Что такое
“обломовщина”?
Роман И. А.
Гончарова “Обломов” — это роман социально-психологический,
изображающий губительное влияние дворянско-помещичьей среды на человеческую
личность. “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все
больше и больше обнаруживал свою несостоятельность. Гончаров работал над этим
произведением много лет. Роман был напечатан в 1859 году в журнале
“Отечественные записки” и сразу привлек внимание читателей.
Гончарову, как
мало кому еще, удалось прикоснуться пером художника к самым сокровенным струнам
“русской души”. Писатель создал героя, воплощающего, как ни странно,
основные черты русского национального характера, хотя и в виде не самом
приглядном, но вызывающем при этом любовь и сочувствие. Заслуга Гончарова
состоит в том, что он раскрыл социально-исторические причины возникновения
такого характера, как Обломов. Именно поэтому в романе важное место занимает
изображение тех условий и той среды, в которых происходило формирование его
героя.
Писатель с
изумительной глубиной воспроизвел жизнь захолустной дворянской усадьбы, быт
помещиков средней руки, их психологию, нравы, обычаи, воззрения. В главе
“Сон Обломова” автор рисует неподвижность, усыпляющий покой и тишину
“мирного уголка”. “Правильно и невозмутимо совершается там
годовой круг”; “ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том
краю”; “жизнь, как покойная река, текла мимо них” — такие фразы
характеризуют жизнь героя и его окружения.
Такая жизнь
порождала духовную нищету у обитателей Обломовки, узость интересов, бедность и
примитивность психологии. Гончаров не раз указывает, что в жизни обломовцев
важнейшее место занимали еда и сон. “Забота о пище была первая и главная
жизненная забота в Обломовке”, — читаем мы в романе. Этой заботе был
подчинен весь строй жизни. Свои примитивные потребности обломовцы удовлетворяли
за счет подневольного труда крепостных. Это не могло не вызывать в них
паразитическое отношение к жизни и отвращение к труду. Душевная и физическая
лень, полная умственная бездеятельность — вот черты, характеризующие обитателей
Обломовки.
Писатель рисует
образ живого, любознательного мальчика и показывает вредное влияние на него
обломовской системы воспитания. Родители ограждают Илюшу от труда, приучают к
праздности и паразитизму, развивают в нем сознание превосходства над другими.
Несмотря на свою косность, они понимали, что без учения их ребенку не получить
чинов, крестов и денег. Поэтому, скрепя сердце, учили Илюшу у немца Штольца.
Позже Обломов изучает науки в столичном учебном заведении, потом служит, но при
первом же затруднении оставляет службу.
К 32 годам Илья
Ильич Обломов превратился в “байбака”, в существо апатичное и
инертное, жизнь которого ограничивается квартирой на Гороховой улице, халатом
из персидской материи и лежанием на диване. Такое состояние убивает в Обломове
положительные человеческие качества, которых в нем немало. Он честен, гуманен,
умен. Писатель не раз подчеркивает в нем “голубиную кротость”. Штольц
вспоминает, что когда-то, лет десять назад, у него были духовные идеалы. Он
читал Руссо, Шиллера, Гете, Байрона, занимался математикой, изучал английский
язык, задумывался о судьбе России, хотел служить родине. Штольц упрекает
Обломова: “В этом же углу лежат и замыслы твои “служить”, пока
станет сил, потому что России нужны руки и головы для разрабатывания
неистощимых источников”.
Идейное
противостояние Андрея Иваныча и Ильи Ильича — один из основных смысловых
элементов “Обломова”. Последняя встреча двух друзей зеркально отражает
их первую встречу в романе. Диалог их развивается в следующем обобщенном виде:
вопросы Штольца о здоровье, жалобы Обломова, укоры Штольца по поводу
неправильного образа жизни, призывы к переменам. Но существенно различается
исход разговора: в начале романа Илья Ильич поддается на уговоры друга и
выезжает в свет, в финале же он остается на насиженном месте.
Немец Штольц
находится “беспрестанно в движении”. Его кредо — активная жизненная
позиция, недоверие к “мечте, загадочному, таинственному”. Характер
Штольца связан с новой, буржуазно-предпринимательской действительностью и
воплощает в себе черты дельца. Андрей Иваныч трудолюбив, умен, честен,
благороден, но трудится он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания.
На вопрос Обломова: “Во имя чего ты трудишься?” — он ничего не
находит сказать, кроме как: “Для самого труда, больше ни для чего”.
