Боги и герои в античной культуре

Содержание
Введение
I.Древняя Греция
II.Древний Рим
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Духовная культура, формируясь втечение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере,двух социальных функций выявление объективных законов бытия и сохранениецелостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которуюреализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функцииобщелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая иморальная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культурыосуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоениедействительности.
Религия – весьма разнообразное, разветвленное, сложное общественноеявление, представленное различными типами и формами, самыми распространеннымииз которых являются мировые религии, включающие многочисленные направления,школы и организации.
Во взаимодействии с искусством религия обращается кдуховной жизни человека по-своему интерпретирует смысл и цели человеческогобытия. Искусство и религия отражает мир в форме художественных образов,постигают истину интуитивно, путем озарения.
Исторически взаимодействие искусства и религииосуществлялось следующим образом. Для первобытной культуры была характернанерасчлененность общественного сознания, поэтому в древности религия,представлявшая собой сложное переплетение тотемизма, анимизма, фетишизма имагии, была слита с первобытном искусством и моралью, вес месте они являлисьхудожественным отражением природы, окружающей человека, его трудовойдеятельности. Сначала, очевидно, появился танец, представляющий собоймагические телодвижения, имеющие целью задобрить или устрашить духов. Затемродилась музыка и мимическое искусство. Из эстетической имитации процессов ирезультатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленноена умилостивление духов.
Огромное влияние религия оказала на античную культуру,одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мыузнаем об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах.
Античная цивилизация существовала двенадцать столетий,начиная с 8 века до н.э. и закончилась 5 веком н.э. Античная цивилизацияделиться на две локальных цивилизации;
а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.)
б) Древнеримскую (8 век до н.э.-5 век н.э.)
Между этими локальными цивилизациями выделяется особеннояркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 23 г. до н.э. до 30 г. до н.э.
Люди, жившие в античную эпоху имели мифологическоемировоззрение. Мифологическоемировоззрение — это такая система взглядов на мир и место человека в нем,которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественномпереживании мира либо на общественных иллюзиях.
Как же возникают у первобытного человека религиозныеверования и мифы о богах? На низшей ступени развития первобытный человек иначесмотрит на окружающую его природу, от которой его существование зависитнеизмеримо больше, чем зависит от него существование человека, пользующегосявсеми благами и всеми средствами культуры. Первобытный человек старается, такили иначе, объяснить себе всея явления природы и своей жизни, особенно явлениягрозные. Он выходит из этого затруднения следующим образом: он переносит всесвойства, которыми обладает он сам, на природу. Благодаря этому и получается,что природа в представлении первобытного человека оказывается одушевленной. Ноне только душой наделяет человек природу, он наделяет ее всеми качествами испособностями, которыми обладает он сам, и в результате получается, что все вприроде стоит на одном уровне с ним. Страсти первобытного человека, особенностиего характера, его желания, его мысли – все переносится на природу.
Литература, использовавшаяся при составлении данной работы,в основном датируется концом 19го, началом 20го века, что говорит о том, чтотема античной религии в частности, и тема культуры того времени в целом ужедавно интересует исследователей. Благодарятрудам Гомера, Гесиода, Софокла до наших дней дошли мифы и легенды, которыесоставляют значительную часть античной истории. Величайший художник ГрецииФидий воплотил Зевса в виде дышащего божественной мудростью и красотой бога. Онизобразил Афину как прекрасную девственную богиню. Благодаря художникам иписателям Боги стали более далекими от обчныз людей. Лишились пороков инедостатков. Вданной работе сделана попытка проследить историю становления античной религии,на примере Древней Греции и Древнего Рима. Выявить их общие черты и возможныеразличия, на различных этапах формирования, а также на конкретных примерахрассмотреть значения Богов и Героев в обеих культурах.
I.Древняя Греция
Жизнь древних греков, до достижениятой степени гражданского устройства, на которой этот народ является висторические времена, испытала много переворотов и прошла много степенейразвития.
Греческая религия стала оформляться в крито-микенскуюэпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э.Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладноеискусство, литературу, философию и др. Мифы создавали целостный образ мира, вкотором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее ибудущее были неразрывно связаны друг с другом. Сначала существовал Хаос, вместес которым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир.Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночьи Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом– Ураном Земля – Гея родила второе поколение богов – могучих титанов, которыепородили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звезды. Главой титанов считался младший сынУрана и Геи – Кронос. Он низвергнул отца. Всвою очередь его сын Зевс сверг Кроноса и захватил власть над Вселенной исделался главой третьего поколения богов, которые непосредственно управлялимиром.
Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили навысокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Кроме олимпийцевпочитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли,моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь.Боги Древней Греции.Титаны
Боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и небаУрана; их шесть братьв (Гиперион, Иапет, Кой, Крий, Крон, Океан) и шестьсестер-титанид (Мнемосина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида), вступивших в бракмежду собой и породивших новое поколение титанов: Прометей, Гелиос, музы, Летои других. Имя «титаны», связанное, возможно, с солнечным жаром иливладычеством, догреческого присхождения.
Младший их титанов, Крон, по наущению своей матери Геисерпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость и занялместо верховного бога среди титанов. Родившемуся от Крона и Реи Зевсу, в своюочередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколениябогов — олимпийцев. В процессе титаномахии отразилась борьба догреческих боговбалканского субстрата с новыми богами вторгшихся с севера греческих племен.
Олимпийские Боги.
Зевс («светлоенебо»)
В греческой мифологии верховное божество, сын титановКроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, громаи молнии ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силыприроды и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми,проглотил всех старших братьев и сестер Зевса сразу после их рождения, но Реявместо младшего сына подала Кропосу завернутый в пеленки камень, а младенцатайно вывезли и воспитали на острове Крит. Возмужавший Зевс стремилсярассчитаться с отцом. Его первая супруга, мудрая Метида («мысль»),дочь Океана, посоветовала дать отцу зелье, от которого тот изрыгнет всехпроглоченных детей. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мирмежду собой. Зевс выбрал небо, Аид — подземное царство мертвых, а Посейдон —море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считатьобщими.    
Влияние Зевса распространялось на все сферы; правда, он необладал властью над судьбой. Поэтому напрасно молила его нереида Фетида, в своевремя призвавшая на помощь Зевсу сторуких великанов, спасти ее сына Ахилла отгибели в Троянской войне. Будучи «отцом людей и богов», Зевс являлсягрозной карающей силой. По его велению был прикован к скале Прометей,похитивший для людей божественный огонь; он наслал на землю потоп и развязалТроянскую войну, карая человеческий род за нечестие.
Но современем мир олимпийцев меняется и делается не таким жестоким. Оры, дочериЗевса от Фемиды, его второй жены, внесли в жизнь богов и людей порядок, ахариты, дочери от Эвриномы, прежней владычицы Олимпа, — радость и изящество;богиня Мнемосина родила Зевсу 9 муз. Таким образом, в человеческом обществезаняли свое место закон, науки, искусства и нормы морали. Зевс также являлсяотцом знаменитых героев — Геракла, Диоскуров, Персея, Сарпедона, славных царейи мудрецов — Миноса, Радаманфа и Эака. Правда, любовные связи Зевса как сосмертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многихмифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой,богиней законного супружества. Некоторых детей Зевса, рожденных вне брака,например Геракла, богиня жестоко преследовала. В римской мифологии Зевсусоответствует всемогущий Юпитер.
Гера
Супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня,младшая дочь Кроноса и Реи. Ее имя, возможно, означает«охранительница», «госпожа». Брак Геры с братом — рудиментдревней кровнородственной семьи. Кронос, боявшийся рождения сына, которыйзахватил бы его власть, глотал своих новорожденных детей. Так и случилось — Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно — среди нихбыла и Гера. Перед титаномахией мать спрятала Геру у Океана и Тефиды, на краюсвета; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах. Гера былапоследней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однакозадолго до их брака у Геры с Зевсом была тайная связь, верховный бог полюбил заее необыкновенную красоту, но при этом активную роль играла именно она. СупружествоГеры определило ее верховную власть над другими олимпийскими богинями, онапервая на Олимпе и самая великая богиня, к ее советам прислушивается сам Зевс.Но в этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийскогопериода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом,ревность, ужасающий гнев. Посейдон
Вдревнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкойморей и океанов.
Подводный царь родился от брака богини земли Реи и титана Кроносаи сразу после рождения был вместе со своими братьями и сестрами проглоченотцом, который боялся, что они отнимут у него власть над миром. Всех ихосвободил впоследствии Зевс.
