Федеральное агентство по образованию
Саратовский Государственный Университет
Кафедра политических наук
Контрольная работа
История ислама в России
Выполнила:
студентка 3 курса 351 группы
заочного отделения
юридического факультета
специальности политология
Чернышёва Е.С.
Проверил:
САРАТОВ 2008
Содержание
Введение. 3
1. Истоки ислама в России. 4
1.1 Владимир Святославич, «выбор вер» и ислам… 4
1.2 Волжская Булгария (922-1241 гг.) 5
1.3 Исламский период Золотой Орды (1312-1430-е) 5
2. Ислам в Поволжье и Сибири. 7
3. Ислам на Северном Кавказе. 20
4. Ислам в современной России. 22
Заключение. 28
Список использованных источников. 30
Введение
Ислам является, по большинствуоценок, второй по численности верующих религией в современной РоссийскойФедерации после православного христианства. Подавляющее большинство какмусульман, так и мусульманского духовенства в России составляют татары.
Также, как и православие, исламнасчитывает на современной территории России тысячелетнюю историю, включающуюторговые и военные противостояния с православием, вассальные зависимости (какправославных стран от мусульманских, так и наоборот), периоды торговли имирного сосуществования.
Со времени появления натерритории нынешней России ислам прошел ряд этапов своего развития:
а) в собственно мусульманскомгосударстве (Х-ХVI вв);
б) в православном Российскомгосударстве (ХVI-ХХ вв);
в) в Советском государстве(начало ХХ в. — конец 80-х гг. ХХ в);
г) в постсоветской России.
Целью настоящей работы являетсяизучение развития ислама на территории нашей страны с древнейших времён посегодняшний день.
Работа основана на использованиинаучных трудов таких авторов, как: Иордан М.В., Кузеев Р.Г., Черватая С.М., ТрофимчукН.А., Батунский М.А., Силантьев Р., Голубчиков Ю.Н., Малашенко А.В., МедведенкоЛ.И. и др.
1. Истоки ислама в России
На территории современной Россиипервые мусульмане — купцы из Халифата — появляются уже в VIII-IX векахблагодаря интенсивной торговле с Востоком; в этот период на Руси ходят арабскиемонеты. По свидетельству председателя Совета муфтиев Равиля Гайнутдина «Ислампришел на нашу землю раньше, чем крещение Руси — на территории Дербента (Дагестан)уже в VIII в. была построена мечеть. »
Независимые мусульманскиегосударства на территории России существовали тысячу лет — с Волжской Булгариидо окончания Кавказской войны; весь этот период мусульмане жили и на территориихристианских государств — русских княжеств и феодальных республик, Великогокняжества Литовского, Московского государства, Российской империи.
В исламский период Золотой Орды(1312-1480) христианские княжества находились в вассальной зависимости отмусульманских улусов и ханств. После объединения русских земель Иваном III иего преемниками часть мусульманских ханств стала находиться в зависимости отправославной монархии, а часть была аннексирована Российским государством. Сэтого времени ислам становится религией большого числа поданных российскогомонарха.
/>1.1 Владимир Святославич, «выбор вер» иислам
В 980-е годы, по «Повестивременных лет», послы Владимира Святославича и сам князь вели переговоры опринятии ислама, однако в итоге остановились на христианстве, пришедшем изВизантии. Знаменита фраза, якобы сказанная Владимиром по поводу исламскогозапрета на спиртное: «Веселие Руси есть пити, не можем без того жити»,в летописи также есть достаточно резкий в подробностях рассказ о якобы «нечистоплотности»булгар-мусульман, переданный Владимиру послами. Очевидный легендарный итенденциозный колорит этих подробностей заставлял новых историков вообщеставить эпизод «выбора вер» под сомнение, но данные восточныхисточников о посольстве в Хорезм с просьбой о принятии ислама правителя поимени Буладмир свидетельствует, что сам факт этих контактов достоверен. /> 1.2 Волжская Булгария (922-1241 гг.)
Государство Волжская Булгариярасполагалось в Среднем Поволжье и Прикамье, возникло в X веке. Торговало с Арабскимхалифатом и Византией, имело военное и торговое соперничество с Киевской Русью.В 919 правитель Волжской Булгарии отправил посольство к багдадскому халифу спредложением прислать духовенство для перехода страны в ислам; ВолжскуюБулгарию посетил с посольством Ибн Фадлан, оставивший ценные записки о Поволжье.В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религииВолжской Булгарии. В 1241 году Волжская Булгария была покорена татаро-монголамии вошла в состав Золотой Орды. /> 1.3 Исламский период Золотой Орды (1312-1430-е)
В 1312 году ислам какгосударственную религию приняла Золотая Орда (Улус Джучи) — одно изгосударств-преемников империи Чингисхана, расположенное на значительной частитерритории современной России (Поволжье, Кавказ, Сибирь). Кроме того, с 1240-хгодов (то есть со времени, когда Орда ещё была не исламским, а веротерпимымгосударством при традиционной монгольской религии элиты) вассалами Орды (монголо-татарскоеиго) были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховныйсюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIVи XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему ярлык на княжение.
Похожие исламские страны-улусы,преемники империи Чингисхана, в которых впоследствии был принят ислам,существовали и на территории других стран СНГ (и бывшего СССР):
Узбекский улус (XIII-XV века) — современныеКазахстан, Узбекистан и Западная Сибирь (Россия)
Чагатайский улус (1224-1370 гг.)- современные Узбекистан, Таджикистан, а также Семиречье в Казахстане
Мусульманские страны послераспада Золотой Орды (1430-1783 гг.)
В 1430 году Золотая Ордараспалась на Большую (1433-1502 гг.) и Ногайскую (XIV-XVIII века) Орду, атакже ряд независимых ханств. На современной территории России существовалиследующие исламские страны:
Казанское ханство (1438-1552 гг.)- Среднее Поволжье (Россия)
Астраханское ханство (1459-1556 гг.)- Нижнее Поволжье (Россия)
Сибирское ханство (XV-XVI века)- Западная Сибирь (Россия)
Ногайская Орда
Крымское ханство (1443-1783 гг.)- современные Крым, юг Украины, Краснодарский край (Россия)
Большая Орда, считавшая себяправопреемником Золотой Орды, претендовала на сюзиренитет над Московскимгосударством. Традиционно концом последних следов вассальной зависимостисчитается Стояние на Угре — 1480 год, вскоре после которого Большая Орда быларазгромлена Крымским ханством и утратила самостоятельность.
С конца XV века начинаютсяпопытки московских великих князей установить контроль над Казанью. В 1552 году ИванIV Грозный покорил Казанское, а в 1556 Астраханское ханства. Постепенно идругие исламские государства были присоединены к православной царской Руси иРоссии военным путём.
2. Ислам в Поволжье и Сибири
Расцвет ислама игосударственно-исламских отношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVIвв) приходится на период существования последовательно сменявших друг другатрех могущественных мусульманских государственных образований — Волжско-КамскойБулгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Начало распространения ислама натерритории Восточной Европы относится к VIII-Х вв. Оносвязано с формированием после распада Западно-Тюркского каганата двух новыхтюркских государств в Поволжье и Причерноморье: Хазарского каганата иВолжско-Камской Булгарии. В 737 г. арабский полководец Мерван ибн Мухаммад,разгромив хазарское войско на берегах Волги, в качестве условия заключения мирапотребовал принятия Хазарией ислама. Для утверждения новой религии из Халифатабыли присланы два факиха-законоучителя. К этому времени ислам, распространяемыйбухарскими купцами, торговавшими в низовьях Волги, уже широко бытовал в Хазарии.
Уже в конце VIIIв. в столице Хазарии г. Итиле действовали Большая соборная мечеть (Джума-мечеть)и 30 квартальных мечетей. Однако в качестве государственной религии ислам вХазарии не утвердился. Хазарские правители рассматривали ислам как религиюсвоих врагов-арабов и в противовес ему пытались опереться на иудаизм, который официальнобыл принят при кагане Обадии на рубеже VIII-IХ вв.
Волжско-Камская Булгария в Х-ХIIIвв. занимала территорию от Волжско-Камского междуречья на севере до Самарскойлуки на юге (ныне — территория Татарстана, Чувашии, Ульяновской и Самарскойобластей). Булгары придерживались древнетюркской религии небесного божестваТенгри, изображаемого в виде солнца, коня, орла на голубом фоне. Ееисповедовал, в частности, объединитель булгарских племен итильбер (царь) Шилки(IХ-Х вв). Однако к тому времени булгары были знакомы и с суннитским исламомханифитского мазхаба, который получил распространение в Среднем Поволжьеблагодаря транзитной торговле со Средней Азией.
Персидский географ Ибн Русте,побывавший в Булгарии в 903-907 гг., в своем труде “Книга драгоценных сокровищ”отмечал наличие у булгар мечетей, медресе, мусульманских кладбищ. Сын Шилкицарь Алмуш (Алмас) был хорошо знаком с исламом и понимал пользу егораспространения среди булгар. Стремясь освободиться от хазарской зависимости,он вступил в союз с Багдадским халифатом: в 921 г. ко двору аббасидского халифаДжаффара ал-Муктадира прибыл посол царя Алмуша Абдаллах, передавший просьбубулгарского царя “о присылке к нему кого-либо, кто наставил бы его в вере,преподал бы ему законы ислама, построил бы для него мечеть”.
В мае следующего, 922 г. ответноепосольство багдадского халифа во главе с Сусаном ал-Расси прибыло на Волгу влетнюю резиденцию царя Алмуша. По прибытии посольства Алмуш созвал съездбулгарских князей и представителей племен, на котором ислам был всенароднопринят в качестве государственной религии. Сам Алмуш принял мусульманское имя Джаффарибн Абдаллах, объявив себя наместником багдадского халифа в делах веры. Обобстоятельствах принятия ислама булгарами известно из записок секретаря арабскогопосольства Ахмеда ибн Фадлана. Май 922 г. признан официальной датой принятияислама тюркскими народами России. Именно с Х в. Волжско-Камская Булгарияобособляется от сопредельных государств как “страна ислама”.
С утверждением ислама начинаетсякультурный расцвет Булгарского государства, о чем можно судить по быстромуразвитию городской жизни. Обязательной принадлежностью булгарских городовстановятся многочисленные мечети.
Значение Волжско-КамскойБулгарии как центра мусульманской культуры сохраняется и после ее разгромататаро-монголами в 1236-1238 гг. Хотя столица — г. Биляр — была разрушена и невосстанавливалась, другие культурные и религиозные центры Булгарии сохранились,интегрировавшись в состав нового государства — Золотой Орды. Это произошло, вчастности, с первой столицей Булгарии городом Булгар, который стал политическимцентром булгарских земель в составе Золотой Орды и сохранял свое значениевплоть до разрушения его в 1431 г. войском московского воеводы Федора Пестрого.
Золотоордынские ханы, обязанбулгарских князей платить дань, не вмешивались во внутреннюю жизнь покореннойобласти. В то же время они обеспечивали ее защиту от военной экспансии соседей.Как писал М. Худяков, “под защитой могущественных татар Булгарское царствобеспрепятственно развивалось и богатело, имея возможность тратить все силы намирное упрочение своего благосостояния. Именно в эту эпоху Булгар достигнаивысшего своего расцвета”.
К середине ХII в. на территорииЕвразии в результате татаро-монгольских завоеваний и последующего распадаимперии Чингисхана складывается новое государство — Улус джучи, названноевпоследствии Золотой Ордой, где утвердилась династия потомков сына Чингисхана — хана джучи. Наряду с землями Волжско-Камской Булгарии Золотая Орда объединилаобширный Степной Крым, Предкавказье, Нижнее Поволжье, Южный Урал, ЗападнуюСибирь, Северный Казахстан, население которого составляли тюркоязычные кычаки(половцы).
Этническая близость булгар и кычаковсодействовала выходу ислама за пределы Среднего Поволжья и распространению егопо всей территории Золотой Орды. Этому во многом способствовала веротерпимостьмонгольских правителей, покровительствовавших священнослужителям всех конфессийна завоеванных ими землях. Согласно “Великой Ясе” — устному своду законов, составленномупри Чингисхане, — за оскорбление веры (в том числе непочтение ксвященнослужителю любой религии) полагалась смерть. Христианские,мусульманские, буддийские священнослужители находились под ханскимпокровительством и были освобождены от уплаты дани.
Внешнеполитическиеобстоятельства (борьба с иранскими Хулагидами в Закавказье) способствовалиисламской ориентации золотоордынских правителей. Заключив союз с одним изнаиболее могущественных мусульманских владык того времени султаном ЕгиптаБейбарсом (правил в 1260-1277), брат первого хана Золотой Орды Бату, второй ханБерке (правил в 1225-1266) принимает ислам. Активное содействие этому оказалзанимавший высокое положение при дворе Берке бухарский шейх ал-Базерхи. С этоговремени берет начало исламизация Золотоордынского ханства. Правившие послеБерке четыре хана вновь вернулись к шаманизму. Лишь при хане Узбеке (правил в1312-1342) ислам окончательно становится государственной религией Золотой Орды.
В ХIУ в. крупными центрами(помимо Булгара) становятся золотоордынские города Нижнего Поволжья, Крыма,Причерноморья.
При ханах Узбеке и Джанибеке(правил в 1342-1357 гг.) в золотоордынских городах начинается строительствобольшого количества мечетей и медресе. При этом в г. Сарай-Берке работают мастераиз Ургенча (Хорезм), а в г. Солхат — египетские строители, что свидетельствуето постоянных связях с мусульманским миром.
Сарай-Берке становитсякрупнейшим центром мусульманского Востока. Арабский историк ХУ в. Ибн Араб-Шахназывает его “средоточием науки и рудником благодати”. Только одних соборныхмечетей в городе насчитывалось свыше 30, а квартальных — во много раз больше(по свидетельству археологов, культурный слой Сарайского городища в несколькораз мощнее, чем в Булгаре). В медресе золотоордынской столицы преподают видныемусульманские ученые, прибавлявшие теперь к своему имени тахаллус (приставку) “Сараи”,например богослов Махмуд ибн Гали ибн Шейх ибн Омар ал-Булгари ас — Сараи (умерв 1360 г) 1.
Именно в золотоордынский периодислам становится одним из факторов формирования единого татарского этноса набазе тюркских (булгарских и кылчакских) и (в меньшей мере) монгольскихэлементов. Об этом свидетельствует широкое распространение в ХIУ в. по всейтерритории Золотой Орды мусульманских погребений с тюркскими надписями.
Несмотря на распространениеислама в Золотой Орде, вплоть до конца ХIУ в. конфессионального антагонизмамежду православием (и вообще христианством) и исламом не наблюдалось. В 1261 г.(при хане Берке) митрополитом Кириллом была учреждена Сарайская православнаяепископия, а в 1340 г. хан Узбек оказал значительную помощь русским князьям ввойне против польского короля Казимира III (правил в 1333 — 1370), после чеготот был вынужден признать свободу православного богослужения на территориикатолической Польши. В обоих Сараях и в Булгаре существовали и армянские храмы(остатки последнего сохранились под археологическим названием «греческаяпалата»).
Лишь после Куликовской битвы(1380 г) и последовавших за ней ожесточенных столкновений растущего Московскогогосударства со слабеющей Золотой Ордой борьба двух этносоциальных единств загегемонию на Восточно-Европейской равнине привела к утверждениюконфессионально-культурной оппозиции “мусульман-татар” и “христиан — русских”. Этопородило впоследствии идеологему “татарского ига” над православной Русью.
После распада Золотой Ордыцентром ислама со второй половины ХУ в. стала территория Волжско-Камскогомеждуречья (северная часть Волжско-Камской Булгарии). Казань становитсястолицей самостоятельного Казанского ханства.
