Художественная деталь, ее роль и значение в произведениях прозы Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского

Реферат подготовлен
Государственная Столичная Гимназия
2003 г.
Художественная деталь.
Вступление о роли художественной  детали впроизведениях литературы.
Картинаизображенного мира, образ героя произведения литературы в неповторимойиндивидуальности складывается из отдельных художественных деталей. Художественнаядеталь – это изобразительная или выразительная художественная подробность:элемент пейзажа, портрета, речи, психологизма, сюжета.
Будучиэлементом художественного целого, деталь сама по себе является мельчайшимобразом, микрообразом. В то же время  деталь практически всегда составляетчасть более крупного образа. Индивидуальная деталь, закрепляясь за персонажем,может становиться его постоянным признаком, знаком, по которому опознаетсяданный персонаж; таковы, например, блестящие плечи Элен, лучистые глаза княжныМарьи в «Войне и мире», халат Обломова «из настоящей персидской материи», глазаПечорина, которые «не смеялись, когда он смеялся»…
Художественная деталь в творчестве Гоголя.
Вступление о мире вещей у Н. В.  Гоголя.
Связьискусства и реальности у Н. Гоголя усложнена. Противоречия эпохи им доведены достепени абсурда, пронизывающего всю русскую жизнь. Н. Гоголь умеет увидеть ипоказать обыденное под совершенно новым углом зрения, в неожиданном ракурсе.Рядовое событие обретает зловещую, странную окраску. Мир гоголевскихпроизведений насыщен элементами мистики, фантасмагории – явной или скрытой,имеющей место или кажущейся. Действующим лицами становятся неодушевленныепредметы: красная свитка, портрет, нос…
Н.Гоголь – художник, не бесстрастный протоколист, он любит своих героев даже совсеми их недостатками, пороками, несуразностью, негодует на них, печалитсявместе с ними, оставляет надежду на «выздоровление». Его произведения носятярко выраженный личностный характер. Личность писателя, его суждения, открытиеим завуалированные формы выражения идеалов проявляются не только в прямыхобращениях к читателю, но и в том, какими Н. Гоголь видит своих героев и мирвещей, которые их окружают, их повседневные дела, бытовые неурядицы и т.д.
УГоголя вообще нет и не может быть бытового окружения «для фона». Каждый предметв его художественном мире значим и одушевлен, а герои бывают решительновлюблены в вещи, и с влюбленностью появляется всё, что с ней связано: доверие,ласка, желание перекинуться словом (с вещью!).
Проблема жертвенности отцовства в «Тарасе Бульбе».
Отчегопогиб Тарас Бульба? А оттого он погиб, что нагнулся за люлькой, за курительнойтрубочкой, и пока искал он её в траве, «набежала вдруг ватага и схватили егопод могучие плечи». Взяли казака в полон, казнили, а виной этого событияпослужил мимолетный жест, выражавший любовь к неодухотворённой, казалось бы,вещи. Нагнувшись, Тарас  вымолвил: «Стой! Выпала люлька с табаком, не хочу,чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И «нагнулся старый атаман и сталотыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную спутницу на морях и насуше, в походах и дома». Прежде влюбленность Тараса Бульбы в вещь былазатеряна, скрыта, теперь же, потеряв одного сына, другого, Тарас не хочет,чтобы и вещица его в плен попадала. Его отношение к люльке – едва ли неродительское отношение: Тарасу и сама вещь дорога как спутница ратной жизни, идаже имя её, название. А оно звучит каламбурно.
Трубкапо-украински – «люлька», по-русски люлька – колыбель. И Тарас склоняется надлюлькой-трубкой как над люлькой-колыбелью, а идея жертвенности отцовства,которая пронизывает эпопею, находит в его жесте завершение: Тарас погибает,жизнью расплачиваясь за заботливый и нежный порыв, обращенный к вещице, вкоторой ему дорого все, вплоть до ее названия, о многом, вероятно,напоминающего.
Влюбленное,родственное отношение гоголевских героев к вещи – постоянное свойство ихповедения. Они открывают в вещах идеи, и это свойство их мышления делает ихчудаками. Они вопиюще нерациональны: стоило ли рисковать собой ради спасениятрубки? Этот абсурд возникает от сознания священности вещи, ее судьбы, ееимени. От того, что патриотизм и Н. Гоголя, и его героев носит всепроникающийхарактер: Тарас хочет спасти и дорогую ему вещицу, и слово, которым онаназывалась.
Площадной мотив в произведениях Н. Гоголя.
Комнатау Гоголя может оказаться залом дворца царицы, конурой чиновника илибедствующего художника, сельской церковью, тюремной камерой. Одни герои –домоседы, годами не покидающие жилищ; и тогда их души срастаются с их жилищами,с их вещами, и все в их домах начинает походить на них. Другие герои бездомны,они – скитальцы. Скажем, Чичиков: он нигде не закрепился, не укоренился; и естьли у него хоть какой-то, хоть временный собственный дом, совершенно неизвестно.
ГероямН. Гоголя тесно, и какими бы разными они ни были, их объединяет одностремление: вырваться из тесноты и бежать, устремиться куда-то, на простор,пусть даже он сулит им верную погибель. «Да не стели нам постель! Нам не нужнопостель. Мы будем спать на дворе», — говорит Тарас Бульба жене: ему тесно вего  светлице. И ни разу больше мы не увидим его в комнате: простор и толькопростор. Даже бедняге Акакию Акакиевичу все же оказалось тесно в его каморке ив департаменте: потянуло на площадь, и там-то он, по сути дела, погиб.
Площадь– место публичной варварской казни Остапа в «Тарасе Бульбе». У него, богатыря,такой же удел, что и у тихони-чиновника, коего, по сути дела, тоже казнили наплощади: обобрали, ограбили. И всё-таки даже площадь словно бы обладает душой,она – круг, кольцо. В границах кольца и рождается правда о человеке: и Остап, иТарас вполне высказали себя именно здесь, на площади.