Посейдон обитал в подводном дворце, среди сонма послушныхему богов. В их числе был его сын Тритон, нереиды, сестры Амфитриты и многиедругие. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался наколеснице, в которую были впряжены дивные кони.
При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морскойпучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец,как взбесившееся море успокаивалось.
Древние греки очень почитали это божество и, чтобы достичьего расположения, приносили подводному владыке множество жертв, бросая их вморе. Это было очень важно для жителей Греции, так как их благосостояниезависело от того, пройдут ли торговые корабли по морю. Поэтому, прежде чемвыйти в море, путешественники бросали в воду жертву Посейдону.
В римской мифологии ему соответствует Нептун.
Афина
В греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны иремесел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит еговласти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвел на свет совершенновзрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевомоблачении.
Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей егозамыслов и воли. Она — мысль Зевса, осуществленная в действии. Ее атрибуты —змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосойМедузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной изверсий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда ее имя — АфинаПаллада.
Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладетьАфиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, исемя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первогоправителя Афин, полузмея Кекропа, получив на хранение от Афины сундук счудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневаннаябогиня наслала на них безумие. Она же лишила зрения юного Тиресия, случайногосвидетеля ее омовения, но наделила его даром прорицателя. Афина в периодгероической мифологии боролась с титанами и гигантами: она убивает одногогиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.
Она помогла Прометеюпохитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны;она — покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины,распространенный по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым онапокровительствовала. В римской мифологии богине соответствует Минерва.
Аполлон
В греческой мифологии сынЗевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Онзанимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считалсябогом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств.
Известно, что Зевс,разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживатьлюдям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету вФессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту.
Второй раз Аполлон иПосейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили утроянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, азатем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договореннойплаты. Возможно поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, иего стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи сомногими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отверглиДафна, превращенная по ее просьбе в благородным лавр (с тех пор голову богаукрашает лавровый венок), и Кассандра.
Аполлон был прекрасныммузыкантом; кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлсяпокровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пыталсясоперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатираМарсия. Но после состязания Аполлон, взбешенный злословием и дерзостью Марсия,живьем содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития,пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса; участвовалон и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широкораспространен в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийскийхрам с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества исостязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.
Аид («невидимый»,«ужасный»)
В греческой мифологии богцарства мертвых, а также само царство. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса,Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевсзабрал себе небо, Посейдон — море, а Аид — подземное царство; землей братьядоговорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон(«получатель множества даров»), что связано с бесчисленными тенямиумерших, обитающих в его владениях. Посланец богов Гермес препровождал душиумерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишьтех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мертвых охранялтрехголовый пес Кербер (Цербер), никому не позволявший вернуться в мир живых.
Подобно древнимегиптянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, авход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекойОкеан, омывающей землю. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением имПерсефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему своюкрасавицу-дочь, не спросив согласия ее матери. Когда Аид силой увел невесту,Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землюохватил голод. Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны разрешил Зевс.Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть — с мужем. Таквозникло чередование времен года. Однажды Аид влюбился в нимфу Минту или Мяту,которая была связана с водой царства мертвых. Узнав об этом, Персефона в порыверевности превратила нимфу в благоухающее растение.
Арес
В древнегреческоймифологии бог войны.
В отличие от АфиныПаллады — богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством ихитростью, предпочитал войну коварную, войну ради самой войны. В произведенияхГомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Негреческоеимя бога свидетельствует о его фракийском происхождении.
Спутницы Ареса — богиняраздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эриний и Борея,носили имена Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, горящийфакел и, конечно же, копье.
Рождение Ареса произошлобез участия отца от прикосновения Геры к волшебному цветку.
В более поздних мифахАрес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всехбогов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил егов Тартар, туда, где томятся потомки Урана.
В античной литературеможно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой избогинь — Афродитой, иногда даже называются дети, которые были рождены от этогобрака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос(ужас).
«Благодаря»своим отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальныхолимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следынапластования различных эпох.
В римской мифологии емусоответствует Марс.
Афродита.
Афродита(«пеннорожденная»), в греческой мифологии богиня красоты и любви,пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана,оскопленного титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески— афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чем сообщалавтор поэмы «О природе вещей» Тит Лукреций Кар, но и богинейплодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась вокружении своих обычных спутниц — нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступалабогиней браков и родов.