Если другие государства,возникшие после распада Золотой Орды (Астраханское, Сибирское ханства,Ногайская орда), значительной роли в развитии мусульманской культуры несыграли, то краткая история Казанского ханства (1438-1552) — время последнегорасцвета ислама и мусульманской цивилизации в Поволжье. Из всех городовВосточной Европы того времени Казань уступала по величине и численностинаселения лишь Москве, Новгороду и Вильно (Вильнюсу).
В ХУI в. только в оградеКазанского кремля насчитывалось пять больших соборных мечетей, в том числесамая значительная в Казанском ханстве мечеть Нур-Ади (Муралеева мечеть). Здесьже находилось главное медресе, учащиеся которого — шакирды — были среди самыхупорных защитников Казани во время ее штурма войском Ивана Грозного. Запределами городских стен находились многочисленные деревянные мечети.
В казанский период началосьраспространение ислама среди финских народов Волжско-Уральского региона: черемисов(марийцев), вотяков (удмуртов). При этом, как отмечает М. Худяков,веротерпимость являлась одной из самых светлых сторон общественной жизниКазанского ханства, а проповедь ислама среди “инородцев-язычников” имела мирныйхарактер. В самой Казани действовал также армянский храм.
Взятие Казани войсками Ивана IV (Грозного) в 1552 г. нанесло мусульманской культуреПоволжья непоправимый удар. Были не только уничтожены мечети и медресе Казани,но и из города изгонялись жители мусульмане. Новая Казань отстраивалась изаселялась уже как исключительно русский город. По существу, были прерванытрадиции, идущие еще от Волжско-Камской Булгарии. По словам М. Худякова, “вдеревенской глуши доживало свой век последнее поколение образованных мусульман”.
Изгнанные из Казани муллыспособствовали исламизации населения Западной Сибири. Так, в 1563 г. они былиприглашены в Сибирское ханство ханом Кучумом для распространения ислама средисибирских татар, до этого мало затронутых мусульманским влиянием (нынесибирские татары проживают в Омской. Тюменской, Томской, Новосибирской областях).
Сразу же после присоединения кРоссии началась христианизация края. В 1555 г. была выделена самостоятельнаяКазанская епархия во главе с епископом Гурием (в 1607 г. из нее была выделенаАстраханская епархия). Архимандрит основанного в Казани Спасо-Преображенскогомонастыря Варсонофий, знаток ислама и татарского языка, стал организаторомпубличных диспутов с мусульманскими авторитетами. Однако гораздо чаще властиприбегали к насильственным мерам. В 1593 г. был обнародован указ царя ФедораИоанновича о разрушении мечетей в присоединенных к России областях, гласивший: “Мечетиже татарские все пометати и татарам мечети однолично не ставити и, конечно,татарские извести”.
Вместе с тем антимусульманскиеакции московского правительства в ХVI в. не былиповсеместны в не имели тотального характера. Они преследовали цель прежде всегополитического подчинения завоеванных земель с мусульманским населением. В ХV-ХVII вв. имелись многочисленныефакты терпимого отношения в России к мусульманам при условии их верностимосковским государям, о чем свидетельствует переход многочисленныхпредставителей золотоордынской знати на службу к московским великим князьям.
Принимая одновременно с присягойправославное крещение, татарские мурзы и эмиры вливались в формирующеесясословие служилого дворянства, со временем составив его значительную часть. Переходна русскую службу первоначально далеко не всегда предполагал сменувероисповедания. С наделением землями служилых татар, сохранившихприверженность исламу, связано, в частности, возникновение Касимовского царства- мусульманского анклава внутрирусских земель, В 1447 г. казанские царевичиКасым и Якуб (сыновья Улу-Мухаммеда) помогли великому князю Василию II (Темному)вернуться на московский престол, узурпированный галичским князем ДмитриемШемякой. В благодарность за это царевичу Касыму был пожалован Мещерский городокна Оке, получивший после этого название Касимов (ныне в Рязанской области).
С 1452 г. Касимов стал столицейзависимого от Москвы Касимовского царства, в котором поселялись, получаяпоместные наделы, служилые татары-мусульмане со своей челядью. В 1467 г. вКасимове была построена Ханская мечеть (сохранился ее минарет — единственнаямусульманская культовая постройка, возведенная до ХVIIIв., дошедшая до нашего времени). В качестве автономной единицы Касимовское царствопросуществовало лишь до конца ХVII в., однако и по сейдень живущие на этой территории касимовские татары сохранили своюприверженность исламу.
В ХVII в.,несмотря на объявленные ранее запреты, в России происходило строительство новыхмечетей. Особенно много мечетей появилось в татарских селах Башкирии, чтосвязано с массовым переселением сюда казанских татар во второй половине ХVI в., после разгрома Казанского ханства. Например, сохраниласьдеревянная мечеть в деревне Старо-Тушкырово Балталевского района, котораядатируется концом ХVII в. В ХVIIв. существовала мечеть и в Астрахани, упоминаемая в связи со взятием в 1670 г. городавойском Степана Разина.
Вместе с тем московскоеправительство в ХVII — начале ХIII в. принимает ряд мерпо ограничению прав служилых мусульман: в 1628 г. им было запрещено иметь слугправославного вероисповедания, а в 1713 г., уже в царствование Петра 1, особымуказом аннулировались права “татарских служилых людей” на владение вотчинами ипоместьями в случае их отказа принять крещение. Последующими правительственнымиуказами мусульманам, принявшим крещение, сокращались подати и рекрутские наборыи увеличивались аналогичные повинности сохранившим верность исламу.
