Этрусская мифология

Спорностьи невыясненность этногенеза этрусков препятствует определению обстоятельств ивремени формирования мифологии народа. Сравнение ее с мифологиями другихдревних народов позволяет с достаточной уверенностью утверждать, что истокиэтрусской мифологии уходят в область эгейско-анатолийского мира, откуда,согласно господствовавшему в древности мнению (впервые у Геродота I 94),прибыли предки этрусков — тиррены и пеласги. Восточными чертами этрусскоймифологии является наличие в ней представлений о сакральном характере царскойвласти, религиозные атрибуты — двойной топор, трон и др., сложнаякосмогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии. Входе соприкосновения этрусков с греческими колонистами в Италии и наприлегающих островах происходило отождествление древнейших этрусских богов солимпийскими богами, заимствование этрусками греческих мифов и ихпереосмысление в духе собственной религиозной и политической идеологии.
Вселеннаяпредставлялась этрускам в виде трехступенчатого храма, в котором верхняяступень соответствовала небу, средняя — земной поверхности, нижняя — подземномуцарству. Воображаемый параллелизм между этими тремя структурами позволял по расположениюсветил в верхней — видимой — предсказывать судьбу человеческого рода, народа икаждого индивидуума. Нижняя — невидимая и недоступная живому человеку структурасчиталась обиталищем подземных богов и демонов, царством мертвых. Впредставлениях этрусков средняя и нижняя структуры соединялись ходами в видеразломов в земной коре, по которым спускались души мертвых. Подобия такихразломов в виде ямы (mundus) сооружались в каждом этрусском городе дляпринесения жертв подземным богам и душам предков. Наряду с представлением оделении мира по вертикали существовало представление о горизонтальном делениина четыре стороны света; при этом в западную часть помещали злых богов идемонов, в восточную — добрых.
Этрусскийпантеон включает множество богов, в большинстве случаев известных лишь поименам и месту, занимаемому каждым из них на модели гадательной печени изПьяченцы.
Вотличие от греческой мифологии, этрусская мифология, как правило, не имеламифов о браках богов и их родстве. Объединение богов в триады и двоицы, где онозафиксировано в источниках, обосновывалось их местом в религиозной иерархии. Кдревнейшим религиозным представлениям эгейско-анатолийского мира восходитэтрусская концепция богов, передающих свою волю с помощью молний. К их числу относилсяТин, отождествлявшийся с греческим Зевсом и римским Юпитером. Как бог неба,бог-громовержец Тин повелевал тремя пучками молний. Первым из них он могпредостерегать людей, вторым — пользовался, лишь посоветовавшись с двенадцатьюдругими богами, третьим — самым страшным — карал, лишь получив согласиеизбранных богов. Таким образом, Тин, в отличие от Зевса, первоначально мыслилсяне царем богов, а лишь главой их совета, представляемого по образцу совета главэтрусских государств. Богиня Туран, имя которой означало«подательница», считалась владычицей всего живого и отождествлялась сАфродитой. Греческой Гере и римской Юноне соответствовала богиня Уни,почитавшаяся во многих городах как покровительница царской власти. Вместе сТином и Уни в основанном этрусками в конце VI в. до н.э. Капитолийском храме вРиме почиталась Менрва (римская Минерва), покровительница ремесел иремесленников. Эти три божества составили этрусскую триаду, которойсоответствовала римская триада: Юпитер, Юнона, Минерва. Бог Аплу, отождествлявшийсяс греческим Аполлоном, первоначально воспринимался этрусками как бог,охраняющий людей, их стада и посевы. Бог Турмс, соответствующий греческомуГермесу, считался божеством преисподней, проводником душ умерших. Греческомубогу Гефесту — хозяину подземного огня и кузнецу, соответствует этрусскийСефланс. Он участник сцены, изображающей наказание Уни по приказу Тина. Вгороде Популонии Сефланс почитался под именем Велханс (отсюда римский Вулкан).Судя по множеству изображений на зеркалах, геммах, монетах, видное местозанимал бог Нефунс. У него характерные атрибуты морского божества — трезубец,якорь. Среди этрусских божеств растительности и плодородия наиболее популяренбыл Фуфлунс, соответствующий Дионису-Вакху в греческой мифологии и Сильвану вримской. Культ Фуфлунса носил оргиастический характер и был в Италии болеедревним, чем почитание Диониса-Вакха. Сакральное объединение государств сцентром в Вольсиниях обусловило выделение главного божества этого городаВольтумна (римляне именовали его Вертумном). Иногда его изображали злокозненнымчудовищем, ииогда в качестве божества растительности неопределенного пола,иногда в виде воина. Эти облики, возможно, отражали стадии трансформациилокального хтонического божества в «главного бога Этрурии», как егоназывает Варрон (Antiquitatum rerum… V 46). К числу богов «небеснойдолины» этруски относили Сатре, полагая, что он, как и Тин, может поражатьмолниями. С богом Сатре было связано космогоническое учение и представление озолотом веке — грядущей эпохе изобилия, всеобщего равенства (что соответствуетпредставлению о римском Сатурне). Богом италийского происхождения был Марис(римский Марс). В одной из своих функций он был покровителем растительности, вдругой — войны. Из италийской мифологии этрусками был воспринят Майус — хтоническое божество растительности. Этруски почитали бога Селванса,впоследствии воспринятого римлянами под именем Сильван. Владыками подземногоцарства были Аита и Ферсифай (соответствующие греческим богам Аиду иПерсефоне). Вполне вероятно, что некоторые имена этрусских женских божеств былипервоначально эпитетами великой богини-матери, указывающими на определенные еефункции — мудрость, искусство и др.
Нарядус культом богов у этрусков существовал культ злых и добрых демонов. Ихизображения сохранились на зеркалах и фресках погребальных склепов. Звериныечерты в иконографии демонов позволяют предполагать в них первоначальносвященных животных, оттесненных на задний план по мере выделения антропоморфныхбогов. Демоны нередко изображались в качестве спутников и слуг богов. Демонсмерти Хару (Харун) больше, чем родственный ему греческий перевозчик душумерших Харон сохранил черты самостоятельного божества. На более раннихпамятниках Хару — зловещий и молчаливый свидетель смертных мук, затем вестниксмерти и, наконец, под влиянием греческой мифологии — проводник душ в подземномцарстве, узурпировавший эту роль у Турмса (греческого Гермеса). Много общегоимел с Хару Тухулка, в облике которого соединены человеческие и звериные черты.Хару и Тухулка часто изображаются вместе как свидетели или исполнители волибогов в преисподней. Из культа божественного множества демонов-лазов (римскиелары) выделилось демоническое существо Лаза. Это юная обнаженная женщина скрыльями за спиной. На зеркалах и урнах она изображалась участницей сценлюбовного содержания. Ее атрибутами были зеркало, таблички с грифелем, цветы.Значение встречающихся в надписях эпитетов Лазы: Еван, Альпан, Млакус — остается невыясненным. По аналогии с римскими ларами можно предполагать, чтолазы были добрыми божествами, покровителями дома и домашнего очага.Демоническим множеством были маны (римские маны) — добрые и злые демоны. Кдемонам загробного мира относилась Ванф.
Этрусскоеизобразительное искусство сохранило многие мифы, известные из греческоймифологии. Этрусские художники отдавали предпочтение сюжетам, связанным сжертвоприношениями, кровавыми схватками. Фрески этрусских гробниц зачастуюпредставляют собой изображения замкнутых циклов сцен смерти, путешествия в загробноецарство и суда над душами умерших.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта greekroman.ru/