СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основаниехристианского брака
2. Любовьв браке
2.1 Любовь-эпитумия
2.2 Любовь-эрос
2.3 Любовь-сторге
2.4Любовь-филео
2.5 Любовь-агапе
Заключение
Библиография
ВВЕДЕНИЕ
Семья—это зародышЦеркви, это место максимального единства. Именно с семьи начинается жизнь. Еслимуж и жена — одна плоть, они непобедимы. Христианская Семья — это Святое место.Бог-Творец семьи. Семья-это Божие установление, это Божий план жизни человекаКак Создатель, Он имеет право быть частью каждого брака. Мы должны посвятитьсвою семью Господу, и по праву завета, Он хочет жить в каждой семье. «Вселюсь вних и буду ходить в них; и буду их Богом и они будут Моим народом» 2-еКор.6:16. Когда Бог живет в семье, семья становится святым местом. На примеревзаимоотношений Христа и Церкви Бог показывает какими должны быть отношениямужа и жены. «Мужья, любите своих жен, «как и Христос возлюбил Церковь и предалСебя за нее, Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова»Еф.5:25-26.
Цель работы осветитьтакие вопросы, как что является основанием для создания крепкого брака. Каковон должен быть с Божьей точки зрения. Этой теме посвящен первый раздел.
Второй раздел работыакцентирует внимание на различных видах любви, которые должны работать в бракекак слаженный часовой механизм. К сожалению, русский язык имеет только однослово для выражения самого главного механизма — любви. Греческий же язык имеетв своем арсенале более точные определения разным видам любви — эпитумия, сторге,эрос, филео и агапе. В работе подробно представлены эти пять видов любви.
1. ОСНОВАНИЕХРИСТИАНСКОГО БРАКА
Брак с самого началабыл установлен Богом как основание любого общества на все времена. Когда Богсотворил этот мир и первых людей, Он провозгласил: «Нехорошо быть человекуодному». Он взял ребро мужчины и из него сотворил женщину. Бог сделал это,чтобы символически показать тесную взаимосвязь между мужчиной и женщиной вплане творения. Именно поэтому мы чувствуем особенный «интерес» другк другу и желание соединиться. Из-за того, что эти взаимоотношения так естественны,мы часто забываем, что они имеют Божественное происхождение. Жениться и выйтизамуж, основать семью и воспитать следующее поколение — важная часть Божьегоплана для жизни человека. Необходимо понимать это с самого начала, потому чтожелание создать семью вложено в нас при сотворении.[4]
Тайна брака, соединениевместе мужчины и женщины, возникла в Эдемском саду. Сам Бог установил брак, иэто не было человеческой идеей. [3, С.15] Он был задуман Богом, чтобы человек небыл одинок. « И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворимему помощника, соответственного ему. «(Быт.2:18).Термин «помощник» указывает наблаготворные взаимоотношения, при которых одна личность помогает илиподдерживает другую, как своего друга или союзника [2, С.19] И вот эта потребностьв общении и поддержке является важным основанием для брака и Бог знает об этом.
Следующее, чтонеобходимо отметить — это то, что брак был задуман для того, чтобы принестисчастье. И Бог всегда подчеркивает эту важность.
Далее Господь делаетакцент на том, что необходимо покончить со всеми другими взаимоотношениями:«Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; ибудут одна плоть»[1](Быт.2:24) Бог дал это повеление мужу, потому что именноему надлежит быть основателем семьи. Он не может больше полагаться на отца имать и не может больше быть под их началом, так как стал главой своейсобственной семьи.[2, С.21]
Следующим важныммоментом является то, что брак требует неразлучного соединения мужа и жены втечение всей их жизни. Это повеление Бога четко видно в слове «прилепиться».Этозначит отдаться всем сердцем, прежде всего духовно, а потом позволить этомупроникнуть во все сферы своего существа так, чтобы это соединение былоинтеллектуальным, эмоциональным и физическим. Супругам нужно держаться вместедаже в самых мелких деталях.[2, С.24]
И последнее, бракявляется единством в полном значении этого слова, включая интимныевзаимоотношения без стеснения. «Потому оставит человек отца своего и мать свою,и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и женаего, и не стыдились»[1](Быт.2:24 — 25).