При Петре 1 делаются первыепопытки изучения ислама: в 1716 г. впервые осуществляется перевод Корана нарусский язык, выполненный доктором философии В. Постниковым, — “Алкоран оМагомете, или Закон турецкий”. Однако для “просвещенных” социальных верхов тоговремени характерно резко негативное восприятие ислама, возможно связанное своенным противостоянием с Турцией.
В правление Анны ИоанновныУказом от II февраля 1736 г. запрещалось строительство новых мечетей в Башкирии,а за пять лет до этого, а 1731 г., в Свияжске (Казанской губернии) былаучреждена Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и другихинородцев. В 1740 г., уже в царствование Елизаветы Петровны, она былапереведена в Казань и преобразована в Новокрещенскую контору во главе сепископом Лукой Канашевичем.
Данное учреждение было наделеноширокими полномочиями не только в миссионерской деятельности, но и внасильственном принуждении к крещению. Указом сената от 19 ноября 1742 г.,например, предписывалось “все имеющиеся в Казанской губернии новопостроенные зазапретительными указами мечети… сломать и впредь строить отнюдь не допускать,и от того Казанской, Астраханской и Воронежской губерниям накрепкопредостерегать: ежели где татары жительство свое имеют в отдалении от новокрещенныхжительств… в них мечети для неминуемой жителей татарских законной нуждыоставить надлежит”. В соответствии с этим указом Новокрещенская контора тольков 1742 г. в пределах Казанской губернии из 536 мечетей уничтожила 418. сохраниласьтолько небольшая часть старых мечетей, уцелевших со времен Казанского ханства,причем лишь в тех селах, где не было новокрещенных жителей.
В целом вплоть до началацарствования Екатерины II положение мусульман в России было тяжелым.
Результаты христианизациимусульман в России за два века были весьма незначительными. Хотя в Поволжье исложилась особая этноконфессиональная группа татар-кряшен, она не составлялабольшинства среди тюркских подданных Российской империи. К тому же новокрещенныепри первой возможности вновь возвращались в ислам.
В период царствования ЕлизаветыПетровны правительство было вынуждено разрешить строительство новых мечетей,поскольку именно в мечетях живущие в России татары, согласно их законам,приводились к присягам. В 1756 г. специальным указом было разрешеностроительство новых мечетей для татар, живущих особыми деревнями в Казанской,Воронежской, Нижегородской, Астраханской, симбирской губерниях.
Правительственная политика поотношению к мусульманскому населению Российской империи коренным образомменяется лишь в царствование Екатерины II, которая взяла курс на покровительствоисламу, за что получила среди татарского населения почетное звание “Эби пашта’’(Бабушка-царица). Обнародованный в 1773 г. ее Указ «О терпимости всехвероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся доиноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов,предоставляя все сие светским правительствам» не только положил конецпринудительной христианизации, но и окончательно снял запрет на строительствомечетей.
Посетив Казань в 1766 г., ЕкатеринаII лично дала разрешение купцам Юнусовым на строительство в городе каменноймечети. Юнусовская мечеть, построенная в 1767-1771 гг., впоследствии получиланаименование мечеть Марджани — по имени татарского просветителя ШигабуддинаМарджани, бывшего ее имамом. Она стала первой каменной мечетью, построенной вКазани после ее присоединения к России. Вслед за ней в Казани была воздвигнутаАпанаевская мечеть в стиле русского барокко на средства купца ИбрагимаСултанаева. В екатерининские времена начинается строительство мечетей и вдругих городах России: в 1768 г. воздвигнуты двухминаретная мечеть в Татарскойслободе Яицкого городка (ныне г. Уральск в Казахстане) и новое здание Ханскоймечети в Касимове.
Наиболее значительным памятникоммусульманского культового ХIХ в. является мечеть Караван-Сарая в Оренбурге, построеннаяв 1837-1846 гг. по проекту петербургского архитектора А. Брюллова в духеромантической трактовки средневековой восточной архитектуры.
В царствование Екатерины IIчисленность мусульманских подлинных Российской империи существенно увеличилась.Это произошло вследствие присоединения Крымского ханства. В Манифесте по случаюприсоединения Крыма к России от 8 апреля 1783 г. Екатерина II обязалась“охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление совсеми законными обрядами пребудет неприкосновенно”
В связи с этим предпринимаютсяусилия по интеграции мусульман в сословную структуру Российской империи. В 1784г. татарским мурзам и башкирским старшинам предоставляются права российского дворянства,в том числе право владения населенными имениями. Тогда же были данызначительные льготы мусульманским купцам, ведущим торговлю с Туркестаном,Персией, Индией и Китаем.
В 1782 г. в Уфе был учреждёнмуфтият, и мусульманские священнослужители выделились в особое духовноесословие, а вскоре мусульмане России получили собственную конфессиональную организацию:именным Указом Екатерины II от 22 сентября 1788 г. было создано Оренбургское магометанскоеДуховное собрание с местопребыванием в Уфе. Ему были подчинены всемусульманские приходы России, за исключением Таврической губернии (Крым). Созданиеже Таврического духовного правления крымских татар, намеченное на 1794 г. былоподтверждено лишь 23 декабря 1831 г. Указом императора Николая 1.
В ведении Оренбургскогомагометанского духовного собрания находилось утверждение избранныхмусульманскими общинами приходских имамов и ахунов. Ему подчинялись как средниедуховные управления — мухтасибаты, объединяющие по несколько десятков общин,так и низшие — мутаваллиаты.
