Даосизм как философия и религия

Введение
Даосизм предлагает вернуться к естественности,
чтобы вновь в полной мере почувствовать вкус
жизни, утраченный в далеком детстве.
ХанюЦян-цзы
Некоторыекитайские философы, жившие, вероятно, в V и IV столетиях до н. э., излагалиидеи и представления о жизни, которые впоследствии стали известны как даосизм — путь сотрудничества человека с миром природы. Даосизм (кит. dаojiаo) —китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий,шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию инауку.
Отражениепринципов даосизма мы находим в структурах течения воды, газа, огня, в фактурекамня и дерева, а также — в разнообразных произведениях искусства. Всесказанное этими китайскими философами чрезвычайно актуально для нас в XX веке,когда с каждым днем нам становится все очевиднее, что наше стремление с помощьютехники подчинить себе природу и заставить ее «выпрямиться» можетиметь самые катастрофические последствия. Даосизм почти никогда не был официальной религией — скореепредставлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но внедрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которыевдохновляли учёных, политиков, писателей.
Философскиесочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств(Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция.Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого ИмператораХуанди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы.
Даосскойтрадицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао ДэЦзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учениедаосизма.

1. Возникновение даосизма
Говоря окитайской культуре, мы привыкли рассматривать ее как нечто единое и цельное.Однако, это совершенно неверно применительно к китайской древности. Подобнотому, как сам Китай (тогда царство Чжоу) был разделен, начиная с середины I-roтыс. до н.э., на множество отдельных, враждовавших между собой царств, также икультура его являла собой картину значительного многообразия; существовалонесколько типов культур, только позднее сплавленных в великом общекитайскомсинтезе. В наибольшей степени отличались друг от друга культуры севера и югаКитая. Если для севера, давшего начало конфуцианству, характерно внимание кэтической проблематике и ритуалу, рассудочное стремление к рациональномупереосмыслению архаических основ цивилизации, то на юге господствовала стихиямифопоэтического мышления, процветала экстатичность шаманских культов. Идаосизм, созревший, видимо, в лоне южной традиции, тем не менее соединил в себеэкзальтированную архаику юга и рациональность.
Даосизм возник во 2-йполовине I тысячелетия до н. э. Согласно традиции, основателем даосизмасчитается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань, Ли Боян, Лао Лай-цзы, род. в 604 г. до н. э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.) Учение даосизмаизложено в трактатах, названных по именам этих мыслителей (трактат«Лао-цзы» более известен под названим «Дао дэ цзин»). Внастоящее время большинство учёных приходит к выводу, что трактат«Чжуан-цзы» появился около 300 до н. э., приблизительно в то же времячто и «Лао-цзы», в связи с чем датировка возникновения даосизмапередвигается с VI-V вв. до н. э. (как считалось ранее) к IV-III вв. до н. э. [2]

2. Лао-цзы.Легенды о Лао-цзы
Лао-цзы (Старый Младенец, МудрыйСтарец; VI век до н. э.), древнекитайский философ VI—V веков до н. э., один изоснователей течения даосизма, автор трактата «Дао Дэ Цзин» («Канон Пути иблагодати», другое название «Три телеги» — написанный на бамбуке занимал трителеги).[1]
 
2.1 Возможнаябиография
Уже в раннем даосизме Лао-Цзы становится фигурой легендарнойи начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесномрождении (мать носила его несколько десятков лет и родила стариком — откуда иимя его, «Старый ребенок», хотя иероглиф «цзы» означал одновременно и понятие«мудрец», так что его имя можно переводить как «Старый мудрец») и о его уходеиз Китая…[1]
Самый известный вариант биографии Лао-Цзы сообщается СымаЦянем: Лао-Цзы родился в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своейжизни он служил хранителем царской библиотеки государства Чжоу, гдевстречался с Конфуцием. В преклонном возрасте он отправился из страны на запад.Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-Цзырассказать ему о своём учении. Лао-Цзы выполнил его просьбу, написав текст ДаоДэ Цзин (Канон Пути и его Благой Силы).[1]
По другой легенде Мастер Лао-Цзы пришёл в Китай из Индии,отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, безсвоего прошлого, как будто заново рождённым.[1, 41]
 
