Ислам как духовное явление

Содержание
Введение
1.  Исламкак духовное явление
2.  Особенностиисламской духовной традиции
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Арабо-мусульманскаякультурная традиция представляет собой своеобразную ветвь восточной культуры.Ислам — это одна из самых распространенных религий: приверженцев еенасчитывается около 900 миллионов, преимущественно в Северной Африке,Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. Арабо-язычные народы почти поголовноисповедуют ислам, тюрко-язычные и ирано-язычные — в подавляющем большинстве.Много мусульман также среди северо-индийских народов. Население Индонезии почтицеликом придерживается ислама.
В сегодняшнем миреболее 700 миллионов человек на вопрос: «Кто ты по вере?» — отвечаютарабским словом муслим: «Человек, исповедующий ислам», мусульманин.
Связь веры страдиционным образом жизни была характерна для ислама во все времена, ноособенно очевидна она становится сегодня, когда идеологи и политики,выступающие под лозунгом ислама, пытаются как можно больше людей объявитьмусульманами только потому, что они придерживаются многих обычаев своих отцов.
Ислам возник какидеологическое и организационное обеспечение целостного торгового и налоговогопространства в ареале караванного пути из Индии в страны Средиземноморья (вдольберега Красного моря). Объединение племен и стирание различий между ними, атакже замирение торговых городов и воинственных бедуинов, живущих за счетграбежа караванов, произошло благодаря упразднению культов сотен родовыхбожеств и провозглашению единым богом Аллаха. Так называли свое божество людирода курейшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммед. Воплощением божествамногие народы Аравии считают «черный камень», помещенный в Каабе —сравнительно небольшом кубическом святилище. Святым считают и колодец Земзем.

1.  Исламкак духовное явление
Ислам как духовноеявление возник в начале VII в. в результате процессов этнической и культурнойконсолидации и интеграции Аравии. Ислам стал особой системой догматов иритуалов, он способствовал формированию у мусульман ощущения своей духовнойисключительности. Культ ислама опирается на пять столпов веры. К ним относятся:исповедание единобожия и признание пророческой миссии Мухаммеда, молитва, пост,налог в пользу бедных, паломничество. В раннем исламе утверждаласьнеразделимость духовной и светской властей в руках главы мусульманской общины,что в дальнейшем обострило проблему борьбы за власть и раскололо мусульманскуюобщину на религиозно-политические группировки, предопределив идеологическую иполитическую судьбу всего мусульманского мира.
Главной особенностьюисламской духовной традиции, отличающей ее от всех других, являетсянераздельность в ней религиозного и светского начал. В отличие от христианства,в исламе человек не может утверждаться как безусловная ценность, ибобезусловное принадлежит Богу. В то же время правом высказать свое мнение повопросам религии всегда обладал любой мусульманин — лишь бы оно непротиворечило Корану и сунне (сборник нравственных норм и правил поведения).Уход людей в многобожие, язычество, грех исламские мыслители объясняют«материальностью», бездуховностью человека или соблазнами сатаны(шайтана), что в конечном итоге приводит общество к моральному упадку. Такоеположение может быть исправлено либо карой божьей, либо приходом божьегопосланника — пророка, несущего людям истинное Слово Божье. Одной из ключевыхидей ислама является представление о постоянном отходе человечества отистинного пути, его углубляющемся духовном кризисе. Для мусульманина«прогресс» есть движение не к лучшему, а к худшему, ибо общество всебольше погружается в грехи, что означает близость его духовного падения,которое неминуемо повлечет за собой благодатное божественное вмешательство.
Другой характернойособенностью мусульманской духовной традиции является корпоративность. Вотличие от православия, ислам личное спасение души возлагает не столько наличное подвижничество человека, сколько на жестко предписанное участие в делахобщины (уммы). Поэтому в исламе интересы индивида как бы растворяются винтересах общины. Вне общины личность полноценной быть не может, чтопредполагает всеобъемлющее, коллективное регулирование личной жизни на основешариата (свод религиозно-этических предписаний ислама, опирающихся на Коран,сунну).
Арабская средневековаякультурная традиция сложилась в процессе взаимодействия арабов и завоеванныхими народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы.Усвоив и переработав значительную часть культурного наследия персов, сирийцев,народов Средней Азии, иудеев, а также наследие античной культуры, арабыдостигли значительных успехов в области художественной литературы, философии,истории, географии, математики, астрономии, медицины, орнаментальногоискусства. Но освоение арабами наследия античности в определенной мере из-завлияния ислама было односторонним. Охотно переводились сочинения по точным,философским наукам, меньше внимания уделялось художественной и историческойлитературе.