Таким образом, мусульманскаяобщина России по существу получила организацию, аналогичную церковной, хотяисторически институт церкви в исламе отсутствует. Это привело к последствиям,далеко выходящим за пределы намерений российского правительства: произошло оформлениемусульманского духовенства России в качестве организованной национально-политическойсилы, результатом чего стало усиление интегративных функций ислама. Вдальнейшем правительство Российской империи стало всерьез опасаться усиленияполитического влияния мусульманского духовенства и консолидация мусульманскихнародов России под знаменем ислама. Вследствие этого оно препятствовалораспространению юрисдикции Оренбургского магометанского Духовного собрания намусульман вновь присоединенных к России областей Кавказа, Закавказья,Казахстана, Туркестана, где местные священнослужители были непосредственноподчинены общему гражданскому управлению.
В 1910 г. созванное премьер-министромСтолыпиным “Особое совещание по выработке мер для противодействия татаро-мусульманскомувлиянию в Приволжском крае и о преобразовании Оренбургского магометанскогоДуховного собрания”, констатировав, что “духовное собрание, прикрываясь своимофициальным положением государственного учреждения и принадлежащими ему позакону правами, сыграло значительную роль в создании и поощрении противогосударственногодвижения в мусульманской среде”, рекомендовало в целях уменьшения его влияниятерриториально сократить компетенцию Духовного собрания в разделитьподведомственные ему территории между несколькими аналогичными учреждениями подконтролем правительства.
Несмотря на улучшение со временЕкатерины II отношения российских властей к исламу, вплоть до Манифеста освободе вероисповеданий от 17 апреля 1905 г. мусульмане в повседневнойрелигиозной жизни сталкивались со многими трудностями и ограничениями.
После Февральской революции 1917г. общественное движение российских мусульман заметно активизировалось. В Москвев мае 1917 г. прошел Всероссийский мусульманский съезд, собравший свыше 900делегатов из различных регионов России.
На съезде впервые в историироссийской мусульманской общины на альтернативной основе был избран муфтий — одиниз лидеров российского джадидизма Галимджан Баруди. Выборным путем было такжесформировано духовное управление мусульман России, которое в советское времяполучило наименование духовное управление мусульман европейской части СССР иСибири (ДУМЕС). На съезде был избран политический орган руководствамусульманским движением — Центральный мусульманский совет под председательствомСадри Максуди.
Второй съезд мусульман собралсяв июле 1917 г. в Казани. На нем присутствовали преимущественно представителиВолжско-Уральского региона. Одновременно там же прошли съезд мусульманскогодуховенства и мусульманский военный съезд, сформировавший Мусульманский военныйсовет (Военное шуро). Созванное в ноябре 1917 г. в Уфе Национальное собраниештата Идель-Урал приступило к формированию национальной администрации. Однако вусловиях начинающейся гражданской войны этим планам не суждено былоосуществиться. В апреле 1918 г., после взятия Красной Армией Казани и Уфы, всеорганы национальной администрации и национальные организации (Национальноеуправление, Военное шуро) были ликвидированы.
3. Ислам на Северном Кавказе
Ислам проник сюда в результатеарабских завоеваний. Первыми его приняли народы Дагестана. В 685-686 гг. арабызахватили Дербент, который с тех пор стал центром исламизации Северо-ВосточногоКавказа, получив наименование «Баб ал-Джихад (Ворота борьбы за веру). В722-723 гг. арабское войско полководца Джерраха вступило во внутренние районыДагестана.
В конце VIIв. на территории Дагестана появится один из первых мусульманских памятников — Джума-мечетьв ауле Кумух (построена в 779 г).
Несмотря на то, что Арабскому халифатуне удалось надолго закрепиться в Дагестане, распространение ислама продолжалось.В 913 г. арабский проповедник Абу Муслим распространил ислам среди лезгинов. ВХ-ХII вв. ислам принимают другие народы юга Дагестана.
В ХIV в.ислам стал распространяться среди наиболее многочисленного дагестанского народааварцев. Отдельные горские общины приняли ислам еще позже.
Ислам начал проникать наЗападный Кавказ в ХIII-ХIV вв. из Золотой Орды. В ХV1-ХVII вв. он распространяется вКабарде. А оттуда — в Осетию. Но ислам восприняла лишь незначительная часть Осетии.большинство сохранило верность православному христианству.
Настоящая исламизация народовЗападного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионеОсманской империи и ее вассала — Крымского ханства. В 1717 г. османский султанМурад IV приказал крымским ханам Девлет-Гирею иКазы-Гирею распространить ислам среди адыгов. Многие адыгские роды,отказавшиеся принять ислам, уходили в казачьи станицы по рекам Кубани и Тереку.
Примечательно, что даже в началеХIХ в. горцы-мусульмане Западного Кавказа сохраняли в своих религиозныхвоззрениях остатки христианства.
Тюркские народы Западного Кавказаприняли ислам еще позже: в середине ХVIII в. — балкарцы,а в 1782 г. — карачаевцы. Лишь к концу ХVIII в. положениеислама на Западном Кавказе достаточно укрепилось.
На Северном Кавказе исламокончательно утвердился в период Кавказской войны под руководством имама Шамиля(1834-1859).