2.2 Легенды
Согласно легенде, на склоне летЛао-Цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходилчерез пограничную заставу, ее начальник упросил Лао-Цзы оставить в память осебе книгу, в которой бы отразились мысли «мудрого старца» о Пути мира и Путичеловека в нем. Так и появилась на свет рукопись из 5000 иероглифов, котораясохранилась и до наших дней.[1, 47]Лао-Цзы и Конфуций.
Пишет историк Сыма Цянь.
… КогдаКонфуций находился в Сиу, то он посетил Лао-Цзы, чтобы услышать мнение егоотносительно обрядов.
—Обрати внимание на то, — сказал Лао-Цзы Конфуцию, — что люди,которые учили народ, умерли, и кости их уже давно истлели, но слова их доселесуществуют. Когда мудрецу благоприятствуют обстоятельства, он будет разъезжатьна колесницах; когда же нет — он будет носить на голове тяжесть, держасьруками за края ее.
—Я слышал, что опытный купец скрывает свой товар, как будто ничего не имеет.Точно так же, когда мудрец имеет высокую нравственность, то наружность егоэтого не выражает. Ты брось свою гордость, вместе со всякого рода страстями;оставь свою любовь к прекрасному, вместе с наклонностью к чувственности, потомучто они бесполезны для тебя.
—Вот что я говорю тебе, и больше ничего не скажу.
Удалившисьот нашего мудреца, Конфуций сказал своим ученикам:
— Я знаю, что птицы умеют летать, — рыбы умеют плавать в воде и животныеумеют бегать. Также знаю, что бегущих можно остановить тенетами,плавающих — сетями, а летающих — силками. Но что касается дракона, тоя не знаю ничего. Он несется по облакам и поднимается на небо.
—Я сегодня видел Лао-Цзы. Не дракон ли он?..[1, 55]
 
2.3 Высказывания
 
1.        Некоторыесчитают, что наша жизнь, это — некий путь. Что же здесь Лао Цзы хотел сказать опути и страстях? Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное являетсяпрекрасным, оно становится безобразным. Когда все узнают, что добро есть добро,оно перестает быть добром.
2.        Высшееблаго подобно воде. Вода приносит пользу всем существам — это знают все. Тамгде живут много людей — много зла. Поэтому оно следует Дао. Живи в благихземлях. Пусть благо в твоей душе будет так же глубоко как море. Пусть общениетвое будет благим. Пусть слова твои будут наполнены блага и правоты. Да будетправление твое благим. Умей делать благо. Действуй благовременно.
Если человек принимаетэто (учение), он не допустит ошибок.
3.        Высшийнравственный устой — совсем не устой. Поэтому он наполнен нравственностью.Низшие нравственные устои не перестают быть устоями. Поэтому они лишенынравственности. В высшем нравственном устое отсутствуют нормы поведения и он неполагает к действию. В низших нравственных устоях присутствуют нормы поведенияи они полагают к разным действиям.
Здесь Лаю Цзы изложилсвое понимание о том, что является настоящим благом или добром и что ими насамом деле не является. Гораздо важнее учиться распознавать настоящее добро,чем неотступно придерживаться каких-то правил. Важнее всего то, чтобы нашипоступки, слова, и т.д. и т.п. приводили к добру, существенному, в котором ужникто не будет сомневаться. К сожалению, строго придерживаясь правил, к настоящему благу можно совсем неприйти.
4.        Поэтомусовершенно мудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, неприбегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам;создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает кэтому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится. Поскольку он негордится, его заслуги не могут быть отброшены.
5.        Недеяние- ключевое понятие у мудреца Лао Цзы. Высшее изложенный отрывок настолько важени глубок, что к ним можно возвращаться снова и снова. Чтобы увидеть егопрактический смысл, попробуйте медленно прочитать его, имея в виду отношения спротивоположенным полом, бизнес, семью. В общем, здесь есть над чем размышлять.
6.        Небои Земля — долговечны. Небо и Земля долговечны потому, что существуют не длясебя. Вот почему они могут быть долговечными. Поэтому совершенно мудрый ставитсебя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегаетсвоей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется. Не происходит ли это оттого,что он пренебрегает личными [интересами]? Напротив, [он действует] согласносвоим личным [интересам].
7.        Почемубы не распечатать — или даже лучше, переписать от руки особенно понравившиесяфрагменты и возвращаться к ним в течение дня?
В древности те, кто былспособен к учености, знали мельчайшие и тончайшие [вещи]. Но другим их глубинаневедома. Поскольку она неведома, [я] произвольно даю [им] описание: они былиробкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительными, как будтобоялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, какбудто переходили по тающему льду; они были простыми подобно неотделанномудереву; они были необъятными, подобно долине; они были непроницаемыми, подобномутной воде. Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделатьчистым. Это были те, которые своим умением сделать долговечное движениеспокойным, содействовали жизни. Они соблюдали дао и не желали многого. Не желаямногого, они ограничивались тем что существует, и не создавали нового.
8.        Нужносделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогдавсе вещи будут изменяться сами собой а нам останется лишь созерцать ихвозвращение. В мире большое разнообразие вещей, но все они возвращаются ксвоему началу. Возвращение к началу называется покоем, а покой называетсявозвращением к сущности. Возвращение к сущности называется постоянством. Знаниепостоянства называется достижением ясности, а незнание постоянства приводит кбеспорядку и в результате ко злу. Знающий постоянства становится совершенным;тот, кто достиг совершенства, становится справедливым; тот, кто обрелсправедливость, становится государем. Тот, кто становится государем, следуетДао. Тот, кто следует Дао, вечен и до конца жизни (такой государь) не будетподвергаться опасности.
9.        Когдабудут устранены мудрствование и ученость, народ будет счастливее во сто крат;когда будут устранены человеколюбие и «справедливость», народвозвратится к сыновней почтительности и отцовской любви; когда будут уничтоженыхитрость и нажива, исчезнут воры и разбойники. Все эти три вещи (происходят) отнедостатка знаний. Поэтому нужно указывать людям, что они должны быть простымии скромными, уменьшать личные желания и освобождаться от страстей.
10.     Прикажущихся противоречиях в разных отрывках текста, старайтесь взглянуть глубже.Важнее всего уловить «дух» мудрости, а не ловиться на слова.[1,136-139]