В основеарабо-мусульманской научной мысли лежит идея космической детерминированностивсех земных явлений и процессов, зависимости всего земного от движения небесныхсфер. Это породило характерную особенность научного менталитета арабскогоВостока «философичность». Вся наука арабо-мусульманскогосредневековья называлась «фальсафа», т.е. философия. Пытаясьпостигнуть устройство мироздания, в поисках принципов идеального общественногоустройства и гармоничного развития личности ученые считали необходимымпредварительно познать не только мир в целом, но и его составляющие. Поэтому вкруг интересов интеллектуальной элиты входили все известные тогда науки,изучающие мироздание. Это придавало арабо-мусульманской научной мысли такуюсущественную черту, как энциклопедичность. Ученый (философ) был одновременноматематиком, врачом, звездочетом-прорицателем и часто поэтом. Вот почему научно-философскиетруды нередко облекались в форму поэзии.
Религиозный запретизображать людей и животных (из-за боязни идолопоклонства) помешал развитиюскульптуры и живописи. Исключение составляет арабская книжная миниатюра,являвшаяся непреложной частью научной и художественной литературы. Средипамятников архитектуры арабского Востока преобладают культовые (мечети,медрессе, мавзолеи) и дворцовые здания. Арабская архитектура, формируясь наместной почве, испытала воздействие иранской, византийской и других культур.Для арабского средневековья характерен принцип декоративности, породившийбогатейший орнамент, особый в каждой из областей арабского мира, именуемыйарабеской (памятники исламской архитектуры Сесильи, Кордовы, Гранады, Багдада,Кипра и др.).
Арабо-исламскаякультура была ярким самобытным явлением в истории мировой цивилизации эпохисредневековья. Она оказала глубокое влияние на значительную часть Азии,Северной Африки и самой Европы.
Современный исламхарактеризуется разными типами религиозного сознания — «идеальным» и«бытовым», «официальным» и «народным». Егоиспользуют различные политические силы, все настойчивее заявляет о себеисламский фундаментализм.
2.  Особенностиисламской духовной традиции
ислам корансунна духовный культура
Знание основмусульманской религии весьма различно у различных слоев населения и в разныхстранах традиционного распространения ислама. Всякий мусульманин знает арабскоезвучание и смысл символа веры религии ислама: «нет никакого божества,кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». Здесь кратко выражены дваглавных догмата ислама: существует единый, единственный, и вечный всемогущийбог — Аллах; своим посланником Аллах избрал араба из Мекки, Мухаммада, черезнего бог передал людям текст священной книги — корана, его руками он основалобщину верующих (умма). За 14 веков из небольшой группы Аравии она превратиласьв многомиллионную массу людей разных национальностей, разных языков, разныхсоциальных слоев и культурных ориентаций.
Величие бога — Аллаха — выражено во многих формулах, хорошо известных всем мусульманам и частоповторяемых ими в речи, молитвах, бытовых восклицаниях, а также постоянновстречающихся в изящной вязе арабского письма, на памятниках мусульманскойархитектуры в Азии, Африке, Европе и Америке: «Аллаху акбар» — «Аллах самый великий!» и т. д.
Кратчайшее изложениеглавного догмата ислама содержится 112 суре (главе) Корана: «Во имя Аллахамилостивого, милосердного! Скажи: „Он — Аллах единственный, Аллах могучий.Не рождал и не был рожден, и не было никого подобного ему, никогда“. Помусульманской доктрине, люди, не исповедующие ислам, — »неверные”,среди них иудеи и христиане выделяются особо как ахль аль — китаб, т. е.«люди Писания». Согласно Корану они верят якобы в того же бога, что имусульмане. Этот бог и им посылал своих посланников — Моисей (Мусу), Иисуса(Ису), которые несли людям слово божье. Однако люди исказили и забыли то, чемуте учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммада, своего последнего пророка,с божьим словом — Кораном. Это была как бы последняя попытка наставить людей направедный путь, последнее предупреждение, после которого должен наступить конецмира и Суд, когда всем людям будет воздано по их делам — они попадут в райскиесады или в адский огонь.
Эти основы религиизнает всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знает и«пять столпов» ислама, пять главных обязанностей верующего. Первый изних — молитва (салят). Молитва мусульман состоит из ряда поклонов,сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманинупредписано пять молитв в сутки; свершать их можно и дома, и в мечети и в поле.Молитве предшествует ритуальное омовение. Пятница является днем всеобщеймолитвы, когда все мусульмане должны собираться на коллективную молитву вглавную мечеть города, села, округа.
