потомнужно научить радоваться, научить наслаждаться не нажитым воровством, нетолщиной кошелька и колёс, не чувством превосходства своего материальногоблагосостояния, но сознанием возможностей честно реализовать себя, жизнью счистой совестью, оказанной добротой и милосердием.
Ещев древности один мудрец сказал: “Жизнь человека зависит от его мышления”. Ясчитаю эту мысль рациональной, поэтому призываю начать перестройку мышления инравственности. Нам нужно убедиться в бесполезности рабской погони только за материальнымимиражами, a нужно повернуть мышление на максимальный угол поворота и начатьреконструировать культуру жизни. Чем будет глубже осознание неправильностипрежнего направления, тем угол поворота будет больше. А без поворота нет новогонаправления. Как поется в одной хорошей советской песне, нам не следует боятьсяповорота, кое в чем мы обязательно еще сильны. Если мы сможем изменить нашематериализованное мышление, переоценив ценности, то сделаем великий подвиг.Тогда хороший результат изменения обязательно отразится во всём, в том числе ив нашем материальном благополучии. Хочу напомнить одно что под словом«нравственность» я не имею в виду религиозность, а общечеловеческиеценности как милосердие, смелость, жертвенность, и т.д. Каждый из нас либословом, либо делом может сеять семена милосердия. А урожай будет. По законусеяния и жатвы, что посеешь, то обязательно пожнёшь: посеешь милосердие,обязательно пожнёшь милосердие, посеешь наглость, обязательно пожнёшь наглость,посеешь равнодушие, пожнёшь обязательно обильный урожай равнодушия в своейличной жизни. Поэтому пора нам посмотреть на положение дел вокруг. Смотреть нетолько через призму впитанного в нашу кровь вещизма, но и через зеркалодуховности.
Говоряо нравственности и духовности, как я уже сказал, я не присваиваю эти ценноститолько религиям. Потому что у них тоже могут быть свои скрытые и весьмасвоеобразные болезни, как и в любом человеческом обществе. Я их самих призываюк милосердию и духовности, а не замыкаться в своих обрядах и теологическихрассуждениях. Потому что нравственность и духовность придуманы не религиознымилидерами, и не они их хозяева, а наш общий Творец, который записал их насовести каждого здравомыслящего человека. От того, что мы потратим энергию,силы и деньги на милосердие и духовное здоровье нашего общества, мы необеднеем, наоборот, пожнём обильный и хороший урожай добра.
Нонадо помнить и ещё один аспект: чтобы получить хороший урожай, нужен хорошийуход. А осень обязательно придёт.
Заканчиваясвой рассказ, хочу вернуться к человеку, лежавшему подле дороги, иначе мойрассказ будет неполным. Несколько дней спустя, когда я проходил той же дорогою,несчастного уже не было. Мне сказали, что он умер…
Список литературы
literatura.kg/articles/?aid=601
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru