Читаем ” Вишневый сад”
Всеэто значило, друзья, «С приятелем стреляюсь я». (А. С. Пушкин,Евгений Онегин)
Тоих понюхает, то их полижет — очки не действуют никак. (И. А. Крылов. Мартышка иочки.)
В.Хализев в пояснительной статье к пьесе Чехова «Вишневый сад» (Москва,Искусство, 1969) пишет:
(стр390) Сопоставляя Раневскую, Лопахина, Трофимова с окружающей их средой, автор«Вишневого сада» решительно выступает в качестве их адвоката.Благодаря беглым характеристикам так называемых «внесценическихперсонажей» читателю становится ясно, что Раневская, Лопахин и Трофимовживут среди «чужих» — в окружении людей ничтожных и черствых, грубыхи своекорыстных… Героев пьесы стеной обступает вопиющее бескультурье.
(стр391) И центральные персонажи пьесы, показанные на фоне удручающего русскогобескультурья, естественно вызывают у нас еще больше сочувствия и уважения. Всейсвоей духовной сутью они враждебны царящим вокруг жадности и грубости, тупостии распущенности.
(стр392) Сопоставляя главных героев с второстепенными и «внесценическимиперсонажами»… Чехов побуждает задуматься, какими немногочисленными ислабыми являются ростки культуры в России., как теряются оазисыинтеллигентности в пустыне умственной отсталости и духовного примитива. Видя,что культура в стране — достояние еще очень немногих, он, естественно,испытывает симпатию ко всем, кто тяготится повсеместной грубостью инепорядочностью, кто способен тонко чувствовать, серьезно думать, кто дорожитсвоим человеческим достоинством… рисуя Раневскую, Лопахина, Петю Трофимова«недотепами», он, вместе с тем, дает понять читателю, что это людичудесные и превосходные, каких очень мало, что их легкомыслие и узостькругозора, незрелость и чудачество — не столько вина, сколько беда, бедатяжелая и неминуемая, ибо, в конечном счете, порождена она царящими в странебескультурьем и отсталостью.
Инеудивительно, что в пьесе настойчиво звучит тревожный мотив разобщенностимежду людьми. Ведь при всем взаимном расположении Раневской, Лопахина иТрофимова, они совершенно неспособны по-настоящему понять друг друга: каждомуиз них желания, намерения и цели других представляются странными и непонятными.…
(стр393) Как видно, о каком либо единении между Раневской, Лопахиным, Трофимовым иречи быть не может. Эти люди подобны крыловским лебедю, раку и щуке…
Итак,Хализев делит мир на хороших людей и плохих людей.
Гдеже проходит граница между хорошими и плохими? Хализев указывает: по Культуре.Культурный значит хороший. Некультурный — значит плохой.
НоКультура при этом выглядит только ЯРЛЫКОМ, БРЭНДОМ.
Приэтом все позитивные определения Хализев свалил в одну кучу (тонко чувствовать,серьезно думать, дорожить своим человеческим достоинством), а все негативные — вдругую кучу (жадность, грубость, тупость, распущенность).
Длятого кто согласен с указанной выше логикой пьеса тривиально проста,
Лопахин….(о Раневской): Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда ябыл мальчонком лет пятнадцати, отец мой, покойный — он тогда здесь на деревне влавке торговал — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Мы тогдавместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчаспомню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этойсамой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбызаживет… „
Итак,отец Лопахина — пьяница и бьет сына по лицу кулаком — это плохой человек.
Сын- жертва, значит он — хороший человек.
Раневскаяжалеет молодого Лопахина, значит она тоже хороший человек.
Анялюбит маму (Раневскую), мама любит Аню.
Анялюбит Петю, Петя любит ее и ее маму.
Раневскаялюбит Петю. Значит все они — хорошие люди.
Фирсих всех любит и они его. Значит, Фирс хороший.
Яшажелает Фирсу сдохнуть, значит Яша плохой.
Яша:Надоел ты, дед. (Зевает.) Хоть бы ты поскорее подох.
Гаевне любит Лопахина и не любит Варю.
Лопахин:Ухожу, ухожу… (Уходит.)
Гаев:Хам. Впрочем, пардон… Варя выходит за него замуж, это Варин женишок.
ЗначитГаев — плохой. Гаев и сестру свою (Раневскую) не очень жалует, хотя истесняется этих своих мыслей.
Гаев:… вела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно. Она хорошая, добрая,славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывай смягчающие обстоятельства,все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.
Ярославскаятетка не любит Раневскую — значит тетка плохая.
Гаев:Не реви. Тетка очень богата, но нас она не любит.
Анятоже не любит тетку — и правильно.
Аня:Я теперь покойна. В Ярославль ехать не хочется, я не люблю бабушку
Ноэто все — слова. Персонажи оценивают друг друга в меру своей проницательности исклонности.
Всторону слова, поговорим о делах.
Вспомнимо тех немногих поступках персонажей, которые нам достоверно известны из текстапьесы:
Бабушкиныденьги
Раневская:… Я уезжаю в Париж, буду жить там на те деньги, которые прислала твояярославская бабушка на покупку имения — да здравствует бабушка! — а денег этиххватит ненадолго.
Передэтим
ЛюбовьАндреевна: А Леонида все нет. Что он делает в городе так долго, не понимаю!Ведь все уже кончено там, имение продано или торги не состоялись, зачем же такдолго держать в неведении!
Варя(стараясь ее утешить): Дядечка купил, я в этом уверена.
Трофимов(насмешливо). Да.
Варя.Бабушка прислала ему доверенность, чтобы он купил на ее имя с переводом долга.Это она для Ани. И я уверена, бог поможет, дядечка купит.
ЛюбовьАндреевна. Ярославская бабушка прислала пятнадцать тысяч, чтобы купить имениена ее имя, — нам она не верит, –
Передэтим
Аня.Приезжаем в Париж, там холодно, снег. По-французски говорю я ужасно. Мама живетна пятом этаже, прихожу к ней, у нее какие-то французы, дамы, старый патер скнижкой, и накурено, неуютно.
иеще
Лопахин.… Вы все такая же великолепная.
Пищик(тяжело дышит). Даже похорошела… Одета по-парижскому… пропадай моя телега,все четыре колеса…
Итак
Тепятнадцать тысяч рублей, которые бабушка дала Ане на выкуп имения — в приданое- Раневская отбирает у Ани и уезжает Париж, — есть, пить, покупать себе дорогиенаряды
Аня,Варя остаются без гроша. Леонид вынужден устроиться клерком в банк, за шесть(!) тысяч в год. Работа тяжелая, вряд ли он там долго продержится. То естьРаневская отбирает у близких людей зарплату Леонида за два с половиной года, чтобыпроесть ее за два с половиной месяца — и снова приехать — и снова отбирать уних деньги.
Авот, что говорит о ярославской тетушке цитируемый выше В.Хализев
(стр390) “Богатая ярославская тетушка Раневской ведет себя так, как, поступилбы на ее месте щедринский Иудушка Головлев».
Раневскаяобобрала Аню, Варю, тетушку — это хорошо. Тетушка дала обмануть себя только напятнадцать тысяч — какая она жадная!
Пороки добродетель.
Итак- в момент продажи сада Гаеву — 51 год, Раневской, видимо, 40. Ане — 17, Варе — 24, Лопахину, видимо — 35. В эпизоде с разбитым носом молодому Лопахину — 15,Раневской — 20.
Раневскаявышла замуж, видимо, в 22 года, муж умер шесть лет назад, ей было тогда 34года. Муж был старше, служил чиновником.
Гаев.Сестра, во-первых, вышла замуж за присяжного поверенного, не дворянина… ивела себя нельзя сказать чтобы очень добродетельно.
Говоряпо русски, Раневская изменяла мужу у всех на глазах. Теперь понятно, почему онспился.
ЛюбовьАндреевна.… Муж мой умер от шампанского,- он страшно пил, —
Будешьпить, когда красавица-жена изменяет тебе у всех на глазах. Был бы муж покрепче- лупил бы, а этот оказался чересчур деликатный. А если пить — то откудаденьги?
ЛюбовьАндреевна.… вышла замуж за человека, который делал одни только долги.
Итак,именно Раневская свела в могилу мужа, которому вряд ли было тогда более 45 лет.(Ей было тогда — 34 года, она вышла по любви, разница между нами в годах немогла быть слишком большой).
ЛюбовьАндреевна… и, на несчастье, я полюбила другого, сошлась, и как раз в этовремя, — это было первое наказание, удар прямо в голову, — вот тут на реке…утонул мой мальчик,
Междусмертью мужа (о которой Раневская горевала не слишком — он для нее пьяница,никчемный человек) и смертью сына — прошел только месяц. И за это времяРаневская успела не только найти любовника, но и «удариться во всетяжкие».
Аня(задумчиво). Шесть лет тому назад умер отец, через месяц утонул в реке братГриша, хорошенький семилетний мальчик.
Итак- между смертью мужа и новым, теперь уже совершенно открытым, любовником — меньше месяца.
Какговорит Гамлет в аналогичной ситуации «Еще и башмаков не износив, вкоторых хоронить ходила мужа…»
Приэтом Раневскую все хвалят как чистую добродетельную женщину.
Лопахин.… Хороший она человек. Легкий, простой человек.
Аня.… Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя… яблагословляю тебя.
Одинтолько Гаев еще сохраняет некоторую трезвость оценок, но эта трезвость никомуне нужна.
Гаев.… Она хорошая, добрая, славная, я ее очень люблю, но, как там ни придумывайсмягчающие обстоятельства, все же, надо сознаться, она порочна. Это чувствуетсяв ее малейшем движении.
Аня…., милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только чтопро мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?
Отчегоутонул Гриша
Гришебыло тогда семь лет. Он не мог сам за себя отвечать. Ане было тогдаодиннадцать. Она не могла тогда за него отвечать. Варя все время в доме, похозяйству. У Гаева свои дела.
Отвечатьза семилетнего мальчика из известных нам взрослых могли только двое — мать(Раневская) и учитель (Трофимов). Но Раневская занята с любовником, ей некогда.
Тоесть в смерти Гриши прямо виноват Петя Трофимов.
Аналогичнаяситуация случилась в романе Пушкина. В смерти Ленского виноват Евгений Онегин.Но Онегин мучается содеянным, ему стыдно тех, кто знает его вину — он бежит сэтого места, чтобы не смотреть в глаза людям.
Трофимовне знает ни мук стыда, ни мук совести. Он стыдит весь мир, но его самогопристыдить никак невозможно.
Трофимов.… Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшиеживыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждогоствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов…Владеть живыми душами — ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперьживущих, так что ваша мать, вы, дядя, уже не замечаете, что вы живете в долг,на чужой счет,
СамПетя ест и пьет за их счет — по крайней мере в пространстве пьесы. Он судовольствием общается с теми, которых стыдит, обнимается с ними, этимиобитателями дома, где он утопил ребенка, с матерью и сестрой утонувшего,продолжая обличать тех, с кем обнимается и обниматься с теми, кого обличает.
Раневская.(Обнимает Трофимова, целует его в лоб.) Ведь мой сын утонул здесь… (Плачет.)Пожалейте меня, хороший, добрый человек. Трофимов. Вы знаете, я сочувствую всейдушой.
Биллиард
Гаев(… плача)… Я сегодня ничего не ел… Столько я выстрадал!
Дверьв бильярдную открыта; слышен стук шаров и голос Яши: «Семь ивосемнадцать!»
Биллиардв пьесе упоминается одиннадцать раз.
Гаеввставляет слова из «биллиардной жизни» в трудную минуту разговора.
Епиходовломает кий — ему НЕ позволено играть на биллиарде.
Яшаиграет на биллиарде за сценой — позволено ему или нет.
Биллиард- символ дворянской интеллигентской тусовки. Именно эта тусовка, старые связи,доставляют Гаеву место в банке, шесть тысяч в год.
НиРаневская, ни Лопахин не верят, что он сможет удержаться на на этом месте.
Гаев.Мне предлагают место в банке. Шесть тысяч в год… Слыхала?
ЛюбовьАндреевна. Где тебе! Сиди уж…
Лопахин…Леонид Андреич, говорят, принял место, будет в банке, шесть тысяч в год…Только ведь не усидит, ленив очень..
Гипноз
Итак,если судить по фактам и поступкам — а не по намерениям, словам и взаимнымоценкам персонажей — Раневская и Трофимов — очень плохие люди.
Онивиноваты в смерти Гриши, в смерти отца Гриши, в будущей — неизбежной — смертиФирса, в нищете Ани и Вари. (Часть вины за смерть Фирса — на Ане.)
Почемуже их так все хвалят? Есть только одно тому объяснение — гипноз.
Раневскаягипнотизирует всех вокруг — и мужчин и женщин — своей женскойгиперсексуальностью.
Недо конца поддается этим чарам только Гаев — он как старший брат помнит ее ещедевочкой.
(Нетпророка в своем отечестве — кто помнит пророка слабым ребенком, тот неподдается его нынешней гипнотической силе).
Гаев…она порочна. Это чувствуется в ее малейшем движении.
Трофимовгипнотизирует окружающих по-другому — он впадает в шаманство, впропагандистский экстаз.
Речи,говоримые им в этом экстазе, во-первых, НЕ ИМ придуманы, все это вполнезаемное, и,
во-вторых,речи эти не имеют ничего общего с реальной, протекающей здесь же жизнью.
Трофимов…у всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, посорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота…
…вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаетедальше передней…
Кприсутствующим это не имеет абсолютно никакого отношения. Под гипнозомТрофимова и Раневской Аня говорит и ведет себя совершенно неадекватно.
Аня.… Мы насадим новый сад, роскошнее этого!
Гдеэто, интересно, она собирается сажать сад? Для этого ей придется «отнять иподелить» землю для сада…
Трофимов.… Человечество идет к высшей правде, к высшему счастью, какое только возможнона земле, и я в первых рядах!
Лопахин.Дойдешь?
Трофимов.Дойду… или укажу другим путь, как дойти.
Этопро Петю Трофимова сказано у members.tripod.com/symposion0/problems/onegin- nadoАлександра Галича
Абойтесь единственно только того,
Ктоскажет «Я знаю, как надо!»
Ктоскажет «Идите, люди, за мной,
Явас научу, как надо!»
Тольконаходясь под гипнозом Раневской, Лопахин соглашается жениться на Варе — кактолько Раневская выходит из комнаты, гипноз проходит, согласие исчезает. Почемуэто Раневская убеждена, что Лопахин любит Варю? Он ведь любит ее, Раневскую.
Такжекак и Трофимов, Раневская живет не в реальном, а в выдуманном мире и непытается проверить свою картину мира на адекватность.
Работа
Понастоящему работают в пьесе четыре человека.
ЛюбовьАндреевна. Отчего у тебя лицо такое? Ты нездоров? Шел бы, знаешь, спать…
Фирс.Да… (С усмешкой.) Я уйду спать, а без меня тут кто подаст, кто распорядится?Один на весь дом.
Лопахин.… Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будтомне тоже известно, для чего я существую. А сколько, брат, в России людей,которые существуют неизвестно для чего.
Лопахин.Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера.
Варя…Только вот без дела не могу, мамочка. Мне каждую минуту надо что-нибудь делать.
ЛюбовьАндреевна. Вторая моя печаль — Варя. Она привыкла рано вставать и работать, итеперь без труда она как рыба без воды. Похудела, побледнела и плачет,бедняжка…
Шарлотта.(подает Пищику колоду карт). Вот вам колода карт, задумайте какую-нибудь однукарту.
Пищик.Задумал.
Шарлотта.Тасуйте теперь колоду. Очень хорошо. Дайте сюда, о мой милый господин Пищик. Ein, zwei, drei. Теперь поищите, она у вас в боковомкармане…
Толькоэти четверо работают от души.
Гаевне работает (ленив очень), хотя из любви к сестре и племяннице пытается что-тоделать.
БолтунТрофимов, правда, получил какие-то деньги за перевод.
Анясобирается сдавать экзамены, ей только семнадцать.
Вынужденыработать Яша, Дуняша.
Епиходовананял Лопахин смотреть за домом — это показывает только, что Лопахин совершенноне разбирается в людях. Двадцать два несчастья. Дом этот к весне сгоритнепременно. Вместе с Фирсом. Фирс, правда, умрет раньше.
Культура
Извсех персонажей пьесы активно положительно соотнесен с культурой толькоЛопахин. В первой же сцене:
Лопахин…Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.
Этони о чем, впрочем, не говорит — модных философов (Шопенгауэр, Ницше, например )хвалят все, а читать пытаются единицы. Лопахин единственный упоминает, что«был вчера в театре».
Лопахин:Какую я вчера пьесу смотрел в театре, очень смешно.
ЛюбовьАндреевна. И, наверное, ничего нет смешного. Вам не пьесы смотреть, а смотретьбы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного.
Лопахин.… Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, а только билспьяна, и все палкой. В сущности, и я такой же болван и идиот. Ничему необучался, почерк у меня скверный, пишу я так, что от людей совестно, каксвинья.
Интересно,что «много говорите ненужного» Раневская выпаливает не новому болтунуТрофимову и не старому болтуну Гаеву — а Лопахину — одному из немногих(четырех) реально работающих людей. Почему? Потому, наверное, что хотела бывидеть в Лопахине Фирса — не просто работающего, а упорно работающего на нее ипри этом покорно молчащего, а еще лучше — глухого. Вам не пьесы смотреть…говоря по-русски: Со свиным рылом в калашный ряд.
Онаи женить хочет Лопахина, как раньше хотели женить Фирса — помимо его воли.
ЛюбовьАндреевна. Жениться вам нужно, мой друг.
Лопахин.Да… Это правда.
ЛюбовьАндреевна. На нашей бы Варе. Она хорошая девушка.
Лопахин.Да.…
Фирс.Чего изволите?
Лопахин.Говорят, ты постарел очень!
Фирс.Живу давно. Меня женить собирались, а вашего папаши еще на свете не было…(Смеется.)
Лопахинединственный цитирует в «трудный момент» Шекспира.
ЛюбовьАндреевна. Пойдемте, господа, пора. А тут, Варя, мы тебя совсем просватали,поздравляю.
Варя(сквозь слезы). Этим, мама, шутить нельзя.
Лопахин.Охмелия, иди в монастырь…
Гаев.А у меня дрожат руки: давно не играл на бильярде.
Лопахин.Охмелия, о нимфа, помяни меня в твоих молитвах!
Естьеще еврейский оркестр для танцулек. Есть Пищик, который слышал о Ницше от своейдочери.
Пищик.Ницше… философ… величайший, знаменитейший… громадного ума человек,говорит в своих сочинениях, будто фальшивые бумажки делать можно.
Трофимов.А вы читали Ницше?
Пищик.Ну… Мне Дашенька говорила.
Читалли что-нибудь сам Трофимов? Может и читал. Нам об этом ничего не известно.
Естьеще Епиходов.
Епиходов.Я развитой человек, читаю разные замечательные книги…
Варя.Тут, мамочка, вам две телеграммы. (Выбирает ключ и со звоном отпирает старинныйшкаф.) Вот они.
ЛюбовьАндреевна. Это из Парижа. (Рвет телеграммы, не прочитав.) С Парижем кончено…
Гаев.А ты знаешь, Люба, сколько этому шкафу лет? Неделю назад я выдвинул нижнийящик, гляжу, а там выжжены цифры. Шкаф сделан ровно сто лет тому назад. Каково?Можно было бы юбилей отпраздновать. Предмет неодушевленный, а все-такикак-никак книжный шкаф.
Книжныйшкаф куплен сто лет назад. Когда-то в нем были книги. А сейчас? Нам об этомничего не известно.
Воти все, пожалуй, что знаем мы о культуре в жизни наших героев.
Мужскиеигры
Лопахини Гаев конкурируют между собой за статус. А поскольку — в центре внимаия всехпарижская красавица Раневская, то здесь «статус вообще»- это статус вглазах Раневской.
Перваявстреча Лопахина и Гаева в тексте пьесы — Лопахин пытается войти в разговорРаневской и Гаева как равный — Гаев блокирует ему эту возможность.
ЛюбовьАндреевна. Как это? Дай-ка вспомнить… Желтого в угол! Дуплет в середину!
Гаев.Режу в угол! Когда-то мы с тобой, сестра, спали вот в этой самой комнате, атеперь мне уже пятьдесят один год, как это ни странно…
Лопахин.Да, время идет.
Гаев.Кого?
Лопахин.Время, говорю, идет.
Гаев.А здесь пачулями пахнет.
Гаевбоится прямо атаковать Лопахина, он делает это за глаза — но в глазах сестры.
Лопахин.Ухожу, ухожу… (Уходит.)
Гаев.Хам. Впрочем, пардон… Варя выходит за него замуж, это Варин женишок.
Варя.Не говорите, дядечка, лишнего.
Втораяпрямая стычка кончается не в пользу Гаева
ЛюбовьАндреевна. Дачи и дачники — это так пошло, простите.
Гаев.Совершенно с тобой согласен.
Лопахин.Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. Не могу! Вы меня замучили!(Гаеву.) Баба вы!
Гаев.Кого?
Лопахин.Баба! (Хочет уйти.)
ЛюбовьАндреевна (испуганно). Нет, не уходите, останьтесь, голубчик. Прошу вас. Можетбыть, надумаем что-нибудь!
Наконец,купив сад, Лопахин окончательно уничтожает Гаева — но это Пиррова победа.Раневская уезжает.
Гаев(ничего ей не отвечает, только машет рукой; Фирсу, плача). Вот возьми… Тутанчоусы, керченские сельди… Я сегодня ничего не ел… Столько я выстрадал!…
Пищик.Что на торгах? Рассказывайте же!
ЛюбовьАндреевна. Продан вишневый сад?
Лопахин.Продан.
ЛюбовьАндреевна. Кто купил?
Лопахин.Я купил.
Конфликтдвух сильных мужчин за одну красивую женщину мучительно накладывается здесь наконфликт старого дворянства и молодой буржуазии.
Интересно,что Гаев конфликтует так же точно с Яшей.
Гаев(машет рукой). Я неисправим, это очевидно… (Раздраженно, Яше.) Что такое,постоянно вертишься перед глазами…
Яша(смеется). Я не мог без смеха вашего голоса слышать.
Гаев(сестре). Или я, или он…
ЛюбовьАндреевна. Уходите, Яша, ступайте…
Яша(отдает Любови Андреевне кошелек). Сейчас уйду. (Едва удерживается от смеха.)Сию минуту… (Уходит.)
Конецсвета
Абсолютноответственные Фирс и Варя олицетворяют собой прочную положительную основустарого общества — российского общества до отмены крепостного права.
Фирс.Перед несчастьем тоже было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь.
Гаев.Перед каким несчастьем?
Фирс.Перед волей.
Поглубокому убеждению Фирса старое общество несло в себе позитивные ценности — ис отменой крепостного права эти ценности стали распадаться и исчезать из жизни.
Фирс.В прежнее время, лет сорок-пятьдесят назад, вишню сушили, мочили, мариновали,варенье варили, и, бывало…
Гаев.Помолчи, Фирс.
Фирс.И, бывало, сушеную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! Исушеная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая… Способ тогдазнали…
ЛюбовьАндреевна. А где же теперь этот способ?
Фирс.Забыли. Никто не помнит.
Какраз сорок лет назад и отменили крепостное право. Молодые стали уходить в город.Старые технологии стало некому передавать. Их забыли. Но именно эти сорок летдали возможность молодым выучиться, освоиться в городе. Так появились дачники — приезжающие из города в деревню.
Лопахин.До сих пор в деревне были только господа и мужики, а теперь появились ещедачники. Все города, даже самые небольшие, окружены теперь дачами. И можносказать, дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь онтолько чай пьет на балконе, но ведь может случиться, что на своей однойдесятине он займется хозяйством, и тогда ваш вишневый сад станет счастливым,богатым, роскошным…
Гаев(возмущаясь). Какая чепуха!
ДляГаева, Раневской, Фирса, Вари время остановилось. Продажа сада для них — конецсвета, а для Фирса — вообще смерть физическая
ЛюбовьАндреевна. Продан вишневый сад?
Лопахин.Продан.
ЛюбовьАндреевна. Кто купил?
Лопахин.Я купил. Пауза.
ЛюбовьАндреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варяснимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Высшийсвет как эталон
Яша,Дуняша, Епиходов — три варианта одной модели мышления-поведения. Смысл этоймодели в том, чтобы, не имея достаточных на то оснований, войти в высший свет,скопировав внешние приметы поведения.
Епиходов.Я развитой человек, читаю разные замечательные книги, но никак не могу понятьнаправления, чего мне, собственно, хочется, жить мне или застрелиться,собственно говоря, но тем не менее я всегда ношу при себе револьвер. Вот он…(Показывает револьвер.)…(Уходит)
Дуняша.Не дай бог, застрелится.( Пауза.) Я стала тревожная, все беспокоюсь. Меня ещедевочкой взяли к господам, я теперь отвыкла от простой жизни, и вот рукибелые-белые, как у барышни. Нежная стала, такая деликатная, благородная, всегобоюсь… Страшно так. И если вы, Яша, обманете меня, то я не знаю, что будет смоими нервами.
Яша(целует ее). Огурчик! Конечно, каждая девушка должна себя помнить, и я большевсего не люблю, ежели девушка дурного поведения.
Дуняша.Я страстно полюбила вас, вы образованный, можете обо всем рассуждать. (Пауза.)
Яша(зевает). Да-с… По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она, значит,безнравственная. (Пауза.) Приятно выкурить сигарету на чистом воздухе…(Прислушивается.) Сюда идут… Это господа…
Однаколюди «более проработанные душевно и духовно» мгновенно отличают этот«поддельный высший свет» от настоящего «вышего света»
ЛюбовьАндреевна. Кто это здесь курит отвратительные сигары…
Епиходов(играет на гитаре и поет). «Что мне до шумного света, что мне друзья ивраги…» Как приятно играть на мандолине!
Дуняша.Это гитара, а не мандолина. (Глядится в зеркальце и пудрится.)
Епоходов.Для безумца, который влюблен, это мандолина… (Напевает.) «Было бы сердцесогрето жаром взаимной любви…» (Яша подпевает.)
Шарлотта.Ужасно поют эти люди… фуй! Как шакалы.
Пищики Даша
Пищиксам не читает книг, но дочка его Даша читает. (Это второй — и последний — читающий персонаж в пьесе — после Лопахина). Пищик хорош уже тем, чтоподдерживает свою дочь, создает ей условия для культурного роста. Пищик негерой (как Лопахин), он более примитивен, более напорист, более удачлив, чемГаев — его усадьбу пока не продают. Был бы он умнее, вошел бы к англичанам вдолю, стал бы капиталистом — но это была бы совсем другая история.
Очем умолчал Чехов
Впьесе отсутствуют прямые ответы на два важных вопроса — и нам самим придется наних ответить.
Вопроспервый. Зачем Раневскую привезли из Парижа?
Вопросвторой. Откуда слух о скорой свадьбе Лопахина и Вари?
Начнемсо второго вопоса — ответ на него поможет нам разобраться с вопросом первым.
СвадьбаЛопахина и Вари
ОтношенияЛопахина и Вари, как мы их видим по ходу пьесы, не дают нам ни малейшего поводапредположить скорую свадьбу. Очевидно это слух, пущенный человеком, наблюдающимдело издалека. Ни Варя, ни Лопахин не стали бы распускать такой слух илипередавать его. Аня, Гаев, слуги — стали бы передавать — но не выдумывать.Пустить слух мог бы человек полу-посторонний и полу-интеллигентный,«творческий», например, Пищик. «Истинно, говорю вам…» Ночто послужило основанием слухов?
Необходимыми достаточным условием слухов является факт частого беспричинного быванияЛопахина в усадьбе. Этот факт можно считать доказанным. Дела Лопахина далеко, вХарькове. Зачем он приезжает сюда? Ему 35, пора жениться. Ровней ему здесьтолько один человек — Варя. Варе тоже пора замуж. Так рассуждает стороннийнаблюдатель. Но Лопахин здесь не за этим. А за чем?
Мывидим только одно объяснеие. Лопахин влюблен в Раневскую — с той самой первойвстречи, двадцать лет назад… Он бывал здесь и позже, виделся с ней мельком. Онвидел ее здесь перед отъездом. После отъезда он приезжал сюда вспоминатьРаневскую, поговорить о ней.
