Игорь Северянин (И. В. Лотарев.1887 – 1941 )

Игорь Северянин (И. В.
Лотарев  1887 – 1941 )

С 1913 г. сборником “Громкокипящии кубок” (переиздавался до
1915 г. 9 раз) входит в большую литературу. За первой последовали другие книги
поэзии: “Златолира”(1914), “Ананасы в шампанском ”(1915), “Victoria Regia” (1915),
“Поэзоантракт”(1915), “Тост безответный”(1916). В эти годы  И. Северянин стал модным “певцом”, но оценил
это трезво, назвав “двусмысленной славой”.

   Поиски новых
поэтических форм (важная часть эстетической программы) у И. Северянина тесно
“увязаны” с городскими реалиями:

                                       

                                      Друзья! Но если в день
убийственный

                                      Падет последний исполин,

                                      Тогда ваш нежный, ваш
единственный,

                                      Я поведу вас на Берлин!

В этих стихах поэт был таким, каким его хотела видеть публика.
Он растворялся во вкусах определенного контингента любителей экстравагантной,
экзальтированной поэзии, людей, отгораживающих себя от надвигающихся бурных
событий. Характерное взаимовлияние: публика создавала Северянина, а тот
формировал свою аудиторию, далеко не всегда заботясь о качестве своего
поэтического воздействия. “… не я ли пел порок/Десятки лет…”, – напишет он в
поэме “Солнечный дикарь” (1924), переоценив свое раннее творчество.

   Остроумно выражено
неприятие мещанской действительности: “Блеск и звон карьеры – рубль, / А
паспорт разума – диплом”.

  Эти мотивы сближали
И. Северянина с кубофутуралистами. Однако сущность своего творчества он
считал собственную фантазию –  “мои
капризы, мои волшебные сюрпризы”. Акцент был поставлен на “эго”, т.е. “Я”
поэта. Отсюда пролилась струя его самовозвиличивания: ”Я – гений Северянин”; “Я
выполнил свою задачу, литературу покорив”, что и вызвало многие нарекания
современников.

       Слово “гений”
относилось, однако, не столько к личности автора, который ощущал и свою
слабость, сколько к нему как носителю “вселенской души”. Главный поиск –
поиск естественной красоты: “Иду в природу, как в обитель”. Поэтому жизнь
раскрыта им как “сиренью упованье”, ”гимн жасминовым ночам”, единенье с
“весенней яблоней в нетающем снегу”.

   Лирический герой
испытывает никому неведомое: ”Влекусь рекой, цвету сиренью,/Пылаю солнцем,
льюсь луной …” А природа дарует свою тайну.

Вот один из главных постулатов северянинской лирики: удивлять
– неожиданным поворотам смысла, безграничными возможностями словообразования. И
– постоянная претензия на оригинальность, хоть и всегда подкрепленная вкусом и
стилистическим разнообразием:

                                Не терпим мы дешевых копий,

                                Их примелькавшихся тонов,

                                И потрясающих утопий

                                Мы ждем, как розовых слонов …

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru