Давайте поспорим, Базаров!

Давайте
поспорим, Базаров!

Я ничьих мнений
не разделяю — я имею свои.

И. С. Тургенев

…Мы действуем
в силу того, что мы признаем полезным. В теперешние времена полезнее всего
отрицание — мы отрицаем”. Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот
человек, который может так уверенно говорить?

Передо мной
роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Этот роман был создан автором в
1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в
условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами
русского общества — либералами и демократами. Роман в целом и главный герой —
демократ-разночинец Базаров — явились, по определению самого автора,
“выражением новейшей нашей современности”. Роман замечателен тем, что
вызывает желание подумать, поспорить. Страница за страницей я знакомлюсь с
главным героем романа — Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером,
с его занятиями, с его взглядами.

Что ж, Евгений,
вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении
цели. Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не
говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной,
трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него “отроду лишней копейки не
взяли”. Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным
трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность
серьезно готовить себя к будущей деятельности. Из этой школы труда и лишений
вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться.

Меня привлекает
ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же
принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами.
Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать
на веру какие бы то ни было понятия. Опыт — вот ваш единственный источник
познания, а личное ощущение — последнее убеждение.

Мне нравится
ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика
суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: “Аристократизм…
либерализм… сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они
даром не нужны”.

Меня привлекает
ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений,
множество пословиц и поговорок: “Шила в мешке не утаишь”,
“Бабушка надвое сказала”. Говорите вы много и просто, но мысли
выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не
вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном
демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы
действительно новый человек. И в то же время я готова с вами поспорить. Итак,
что же вы отрицаете? Вы сами ответили на этот вопрос: “Все!” А что
“все”?

Конечно,
отрицание самодержавия, крепостного права— это похвально. Отрицание всего того,
что порождено “безобразным состоянием общества”, — народной нищеты,
бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание
носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева,
если вы называетесь нигилистом, “следует читать революционером”. А
дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы
называете “белибердой”, “непростительной дурью”. Как же вы
заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь
любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих
людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу… “Кто
не знал любви, тот все равно, что не жил” (Мольер). “Любовь — творец
всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого” (Д. И.
Писарев). А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания:
“свободно мыслят между женщинами только уроды”. И именно поэтому вы
уже не хотели допустить свободы мысли в женщинах.

Я долго
раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да,
эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: “так знайте же, что я
люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились”. Мне кажется, что от
такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто так не
услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что
боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений,
человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам.
Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.

Не согласна с
вашим отношением к искусству: “Рафаэль гроша медного не стоит, а русские
художники и того меньше”. Как вы можете так думать! Творениями русских
художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди
всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время,
когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему, это значит
“отойти от дела”. Но вы неправы. “Искусство — это самая большая
радость, которую человек доставляет самому себе”, — сказал Писарев. Очень
жаль, что вы не успели это понять.

Вы, Евгений,
материалист, но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого
материализма. Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы
считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что
“у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены”.
В этом ваша большая ошибка. Природа… С одной стороны, вы, как человек,
увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее. А с другой…
“Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Что ж, вроде бы
правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы,
заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не восхищаться
красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают
миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того,
чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение. Непонятно мне ваше отношение
к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам
безразличны. Наверное, под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что
ваш: “дед землю пахал”. Почему же в ваших взглядах так много
противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что “время Базаровых
еще не пришло”.

И все-таки я
еще раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением. С болью читала я строки
романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти. Конечно, вам хотелось жить.
Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но
эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к
той нелепой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже
наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней
минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной,
несмотря на ваши заблуждения и ошибки.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/