3.Вероучение, культ и организация даосизма
Основы даосизма, философии Лао-цзы излагаются в трактате «Дао Дэ цзин»(IV—III вв. до н. э.). В центре доктрины — учение о великом Дао,всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение.Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Даогосподствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всёпроисходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться.Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое,безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Дажевеликое Небо следует Дао.[2]
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь,попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма,человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смертьозначает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме.Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души смировым порядком Дао. Каким же образом можно достичь такого слияния? Ответ наэтот вопрос содержится в учении Дао.[2]
Пути Дао присуща сила Де. Именно через силу У-вэй Дао проявляется вкаждом человеке. Эту силу нельзя истолковывать как усилие, а наоборот, какстремление избегать всякого усилия. У-вэй — означает «недеяние», отрицаниецеленаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком. Впроцессе жизни необходимо придерживаться принципа недеяния — принципа У-вэй.Это не бездействие. Это деятельность человека, которая согласовывается сестественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао означаетпустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.Таким образом, даосизм учитсозерцательному отношению к жизни. Блаженства достигает не тот, кто стремитсядобрыми делами завоевать расположение Дао, а тот, кто в процессе медитации,погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а черезсебя вслушаться и постичь ритм мироздания. Таким образом, цель жизниосмысливалась в даосизме как возвращение к вечному, возвращение к своим корням.[2]
Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощьюрелигиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добиваетсявысокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти ижелания, погрузиться в общение с божественным Дао.[2]
Дао проявляется через обыденную жизнь и воплощается в поступках обученныхлюдей, хотя мало кто из них полностью «идет по Пути». Более того, сама практикадаосизма построена на сложной системе символики взаимосоответствий и единениямира общего, космического, и внутреннего, человеческого. Всё, например,пронизано единой энергией ци. Ребенок рождается от смешения изначального ци(юань ци) отца и матери; человек живёт, лишь продолжая напитыватьорганизм неким внешним ци (вай ци), переводя его во внутреннее состояниес помощью системы дыхательных упражнений и правильного питания. Всёпо-настоящему «великое» связано с запредельным, Дао, которое при этомежемгновенно проявляется в вещах, явлениях, поступках. Космическое здесьпостоянно проецируется на человеческое и проступает в особом витальном«энергетизме», энергетической потенции как самого Дао, так и людей, которыесмогли в полной мере постичь его. Сам путь Дао воспринимается как началоэнергетическое, одухотворяющее, например, в «Чжуан-цзы» сказано: «Онодухотворил божества и царей, породил Небо и Землю».[2, 122-124]Основные категории даосизма:
·          Дао —буквально «путь», в даосизме — бытие и изменение Вселенной в самом общемсмысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствоватьпорядок всех вещей в мире
·          Дэ —буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), неимеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого«арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителяКитая и которую он мог передавать своим подданным
·          У-вэй —буквально «недеяние» — понимание того, когда надо действовать, а когдабездействовать
·          Пу —буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природойпредметов, если проще, то простоту души, душу пу. [4]
Социально-культурное влияние даосизма:
Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлялсобой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрахдаосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновлялиучёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания сосвержением династий зарождались тоже в недрах даосизма.[3]
Даосизм является необходимым составным элементом общественной жизни, втом числе духовной культуры общества. Он выполняет в обществе ряд важныхсоциокультурных функций. Одной из таких функций является мировоззренческая. Вдаосизме как в форме духовного освоения мира, осуществляется мысленноепреобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатываетсяопределенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компонентымировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качествеориентиров и регуляторов его поведения.[3]

Списоклитературы
 
1.         Лукьянов А.Е.Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001. 384 с.
2.         Торчинов,Евгений Алексеевич. Даосизм — С-П., 1999.
3.         Фицжеральд С.П. Китай, краткая история культуры —СПб.: Евразия, 1998.
4.         ШкуркинП.В. Очеркдаосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии. 1925. № 53. С.121-125.