Благодаря восточномупроисхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородияАстартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то чтослужение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетерыназывали ее «своей богиней»), с течением веков архаическая богиня изсексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смоглазанять почетное место на Олимпе. Факт ее возможного происхождения из кровиУрана был забыт.
Увидев прекрасную богинюна Олимпе, все боги влюбились в нее, но Афродита стала женой Гефеста — самогоискусного и самому некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем она рождаладетей и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе такжеможно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом,иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (илиЭрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большойлюбовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращеннойбогами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу — мирру. Вскоре Адониспогиб на охоте от раны, нанесенной диким вепрем. Из капель крови юноши расцвелирозы, а из слез Афродиты — анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса былгнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной изтрех богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя,прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, онавыиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянскойвойны.
Многочисленные святилищабогини находились во многих областях Греции — в Коринфе, Мессении, на Кипре иСицилии. В Древнем Риме Афродита отождествлялась с Венерой и считаласьпрародительницей римлян благодаря своему сыну Энею, предку рода Юлиев, ккоторому, по преданию, принадлежал и Юлий Цезарь.
Герои Древней Греции.
Среднее положение междубогами и людьми занимают герои. Они смертные, но превосходят человека умом,силой и ловкостью, мужественностью и выносливостью. Героями назывались богатыристарины, оказавшие отечеству важные культурные или другие услуги. Они большейчастью полубоги, то есть сыновья богов и людей.
Ахилл
Ахилл, в греческоймифологии один из величайших героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекраснойФетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенокпревзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды сосмертным. Любовь к Ахиллу, а также стремление сделать его неуязвимым и датьбессмертие заставили Фетиду купать ребенка в реке Стикс, протекавшей через Аид,страну мертвых. Так как Фетида вынуждена была держать сына за пятку, то этачасть тела осталась беззащитной.
Наставником Ахилла былкентавр Хирон, который кормил его внутренностями львов, медведей и дикихвепрей, обучал игре на кифаре и пению. Ахилл вырос бесстрашным воином, но егобессмертная мать, зная, что участие в походе против Трои принесет сыну гибель,нарядила его девушкой и спрятала среди женщин во дворце царя Ликомеда. 
Когда вождям греков сталоизвестно предсказание жреца Калханта, внука Аполлона, что без Ахилла поход наТрою обречен на неудачу, они отправили к нему хитроумного Одиссея. Прибыв кцарю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшениявперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирныеизделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги — девушки в испугеразбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблаченияАхиллу волей-неволей пришлось отплыть в Трою, где он вскоре рассорился спредводителем греков Агамемноном.
По одной из версий мифа,это произошло потому, что, желая обеспечить греческому флоту благоприятныйветер, Агамемнон тайно от героя, под предлогом бракосочетания с Ахиллом, вызвалв Авлиду свою дочь Ифигению и принес ее в жертву богине Артемиде.
Разгневанный Ахиллудалился в свой шатер, отказываясь воевать. Однако смерть его верного друга ипобратима Патрокла от руки троянца Гектора принудила Ахилла к немедленномудействию.
Получив в дар отбога-кузнеца Гефеста доспехи, Ахилл сразил Гектора ударом копья и двенадцатьдней глумился над его телом поблизости от могилы Патрокла. Лишь Фетида смоглаубедить сына отдать останки Гектора троянцам для проведения погребальногообряда — священного долга живых по отношению к мертвым.
Вернувшись на поле брани,Ахилл разил врагов сотнями. Но его собственная жизнь подходила к концу. СтрелаПариса, метко направленная Аполлоном, нанесла Ахиллу смертельную рану в пятку,единственное уязвимое место на теле героя. Так погиб доблестный и самонадеянныйАхилл, идеал великого полководца древности Александра Македонского.
Геракл
В греческой мифологиивеличайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевсу был необходимсмертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшиенаставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевсхотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей наподходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила Гераклабезумием, в припадке которого тот убил жену и трех своих сыновей. Во искуплениетяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа иМикен, после чего ему было даровано бессмертие.
Наиболее известен циклсказаний о двенадцати подвигах Геракла. Первый подвиг состоял в добыче шкурынемейского льва, которого Гераклу пришлось задушить голыми руками. Победивльва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.      
Следующим подвигом сталапобеда над гидрой, священной девятиголовой змеей Геры. Чудище обитало в болотеблиз Лерны, недалеко от Аргоса. Трудность состояла в том, что вместоотрубленной героем головы у гидры тут же вырастали две новые. С помощью своегоплемянника Иолая Геракл осилил свирепую лернейскую гидру — юноша прижигал шеюкаждой отрубленной героем головы. Правда, подвиг не был засчитан Эврисфеем, таккак Гераклу помогал племянник. Следующий подвиг не был таким кровавым. Гераклуследовало изловить керинейскую лань, священное животное Артемиды. Затем геройпоймал эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии. При этом случайнопогиб мудрый кентавр Хирон. Пятым подвигом стала очистка Авгиевых конюшен отнавоза, что герой сделал за один день, направив в них воды ближайшей реки.Последним из подвигов, совершенных Гераклом на Пелопоннесе, было изгнаниестимфалийских птиц с остроконечными железными перьями. Зловещие птицыиспугались медных трещоток, изготовленных Гефестом и дарованных Гераклублагосклонной к нему богиней Афиной. Седьмым подвигом была поимка свирепогобыка, которого Минос, царь Крита, отказался принести в жертву богу моряПосейдону. Бык совокупился с женой Миноса Пасифаей. которая родила от негоМинотавра, человека с бычьей головой. Восьмой подвиг Геракл совершил во Фракии,где подчинил своей власти кобылиц-людоедок царя Диомеда. Оставшиеся четыреподвига были иного рода. Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс царицы воинственныхамазонок Ипполиты. Затем герой похитил и доставил в Микены коров трехголовоговеликана Гериона. После этого Геракл принес Эврисфею золотые яблоки Гесперид,для чего ему пришлось задушить великана Антея и обмануть Атланта, держащего насвоих плечах небосвод. Последний подвиг Геракла — путешествие в царство мертвых— был самым многотрудным. При содействии царицы подземного мира Персефоны геройсмог вывести оттуда и доставить в Тиринф трехголового пса Кербера (Цербера),стража преисподней. Конец Геракла был ужасен. Герой погиб в страшных муках,надев рубашку, которую его жена Деянира, по совету умирающего от руки Гераклакентавра Несса, омочила ядовитой кровью этого получеловека-полуконя. Когдагерой из последних сил взошел на погребальный костер, с небес ударила багрянаямолния и Зевс принял сына в сонм бессмертных. Некоторые подвиги Гераклаувековечены в названиях созвездий. Например, созвездие Льва — в память онемейском льве, созвездие Рака напоминает об огромном раке Каркине, посланнойГерой в помощь лернейской гидре. В римской мифологии Гераклу соответствуетГеркулес.
Ясон («целитель»)
В греческой мифологииправнук бога ветров Эола, сын царя Иолка Эсона и Полимеды, герой, предводительаргонавтов. Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот, опасаясь зажизнь сына, отдал его под опеку мудрого кентавра Хирона, жившего в фессалийскихлесах. Дельфийский оракул предсказал Пелию, что его погубит человек в однойсандалии. Это объясняет испуг царя, когда в город вернулся возмужавший Ясон,потерявший по дороге сандалию.
Пелий решил избавиться отнависшей угрозы и пообещал признать Ясона наследником, если тот, рискуя жизнью,добудет в Колхиде золотое руно. Ясон и его команда на корабле «Арго»,испытав множество приключений, возвратились с чудесным руном на родину. Своимуспехом — победой над драконом и грозными воинами, выраставшими из его зубов, —они во многом были обязаны колхидской царевне Медее, поскольку Эрот, по просьбеАфины и Геры, покровительствовавших Ясону, вселил в сердце девушки любовь к герою.По возвращении в Иолк аргонавты узнали, что Пелий убил отца Ясона и всех егородственников. По одной из версий, Пелий погибает от чар Медеи, чье имя-означает «коварная». По другой — Ясон смирился с изгнанием, летдесять счастливо жил с Медеей и у них родилось трое детей. Затем герой женилсяна царевне Главке; в отместку Медея погубила ее и умертвила своих сыновей отЯсона. Шли годы. Престарелый герой влачил свои дни, пока однажды не забрел напричал, где стоял знаменитый «Арго». Вдруг гнилая от времени мачтакорабля подломилась и обрушилась на Ясона, упавшего замертво.II.Древний Рим
Древнейшая римскаярелигия коренным образом отличалась от греческой. Трезвые римляне, убогаяфантазия которых не создала народного эпоса, подобного “Илиаде” и “Одиссее”, незнали также и мифологии. Их боги безжизненны. Это были персонажинеопределенные, без родословной, без супружеских и родственных связей, которыегреческих богов объединяли в одну большую семью. Зачастую они даже имели ненастоящие имена, а лишь прозвища, как бы клички, определяющие границы их властии действий. У них не рассказывали никаких легенд. Это отсутствие легенд, вкотором мы теперь усматриваем известный недостаток творческого воображения,древние считали достоинства римлян, слывших самым религиозным народом. Именноот римлян пошли и получили впоследствии распространение во всех языках слова:религия — поклонение воображаемым сверхъестественным силам и культ — означающаяв переносном смысле “почитать”, “ублажать” и предполагающее выполнение религиозныхобрядов. Греков поражала эта религия, которая не имела мифов, порочащих честь идостоинство богов. Мир римских богов не знал Кроноса, который изувечил отца ипожирал своих детей, не знал преступлений и безнравственности.
