Христианская концепция происхождения морали

Содержание
1. Понятие морали и основные концепции ее происхождения
2. Сущность христианской концепции происхождения морали
3. Особенности христианской морали
Литература
1. Понятие морали и основные концепции еепроисхождения
Мораль — понятие историческое. Она относится к числу техобщечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социальногобытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшимее атрибутом, пока существуют человек и общество. Являясь одной из самыхдревних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделениячеловека из животного мира в ходе становления общественных отношений,образования социальных коллективов и общностей.
Вопросы происхождения морали рассматриваются по-разному вразличных этических системах. Существует целый ряд концепций происхождения исущности морали. Это:
натуралистические концепции;
антропологические;
креационистские.
Натуралистические (эволюционистские) концепции — выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижениемнравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматриваетсякак простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных как способавыживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничеготакого, что не встречалось бы у животных.
Антропологические концепции происхождения мораливыводят нравственность из «природы человека» как естественногосущества, его потребностей интересов, «неизменной» биолого-психологическойсущности индивида.
В рамках этого направления существовали многие этическиешколы. Так, гедонизм (от греческого — удовольствие, наслаждение) выводил моральиз эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо научитьпонимать различия между ними и находить полноту бытия в стремлении кудовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение, ачтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними проблемами- имуществом и другими заботами.
В рамках данного направления в этических учениях можнорассматривать и концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является пользаиндивида (выгода, личный интерес, корысть и т.д.). Источником нравственностиявляется «природа человека», а содержание морального выбораоценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатампоступка.
Креационистские теории (креация — творение) представляютразличного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамкахэтих концепций является Бог. Мораль — это божий дар, который, подобно ударумолнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священен инепререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуютобоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Буддыи Мухаммеда. Следование им, соблюдение их приближает человека к нравственномуидеалу.
Христианство предложило программу нравственногосовершенствования через постижение идеи Бога, помогая тем самым моралирегулировать отношения между людьми в социально неоднородном обществе. Христианствочерез тексты Библии предложило свой механизм регуляции поведения, понятныйшироким массам. Христианство провозгласило идею нравственного равенства; уделилобольшое внимание отдельному человеку, его душе, заложив основы гуманизма; призвалочеловека приподняться над повседневностью своего существования и обратить своипомыслы к духовному совершенствованию;
предложило человечеству моральный идеал очень высокогопорядка в образе Иисуса Христа; сформулировало простейшие нравственные правила(десять заповедей).
Христианская концепция происхождения морали утверждает, чтомораль дана нам как бы непосредственно, она не требует размышлений, специальныхрешений, она как будто известна с самого начала, почти от рождения; она дремлетв человеке и пробуждается в нужный момент. Говоря языком религии, «мораль- от Бога»[1].2. Сущность христианской концепции происхожденияморали
В I в. н.э.в восточной части Римской империи началораспространяться христианство. Христианство является движением угнетенных слоевРимской империи лишь при возникновении в самый начальный период его истории. Современем оно теряет оппозиционный характер, становиться легальной, а затем иофициальной религией государства. Постепенно выхолащиваетсядемократически-уравнительная сущность христианских общин, они структурируются поподобию официального общества: в них выделяется религиозная верхушка, которая противостоитосновной массе верующих, угнетая их экономически и духовно. Получилась как быирония истории: возникшая как альтернатива классовой структуре христианскаяцерковь усилила ее, сама превратилась в новую, более изощренную формуклассового угнетения. Соответственно меняется содержание христианской религии; онастановится идеологией эксплуататорских классов. Эксплуататорская сущностьхристианского мировоззрения выражается, прежде всего в том, что онообщественный протест подменят моральным возмущением, реальную борьбу за социальноеосвобождение — обещанием справедливости в потустороннем мире.
На этическом уровне это отразилось в том, что а) быловыхолощено плебейское конкретно-историческое содержание христианской морали иусилена ее теоцентрическая направленность; б) мораль, сведенная к безжизненнымабстракциям, была выставлена в качестве высшей и самодостаточной основычеловеческого счастья. Моральная доктрина Библии, сохраняя следыпротиворечивости породивших ее социальных сил, все же в целом, в своейконцептуальной основе является отражением интересов господствующихэксплуататорских классов.