Отсюда– чрезвычайная важность в творчестве Гоголя мотива цены: для писателя это мотивспецифически площадной, мотив ярмарочный. Духом площади проникнуто всякоеместо, где устанавливается цена, а цену устанавливают и в «Шинели», и в«Ревизоре», и в «Портрете». В «Мертвых душах» — жутковато-комический торгименами покойников-мужиков, цена на которых может колебаться, скакать от сотенрублей до четвертака; и ожесточенный нелепый торг расширяет границы комнатпомещиков Н-ской губернии, делая их своеобразными ярмарками, площадями.
Каки М. Лермонтов, Н. Гоголь видел беду России в девальвации истинных ценностей иподмене их ложными. Но по-своему отражал эту трагедию, гиперболизируя еёпризнаки, доводя их до абсурда, строя свой художественный мир «нанесоответствии всего всему». Например, в «Носе», полицейский чиновник,возвращающий нос майору Ковалёву, объясняет: «Он уже садился в дилижанс и хотелехать в Ригу. И пашпорт уже давно был подписан на имя одного чиновника. Истранно то, что я сам принял его сначала за господина. Но к счастью, были сомной очки, и я тот час же увидел, что это был нос. Ведь я близорук, и если выстанете передо мною, то я вижу только, что у вас лицо, но ни носа, ни бороды,ничего не замечу. Моя теща, то есть мать жены моей, тоже ничего не видит».Полицейский считает необходимым растолковать вещь общеизвестную: кто такаятеща. А вот каким образом близорукость его тещи соотносится с его близорукостью- он не объясняет, это как бы само собой разумеется. Точно также не объясняет,как можно было, даже без очков, спутать человека с носом…
Заключение о роли художественной детали в творчествеН. В. Гоголя.
Мирпринципиального алогизма, глобального нарушения причинно-следственных связей,безумный и бездушный мир, принятый обществом за норму: вот исток трагедииРоссии, считает Гоголь.
Предметность,любовь к вещам, нагромождение деталей – весь материальный мир его произведенийокутан атмосферой тайного учительства. Гоголь, словно мудрый наставник,указывал на пороки российского общества или какого-либо конкретного человека.
Рольи значение художественной детали в романе И. Тургенева «Отцы и дети».
Вступление о создании художественных образов в романахТургенева.
Обратимсяк творчеству И. С. Тургенева, чьи романы являются одной из вершин русскойклассической прозы. Эти романы удивительны и уникальны: образ эпохи 60 — 70-хгодов XIX в. в них воссоздается  в лаконичных и емкиххудожественных образах.
Писательмыслит конкретными образами: сначала он видит реального человека, а потом ужеосознает его социальное значение. И. Тургенев всегда шел от «живого мира» кхудожественному обобщению, поэтому для него чрезвычайно важным было наличиепрототипов у героев: прототип Рудина – Бакунин, Инсарова – болгарин Катранов,Базарова – врач Дмитриев.
Ноот конкретного человека писателю необходимо еще проделать огромный путь – дохудожественного типа. Создать художественный тип для И. Тургенева – значитпонять законы жизни общества, выявить у огромного числа людей те черты, которыеопределяют его современное духовное состояние, предопределяют его развитие илистагнацию. Можно сказать, к примеру, что И. Тургенев открыл тип «нигилиста».После выхода «Отцов и детей» это слово прочно вошло в культурный обиход и сталообозначением целого общественного явления, которое до писателя никто не мог стакой ясностью понять и обрисовать.
РоманыТургенева не велики по объёму и грандиозны по содержанию. В чём секрет этогофеномена? Прежде всего в точности и яркости исторических, бытовых ипсихологических деталей.
Отображение кризисной для России эпохи в романе «Отцыи дети».
Характеристика эпохи.
Действиеромана «Отцы и дети» начинается в 1859 году, в период, когда ожидание переменвсколыхнуло все русское общество. В романе описывается эпоха кризиса дляРоссии: начинает ломаться старый патриархальный уклад, но новые устои еще несозданы. Некоторые прогрессивные слои русской интеллигенции готовы рабскиследовать за каждой Западной новомодной идеей, но при этом легкомысленноотворачиваясь от нажитого исторического опыта, от вековых традиций.
В60 — 70-х годах возникает борьба идей: либеральной идеи иреволюционно-демократической. Демократы считали, что для России наилучшим будетреволюционный путь.
Русские либералы 60-х годов ратуют за путь «реформ безреволюций» и связывают свои надежды с общественными преобразо­ваниями «сверху».Но в их кругах возникают разногласия между западниками и славянофилами о путяхнамечаю­щихся реформ. Западники начинают отсчет исторического развития спреобразований Петра I, которого еще В. Белин­ский называл «отцом России новой».К допетровской истории они относятся скептически. Но, отказывая России в правена «допетровское» историческое предание, западники выводят из этого фактапарадоксальную мысль о великом нашем преимуществе: русский человек, свободныйот груза истори­ческих традиций, может оказаться «прогрессивнее» любогоевропейца в силу своей «переимчивости». Землю, не таящую в себе никакихсобственных семян, можно перепахивать смело и глубоко, а при неудачах, пословам славянофила А. С. Хомякова, «успокаивать совесть мыслию, что как ниделай, хуже прежнего не сделаешь». Западники возражали, что молодая нация можетлегко заимствовать последнее и самое передовое в науке и практи­ке ЗападнойЕвропы и, пересадив его на русскую почву, совершить головокружительный скачоквперед.
Славянофилы то­же отрицали «безотчетное поклонениепрошедшим формам нашей старины». Но заимствования они считали возмож­ными лишьв том случае, когда они прививались к само­бытному историческому корню. Еслизападники утверждали, что различие между просвещением Европы и России сущест­вуетлишь в степени, а не в характере, то славянофилы полагали, что Россия уже впервые века своей истории, с принятием христианства, была образована не менееЗа­пада, но «дух и основные начала» русской образованности существенноотличались от западноевропейской.
Западная Европа унаследовала древнеримскую образо­ванность,отличавшуюся от древнегреческой формальной рассудочностью, преклонением передбуквою юридического закона и пренебрежением к традициям «обычного права»,державшегося не на внешних юридических постановлениях, а на преданиях ипривычках.
В европеизации России славянофилы видели угрозу самойсущности русского национального бытия. Поэтому они отри­цательно относились кпетровским преобразованиям и пра­вительственной бюрократии, были активнымипротивника­ми крепостного права. Они ратовали за свободу слова, за решениегосударственных вопросов на Земском соборе, состоящем из представителей всехсословий русского об­щества. Они возражали против введения в России формбуржуазной парламентской демократии, считая необходимым сохранениесамодержавия, реформированного в духе идеалов русской «соборности».Самодержавие должно встать на путь добровольного содружества с «землею», а всвоих решениях опираться на мнение народное, периодически созывая Зем­скийсобор. Государь призван выслушивать точку зрения всех сословий, но приниматьокончательное решение едино­лично, в согласии с христианским духом добра иправды. Не демократия с ее голосованием и механической победой большинства надменьшинством, а согласие, приводящее к единодушному, «соборному» подчинениюдержавной воле, которая должна быть свободной от сословной ограничен­ности ислужить высшим христианским ценностям.
Взгляд Тургенева на общественную ситуацию 60-70-хгодов.
В1859 году Тургенев написал статью «Гамлет и Дон Кихот», которая является ключомк пониманию всех тургеневских героев. Характеризуя тип Гамлета, Тургенев одворянах, «лишних людях», под Дон Кихотами же подразумевает новое поколениеобщественных деятелей – революционеров-демократов.
Гамлеты,по его мнению, — эгоисты и скептики, склонность к анализу заставляет их всёподвергать сомнению. Гамлеты нерешительны, в них нет активного, действенногоначала. В отличие от Гамлета, Дон Кихот совершенно лишён эгоизма, готовпожертвовать собой ради торжества истины и справедливости. Их энтузиазм лишенвсякого сомнения, но результат их действий – «в руке судеб», так какпоследствия своей деятельности Дон Кихот не анализирует.
Отражение точки зрения автора на общественноеположение того периода в «Отцах и детях».
Этовосприятие общественного положения того периода нашло отражение в «Отцах идетях».
Вромане все стремятся выглядеть прогрессистами. Прогрессистами считают себя ибратья Кирсановы. И яростная полемика Павла Петровича и Базарова вызвана тем,что суть преобразований им представляется по-разному.
ПавелПетрович «страдал» англоманией. Его так изображает автор: «человек среднегороста, одетый в тёмный английский сьют». Приветствуя Аркадия после долгойразлуки, он поцеловал племянника, только когда «совершил предварительноевропейское «shake hands» — «рукопожатие». Читал Павел Петрович «всё большепо-английски; он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус, редковидался с соседями и выезжал только на выборы, где он большею частьюпомалчивал, лишь изредка дразня и пугая помещиков старого покроя либеральнымивыходками и не сближаясь с представителями нового поколения».
Тургеневне случайно подчеркивает англоманию Павла Петровича как прогрессиста наанглийский манер, он считал необходимым покончить с традициями русскогоабсолютизма и хотел бы, чтобы Россия, как и Англия, стала парламентскоймонархией. По тем временам это было весьма крамольной идеей. Недаром Тургеневзамечает, что Павел Петрович высказывался на дворянских съездах, «пугаяпомещиков старого покроя либеральными выходками». Но в управлении государственнойжизнью по определению Павла Петровича главную роль следовало отвестиаристократии. Он ссылался на западный образец: «Аристократия дала Англиисвободу и поддерживает её».
Авторская позиция по отношению к либералам и к ихстремлению взять власть в свои руки.
Ключк разгадке авторской позиции по отношению к либералам и  либерализму, возможно,кроется в пейзаже, изображающем поместья Кирсановых и Одинцовых. Места, гдерасполагалось именье Кирсановых, «не могли назваться живописными. Поля, все полятянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова»;«попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами,и деревеньки с низкими избёнками под темными, часто до половины размётаннымикрышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетеными из хворостастенами», «и церкви, то кирпичные с отвалившейся кое-где штукатуркой, тодеревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами». Заметно, что,несмотря на самые передовые идеи Николая Петровича, имение неухожено, бедно,разрушено, не хватает хозяйственной руки./>
«Усадьба,где жила Анна Сергеевна Одинцова, стояла на пологом открытом холме, в недальнемрасстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами иживописью al frescoнад главным входом, представлявшую «Воскресенье Христово» в «итальянском»вкусе». «За церковью тянулось в два ряда длинное село с кое-где мелькающимитрубами над соломенными крышами. Господский дом был построен в одном стиле сцерковью, в том стиле, который известен у нас под именем Александровского».
То,что барин в своем селе выстроил церковь «в итальянском вкусе», хотя на Русииздавна существовали собственные, прекрасные традиции церковного зодчества,показывает, как далеко от истоков своей национальной культуры оторвалисьпредставители социальной элиты. То, что на деревенских крышах трубы виднелись«кое-где», означает, что большинство домов топилось по-черному. Благоустраиваясвои усадьбы и церкви в европеизированном духе, дворяне в то же времябезразличны к бедам и нуждам простого народа, за счёт которого они живут.
Даннаядетализация — косвенный ответ на утверждение Павла Петровича о том, чтоаристократы должны возглавить государство, так как они «уважают права других»,и смогут защитить интересы низших сословий. Тургенев показывает, чтоаристократы не способны возглавить государство, они не представляют себекрестьянской жизни и не могут навести порядок даже в собственных поместьях, неговоря уже о защите прав низших сословий.
Эпоха Александра IIкак«повторение пройденного».
Характерно,что, описывая барский особняк, автор использует не общепринятые названияархитектурных стилей, а называет стиль Александровским.
Вромане вообще много указаний на Александровскую эпоху. Например, в городе, кудаотправились Аркадий с Евгением Базаровым по дороге к родителям Базарова,губернатором был Матвей Ильич Колязин. «Он … был из «молодых», то есть емунедавно минуло сорок лет, но он уже метил в государственные люди и на каждойгруди носил по звезде». «Подобно [прежнему] губернатору… он считалсяпрогрессистом», «тщеславие его не знало границ». «Он даже следил, правда, снебрежной величавостью, за развитием современной литературы: так взрослыйчеловек, встретив на улице, встретив на улице процессию мальчишек, иногдаприсоединяется к ней». «В сущности, Матвей Ильич недалеко ушел от техгосударственных мужей Александровского времени, которые, готовясь идти на вечерк г-же Свечиной, жившей тогда в Петербурге, прочитывали поутру страницу изКондильяка».
