Ермил Гирин
(глава «Счастливые»). По поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Начиная с главы
“Счастливые” в направлении поисков счастливого человека намечается
поворот. По собственной инициативе к странникам начинают подходить
“счастливцы” из низов. У большинства из них велик соблазн хлебнуть
вина бесплатного. Но сам факт их появления знаменателен в эпопее. Внимание семи
странников все более и более захватывает многоголосая народная Русь. Звучат
рассказы-исповеди дворовых людей, лиц духовного звания, солдат, каменотесов,
охотников. Все мужицкое царство вовлекается в диалог, в спор о счастии.
Конечно, “счастливцы” эти таковы, что странники, увидев опустевшее
ведро, с горькой иронией восклицают:
Эй, счастие
мужицкое!
Дырявое с
заплатами,
Горбатое с
мозолями,
Проваливай
домой!
Но в финале
главы звучит рассказ о счастливом человеке, подвигающий действие эпопеи вперед,
знаменующий более высокий уровень народных представлений о счастье. Ермил –
“не князь, не граф сиятельный, а просто он – мужик!”. Но по своему
характеру и по влиянию на крестьянскую жизнь он посильнее и поавторитетнее
любого. Сила его заключается в доверии народного мира и в опоре Ермила Гирина
на этот мир. Поэтизируется богатырство народа, когда он действует сообща.
Рассказ о Ермиле начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за
сиротской мельницы. Когда в конце торга “вышло дело дрянь” – с
Ермилом денег не было,- он обратился к народу за поддержкой:
И чудо
сотворилося –
На всей
базарной площади
У каждого
крестьянина,
Как ветром,
полу левую
Заворотило
вдруг!
Это первый
случай в поэме, когда народный мир одним порывом, одним единодушным усилием
одерживает победу над неправдою:
Хитры, сильны
подьячие,
А мир их
посильней,
Богат купец
Алтынников,
А все не
устоять ему
Против мирской
казны…
Подобно Якиму,
Ермил наделен острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды
он оступился: выгородил “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но
этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным
покаянием, еще более укрепившим его авторитет. Совестливость Ермила не
исключительна: она является выражением наиболее характерных особенностей
крестьянского мира в целом. Вспомним, как Ермил рассчитывался с мужиками за
мирской их долг, собранный на базарной площади:
Рубль лишний,
чей – Бог ведает!
Остался у него.
Весь день с
мошной раскрытою
Ходил Ермил,
допытывал,
Чей рубль? да
не нашел.
Всей жизнью
своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути
человеческого счастья. Казалось бы, он имеет “все, что надобно для
счастья: и спокойствие, и деньги, и почет”. Но в критическую минуту жизни
Ермил этим “счастьем” жертвует ради правды народной и попадает в
острог.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/