В древнейшей римскойрелигии отразилась простота трудолюбивых земледельцев и пастухов, целикомпоглощенных повседневными делами своей скромной жизни. Опустив голову кборозде, которую пропахивала его деревянная соха, и к лугам, на которых пассяего скот, древний римлянин не испытывал желания обращать свой взор к звездам.Он не почитал ни солнца, ни луну, ни все те небесные явления, которые своимитайнами будоражили воображение других индоевропейских народов. С негодостаточно было тайн, заключенных в самых будничных, житейских делах и вближайшем окружении. Если бы кто-нибудь из римлян обошел древнюю Италию, онувидел бы людей, молящихся в рощах, увенчанные цветами алтари, гроты, убранныезеленью, деревья, украшенные рогами и шкурами животных, кровь которых орошаларастущую под ними мураву, холмы, окруженные особым почитанием, камни, умащенныемаслом.
Повсюду мерещилоськакое-либо божество, и недаром один из латинских писателей сказал, что в этойстране легче встретить бога, чем человека.
Все эти божества былисовершенно безлики. Римлянин не осмеливался утверждать с полной уверенностью,что он знает настоящее имя бога или что он может различить — бог это илибогиня. В молитвах он тоже сохранял ту же осторожность и говорил: “ЮпитерПреблагой Величайший или если тебе угодно называться каким-нибудь другимименем”. А принося жертву, он говорил: “Бог ли ты или богиня, муж ли ты илиженщина”. На Палатине (одном из семи холмов, на которых был расположен ДревнийРим) до сих пор стоит алтарь, на котором нет ни какого имени, а лишь уклончиваяформула: “Богу или богине, мужу или женщине”, и уж сами боги должны былирешать, кому принадлежат жертвы, принесенные на этом алтаре.
Эту первобытную религиюназывали религией Нумы, по имени второго из семи римских царей, которомуприписывалось установление важнейших религиозных положений. Она была оченьпроста, лишена всякой пышности, не знала ни статуй, ни храмов. В чистом видеона продержалась недолго. В нее проникали религиозные представления соседнихнародов, и теперь с трудом можно воссоздать ее облик, скрытый позднейшиминаслоениями.
Чужие боги легкоприживались в Риме, так как у римлян было обыкновение после завоеваниякакого-либо города переселять богов побежденных в свою столицу, чтобы заслужитьих расположения и уберечься от их гнева.
До того как римляненепосредственно столкнулись с греками, которые оказали такое подавляющеевлияние на их религиозные представления, другой народ, более близкийтерриториально, обнаружил перед римлянами свое духовное превосходство. Это былиэтруски, народ неведомого происхождения, удивительная культура которогосохранилась поныне в тысячах памятников и обращается к нам не непонятном языкенадписей, не похожем ни на один язык мира.
Боги Древнего Рима.