Христианство, бесспорно, представляет одно из самыхвеличественных явлений в истории человечества. Религиозная мораль представляетсобой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм,складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая,что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение,проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своихморальных установлений, их вневременной характер.
Раннее христианство выдвинуло на первый планобщечеловеческие заповеди милосердия, любви и свободы, и, благодаряхристианству, эти заповеди стали известны многим народам Азии и Европы (авпоследствии и других континентов). Как заметил Бердяев, «до Христа мир незнал вселенской религии; все религии были национальными и ограниченными»[2].Христианство, по словам Владимира Соловьева, «поставило передчеловеком его абсолютный идеал, дало ему окончательную задачу для егособственной работы».
В христианстве — крупнейшей мировой религии проблемам этикипридается первостепенное значение, а мораль имеет религиозные истоки. Основательэтой религии — Иисус Христос является создателем новой морали, которую можноопределить как этику любви.
Суть его учения сводится к следующему: несчастья человеканачались с того момента, когда он отошел от Бога и возомнил, что сам можетрешать, что есть добро и бороться со злом, насилием и обманом. Подобноесамомнение лишь умножает зло в мире и подводит человечество к роковой черте. Спасениесостоит в осознании ложности разделения людей на добрых и злых и необходимостиборьбы со злом с помощью добра.
Все люди — дети Бога, в каждом и них его искра. Поэтому ихотношения должны быть такими же, как между детьми в одной семье и строиться налюбви. Любовь изначальна и самодостаточна. В то же время смысл любви болееглубок, он не ограничивается земной жизнью, а предполагает устремление к Богу. Земнаяжизнь несовершенна, поэтому сердце не должно принадлежать миру и его ценностям.Истинно моральными являются ценности, устремляющие человека к божественнойдуховности. Высшая духовная бескорыстность выступает символом божественнойлюбви. Мир земной отмечен печатью смерти, божественный же — вечен. Чем меньшечеловек стремится иметь, тем больше он будет иметь на небе.
Идеал Христа — этика любви. Последнее его наставлениеближайшим своим ученикам перед своей смертью — любить друг друга. Любовьсмиренна и насыщена высшим гуманизмом — «возлюби врага своего». Гордыня- первый грех человека. Любовь деятельна. Оценивать нравственность человеканужно по делам, а не по словам. Любовь бескорыстна, когда направлена на тех, откоторых мы не можем получить выгоды. Это обездоленные, униженные, оскорбленные,гонимые. Любовь понимается как духовное единение людей.
Первая, высшая и, в сущности, единственная заповедь этикиХриста есть заповедь любви к богу. Она выше любви к человеку, выше всякихземных привязанностей и целей. Любовь к богу требует себе всего человекацеликом, все его мысли и дела.
Любовь к ближнему является как бы конкретизацией любви кбогу. Любить ближних надо именно потому, что они богоподобны. Служа ближним мыслужим богу. Любовь к ближнему во всех ее проявлениях есть не что иное, каклюбовь к богу. Любовь к ближнему оказывается смирением перед социальнойнесправедливостью: призванная прорвать отчужденные формы связей между людьми,она становится их изощренной апологией.
Таким образом, если говорить об общих нормативных принципаххристианской этики, то они фактически сводятся к одной единственной заповедилюбви к богу. Следование этой заповеди составляет содержание добродетельнойжизни. Но что означает любовь к богу, если свести ее к какой-то совокупностиреальных действий. В своем эмпирическом содержании любовь к богу и любовь кближним означает отказ от поисков человеческого счастья, земную аскезу. Этическаяпричастность к миру оборачивается отрицанием мира, доходящим до бегства отнего, самоуничтожения человеком своей земной сути. «Формула единения смиром в любви и ухода от мира в аскезе» рассмотренная в ее историческомсодержании, не только фиксирует разрыв между моральным началом и всеймногообразной практически-целесообразной, предметно-определенной деятельностью человека,но одновременно санкционирует, оправдывает на свой лад аморальностьсоциально-природного бытия. Отсюда проистекает и следующий ключевой дляхристианской морали вывод о том, что осуществление нравственного предназначениячеловека — его единение с богом — возможно только в потустороннем мире и толькопо милости бога. Соглашаясь с мнением, что «схождение бога к человеку естьодновременно требование восхождения человека к богу», следует все жесделать одно добавление. Тот факт, что разрыв между богом и человекомпреодолевается со стороны бога, является вместе с тем констатацией того, чтоэто превышает силы и возможности человека[3].
