Две России в поэме Гоголя "Мертвые души"

Две России в
поэме Гоголя “Мертвые души”

В начале работы
над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: “Какой огромный, какой
оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем”. Так
сам Гоголь опредеил объем своего произведения – вся Русь. И писатель сумел
показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни
России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь
Чичикова сначала в “аду” – I том “Мертвых душ”, затем
“в чистилище” – II том “Мертвых душ” и “в раю” –
III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном
объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны
русской жизни. Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы
современных автору помещиков.

Это и есть
“мертвые души” поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей
моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами
лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним
немного, вы воскликнете: “Черт знает, что такое!” Его мечтательность
– это праздность, паразитизм, безволие. В Коробочке Гоголь представляет нам
другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она
вдруг становится “дубинноголовой” в сцене продажи мертвых душ, боясь
продешевить. Это тип человека себе на уме. В Ноздреве Гоголь показал иную форму
разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала
он – лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что
общительность Ноздрева – безразличное панибратство с каждый встречным и
поперечным, его живость -это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь
серьезном предмете или деле, его энергия – пустая растрата сил в кутежах и
дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,- “нагадить
ближнему, иногда вовсе без всякой причины”. Собакевич сродни Коробочке.
Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый
скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен,
неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь
подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает
эту галерею “мертвых душ” “прореха на человечестве”
Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин – крайняя
степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.

К галерее
помещиков, которые являются по существу “мертвыми душами”, примыкают
и губернские чиновники. Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и
есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере
жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены
далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и “носит
всегда с собой какой-то особенный запах”. Кучер Селифан – не дурак выпить.
Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация,
когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, .Степане
Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых
автор задумался и задался вопросом: “Что вы, сердечные мои, поделывали на
веку своем? Как перебивались?”

Но есть на Руси
хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть
люди, составляющие “соль земли”. Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот
гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и
поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки,
устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед
птица-тройка. “Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/