Российское правительствовсячески препятствовало созданию самостоятельного северокавказскогомусульманского духовного управления. Когда в 1889 г. командующий войскамиКавказского военного округа возбудил перед военным министром ходатайство обучреждении Управления духовными делами мусульман Кубанской и Терской областей,ему было отказано ввиду того, что при таком устройстве муфтий и духовноеправление будут затруднять непосредственное воздействие администрации надуховенство”
Состоявшееся в июне 1906 г. совещаниепредставителей мусульман Терской и Кубанской областей выработало Положение обучреждении во Владикавказе (ныне столица Северной Осетии) самостоятельногодуховного управления с выборным муфтием во главе. В декабре 1913 г.39депутатов-мусульман Государственной думы внесли законодательное предложение обучреждении особого Северокавказского муфтията. Однако все эти предложения неполучили поддержки Совета Министров и были отклонены.
С середины 20-х гг. властипереходят к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры. Уже к1923 г. была ликвидирована система высшего мусульманского образования.
В годы Великой Отечественнойвойны (1941-1945) антирелигиозная волна несколько стихла и некоторые мечетибыли вновь открыты.
Немало мечетей было закрыто вначале 60-х гг. В период антирелигиозной кампании. Однако советская власть таки не смогла изжить ислам как идеологию, образ жизни, мощный фактор сохранениянациональной культуры.
4. Ислам в современной России
Демократизация общественнойжизни в Советском Союзе, начавшаяся во второй половине 80-х гг., ослабление ипоследующее упразднение тоталитарного партийно-государственного диктата, принятиев 1990 г. прогрессивного законодательства о свободе совести и вероисповеданийоткрыли перед исламом, как и перед другими религиями, небывалые в историиРоссии возможности для полнокровной жизни, восстановления канонических норм ивнутреннего устройства. По данным Совета по делам религий при Совете МинистровСССР, в 1988 г. на всей территории СССР действовало 402 мечети, а уже в 1991 г.- 1602. На 1 января 2000 г. в России было зарегистрировано 3098 мусульманскихобъединений, в том числе: религиозных центров и управлений — 51, мечетей — 2933,духовных образовательных учреждений — 114. На самом деле количествомусульманских объединений значительно превышает число официальнозарегистрированных. По разным данным, в Татарстане в 1997 г. было 700 мечетей,в Башкортостане — 490, в Дагестане — 1200. в Ингушетии — 400, в ЧеченскойРеспублике — около 2000. Строительство новых мечетей и образование мусульманскихорганизаций продолжается.
Важнейшим аспектом исламскоговозрождения является формирование и развитие системы религиозного образования. Наначало 2000 г. в России функционировало свыше 100 мусульманских религиозныхучебных заведений, не считая многочисленных школ при мечетях. Более 1000молодых мусульман обучаются за рубежом — в Саудовской Аравии, Ливии, Катаре,Египте, Турции, Сирии и других странах. Мусульманское духовенство неоднозначноотносится к росту числа мусульман, обучающихся за границей. Так, многие имамыСеверного Кавказа считают, что укреплению позиций радикального ислама — ваххабизмаспособствуют, в частности, молодые люди, обучавшиеся в мусульманских странах.
Современное мусульманскоедуховенство в России не выдвинуло каких-либо глубоких философских и теологическихидей, как, например, на Востоке. Это объясняется по крайней мере двумяобстоятельствами: во-первых, ислам в России всегда находился под жесткимгосударственным контролем (и в царской России, и при советской власти), вусловиях которого теологическая мысль была не свободна, и, во-вторых, не былоединого центра, объединявшего вокруг себя всех мусульман России. Сказанное неозначает, что мусульманский мир России не имел в прошлом выдающихся мыслителей.Они были, но их влияние имело, как правило, региональный характер.
Современный возрождающийся исламв России не выдвинул харизматического лидера, который был бы для всех мусульманбезусловным авторитетом, способным объединить их. Некоторые муфтии,претендующие на роль лидеров, таковыми не являются.
О жестокой борьбе, развернувшейсяв первые годы возрождения ислама внутри мусульманского духовенства России, завласть и влияние на верующих свидетельствует тот факт, что вместо двух духовныхуправлений мусульман, которые были на территории России до распада СССР,сегодня действуют более 40, образованных по территориальному и национально-территориальномупринципу, и процесс образования новых мусульманских организаций нельзя считатьзавершенным.
С целью остановить ЦентробежныеТенденции, сохранить единство мусульман в рамках одного духовного управлениябыл созван VI Чрезвычайный съезд мусульман европейскойчасти СНГ и Сибири (9 ноября 1992 г) в Уфе. В его работе участвовали 738делегатов и 102 гостя, в том числе представители посольств Турции и Ирана,имам-хатыб одной из мечетей Саудовской Аравии.
В выступлениях делегатов съездаи принятых итоговых документах одобрялась деятельность Духовного управлениямусульман европейской части СНГ и Сибири и его председателя Т. Таджуддина. Вкоммюнике съезда говорилось, что раскольники подрывают историческое единствоДУМЕС, вносят раздор среди верующих и недоверие к учению ислама. Вместе с тем,по мнению участников дискуссии, выступления группы имамов и мухтасибов противДУМЕС не имеют серьезных предпосылок в среде самого духовенства, “это путч несреди имамов”. Настоящими инициаторами раскола, утверждали некоторыевыступавшие, являются “темные силы”, враждебно относящиеся к позитивнымизменениям в жизни мусульман: увеличению количества общин, строительству новыхмечетей, обращению к вере молодежи, оживлению связей с зарубежными единоверцами.
