ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Первую
проповедь христианства на земле древней Иверии церковное Предание приписывает
апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах.
Древнейшей святыней Грузии является Нешвенный Хитон Христов, хранящийся в
Мцхетском соборе; другая древняя святыня – могила Симона Кананита, ученика и
спутника апостола Андрея. Распространение христианской веры на горах Кавказа
связано с именем святой равноапостольной Нины, жившей в IV веке. Под влиянием
святой Нины, воздвигшей в стране множество храмов в память великомученика
Георгия Победоносца, Грузия избрала святого Георгия своим небесным
покровителем.
ИСТОРИЯ ГРУЗИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
По преданию,
Грузия (Иверия) – апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы
собрались в Сионской Горнице и бросали жребий, в какую страну идти каждому из
них. Пресвятая Дева Мария пожелала принять участие в апостольской проповеди. Ей
выпал жребий идти в Иверию, однако Господь велел Ей остаться в Иерусалиме. На
север отправился св. ап. Андрей Первозванный, который взял с собой
нерукотворный образ Богородицы. Св. Андрей обошел с проповедью Евангелия многие
города и селения Грузии. В г. Ацкури,близ современного г. Ахалцихе, по молитве
апостола воскрес умерший незадолго до его прихода сын вдовы, и это чудо
подвигло жителей города принять Cвятое Крещение. Ап. Андрей поставил
новопросвещенным епископа, иереев и диаконов, а перед отбытием в путь оставил в
городе икону Богородицы (празднование в честь Ацкурской иконы Пресвятой
Богородицы совершается 15/28 августа).
Кроме св. ап.
Андрея в Грузии проповедовали св. апостолы Симон Кананит и Матфий. Древнейшие
источники сообщают и о проповеди в Восточной Грузии св. апп. Варфоломея и
Фаддея.
Первые века
христианство в Грузии подвергалось гонениям. К началу второго века относят
мученическую кончину св. Сухия и его дружины (память 15/28 апреля). Однако уже
в 326 г. христианство стало в Иверии государственной религией благодаря проповеди
св. равноап. Нины (память 14/27 января и 19 мая/1 июня – в Грузинской Церкви
эти дни относят к числу великих праздников). Исполняя волю Пресвятой
Богородицы, св. Нина из Иерусалима пришла в Грузию и окончательно утвердила в
ней веру Христову.
Первоначально
Грузинская Церковь была в юрисдикции Антиохийского Патриархата, однако уже в V
в. она получила автокефалию. Этому, по-видимому, способствовало в числе прочих
то обстоятельство, что Грузия была самостоятельным христианским государством
вне границ Византийской империи. С XI в. предстоятель Грузинской Церкви носит
титул католикос-патриарха.
Всю свою
историю Грузия вела борьбу с захватчиками, которые стремились не только
захватить страну, но и искоренить в ней христианство. Например, в 1227 г
Тбилиси подвергся нашествию хорезмийцев во главе с Джалал-ад-Дином. Тогда на
мост были вынесены иконы и все жители города должны были, проходя по мосту,
плевать на лики икон. Тем, кто этого не делал, тут же отрубали голову и
сталкивали в реку. В тот день 100000 христиан Тбилиси приняли мученическую
смерть (их память совершается 31 октября/13 ноября).
Тяжелое
положение правоcлавных грузин вынуждало их начиная с XV в. время от времени
обращаться с просьбой о помощи к единоверной России. В итоге в начале XIX в.
Грузия была присоединена к Российской империи и автокефалия Грузинской Церкви
была упразднена. Был образован Грузинский Экзархат, которым управлял экзарх в
сане митрополита, позднее – в сане архиепископа. За время существования
Экзархата в церковной жизни был наведен порядок, улучшилось материальное
положение духовенства, были открыты духовные учебные заведения, развивалась
наука. В то же время, происходило вытеснение грузинского языка из богослужения,
преподавание в семинариях также велось на русском языке. Сократилось число
епархий, церковное имущество оказалось в распоряжении русских властей,
экзархами назначались архиереи русской национальности. Все это вызывало
многочисленные протесты.
В конце XIX –
начале XX вв. существовало ясно выраженное стремление православных грузин к
автокефалии. В феврале 1917 г. в России произошла революция, а 12 марта в
древней столице Грузии Мцхета было провозглашено восстановление автокефалии
Грузинской Церкви. 17 сентября 1917 г. на Соборе в Тбилиси католикос-патриархом
был избран епископ Кирион (Садзаглишвили). Русская Церковь сначала не признала
восстановление автокефалии, в результате чего произошел разрыв молитвенного
общения между двумя Церквами. Общение было восстановлено в 1943 г. при
патриархе Сергии (Старгородском) и католикос-патриархе Каллистрате (Цинцадзе).
В 1990 г. автокефалию Грузинской Церкви признал Вселенский
(Константинопольский) Париархат.
С 1977 г.
Католикос-Патриархом всея Грузии является Святейший и Блаженнейший Илия II.
Список
литературы
Александр
Чхартишвили. Грузинская православная церковь.