Базарову,оказавшемуся в доме Одинцовой, приходит на ум неожиданная аналогия: «Ведь тызнаешь, что я внук дьячка?» — говорит он Аркадию. И добавляет: «КакСперанский». М.М. Сперанский, выходец из среды сельского духовенства, сталвидным государственным деятелем благодаря своим незаурядным способностям впериод правления Александра I. А в 1809 г. Сперанскийпредставил Александру I обширный проект государственныхпреобразований, предусматривающий превращение России в конституционнуюмонархию, причем дворянству он отводил ведущую роль вгосударственно-политической жизни.
Такчто Петр Петрович свои идеи об организации власти позаимствовал еще и иззамыслов, возникших в России в начале XIX века. НедаромТургенев отмечал, что в манерах Петра Петровича иногда «сказывался остатокпреданий Александровского времени».
СпорыБазарова и Павла Петровича лишь повторяли идейную борьбу, развернувшуюся вначале века, когда большинство декабристов, считая предложенный Сперанскимпроект недостаточным, высказались за утверждение республиканского строя. Впредставлении И. Тургенева современная ему эпоха Александра IIстановилась как бы повторением пройденного: та же либеральная шумиха, те женадежды, те же споры… И.Тургенев опасался, что всё закончится так, как раньше(отставка и ссылка Сперанского, разгром декабристов, николаевская реакция).Недаром финал его романа построен таким образом что в России, переживающейочередной виток правительственного реформаторства, не находится места ни Базаровус его радиальными устремлениями, ни даже Павлу Петровичу с егоумеренно-либеральными идеями.
Образ лакея Петра как символа уходящей эпохи.
Вромане И. Тургенева дважды мимоходом упоминается о самоцветах. У ПавлаПетровича Кирсанова манжеты рубашки застегнуты «одиноким крупным опалом», алакей Петр носит «бирюзовую сережку в ухе».
«Одинокийопал» является излюбленным украшением римских патрициев. Этим Павел Петровичподчеркивает свой утонченный аристократизм. И в то же время в Средневековьеопал был камнем одиночества, символом разрушенных иллюзий и обманутых надежд(И. Тургенев намекает на душевное состояние героя после печально завершеннойлюбовной истории).
Петр– «усовершенствованный слуга», всячески старается подражать господам. Например,Николай Петрович играет на виолончели – Петр пытается освоить гитару, причем непростонародную балалайку, а благородный инструмент, популярный в дворянскойсреде. Претензии Петра на утонченную учтивость, и то, что он «часто чистилщеточкой свой сюртучок», свидетельствует о том, что образцом для подражаниястал для него Павел Петрович, отличавшийся щегольством и изысканными манерами.Бирюзовая серёжка Петра – пародийное копирование этих манер. Кроме того, понародным поверьям, бирюза является оберегом, предохранявшим владельца отслучайной гибели. А, как свидетельствует его поведение на дуэли, Петр оченьзаботился о безопасности своей жизни.
Сдругой стороны, Пётр является своеобразным символом своей эпохи, эпохи, когдаразрушается старый уклад и появляются новые устои.  Петр впитал в себя черты ичеловека «новейшего», и вместе с тем в нем было  много аристократических,дворянских черт. Он был, с одной стороны, слугой, «в котором всё: и бирюзоваясерёжка в ухе, и напомаженные разноцветные волосы, и учтивые телодвижения,словом все изобличало человека… усовершенствованного поколения». С другойстороны, Петр как в кривом зеркале отражает уходящую дворянскую эпоху: он был«человек до крайности самолюбивый и глупый, вечно с напряженными морщинами налбу, человек, которого всё достоинство состояло в том, что он глядел учтиво,читал по складам и часто чистил щеточкой свой сюртучок».
Роль художественной детали в изображении«самоломанности» Базарова.
Истоки «самоломанности» Базарова.
Используяхудожественную деталь, автор еще в самом начале романа показывает нам, чтоБазаров сознательно заглушает в себе человеческие чувства и стоит на путирезкого рационализма и практицизма.
Например,и у Базаровых, и у Кирсановых висят портреты полководцев: Суворова и Ермолова.У Кирсановых портрет Ермолова находится на задней половине дома, в комнатеФенечки. Объяснимо его нахождение тем, что дед Аркадия (Петр Кирсанов) был«боевым генералом 1812 года» и служил в южной армии, которой командовалЕрмолов. А отец Аркадия поспешил запрятать портрет подальше.
Тургеневне случайно упомянул, что в детстве Николай Петрович «заслужил прозвищетрусишки». Военная романтика фамильных преданий его нисколько не привлекала.Кроме того, он был человеком нерешительным, боялся идти против течения в любомделе: полюбив дочку бедного чиновника, что по представлению родителей наносилоурон семейной чести, осмелился на брак лишь после смерти обоих родителей.Когда-то он собрался за границу. Но в это время во Франции развернулисьреволюционные события и Николай Петрович побоялся ехать, даже после того, какобщественные бури в Европе улеглись.
Ермоловже был не только одним из самых решительных генералов своего времени, но иотличался либеральным свободомыслием, при Николае Iоказался в опале. Но и спустя столько лет, Николай Петрович не решился в своемдеревенском захолустье держать этот портрет.
ПортретСуворова у Базаровых возможно появился при деде Евгения Базарова, который «приСуворове служил и всё рассказывал о переходе через Альпы». Он и сохранил всвоей гостиной на почетном месте суворовский портрет.
КогдаЕвгений Базаров называл себя «самоломанным» или утверждал, что «всякий человексам себя воспитать должен», это не только его личное убеждение, но прежде всегоуроки отца. Упоминая родословную отца, Базаров назвал себя «лекарским сыном идьячковым внуком». А в разговоре с Павлом Петровичем он с «надменной гордостью»заявил: «Мой дед землю пахал». Следовательно, его дед был бедным сельскимдьячком, которому, чтобы прокормить семью, приходилось крестьянствовать наравнес односельчанами.
Духовнаясреда в это время была замкнутой кастой: сын дьячка должен был наследоватьместо отца. А Василий Базаров пошел вопреки традициям и сам устроил своюсудьбу. Скорее всего, пойдя по пути естествоиспытателя, ему не приходилосьрассчитывать на поддержку отца – он воспитывал себя сам (и, при том, неплохо –в разговоре с Аркадием упоминает Горация, Руссо, Жуковского и т.д.). Суворовему, возможно, дорог, как человек с упорством и энергией устроивший свою жизньнаперекор даже собственной физической природе (Суворов был слабым и больнымребёнком, но, начав служить в армии в качестве капрала, достиг чинагенералиссимуса).
Авторское изображение «самоломанности» главного герояпроизведения.
Тонкимиштрихами Тургенев показывает, как за внешними чертами самоуверенного, резкогорационалиста Базарова скрывается совсем иная, глубокая и лиричная натура.Базаров всячески старается уверить окружающих, и прежде всех самого себя, чтоэстетическая сторона жизни ему безразлична: смеется над Николаем Петровичем,заявляет, что «Рафаэль гроша ломанного не стоит», утверждает, что Пушкин «ввоенной службе служил» и что «у него на каждой странице: «На бой! На бой! Зачесть России». Привыкший преклонятся перед авторитетом Базарова, Аркадий невыдерживает: «Что за небылицы ты выдумываешь!». Он сам не знает, что попал вточку. Базаров действительно выдумывает.
Родителизнают совсем другого Евгения: мать выпросила к его приезду цветов, чтобыукрасит его комнату, так как убеждена, что это ему будет приятно. Его отец,выведя гостей в сад, говорит: «А там, подальше, я посадил несколько деревьев,любимых Горацием». Базаров, демонстрируя равнодушие, спрашивает: «Что задеревья?» Это вызывает удивление у старика: «А как же… акаций». Похоже, он былуверен, что сын хорошо знает, какие деревья любил Гораций. А Базаров началзевать (но как потом оказалось, не потому, что хотел спать — «он не заснул доутра»), а потому, что рядом был Аркадий, перед которым Базаров рисовался своимнигилизмом. Отрицая романтическую сторону любви, Базаров выражал недоумение«почему не посадили в желтый дом Тоггенбурга со всеми миннезингерами итрубадурами» — назвав имя шиллеровского героя, он показал, что ему известныбаллады Шиллера. Впоследствии выяснилось, что ему знаком и куртуазный «язык цветов»,бывший в моде в дворянских кругах в конце XVIII –начале XIX века.
Когдапосле размолвки с Одинцовой, он вновь оказался в имении Кирсановых, произошласцена в беседке с Фенечкой. Базаров попросил розу. «Какую вам: красную илибелую?» — спросила Фенечка. «Красную, и не слишком большую», — ответил Базаров.Получалось, что посредством языка цветов он просил о любви, хоть небольшой,хоть на краткий миг.
Характерно,что Базаров получил почти дворянское воспитание, знаком со всеми культурнымитрадициями русского дворянства. Да и в нём самом течет дворянская кровь. Матьего, «Анна Власьевна, была настоящая русская дворянка прежнего времени; ей быследовало жить лет за двести, в старомосковские времена». То есть дед Базаровабыл аристократом, как выясняется позже, секунд-майором, который служил приСуворове. Когда Базаров говорит: «Мой дед землю пахал», он имеет в виду отцаВасилия Ивановича Базарова. Получается, что, гордясь одним дедом, он намеренноотказывается от другого, отказывается от своего дворянского происхождения. Этов очередной раз доказывает «самоломанность» главного героя, его презрение кдворянам и желание выглядеть сухим рационалистом, не имеющим ничего общего сдворянской культурой и с какой-либо духовной культурой вообще.
Заключение о значении художественной детали в романе«Отцы и дети».
Такимобразом, художественная деталь служит И.Тургеневу для создания  лаконичных иемких художественных образов, которые точно и ярко характеризуют уходящую эпохуи идейную борьбу 60 — 70-х годов XIX в., но и помогаютв раскрытии характеров героев. Используя художественную деталь и психологизм,И. Тургенев невидимо направляет читателя, давая нам возможность самим делатьвыводы из тех или иных явлений.
Рольи значение художественной детали в романе Ф. М. Достоевского«Преступление и наказание».
Вступление о мире художественных деталей в романе.
Ф.М.Достоевский – писатель суровый, угрюмый, жесткий, беспощадный. «Преступление инаказание» — это произведение, о котором сам автор говорит: «Всё мое сердце скровью положится в этот роман…» Философская и психологическая глубина романабезгранична, поэтому, бесспорно, интересен мир его художественных деталей,которые все вместе и создают столь сложное единое целое.
Искусство на страницах «Преступления и наказания».
Образ Петербурга.
АкадемикДмитрий Сергеевич Лихачев, думая о романе Достоевского, утверждал: «Присутствиеискусства на страницах «Преступления и наказания» потрясает больше, чемпреступление Раскольникова». У Д.С. Лихачева мы находим ответ на вопрос, чтотакое искусство. «Искусство», — пишет он, — «это суть, душа, основаизображаемого».
ОбразПетербурга в романе – центральный. Ф.Достоевский достиг поистине высотискусства в создании этого образа: он живой, наполнен звуками, запахами,состоит из множества деталей, подробностей… Петербург Ф. Достоевского – городмрачный, душный, болезненный.
Петербургв романе «Преступление и наказание» – прежде всего город будничный, т.е. город,где проживают «униженные и оскорбленные», загнанные жизнью в тупик люди.Грязные кабаки как будто заслоняют недосягаемую для персонажей романа красотуэтой северной столицы.
Вкабаке Раскольников слушает исповедь Мармеладова, в трактире (тоже кабаке) онуслышит разговор студента и офицера о том, что старуха-процентщица «всемвредная», что «тысячу добрых дел и начинаний… можно устроить и поправить настарухины деньги», что если убить её и взять эти деньги, то «загладится одно,крошечное преступленьице тысячами добрых дел». Этот разговор стал для неговпоследствии случайным подтверждением туманности и правоты его теории.
Даи сам роман начинается с картины города, в которой кабак обязателен: «На улицежара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич,пыль… Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города былоособенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднеевремя, довершили отвратительный и грустный колорит картины».
Всвоем первом сне, Раскольников видит, как будто «они идут с отцом по дороге ккладбищу и проходят мимо кабака… Все пьяны, все поют песни…» Рядом с этимкабаком и происходит страшная сцена, когда Миколка убивает ломом своюмаленькую, тощую, измученную лошадку.