Штольц не тянет на положительного героя, потому что он “слаб, бледен — из
него слишком голо выглядывает идея”.
Очень важно то,
что на происходящее мы фактически смотрим глазами Штольца. Но ведь этот
персонаж совсем не представляет авторскую позицию и не во всем он нас убеждает.
По существу, Обломов — загадка и для самого автора.
Трагедия
Обломова не в отсутствии всеобщего образования и не в запустении его родового
имения. Разрыв с Ольгой Ильинской привел к утрате им содержания своей жизни. С
Ольгой были связаны лучшие моменты жизни Ильи Ильича. Эта утрата и приводит его
в дом Агафьи Пшеницыной. В конце романа Обломов “…был полным и
естественным отражением покоя, довольства и безмятежной тишины”.
Энергичный
Штольц старался вывести Обломова из состояния мертвящего покоя, включить его в
жизнь. К сожалению, из этого ничего не получилось, ибо слишком крепко прирос
Илья Ильич к покою: “Прирос к этой яме больным местом: попробуй оторвать —
будет смерть”.
Обломов
понимает свое духовное падение, — тем сильнее его душевная драма. “Он
болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее,
светлое начало, может быть, теперь уже умершее, или лежит оно, как золото в
недрах горы… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором”.
Обломов понимает и причины своей духовной гибели. Когда Ольга спросила его:
“Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет
имени этому злу…”, — “Есть, — сказал он чуть слышно… —
обломовщина!”.
Гончарову
удалось создать типичный характер, порожденный крепостнической
действительностью. Классовыми корнями ему служит русское барство с его
паразитизмом. В образе крепостного слуги Захара писатель показывает другую
сторону “обломовщины” — губительное действие крепостничества на
человека, лишенного свободы. Обломовщина воспитала у Захара рабскую психологию.
Жизнь ввергла его в умственное убожество и в то же время развила в нем лень и
косность. Илья Ильич был прав, думая о своем слуге: “Ну, брат, ты еще
больше Обломов, нежели я сам”.
Пожалуй, черты
положительные Гончарову удалось воплотить в Ольге Ильинской. Ольга — натура
независимая, сильная, решительная. Ей свойственно стремление к жизни деятельной
и осмысленной. Поэтому, полюбив Обломова, она проникается желанием возродить
его, спасти от духовной и нравственной гибели. Поняв, что Обломов не сможет
сбросить с себя апатию и лень, она бесповоротно порывает с ним. Прощальные
слова, с которыми обращается Ольга к Обломову, говорят о ее высоких требованиях
к тому, кого она любит: “Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… голубь, ты
прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь
проворковать под кровлей… да, я не такая: мне мало этого…” Интересно,
что Ольга становится женой Штольца. Но, естественно, это замужество не приносит
ей счастья.
Бессознательные
мотивы и стремления, которые определяют поведение Обломова — это своего рода
“бездна”. Во многом личность Обломова так и остается неразгаданной.
Н. А.
Добролюбов в статье “Что такое обломовщина?” дал блестящий и до сих
пор непревзойденный анализ романа. Он отмечает, что общественное значение
романа “Обломов” заключается в том, что в нем показана русская жизнь,
создан “современный русский тип” и одним словом определено
характерное явление дворянско-крепостнической действительности: “Слово это
– обломовщина; оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни”.
Добролюбов
показал, что образ Обломова представляет собой социально-психологический тип,
воплощающий в себе черты помещика дореформенного периода. Состояние барства
порождает в нем нравственное рабство: “…гнусная привычка получать
удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других развила в
нем апатичную неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного
рабства. Рабство это переплетается с барством Обломова, так как они взаимно
проникают друг в друга и одно другим обуславливается”. Обломовы – это все
те, у кого слово расходится с делом, кто на словах только желает лучшего и не
способен свое желание претворить в действие.
“Обломовщина”
как социально-психологическое явление не исчезло с уничтожением
крепостнического строя. Пережитки ее – инертность, косность, эгоизм,
паразитизм, лень, расхлябанность, разгильдяйство – продолжают жить. Обломовщина
страшна тем, что она губит способных, талантливых людей и превращает в инертное
ничто, в жалких неудачников.
В том и
заключается гений Гончарова, что он в своем замечательном произведении поднял
один из важнейших вопросов русской жизни. Ответить на этот вопрос – значит
изменить жизнь коренным образом к лучшему.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://kostyor.ru/student/