Моральная концепция христианства как бы замкнута на идеюбога. Бог — единственная творческая сила; он создал мир и является егоживотворной сущностью. Весь мир развивается из него, он же остается егонепосредственным управителем. Бог является одновременно и высшей целью мира, изадает ему смысл. Все, что ни создает бог, он создает для себя «ибо все изнего, им и к нему». Бог как абсолютное (и только он) заключает в себепричину, норму и цель своей деятельности. Все остальные создания лишеныавтономности, они существуют благодаря богу и для бога. Человек не составляетисключения.
Человек, однако, не просто одно из творений бога, наряду сбесчисленным количеством других, он существо привилегированное, обладающееотносительной властью над миром, ибо он подобен богу. Его богоподобиевыражается в том, что человек создан свободным и высшая цель — служить богувыступает для него как долженствование, решаемая им самим задача. В той мере, вкакой человек наделен способностью не грешить, возможностью свободным актомподчинить себя богу, он уподобляется богу как абсолютной личности.
Человек подобен богу, но не одинаков с ним, ибо принадлежитмиру. Человек двойственен. В своем реальном существовании он не таков, какимдолжен быть по назначению. Преодоление этой двойственности, следование своей«подлинной» сущности и составляет содержание моральных усилийчеловека. Таково христианское обоснование морали.
Человек безнадежно греховен. Христианство недвусмысленноутверждает, что греховность человека непреодолима его собственными силами. Этоякобы достигается с помощью божественной благодати, прямого и непосредственногоучастия бога.
Образ Иисуса Христа, который является богом и одновременночеловеком — это наглядный образец моральности в христианском понимании,моральный идеал. Следование богу выступает как следование Христу. С точкизрения христианкой логики, как грехом Адама в мир вошел грех, так благодатьюХриста в мир вошла благодать[4].
Происхождение морали в кратком виде сформулировано вПятикнижии Моисея, в частности в Торе, в Книге Бытие после описания каждого изактов сотворения мира до создания человека повторяются (пять раз) слова: «Иувидел Бог, что это хорошо».
Нужно отметить, что появление человека не сопровождалосьотдельной оценкой, и лишь в конце творения как бы подведен общий итог: «Иувидел Бог всё, что Он сделал, и вот это очень хорошо» Не означает ли это,что все земные творения изначально и сами по себе признавались «хорошими»,а человек создан неизвестно каким, и может быть оценен только вместе состальной природой? Во всяком случае, если Создатель давал результатам своихдействий некую оценку, то, стало быть, способность отличать хорошее отплохого принадлежала изначально Ему, а не человеку. Люди же приобрели этокачество только в результате грехопадения, когда вкусили от «древапознания добра и зла»: «Змей сказал женщине: „…Бог знает, что вдень, когда от него поедите, ваши глаза откроются, и станете, как Бог, знающимидобро и зло“. И сказал Бог: „Стал теперь человек как один изНас в познании добра и зла“[5].
Таким образом, утверждается божественное происхождениеморали. Бог является источником, основанием морали.3. Особенности христианской морали
Христианские богословы считают библейские заповедибогооткровенными по происхождению и общечеловеческими по их нравственномузначению, так как бог один. Христианская мораль находит свое выражение всвоеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, всовокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфическихрелигиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.п.) инекоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), атакже в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместеперечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.
Главной особенностью христианской (как и вообще всякойрелигиозной) морали является то, что ее основные положения ставятся вобязательную связь с догматами вероучения. Так как „богооткровенные“ догматыхристианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианскойморали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительнойустойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. Вэтом заключается консервативность религиозной морали.
Другой особенностью христианской морали, вытекающей из еесвязи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственныенаставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково,например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, любви к врагам,непротивлении злу и другие положения, находящиеся в противоречии с насущнымиинтересами реальной жизни людей.
Христианская мораль включает в себя некоторую совокупностьнорм (правил), призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, вобщине верующих, в обществе. Таковы известные ветхозаветные заповеди,евангельские „заповеди блаженства“ и другие новозаветные нравственныенаставления. В своей совокупности они составляют то, что можно назватьофициальным, одобренным церковью кодексом христианской морали.
В христианском мире происхождение базовых моральных нормописывают в форме передачи Моисею самим Богом десяти заповедей. Моральные нормыхристианина не исчерпываются заповедями Моисея, но дополняются осознаниемнеобходимости и возможности духовного перерождения, о чем говорил Иисус Христосв Нагорной проповеди в учении о блаженствах.
Создавая свой моральный кодекс, христианство включило в себяи некоторые простые общечеловеческие нормы нравственности. Простейшие общиетребования к поведению личности в коллективе, которые получили отражение вветхозаветном десятисловии, были выработаны коллективным опытом задолго довнесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещениеубийства сородича или соплеменника, запрещение браков внутри племени, возниклиеще в недрах родоплеменного строя.
Первые четыре заповеди десятисловия сами по себе не имеют кморали непосредственного отношения. В них зафиксированы вероучительно-обрядовыепредписания древнееврейской религии, а не нравственные нормы. Истиннаянравственность — это человечность. Интересы коллективной человеческой жизнитребуют дружбы, взаимопомощи людей.
Непосредственное отношение к нравственности имеют остальныешесть заповедей ветхозаветного декалога. В них нашли отражение некоторыеэлементарные правила человеческого общежития: требование почтительногоотношения к родителям, запрещение убийства, разврата, воровства, клеветы,зависти. Общими, принимаемыми явным большинством являются заповеди — они жеморальные нормы — »не убивай”, «не кради», «непрелюбодействуй», «не произноси ложного свидетельства на ближнеготвоего», «почитай отца твоего и мать твою», «не желай домаближнего твоего ничего, что у ближнего твоего».
Несмотря на то, что далеко не все люди верят в Бога и,следовательно, не верят в божественное происхождение моральных заповедейхристианства, подавляющее большинство населения современных западной ивосточнославянской цивилизаций принимают общие базовые моральные нормы вредакции, так или иначе близкой к десяти заповедям. Общими для всех — верующихи неверующих, богатых и бедных, молодых и старых, мужчин и женщин,представителей различных национальностей и разного образовательного уровня — являютсяне все десять заповедей, а лишь их часть, поскольку другая часть, какговорилось выше относится к чисто религиозным постулатам.
Христиане считают свою религию воплощением истинногочеловеколюбия и гуманности. Христианские проповедники особенно подчеркиваютгуманный смысл евангельского призыва: «возлюби ближнего своего, как самогосебя».
Через устную и печатную проповедь, через эмоциональнонасыщенную обрядность, приуроченную к важнейшим событиям жизни верующего,кодекс христианской морали верующего оказывает воздействие на нравственноесознание человека, а через последнее — на его практическую мораль. Это кодексдает верующему идеал праведной с точки зрения христианства жизни, которыйнакладывает отпечаток на все поведение человека, его привычки, быт.
В основании всякого кодекса морали лежит определенныйисходный принцип, общий критерий нравственной оценки поступков людей. Христианствоимеет свой критерий различения добра и зла, нравственного и безнравственного вповедении. Христианство выдвигает свой критерий — интерес спасения личнойбессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Христианские богословыговорят, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный«нравственный закон». Христианин «чувствует присутствиебожественного нравственного закона», ему достаточно прислушаться к голосубожества в своей душе, чтобы быть нравственным.
Литература
1. Апресян Р.Г. Идея морали ибазовые нормативно-этические программы. — М.: Норма, 1995. — 132с.
2. Бердяев Н. Философия свободы. Вкниге: Н.А. Бердяев «Сочинения». М., «Раритет», 1994. — 420с.
3. Гусейнов А.А. Введение в этику. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 208 с.
4. Гусейнов А.А. Иррайтц П. Краткаяистория этики. — М.: Мысль, 1987. — 589с.
5. Гусейнов А.А. Апресян Р.Г. Этика.Учебник. — М.: Гардарики, 1999. — 472с.
6. Зеленкова И.А., Беляева Е.В. Этика.:Учебное пособие и практикум.: Мн.: НТООО «Тетрасистелк», 1997. — 320с.
7. Маркович А. На пути к абсолютнойморали // Журнал Вестник. 2003. № 13.
8. Малышевский А.Ф., Карпунин В.А., ПигровК.С., Введение в философию. М., Просвещение, 1995. — 256с.
9. Словарь по этике/ Под ред.А. А. Гусейноваи И.С. Кона. — М.: Политиздат, 1989. — 447с.