И,наконец, гордая, погибающая от чахотки Катерина Ивановна, около умирающегомужа, произносит: «Он нас обкрадывал, да в кабак носил. Ихнюю, да мою жизнь вкабаке извёл. И слава богу, что помирает! Убытку меньше!» Кабак вырастает встрашный символ города, с холодным каменным безразличием поглощающегочеловеческие жизни.
Неоднозначность Петербурга Ф. Достоевского.
Знаки живой жизни в романе.
Однакомастерство Ф. Достоевского состоит в том, что он не показывает Петербург содной стороны, но может изобразить его как образ сложный, неоднозначный: городудушающий и вместе с тем удивительно красивый, с островками живой жизни, инескольких сценах мы даже не узнаем Петербург, такой, казалось бы, страшныйгород.
Напути от своей каморки к дому, где жила старуха-процентщица, Раскольников думалне о предстоящем убийстве. Занимали его «даже какие-то посторонние мысли»: «обустройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всехплощадях». В воображении Раскольникова возникает Летний сад, который можно былораспространить «на всё Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловскимсадом». Ф. Достоевский развивает мотив свежего воздуха, который усиливаеткрасоту живой природы. Но в действительности свежий воздух в Петербургеотсутствует. Мотив свежести, «живого» воздуха, настоящей жизни как бы освежаетРаскольникова на время. «Что за вздор, — подумал он. – Нет, лучше совсем ничегоне думать». Город, подобно сказочному великану, как будто нарочно отвлекаетРаскольникова, стремится остановить, удержать его от страшного шага, которыйтот собирается совершить.
Новот и дом старухи, вот Раскольников уже на лестнице. «Сказочный великан» неспас: слишком силён соблазн доказать себе, что ты «человек, а не вошь», что воимя идеи можно пролить «кровь по совести».
Петербург как сила, взывающая к совести Раскольникова.
Ивот снова мы видим Раскольникова наедине с собой. Он бродит по набережнойЕкатерининского канала: необходимо освободиться от всего, что он унес изквартиры старухи, все выбросить. «Но выбросить оказалось очень трудно». Наканале с плотов «прачки мыли бельё», «лодки причалены к берегу, и везде людитак и кишат». Это жизнь трудового Петербурга. Этот город привел Раскольникова кпреступлению, теперь этот же город начинает творить свой суд.
Ина Неве сделать задуманное не удаётся. Раскольников бредёт дальше: «налево входво двор», «глухая небеленая стена… дома,… деревянный забор,… каменный сарай».Мелом на заборе – безграмотная «острота»: «Сдесь становица воз прещено». И,наконец, «большой неотесанный камень… пуда в полтора весу». Далее – несколькостраниц напряженного текста. И вдруг – город, точнее «великолепная панорама»,удивительно красивая, так неожиданно появляющаяся в романе: «Небо… безмалейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Куполсобора… так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядетькаждое его украшение».
Этоместо хорошо знакомо герою, но почему-то «необъяснимый холод» охватывал всегдаРаскольникова при виде «этой пышной картины». Возможно, Раскольниковаотталкивал собор, так как он был безбожником, а может быть, он просто так редкосоприкасался с красотой среди петербургских улиц, так редко дышал чистымвоздухом, что теперь ему непривычно видеть это безоблачное небо, голубую воду исияющий купол собора.
Ноименно эта прозрачная красота заставит почувствовать главного героя, что егогрудь «сдавило до боли», и он отчетливо осознает, впервые с момента убийства,что навсегда для него зачеркивается и «прежнее прошлое, и прежние мысли, ипрежние задачи, и прежние темы, и прежние впечатления, и вся эта панорама ивсё-всё…» (вся фраза построена на эпитете «прежний»). Достоевский убежден втом, что «мир спасёт красота», потому что красота взывает к совести. Так,Петербург, — страшный и болезненный город, город голода, мучений, слез,равнодушного холода, и город таинственной, сказочной красоты, — первый призоветна суд совесть Раскольникова, которому «показалось, что он как будто ножницамиотрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».
Тема Дома в «Преступлении и наказании».
Врусской классической литературе широко и полно раскрывается тема дома как основыжизни, корней человека: Обломовка в романе И. Гончарова, имения Кирсановых иБазаровых в «Отцах и детях» И.Тургенева, дома Ростовых и Болконских в романе«Война и мир» и т.д.
Ф.Достоевский рисует в своём романе «Преступление и наказание» иную реальность: вПетербурге его герои не имеют дома, чаще всего они живут в съемных квартирах. Вромане вообще нет обустроенного, нормального жилища.
«Достоевскийбыл менее всего усадебно-комнатно-квартирно-семейным писателем», — писал о немМ.Бахтин. Все основные события происходят как бы «на пороге» или около порога.Раскольников живёт, в сущности, на пороге; его узкая комната, «гроб», выходитпрямо на площадку лестницы. И дверь свою, уходя, никогда не запирает. В этом«гробу» нельзя жить нормальной жизнью, здесь  можно только переживать кризис,принимать последние решения, умирать или возрождаться. На пороге, в проходнойкомнате, выходящей прямо на лестницу, живет и семья Мармеладовых.
Упорога убитых Раскольниковым старухи-процентщицы и Лизаветы он переживает страшныеминуты, когда по другую сторону двери, на площади лестницы, стоят пришедшие кней посетители и дёргают звонок. Раскольников не привык запирать дверь, привыкжить «на пороге», поэтому и входит в комнату Лизавета, после убийства которой,в состоянии почти полной невменяемости, он набрасывает на дверь крюк, а незапирает на замок – деталь немаловажная.
Итопор дворника, страшное орудие убийства, тоже стоит у порога, куда его сноваставит Раскольников, добредая до дома. На пороге в коридоре происходит сценаполупризнания Разумихину, без слов, только взглядами. На пороге, у дверей всоседнюю квартиру, происходит его беседа с Соней, а по другую сторону ихподслушивает Свидригайлов.
Ф.Достоевский пишет о том, как живут простые люди в период наступающего капитализма:нет нормальной крыши над головой, есть нечего, негде спать, комнатки настолькомалы, что похожи на гроб. Поэтому вся жизнь этих людей происходит на пороге: напороге принимаются самые ответственные решения, совершаются знаменательныепоступки.