Мечеть (масджид) — иместо моления, и помещения для религиозных школ, и центр религиозных проповедейи диспутов.
Третьей ритуальнойобязанностью мусульманина является пост (саум). Мусульманский пост заключаетсяв воздержании от пищи, питья и развлечений. Все время должно быть в принципепосвящено человеком Аллаху, занято молитвами, чтением Корана и религиозныхсочинений, благочестивыми размышлениями. Главным и обязательным для всех, кромебольных, путешествующих и т. д., является пост в месяц рамадан; кроме того,существует еще дата, в которой поститься желательно. Конец месяца рамадан исоответственно месячного поста отмечается праздником разговенья, вторым позначению праздником в исламе.
Кроме ограничений,связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов,регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено питьалкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещаетростовщичество — риба. Конечно, не все эти и другие правила строго соблюдаются,но время от времени, в частности в семидесятые годы нашего века, в различныхмусульманских государствах усиливается контроль, за соблюдением культовыхправил, например поста в рамадан.
Четвертой обязанностьюкаждого мусульманина (с оговоркой — если у него есть к тому физическая иматериальная возможность), является хадж — паломничество в Мекку, прежде всегок Каабе, главной святыне ислама. Кааба — небольшое здание, в юго-западный уголкоторого вмурован «черный камень» (издревле хранящийся тут метеорит)- по преданию, посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущества иблаговоления.
Паломничествосовершается в месяце зу-ль-хиджа, который, как рамадан, является месяцемлунного календаря и потому приходится на разное время года. Паломники, надевспециальные белые одежды, и пройдя церемонию ритуального очищения, совершаютторжественный обход вокруг Каабы, пьют воду из близлежащего священногоисточника Замзам. Далее следуют торжественные процессии и моления у холмов идолин вокруг Мекки, связанных с легендой о пребывании в тех местах праотцаИбрахима, первого проповедника единобожия.
Хадж завершаетсяпраздником ид аль-адха, во время которого в память о жертве, принесеннойИбрахимом Аллаху, режут жертвенных животных. Окончание хаджа является главныммусульманским праздником, который отмечается молитвами и жертвоприношениями повсему мусульманскому миру. Люди, совершившие хадж, носят почетное прозвище хаджили хаджи и пользуются уважением родных в своих родных местах.
Пятой обязанностьюмусульманина является закят — обязательный налог на имущество и доходы, которыйидет в теории на нужды общины и распределяется среди бедных и малоимущих. Крометого, каждому мусульманину предписывается еще и садака — добровольныепожертвования и милостыня.
На самом деле все этисоциально-экономические регуляторы справедливости внутри исламской общины ссамого начала были и остались благими пожеланиями. Закят быстро стал обычнымгосударственным налогом, садака шла на нужды религиозного культа, запреты наростовщичество легко обходились оформлением дачи денег в рост как совместногофинансового предприятия кредитора и должника.
Иногда к «столпамислама» причисляют джихад. Слово это означает полную отдачу мусульманиномсвоих сил, возможностей, времени и, если надо, жизни для торжества своейрелигии. В большинстве случаев в средние века это сводилось к участию ввооруженной борьбе с «неверными», а значение термина — соответственнок понятию «священная война», и такое его понимание стало традиционнымдля европейцев. На самом деле понятие джихад значительно шире, и именно в такомшироком значении оно употребляется сейчас в мусульманском мире, в частностирезолюциях и постановлениях различных общемусульманских конференциях.
Почти каждыймусульманин знает хотя бы несколько фраз из священной книги ислама — Корана,хотя многие значения этих фраз не понимают. Коран произносился и записанпо-арабски. В ритуальных целях он используется в арабском оригинале. Длямусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммаду, а через него ковсем людям. В проповедях Корана и простые мусульмане, и богословы ищут ответына вопросы частной жизни и жизни общества, текстами Корана оправдывают своипоступки.
Ислам является оченьширокой по охвату системой социального регулирования. Почти все стороны жизнимусульманина считаются религиозно значимыми.
Мужчина становитсямусульманином после того, как над ним в раннем возрасте совершается обрядобрезания. Заключение брака совершается в присутствии духовных лиц, имификсируется и закрепляется чтением священных текстов Корана. Развод для мужчинымусульманина относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Исламразрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково хорошосодержать. В настоящее время на практике многоженство встречается относительноредко, а в некоторых мусульманских странах оно несколько ограниченозаконодательством. Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сурКорана. Хоронят обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван,без гроба, головой к Мекке. Согласно мусульманским представлениям, все мертвыев День Суда воскреснут, чтобы предстать перед Аллахом и ответить за свои дела инамерения.