Бог предначертал так,чтобы между мужем и женой была такая близость, при которой и физические, иэмоциональные нужды обоих могли быть удовлетворены. Для достижения такого родаинтимности нужно приложить усилие. Это требует посвящения. Интимная близость — это желание быть открытым и откровенным со своим партнером. Интимностьподразумевает, что супруги едины в своих мыслях, целях, желаниях и чувствах.Ничто не утаивается и не скрывается друг от друга в истинно интимныхотношениях. В такой любви нет стыда, страха и смущения.[5]
Брак-это глубокие, нежные,чистые, интимные и любовные взаимоотношения. Он был с самого началапредопределен Богом по образу взаимоотношений Христа и Его церкви. И на этомпрочном основании и необходимо строить свою жизнь.[2, С.26]
2. ЛЮБОВЬ В БРАКЕ
По всей вероятности,слово любовь одно из самых необыкновенных слов в нашем языке. Мы думаем, чтооно преисполнено значения, но, когда мы в действительности хотим что-тосказать, это слово недостаточно выражает нашу мысль. Употребление этого словадля объяснения многих разных понятий ведет к путанице и к абсурднымсравнениям.[2, С.50] Очень часто, когда людислышат, что говорят о любви, они понимают слова превратно, потому что можносказать: «Я люблю кататься на лошади», или «Я люблю ходить нафутбол», или «Я люблю мороженое», а затем повернуться к своейжене и произнести: «Я люблю тебя».[5]
Путаница увеличивается,когда мы читаем книги, главной темой которых является любовь. Один авторговорит о любви, имея в виду плотское влечение. Другой автор говорит о каком-тоабстрактном идеальном чувстве любви. Третий описывает романтическую любовь, илиподчеркивает прочную семейную верность. Четвертый автор драматически описываетнерушимую дружбу. Как видно, каждый из авторов имеет в виду особыевзаимоотношения. Однако, все они употребляют одно и то же слово «любовь» длятого, чтобы дать определение этим взаимоотношениям.[2, С.50-51]
Мы должны следить затем, как мы используем слово «любовь», чтобы, произнося его, нелишить того значения и силы, которые вкладывал в него Бог. В новозаветное времягреки пользовались по крайней мере пятью различными словами для того, чтобыотличить и объяснить различные аспекты любви в браке.[2, С.51] И если кто-тоговорит: «Я люблю тебя», то эти слова могут нести в себе любое изпяти значений.
Однако невозможновыбрать одни род любви, а другие отложить в сторону. Все они дополняют другдруга. Каждый аспект любви имеет свое особое, важное место в брачной жизни.Однако даже отличаясь друг от друга, в то же время они настолько взаимосвязаны,что физические, эмоциональные и духовные процессы совпадают и взаимно укрепляютдруг друга в акте любви.[2, С.51]
Итак, рассмотрим болееподробно каждый из этих видов любви.
2.1 Любовь-эпитумия
Это слово выражаеточень важный аспект любовной связи между мужем и женой. Эпитумия, означающеелюбое сильное желание, как хорошее, так и плохое. То есть захотеть всемсердцем, стремиться к чему-то законно или незаконно; или — домогаться. Когдаэпитумия употребляется в Библии в негативном смысле, оно переведено как похоть,а когда в позитивном, как желание, то есть в том значении, которое мы имеемздесь в виду. В брачной жизни муж и жена должны иметь друг к другу сильноефизическое влечение, которое проявляется в доставляющей удовольствие интимнойсвязи.
Половая связь неявляется самым важным аспектом взаимоотношений, однако она является четкимпоказателем благосостояния брака. Если между супругами возникают натянутыеотношения в других аспектах жизни, то они обычно проявятся в половой жизни. Сдругой стороны, если у супругов нет половой близости, то в результате это можетотразиться на другие аспекты взаимоотношения. Иногда половое влечениеотсутствует из-за различных переживаний или проблем. Это не является чем-тонеобычным и почти во всех случаях может быть исправлено. Даже когда супругиищут выхода из затруднений в других аспектах своих взаимоотношений, они могутвместе учиться достигать совершенства в физической связи и переживать взаимноеудовлетворение в половой жизни для того, чтобы восстановление и укреплениеполового влечения стало важной частью в достижении влюбленности друг в друга.Самые счастливые браки, бывают тогда, когда супруги находят, что они всегдамогут улучшать свою половую жизнь в результате большего взаимопонимания ибольшей чувствительности друг к другу. Никогда не стоит пренебрегать этимаспектом в отношениях.[2, С.51-52]
2.2 Любовь-эрос
Эрос более всегосодержит в себе идею романтической любви. Иногда эрос, эротический, всецелоотносят к физической близости, но это не правильно. Эрос не всегда имеетзначение лишь чувственного удовольствия, но оно содержит также идею стремлениясоединиться с возлюбленным, желание обладать им. Эрос — это нечторомантическое, страстное и в то же время сентиментальное. Часто это началожелания вступить в брак. Это чувство любви, которое испытывает каждыйвлюбленный человек. Это чувство воспето в стихах, о нем сложены песни. Эточувство восхищения, изысканного удовольствия; это любовь — нежная, сильная,прекрасная, и в то же время, мучительная, потому что это всепоглощающеечувство.
Однако, у эроса естьпроблема. Этому аспекту любви нужна помощь, потому что такая любовь изменчива ине может сама собой продолжаться всю жизнь. Эрос хочет обещать, что егоотношение будет вечным, но сам по себе он не может сдержать этого обещания.
В свете этого нужноподчеркнуть различие между неразумным временным увлечением и истиннойромантической любовью, которую можно найти в браке предопределенном Богом.Временное увлечение можно назвать эмоциональной, плотской реакцией наповерхностное впечатление, от внешности человека, в результате котороговозникает половое влечение. В противоположность этому, — это истинная любовьдуховный, умственный, эмоциональный и физический отклик на подлинный характер ивсе существо другого человека (мужчины или женщины), который являетсявоплощением качеств, представляющим ценность и предмет восхищения в течениедолгого времени. Если в христианском браке существует любовь, определяемаясловом эрос, такой брак полон восхитительных чувств и дает глубокоеудовлетворение, будучи даром и творением Самого Бога. Такого рода любовьполностью является эмоциональной и не может быть вызвана силой воли, нопоявляется как искренний отклик, на все другие аспекты любви в браке, которыеуже находятся в действии. Можно пережить любовь-эрос в ее богатом, зрелом,радостном проявлении, когда достигаешь совершенства в искусстве любви. Больше,чем всякий другой аспект любви, эрос скрашивает обыденное, серое существованиев веселые, яркие цвета. Это прекрасная часть любви, предназначенная для брака.[2,C.52-53]
2.3 Любовь-сторге
Любовь сторге имеетдело с привязанностью. Эта любовь проявляется, когда вы гладите ребенка поголове, или бабушка дарит заботу своему внуку, или вы уделяете любовь старшемучлену своей семьи. По сравнению с отношением холодного мира, любовь — сторгедает нам чувство эмоционального убежища. Брак, в котором отсутствует такаялюбовь подобен дому с протекающей крышей. А там, где присутствует сторгесоздается атмосфера уверенности, в которой все остальные аспекты любви могутбезопасно жить и развиваться.[2,C.53]
2.4 Любовь-филео
Слово «филео»подразумевает привязанность или дружбу в душевной сфере. Любовь филеопроявляется в общении в любви. Это высокий вид любви. Это тип братской любви.Это любовь на человеческом уровне — высочайшая форма любви, которую можетдостичь человечество без Христа.
Бог призывает нас вбрачных отношениях быть не только влюбленными, но и друзьями, относя этипонятия в жизни к важным и ценным.
Любовь филео — этолюбовь, отражающая то, что мы видим в другом человеке и что приносит намудовольствие. Даже не спасенные люди могут переживать любовь филео. Они могутвидеть что-то в другом человеке, что приносит им удовольствие, что радует их иочаровывает. Их любовь и притяжение между ними основаны на том, что видно иможет развиться в дружеские отношения.[5]
В такой любви, людиделятся мыслями, чувствами, отношениями, планами и мечтами — самым интимным,чем они не будут делиться с другими. Они также проводят время сообща иразделяют общие интересы. Общение — это цементный раствор, который удерживаетбрак от разрушения. Разумеется, для полного наслаждения в любви-филео требуетсяучастие обоих супругов. Однако, если в попытках восстановить любовь в браке, партнерне откликается на усилия с вашей стороны, можно самим проявлять любовь, ожидаяв будущем ответного интереса со стороны брачной половины, при выполнении напрактике библейских принципов. Брак без филео не может быть удовлетворительным,даже при проявлении страстных чувств уединившись в спальне. Только при наличиифилео брак будет несомненно интересным и вознаграждающим.[2, С.54]
2.5 Любовь-агапе
«Агапе»означает «Божью любовь», или «безусловную любовь», окоторой мы только что говорили. Евангелие от Иоанна (3:16) дает описание любвиагапе.
Любовь агапесамоотверженна. Она отдает себя. Любовь агапе желает всего самого лучшего длядругих людей. Другими словами, Иисус страдал на кресте не для Своего блага, адля нашего спасения. Такова любовь агапе: она жертвует собой во благо другогочеловека.
Все, что говорится втринадцатой главе Первого послания к Коринфянам о любви, описывает агапе, Божьюлюбовь:
1. Она долготерпит;
2. Она милосердна;
3. Она не завидует и непревозносится;
4. Она не гордится;
5. Она не бесчинствует;
6. Она не раздражается;
7. Она не ищет своего;
8. Она не помышляетзла;
9. Она не радуетсянеправде, но сорадуется истине;
10. Она все покрывает;
11. Она верит всему;
12. Она надеется навсе;
13. Она все переносит;
14. Она никогда неиссякает.
Любовь агапе никогда неранит другого человека. Она причинит боль себе, чтобы не причинить больдругому. Любовь агапе отдает свое, даже если это приносит страдание и боль.
Любовь агапе никогда неотворачивается от любого человека.[5]
Любовь-агапе имеетособенно важное значение для тех кто старается спасти свой брак и восстановитьпотерянную любовь. Из всех аспектов любви, агапе можно немедленно вводить всвою брачную жизнь, потому что она осуществляется посредством воли и неполагается на чувства.
Это — деятельная, а неэмоциональная любовь. Она концентрируется на делах, а не на чувствах.
Брак, в которомсуществует любовь агапе может пройти через все испытания! Агапе сохраняет бракнерушимым, когда естественные проявления любви слабеют и умирают.
Любовь-агапе, это ничтодругое, как одна из самых волнующих истин во всем Писании: Любовь-агапе связанас вечным источником силы и может действовать, когда откажут все остальные видылюбви. Агапе — это чувство любви, независимо от того, недостоин ли объект любвиэтого чувства. Агапе не ставит условий также, как безусловная Божья любовь. Эточувство основанное на разуме и решительном волевом выборе. Поэтому можнопринять решение начать любить свою брачную половину любовью-агапе, даже если встречаетев ответ безразличие или отвержение.[2, С.54-55]
Все эти пять видовлюбви находят свою красоту и выражение в брачных отношениях, в которых нетизвращения, а наоборот, присутствует прекрасное освобождение и течение БожьегоДуха.
Мир жаждет Божьейлюбви. Он ищет настоящую любовь, но часто принимает за нее нечтопротивоположное. Христианский брак должен нести свет этому миру, быть примеромдля подражания.
Обретя любовь агапе, вкоторой сосредоточены все виды любви, человек обретет идеальную супружескуюжизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
любовьсемья эпитумия сторге агапе
Господь непрестанноохраняет семью как основную единицу человеческого рода, в которой рождается,воспитывается и формируется человек как образ и подобие Бога. Супружескаялюбовь, будучи самой естественной любовью, является в то же время и самойсильной из всех видов любви. Это поистине великая сила, которая все побеждает ивсе преображает. На основании Слова Божия можно с полной уверенностьюутверждать, что высшим проявлением Бога в человеке является истина ибожественная любовь. Именно любовь и истина входят в шкалу решающих ценностейсупружеской жизни. Это единственная великая сила, которая никогда не можетисчерпать себя.
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Врусском переводе с параллельными местами. Минск: Библейская лига, 2006.
2.Уит Эд, Глория Оукс Перкинс. Любовь в браке.-Ровно.Принт Хауз,2006.-238с.
3.Самралл Л.Божий проект счастливой семьи.-СПб.: МРО ХВЕП «Христианская Миссия»,2010.-144 с.
4.Д.Фогландер. Как Правильно Найти Спутника Жизни. Электронная версия книги.
5.www.church.kiev.ua/Librery/Sozidaja%20krepkie%20braki.htm#Введение)