Ниу кого из героев нет Дома: жители действительно потеряли связь со своимикорнями, со своими семьями. Петербург – город трагически разъединённых людей,утративших духовные ценностные ориентиры, корнями своими уходящие внациональную культуру и духовность.
Порогстановится не только деталью интерьера, а вырастает до значения символа – героиживут, действуют, находясь на пороге – на нравственном распутье, на грани добраи зла балансирует живая душа Раскольникова.
Наказание Раскольникова.
Аза порогом – огромный город. Это Петербург Достоевского: площади, улицы,фасады, кабаки, притоны, мосты, канавы. Раскольников встречает Мармеладова вгрязном кабаке. Почему-то особенно запоминается хозяин кабака. Он был «встрашно засаленном черном атласном жилете», «всё лицо его было как будтосмазано маслом». Пока Раскольников слушает пьяную запутанную исповедьМармеладова, хозяин походя бросает свои презрительные реплики. Он ведь являетсячастью другого мира, сытого, пропитанного изнутри и снаружи маслом.
Раскольниковотнюдь не ради приличия слушает Мармеладова. Он глубоко взволнован тем, чтослышит, но в какой-то уголок его сознания, в подсознание врезается этот тип «взасаленном жилете», с лицом, «смазанным маслом». И чем более растёт в главномгерое сочувствие к несчастной семье бывшего чиновника, к трём голодным детям,умирающей от чахотки Катерине Ивановне, к Сонечке, тем сильнее в нем зреетненависть ко всем «засаленным» и «смазанным маслом» людям.
Ивот – несколько мгновений до убийства. В момент, когда Раскольников опускает настаруху-процентщицу топор, автор вроде бы между прочим замечает, и скорее всегоРаскольников тоже видит, что «старуха, как и всегда, была простоволосая.Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом,были заплетены в крысиную косичку»…
Всостоянии почти помешательства Раскольников ещё продолжает творить страшноедело. Впереди ещё убийство Лизаветы, но наказание уже начинается, и глубоко вподсознании героя шевельнулась какая-то невидимая ему мысль, оправдывающая то страшное,что он совершает. Топор опустился на старуху, а вместе с ней и на всех, кто«жирно смазан маслом». Раскольников не испытывает удовлетворения от убийства,хотя он вроде бы лишил жизни общественно бесполезную старушонку, он чувствуетстрах и ужас: всё-таки старушка была человеком, а не просто «смазанным маслом»ростовщиком.
Художественная деталь в портретах героев.
Характеристика капитализма в России через портретЛужина.
Лужин– единственный персонаж в романе, которому автор отказывает хотя бы в одномпорядочном поступке. Ведь даже глупый и безнравственный Лебезятников совершитнечто доброе: уличит Лужина во лжи во время поминок и защитит Соню. ПортретЛужина занимает целую страницу. Достоевский рисует каждую мельчайшую деталь:«всё платье его слишком новое», со своей щегольской, новёхонькой шляпой он«слишком почтительно обращался и слишком осторожно держал её в руках». В одеждеего «преобладали цвета светлые и юношеские». Далее мы видим на нем «хорошенькийлетний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки», «батистовыйсамый легкий галстучек». И всё это было даже к лицу Лужину. Писатель с такойтщательностью выписывает наряд Лужина, во-первых, чтобы показать его контраст сРаскольниковым, во-вторых, возникает невольный вопрос: что это за человек,облаченный во всю эту красоту? Ему, между прочим, 45 лет.
Новот автор подошел к описанию лица этого человека. Начинает казаться, что Ф.Достоевскому доставляет удовольствие рисовать портрет Лужина: лицо его было«свежее», «темные бакенбарды осеняли» его лицо, в виде «двух котлет».Чувствуется явный сарказм автора. И, выписав с такой тщательностью все деталипортрета и наряда Лужина, автор подытоживает, что «если же и было что-нибудь…действительно неприятное… то происходило это от других причин».
Романзакончен в 1866 году, когда капитализм в России набирает силу. Ф. Достоевскийвнимательно присматривается к этим новым людям, для которых главное –приобретение, а затем и приумножение своего капитала. Тщательно детализируяпортрет Лужина, Ф.Достоевский подчеркивает значение вещей, приобретательства –это становится главным для этого сорта людей, их новым богом.  И автор приходитк убеждению, что более отвратительных людей не существует. А дальнейшее подлоеи мерзкое поведение Лужина демонстрирует все его качества полностью.
4.5.2.Влияние Петербургского общества на жизнь людей (через портрет ПорфирияПетровича).
ПорфирийПетрович — талантливый, умный, очень порядочный человек. И, главное, егожизненная позиция очень близка и созвучна автору. В юности Порфирий Петрович«переболел» идеями, близкими к теории Раскольникова, и его статью он изучил вжурнале. Но после долгих раздумий он для себя решает, что никаких «взрывов»общества устраивать нельзя, а каждый человек должен в существующем обществе найтидля себя то место, на котором он мог бы принести максимальную пользу людям. Вотон и становится следователем. Порфирий Петрович  сразу же понимает, что убийца– Раскольников и «играет» с ним как кошка с мышью, с той лишь разницей, чтокошка мышь съедает, а Порфирию Петровичу нужно спасти невинного Николку иподвести Раскольникова к чистосердечному признанию, так как только в этомслучае начнется путь к его раскаянию и возрождению.
Представляяпортрет героя, автор сразу же предупреждает нас, что Порфирию Петровичу около35 лет. А вот детали этого портрета: «полный и даже с брюшком», лицо у него«пухлое, круглое и немного курносое», и цвет этого лица «больной,темно-желтый», и глаза «с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытые почтибелыми, моргающими… ресницами». И во всей его фигуре есть «что-то бабье». Всеэти детали портрета явно вызывают какое-то неприятное, отталкивающее чувство, иуже кажется, что ему не 35 лет, а скорее хорошо за 50. Носитель справедливостии воли государства, он не вызывает симпатии ни у окружающих его людей, ни учитателей. Ф. Достоевский понимает, что неправедное, бесчеловечное общество недает «распрямиться» человеку, отдавшему себя в служение этому обществу, оноприземляет человека, оставляет на нем свой отпечаток. Автор показывает, чтоесли ты служишь такому обществу, то какими бы прекрасными ни были твоистремления, то ты все равно попадешь под убивающее душу влияние атмосферыбездушия, бесчеловечности и равнодушия к людям.
