Художественное своеобразие творчества Беллы Ахмадулиной

АхмадулинаБелла Ахатовна — русская советская поэтесса и переводчица, окончилаЛитературный институт М. Горького в 1960. Ахмадулина — мастер метафорическибогатого стиха, переходов конкретно-чувственной образности в причудливую игруаллегорий, обыденной речи — в высокую архаику, непосредственности признания — визысканную стилизацию. Лирическую героиню Б. Ахмадулиной характеризуютсосредоточенность — иногда чрезмерная — на самовыражении и самоанализе. Б.Ахмадулина — переводчик, искусно передающий дух оригинала. Она пишет очерки, настойчивовозвращаясь к судьбам А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Почетный членАмериканской академии искусств и литературы.
Тенденцияк осмыслению судьбы общества, судьбы личности, отечественной культуры, соотносимыхс гуманистическими идеалами христианства, нашла выражение в новых произведенияхБ. Ахмадулиной. Она стремится “поднять планку” поэтической культуры, соединитьв своем творчестве традиции допушкинской, классической литературы и модернизма,приблизить современника к его собственным языковым особенностям, побудитьмыслить, дорожа тай ной каждого слова. Стих поэтессы нередко напоминает однуогромную метафору, смысл которой “затемнен”, ибо включает в себя множестводругих смыслов, оттенков, образов, сцепленных между собой прихотливо, подчиняясьчувству, которое движет автором, следуя мучительным попыткам постичь и выразитьсущность явлений адекватно, не упрощая и не искажая. Б. Ахмадулина отказываетсяот сюжета: тема и идея не столько “задаются”, сколько “отыскиваются” врезультате развертывания поэтической эмоции. Главное для поэтессы присвоение —присвоение всего, что дорого, перед чем она преклоняется, что волнует, мучит, возвышает.Присвоение — значит любовь, восхищение, сопереживание, сострадание, стольполные и безоглядные, что без них Б. Ахмадулина не мыслит самое себя. Присвоенное— значит пропущенное через душу, глубоко потрясшее, облитое слезами, навсегдаставшее неотъемлемой частью внутреннего мира.
Открываядля себя кого-либо, Б. Ахмадулина как бы проживает его судьбу, входит в егохудожественный мир так глубоко, что неизбежно преобразует собственноетворчество. В поэзии можно распределить пушкинскую, лермонтовскую, цветаевскую,пастернаковскую традиции.
Безраздельномувсевластию тирании Б. Ахмадулина противопоставляет мощь человеческого духа, непобедимуюсилу поэтического слова.
Повествуяо современности, Б Ахмадулина выступает как радетель “сирых” и убогих, слабых ибеззащитных, как хранитель нравственно-религиозных устоев русского народа. Сгоречью пишет она об исковерканной жизни многих поколений, о грустном, запущенномвиде родной земли. Картина оскудения и развала, ироническая и печальная, воссозданав стихотворении “Так дружно весна начиналась: все други”.
Своинадежды на спасение России поэтесса связывает с утверждениемрелигиозно-нравственного начала в душах людей с духовным возрождением общества.Как бы мы ни относились к религиозно окрашенным произведениям Б. Ахмадулиной, рассматриваяих как аллегории или как непосредственное выражение религиозно-нравственногочувства, нельзя не ощутить устремленности к высшему, вечному, не всестихотворения поэтессы, созданные в последнее время, по-настоящему удачны: иныеиз них громоздко-тяжеловесны, искусственны, но нельзя не пожелать присвоить тепроизведения, в которых звучит подлинная поэзия со своей неповторимой тайной.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.litra.ru/