Лопахин…люблю вас, как родную… больше, чем родную.
ТакойЛопахин после Раневской не может и смотреть на других женщин. Он готовится к ееприезду, «готовит бизнес-план» по возвращению усадьбы. Но он об этоммолчит до самого приезда Раневской. Ни Гаев, ни Варя ничего об это мне знают.Это его сюрприз — «подарок к приезду» Раневской.
Зачемпривезли Раневскую?
Очевидно,«экспедицию за Раневской» организовал Гаев — он вообще главный иединственный организатор в семье. Зачем?
Гаев…(Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет…
Собственноради этого. Но теперь, после речи Лопахина о дачниках, Гаев уже не так уверен в«не откажет». Это теперь говорится скорее по инерции.
Еслибы Лопахин раскрылся раньше, не стал бы Гаев организовывать экспедицию.
Нои Лопахин к началу пьесы не понимает Гаева. Он уверен, что Гаев обрадуется егоплану, сам станет менеджером или, на худой конец, наймет менеджером его,Лопахина. И только по ходу пьесы стороны (Лопахин и Гаев) постепенно понимаютчто их прежние представления друг о друге ложные, что договориться они несмогут.
Раневская,впрочем, не понимает этого и в конце пьесы, она до последней минуты пытаетсякомандовать Лопахиным, женить его на Варе. Он не возражает, но и не исполняет.
Сточки зрения ТУАИ
Полныйанализ драматического текста, как мы это понимаем, должен включать ТУАИ-профилькаждого персонажа с обоснованием, взятым из текста, плюс разбор конфликтов какТУАИ-маневрирование.персонаж профиль Раневская 1-5-4 Гаев 4-3-6 Лопахин 5-6-3 Трофимов 1-4-5 Варя 4-3-2 Аня 4-1-6 Фирс 4-3-2 Яша 3-1-5 Дуняша 3-2-1 Пищик 4-3-1 Епиходов 4-1-2 Шарлотта 5-4-6
Гармоничныелюди имеют уровни непрерывно.
ТаковыФирс(4-3-2) и Варя(4-3-2). Их высший уровнеь — ролевое поведение (4), низший — цикличность жизни (2).
ТаковаШарлотта Ивановна(5-4-6), но у нее есть свой внутренний мир (6), хотя на первомместе — решимость поступка, импровизация (5), на втором — артистическое умениевыступать (4).
Гармонична- в своем примитивизме -Дуняша (3-2-1)
Моделируетчужое сознание как однородное своему (6) Лопахин (отчасти поэтому он все времяобманывается в людях, считая, что они думают так же, как он, а потомразочаровывается. И зачем он нанял Епиходова!).
Этоумеет Гаев, но использует как средство (на третьем месте).
Этоумеет Аня — она предвидит, что Раневской будет больно видеть Петю, но и здесьона ошибается, приравнивая Раневскую к себе).
Соперничество,целеустремленность (3) есть у Гаева и Лопахина,
целеустремленность(3) есть у Пищика, Яши, Дуняши,
нонет у Ани, Раневской, Епиходова, Трофимова.
Кперемене мест (5) легки Раневская, Трофимов, Яша, Лопахин.
Крассказам, речам, пропаганде (4) склонны, Гаев, Аня, Дуняша, Трофимов
Уровень1 — умение увлекаться мгновенным обстоятельством.
Этоувлечение дает мгновенную речь (1-4) у Трофимова и Ани (у Ани все-таки ролевыеобязательства сильнее увлечения, 4-1),
мгновенныйпоступок (и речь) у Раневской (1-4, 1-5)
мгновенныйпоступок у Яши (1-5)
УРаневской еще есть остатки ролевого поведения (4) — вот почему она пытаетсявыдать замуж Варю, отвезти Фирса в больницу.
Ноотсутствие целеустремленности (3) не дает ей достичь заявленных целей, хотя вслучае с Фирсом это совсем не трудно.
Датьпрохожему золотой — это и мгновенное увлечение (1) и поступок (5) и ролевоеобязательство — подавать нищим (4).
Гипнотическаясила Раневской и Трофимова видна еще и в том, что у них уровень 1 на первомместе, а это уровень магии, уровень шаманства.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/