Мужчины — мусульманедолжны ходить с покрытой головой. Для этого служат разные шапочки типатюбетейки, а также различные виды чалмы – шарфа, особо повязанного вокругголовы. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин.Традиционная одежда мусульман широкая и удобная для носки в тех странах, восновном южных, где живет большинство мусульман. Обычным атрибутомблагочестивого мусульманина являются четки из 99 или 33 бусин, служащие длясчета славословий Аллаху. В исламе многократное восхваление Аллаха и повторениеего девяносто девяти «прекрасных имен» считается благочестивойобязанностью.
Несмотря на обилие висламе различных течений, главными из которых являются суннизм и шиизм, средивсех мусульман существует довольно стойкое представление о принадлежности кединой общности людей, объединенных общей верой, общими традициями, общейначальной историей и общими интересами в современном мире.
Наиболее значительной ипо сей день является система богословия, созданная аль-Ашари (10в). В 7 -10вв. сложились и основные толки фикха, обычно трактуемого как «мусульманскоеканоническое право». Эти системы теоретических и практических принциповшариата — праведного образа жизни мусульманина. Именно фикх стал основойсоциальной системы ислама. В настоящее время сохранилось, да и в средние века,относительно незначительное число людей знало тонкости догматики, а правилафикха всегда были обязательным предметом обучения в семье и в школе, предметомученых и неученых споров и бесед, столь характерных для быта жителеймусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих наиболеемногочисленную группу средневековых арабских рукописей, регламентируютсяповедение в быту и в обществе, имущественные отношения, правила торговли,отношения в семье, брак.
С 6-7 вв. и по сей деньконцепция шариата — пути к богу через выполнение всех правил Закона уживается сконцепцией тарика, теоретической основой суфизма, согласно которой некоторыелюди могут заслужить благоволение Аллаха и даже приблизиться к нему, и познатьего через состояние экстаза, венчающего жизнь, которая строится по особым,отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.
Для пониманияисторической социальной роли ислама важна проблема соотношения государства идуховенства. В исламе нет и церкви, служащей посредником между человеком иАллахом, ни духовного сословия, обладающего особой благодатью; духовная исветская власть в исламской теории, да отчасти и на практике — нераздельны.
Лозунгпревращения религиозной общности всех мусульман в единство политическогопорядка не раз выдвигался и поддерживался крупными мусульманскимигосударствами, претендовавшими на особую лидирующую роль.

Заключение
Вследствие своейбольшей простоты, доступности, понятности народным массам, особенно в восточныхстранах, где преобладал патриархально-феодальный быт, ислам был близокбольшинству людей.
В последниедесятилетия, после первой мировой войны, во многих странах произошли буржуазныереформы, ограничившие влияние религии. Развернувшееся после второй мировойвойны широкое демократическое прогрессивное движение в странах «третьегомира» привлекло к еще более радикальным переменам в мусульманскихтрадициях и к их общему ослаблению. Характер перемен происходил сообразноразличным социально-политическим условиям.
Речь идет не только омелких и внешних уступках мусульманского духовенства требованиям времени:смягчение или отмена старых запретов, модернизация культа и пр., но и о болееглубоких сдвигах. В ряде стран проведены прогрессивные реформы, означающиерешительную перестройку правовых норм и культурно-бытового уклада, конфискациюцерковных земель, ограничение сферы действия шариата (не в пример возвращение кзаконам шариата в Чечне), введение светского школьного и университетскогообучения. В частности, особенно радикальные реформы произошли в Турции послеотмены султаната и учреждения республики (реформы Кемаля Ататюрка, 1920-егоды).
Несмотря намногочисленные изменения, произошедшие в исламе с течением времени, стержнемего остаются незыблемые духовные ценности, основанные на общечеловеческихценностях и морали.

Список используемойлитературы
1.Ислам,краткий справочник, Из-во «Наука», М. 1983.
2.Основырелиговедения., Учебник., «Высшая школа», 1994.
3.КлимовичЛ., Книга о Коране, М. 1986.
4.Религиимира, Энциклопедия, т.6, «Аванта +», М. 1996.
5.СоловьевВ., Магомет, его жизнь и религиозное учение. Спб., 1902.
6.Исламв странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982;
7.ВасильевА.С., История религий Востока. Ростов-на-Дону 1999
8.МалербМ., Религии человечества. Москва — С.Птб 1997
9.ЕремеевД.И., Ислам: образ жизни и стиль Москва 1990