Своибеседы с Раскольниковым Порфирий Петрович постоянно сопровождает неприятным,«кудахтающим» смехом, который усиливает отталкивание читателя от этого умного идостойного человека, который испытал на себе пагубное влияние атмосферыПетербурга и петербургского общества.
Надопомнить, что все действие романа укладывается в 2 недели, но его создательДостоевский не допускает ни малейшей поспешности. И не только все душевные мукиРаскольникова в преддверии убийства, в сцене самого убийства, во времяпоследующего наказания, но и все сцены в романе поражают мельчайшимиподробностями, причём ни одной лишней: всё важно.
Образ денег и мотив предательства в романеДостоевского.
Нельзяне обратить внимание и на то, как часто возникает на страницах романаупоминание о деньгах, но не рассуждения о них, а реальные деньги.
Страшночитать сцену убийства старухи, но страшнее становится при чтении страниц, гдеЛужин сначала спокойно пересчитывает пачки кредиток, затем, преисполненныйсобственной значительности, вручит Соне «десятирублевый кредитный билет» инезаметно опустит в её карман сторублёвую купюру. А потом, на поминках, он следяным спокойствием, ни разу не дрогнувшим голосом обличает ни в чемнеповинную Соню в краже. Кажется, что этой мерзкой речи не будет конца (3страницы текста), и сердце бедной Сони вот-вот разорвется. Лужин – человек изнового поколения, представитель страшного и неправедного мира, против котороговосстал Раскольников.
Вотпожилая купчиха сунет Раскольникову двугривенный, приняв его за нищего, а онпотом, презрительно выкинув эту монетку в Неву, почувствовал, что «как будтоножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».
Частоупоминание о деньгах связано с евангельским мотивом, фольклорно-евангельскимчислом 3. Вот Соня молча положит на стол свой первый «заработок» — 30 целковых,а потом и отцу на похмелье 30 копеек внесет, и он, как и раньше КатеринаИвановна, не мог в эту минуту не ощущать себя Иудой, который предал Христа за30 сребреников.
Свидригайловхотел предложить Дуне «тысяч до тридцати».
МарфаПетровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч, а он потом, покушаясь на еёжизнь, её предал. Таким образом, деньги в романе тесно связаны с мотивомпредательства: жители Петербурга ради денег готовы отступиться от своих духовных ценностей, предать своих друзей, родных и близких.
Смех как способ раскрытия образа петербуржцев.
ПисательД. С. Мережковский утверждал, что «книг Достоевского нельзя читать: их надопережить, выстрадать, чтобы понять». Но, читая роман, перенасыщенныйчеловеческими страданиями, невольно вздрагиваешь, когда так часто слышишь смех.
Израссказа Разумихина читатель узнает, что в минуты, когда, совершив убийство,Раскольников, дрожа от ужаса, выбирается из дома, у ворот «визжат, дерутся ихохочут, оба хохочут взапуски» Миколка с приятелем. Вне дома – жизнь, откоторой уже, не отдавая себе в этом отчета, «отрезал себя» Раскольников.
Выгнаннаяиз дома, умирающая от чахотки Катерина Ивановна, теряющая рассудок, на улице сдетьми, а вокруг толпа, «в толпе смех». Трагическая сцена пронизывается этимсмехом: толпа не просто бесчувственна к чужому горю – для толпы это зрелище,вызывающее смех. Этот смех усиливает ужас трагедии Катерины Ивановны.
Авот Раскольников на Сенной площади. Он вдруг вспомнил страстную просьбу Сони:«… поклонись народу, поцелуй землю…» «Безвыходная тоска и тревога», страшноенаказание за преступление, вдруг прорываются. «Всё разом в нем размягчилось, ихлынули слёзы». Раскольников «стал на колени среди площади, поклонился земле ипоцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем», «раздался смех». Пятьвозникает образ толпы, которой безразличен этот человек, а вся эта сцена –только уличное представление. Но может быть, это не просто толпа, а народ, непринявший полураскаяния Раскольникова, в котором чувствуется что-тотеатральное, по замечанию М.Бахтина, «карнавальное, шутовское». Ведь настоящеераскаяние приходит к Раскольникову на каторге.
Смехв романе всё время несет большую смысловую нагрузку. Во время поминок, КатеринаИвановна, сидя рядом с Раскольниковым, дает очень точные саркастические характеристикиАмалии Ивановне (своей хозяйке) и всем, кого та привела на эти поминки. Каждаяеё фраза сопровождается «весёлым, самым неудержимым смехом». Этот смех – ипоследнее усилие Катерины Ивановны в борьбе за своё человеческое достоинство; иостатки воли в умирающей женщине; и острое ощущение и предчувствиеприближающегося конца. А также и искренние гордость и радость, что рядом с ней«образованный гость»; и отчетливое понимание фарса, в который превратились этипоминки; и желание поддержать атмосферу полного благополучия на похоронах; идаже женское кокетство. Её смех это подчеркивает драму Катерины Ивановны,умирающей от чахотки, без всяких средств к существованию.
Такимобразом, смех в романе играет большое значение: показывает одиночество людейПетербурге. Им неоткуда ждать помощи, сочувствия, жалости. Жители Петербургасталкиваются только с равнодушием окружающих людей, или еще хуже – над нимисмеются и издеваются.
Заключение о роли художественной детали в«Преступлении и наказании».
Ф.М. Достоевский, один из величайших писателей своего времени, мог одним словом дать  исчерпывающую характеристику какому-либо герою или общественному явлению.Художественная деталь помогает Достоевскому не только в создании образов героевили Петербурга, но и в раскрытии безграничной философской и психологическойглубины романа.
Заключение о роли и значении художественной детали впроизведениях русских классиков.
Всеписатели широко используют  в своих произведениях художественную деталь, таккак она имеет огромное значение: без неё невозможно было бы емко и точно,несколькими фразами дать индивидуальную характеристику героям, показатьавторское к ним отношение, создать и охарактеризовать изображаемый мир.