Юпитер
Могущественный властительнеба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии,поражая ими непокорных его божественной воле, — таков был верховный владыкабогов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнималвзглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волюЮпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особеннопоявление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которыхоткрывал грядущее. Жрецы грозного бога — понтифики совершали особоторжественные церемонии в тех местах, куда ударяла молния. Этот участокогораживался, чтобы никто не мог по нему пройти и таким образом осквернитьсвященное место. Земля бережно собиралась и закапывалась вместе с куском кремня- символом молнии. Жрец воздвигал на этом месте жертвенник и приносил в жертвудвухгодовалую овцу. Юпитеру — могущественному защитнику, дарующему победу ибогатую военную добычу, на Капитолийском холме в Риме был воздвигнут храм, кудаполководцы, возвращаясь из победоносных походов, приносили доспехи побежденныхвождей и самые ценные сокровища, отнятые у врагов. Юпитер одновременнопокровительствовал людям и освящал их взаимоотношения. Он жестоко каралклятвопреступников и нарушителей обычаев гостеприимства. В честь этоговысочайшего бога всего древнего Лациума несколько раз в году проводились общиепразднества — при начале посева и окончании жатвы, при сборе винограда. В Римеустраивались ежегодно Капитолийские и Большие игры с конными состязаниями исоревнованиями атлетов. Величайшему и прозорливому Юпитеру, управляющемусудьбами мира и людей, были посвящены самые важные дни года — иды каждогомесяца (13-15 числа). Имя Юпитера упоминалось при всяком значительном деле — государственном или частном. Его именем клялись, и клятва считалась нерушимой,ибо скорый на расправу и раздражительный бог неумолимо карал нечестивца.Поскольку основные черты италийского Юпитера были очень сходны с образомверховного божества греков Зевса, то с усилением влияния греческой культуры вримскую религию влились элементы греческой мифологии. И многие сказания,связанные с Зевсом, были перенесены на Юпитера. Его отцом стали называтьСатурна, бога посевов, который первый дал людям пищу и правил ими во временазолотого века, подобно греческому Кроносу. Таким образом, и жена Сатурна, богинябогатой жатвы Опс, стала считаться матерью Юпитера, а поскольку при обращении кбогине предписывалось касаться земли, то ее образ, естественно, слился собразом богини Реи, супруги Кроноса.
Янус
Янус был прежде Юпитерабожеством неба и солнечного света, открывавшим небесные врата и выпускавшимсолнце на небосвод, а на ночь запиравшим эти врата. Затем он уступил свое местовладыке неба Юпитеру, а сам занял не менее почетное — владыки всех начал иначинаний времени. Под его покровительством находились все входы и выходы, будьто двери частного дома, храма богов или ворота городских стен. Именем Януса,призываемого жрецами, начинался каждый день; первый месяц года и первый деньгода также назывались его именем и праздновались в его честь. (Януарис — латинское название, от которого произошло название одного из зимних месяцев“январь”). Богу Янусу приносились жертвы в виде медовых пирогов, вина, плодов.Люди желали друг другу счастья, дарили сладости как символ того, чтобы весьнаступивший год проходил под знаком счастливого (и сладкого) удовлетворениявсех желаний.
Марс
Яростный и неукротимыйбог войны Марс почитался как отец великого и воинственного римского народа, чьяслава началась с основания города Рима — Ромула (Ромул со своимбратом-близнецом Ремом, согласно преданию, были сыновьями Марса). Благодаряпокровительству могучего бога войны римляне одерживали победы над соседнимиплеменами, а затем и другими народами. У Марса были два прозвища — МарсШествующий в бой (Градивус) и Марс Копьеносный (Квиринус). После смерти Ромулаи его обожествления появился бог Квирин, в которого обратился Ромул, став такимобразом двойником Марса. Троице богов — покровителей воинской доблести иохранителей римского государства — Юпитеру, Марсу и Квирину посвящалисьспециальные жертвоприношения, к ним взывали о победе в сражениях. Именем Марсабыл назван третий месяц года (март), и в первые его числа проводились конныесостязания, поскольку кони — верная опора воину в бою, были посвящены богуМарсу. Первого марта в честь воинственного бога происходило шествие его жрецов- салиев, которые со священными плясками и песнопениями двигались, ударяякопьями в щиты, один из которых, согласно преданию, упал прямо с неба при цареНуме Помпилии.
Юнона
Божественная супругаЮпитера царица неба Юнона, так же, как и он, дарующая людям благоприятнуюпогоду, грозы, дожди и урожаи, ниспосылающая успех и победы, почиталась, крометого, и в качестве покровительницы женщин, в особенности замужних. Юнона былахранительницей брачных союзов, помощницей при родах. Ее чтили и как великуюбогиню плодородия. Культом Юпитера ведал жрец — фламин, а культом Юноны — женафламина (фламиника). Замужние женщины ежегодно праздновали первого марта вчесть Юноны так называемые матроналии. С венками в руках они шествовали к храмуЮноны на Эсквилинском холме и вместе с молениями о счастье в семейной жизниприносили в жертву богине цветы. При этом в празднестве принимали участие ирабыни.
Венера
Венера былапокровительницей цветущих садов, богиней весны, плодородия, произрастания ирасцвета всех плодоносящих сил природы. Ее почитали как божество женщины и какблагодетельницу счастливой супружеской любви в календы (первые числа) апрелямесяца, посвященного Венере. В честь прекрасной богини совершали торжественныежертвоприношения, возносили ей молитвы о продлении молодости, красоты и одостижении супружеского счастья.
Минерва
Богиней,покровительствовавшей городами и мирным занятиям их жителей, была дочь ЮпитераМинерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники искульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы.Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половинемарта, назывались квинкватрами и продолжались пять дней. учащиеся в первый деньквинквартий освобождались от занятий и приносили своим учителям плату заученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, ипроисходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затемустраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минервев специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб,состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачейиграло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях,похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздникамималые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся втечение трех дней.
Вулкан
С государственным культомогня и очага связано также почитание римлянами бога Вулкана. Храма Вулкана всамом городе не было, но в центре Рима на возвышении над форумом находиласьсвященная площадка, так называемый вулканал, где словно у государственногоочага, проводились совещания сената. Все храмы Вулкана, как божества находилисьза пределами городских стен. Вулкан, подобно греческому богу Гефесту, былискуснейшим кузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров. Женой его былапрекрасная богиня Венера. Празднества, проводимые в честь Вулкана, происходили23 августа и отмечались жертвоприношениями и шумными играми в большом цирке.Вулкан почитался и как бог подземного огня, который вечно грозил извержениями.Считалось что его божественная кузница находится в недрах горы Этны в Сицилии,где ему помогают в работе гиганты-циклопы.
Заключение
древний античный бог религия
Относительно схожести древнеримской и древнегреческойрелигии, можно отметить, что древнеримская цивилизация является своеобразным«преемником» греческой культуры поклонения богов. И у греков, и у римлянгосподствовал политеизм, то есть поклонение нескольким богам. Мир богов представлялся устроенным пообразу мира людей; они имели своего царя, у которого могли быть жена и дети, тоже являвшиеся богами. Наделять богов человеческим обликом, римляне стали такжегораздо позже греков. Однако, несмотря на это, нельзя сказать, что римскаярелигия является «копией» греческой. Она также переняла некоторые традиции удругих народов, в основном завоёванных в процессе захвата земель, такими,например, были загадочные этруски.
Таким образом, проведя подробный анализ литературы и других,альтернативных источников информации, посвященных данной теме, можно сделатьвывод, что Боги, различные полубожества, одушевленные силы природы игралиогромную роль в жизни древних людей. Они считали, что за любое событие, отгрозы до пореза пальца, ответственны высшие силы. Буквально все было подчиненоих мифологическому мировоззрению, от искусства до быта. Потрясающее наследиеантичной культуры: храмы, статуи, поэмы – все появилось под влиянием мифологии,все было посвящено Богам и Героям. При этом через всю мифологию прослеживаютсядве главные мысли, которые имеют огромную моральную ценность. Во-первых, этомысль о неизбежности рока, иначе говоря: «За все тебе воздастся, за плохое ихорошее». Вторая заключается в том, что страдания человека очищают и дают емунаграду. Примером является обожествление Геракла.
Древние люди обожествляли непонятные им явления природы иобщественной жизни, а легенды о героях помогали им чувствовать, что естькто-то, кто может в любой момент придти на помощь, существо почти столь жесильное, как и их Боги, и при этом не такое далекое и великое.
Список использованной литературы
1. Амбоджо Д. Люди,идолы и боги. Очерки истории римской религии. М., Политиздат, 1966.
2. Каждан А.П.Религия и атеизм в древнем мире. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957.
3. Радциг С.И.Античная мифология. Очерк античных мифов в освещении современной науки. М.-Л.:Изд-во Акад. Наук СССР, 1939.
4. Петров М.К.Античная культура. М.: РОССПЭН, 1977.
5. Баз Ю. Полетеизмдревних греков. Обзор языческих верований и обрядов древних греков, с краткимочерком религии римлян. СПБ, 1855.
6. Мифология.Энциклопедия, М.: Белфакс, 2002
7. Н.А.Кун «Легенды и сказания Древней Греции и ДревнегоРима», -М.: Правда, 1988