В то же время представители“оппозиции’ отвергали обвинения в том, что они будто выступают против единствамусульман вообще и против какой-либо организационной структуры, призваннойобеспечить взаимодействие и сотрудничество мусульманских религиозныхорганизаций. Они протестовали против того, что в духовном управлении, по ихубеждению, коммерческие заботы возобладали над духовными, что в нем царятфинансовый и кадровый произвол, что муфтий Т. Таджуддин ведет себя грубо ижестоко по отношению к имамам.
Съезд угрозу расколамусульманских организаций не преодолел. В 1993-1994 гг. происходило дальнейшееформирование новых духовных управлений, независимых от ЦДУМ.
В ноябре 1994 г. противники Т. Таджуддинапровели в Уфе съезд мусульман европейской части России и Сибири, объявивший оего смещении с поста председателя ЦДУМ. Однако Т. Таджуддин одновременно собралрасширенный пленум ЦДУМ с участием Совета улемов и представителей общин,сохранивших юрисдикцию ЦДУМ. На этом пленуме съезд был объявлен незаконным,поскольку в его работе участвовало лишь 60 делегатов, причем ни один из членовПрезидиума ЦДУМ на съезде не присутствовал.
В обращении ЦДУМ, утвержденномпленумом, было сказано, что Т. Таджуддин по-прежнему остается муфтием ипродолжает исполнять свои обязанности по руководству ЦДУМ.
Для координации деятельностимногочисленных духовных управлений по инициативе ДУМ Татарстана и Башкортостанав 1992 г. был создан Высший координационный центр духовных управлений мусульманРоссии (ВКЦ ДУМР). В него вошли духовные управления Башкортостана, Татарстана. Поволжья.Сибири, Ульяновской области, Оренбуржья, Чувашии, Коми, Кабардино-Балкарии,Карачаево-Черкесии и Ставрополья, Ингушетии, Северной Осетии — Алании, Адыгеи,Краснодарского края. Украины. Белоруссии.
В уставе ВКЦ говорится, чтоЦентр “является объединяющим звеном самостоятельных духовных управлениймусульман, созданных с целью консолидации мусульманских центров РоссийскойФедерации, координации их деятельности по распространению исламской веры, достиженияединого толкования норм шариата, подготовки концепций и выработки решений понаиболее сложным проблемам современности, содействия в организациипаломничества, направления на учебу в зарубежные исламские учебные заведения”[1].
Несмотря на призывы ВКЦ кобъединению всех мусульман в России, многие имамы отказались поддержать его, вих числе — имам Московской соборной мечети Р. Гайвутдин, имам Нижнего НовгородаЮ. Г Идрисов и др. Признавая целесообразность перестройки прежней системы мусульманскихорганизаций, Р. Гайвутдин и его сторонники видят в ВКЦ лишь еще один факторраскола мусульманской общины.
Непримиримым противником ВКЦявляется председатель ЦДУМ Т. Таджуддин.
В 1994 г. было создано Духовноеуправление мусульман Центрально-Европейского региона России (председатель Р. Гайнутдин),которое включает в себя общины Владимирской, Ивановской, Калининградской,Калужской. Московской. Нижегородской, Рязанской, Смоленской, Тверской,Тульской, Ярославской областей, а также Москвы и Сочи (Краснодарский край).
В 1997 г. на конференциимусульман в Тюмени и Тобольске было образовано Межрегиональное духовноеуправление мусульман Сибири и дальнего Востока.
В середине 90-х гг. натерритории Центральной России, Поволжья, Приуралья и Сибири сложились трикрупных мусульманских духовных центра, к которым примкнуло подавляющеебольшинство муфтиятов, — Центральное духовное управление мусульман России иевропейских стран СНГ (ЦДУМ), Высший координационный центр мусульман России(ВКЦ ДУМР) и созданный в июле 1996 г. на базе духовного управления мусульманЦентрально-Европейского региона России Совет муфтиев России, который возглавилР. Гайвутдин.
Между этими центрами нетединства. Противоречия существуют и внутри мусульманского духовенства.
Если в Центральной России,Поволжье, Приуралье и Сибири противостояние старой (ДУМЕС — ЦДУМ) и новыхструктур имеет более острый характер и, судя по всему, далеко не завершилось,то дезинтеграция духовного управления мусульман Северного Кавказа прошласравнительно безболезненно. Здесь в каждой республике образовалось своедуховное управление.
Серьезные трудности пережилодуховное управление Дагестана. В первые годы после распада единого духовногоуправления мусульманская община Дагестана разделилась по национальному признаку:в составе духовного управления были созданы Аварское, Кумыкское и даргинскоеотделения. Сегодня эти отделения приостановили свои действия и подчиняютсяединому духовному управлению мусульман Дагестана.
Таким образом, на СеверномКавказе каждый национальный мусульманский лидер получил свое духовноеуправление и власть над своими соплеменниками единоверцами в отличие отцентральной России, где несколько муфтиев претендуют на общероссийскоелидерство, претензии здешних муфтиев не выходят за пределы образования. Северокавказскиеисламские лидеры пока избегают непосредственного участия и в политическойборьбе.
Междоусобная борьбаМусульманских лидеров мешает выработке единой концепции по наиболее важнымвопросам исламской теологии и единой позиции в определении места и роли исламав современной идейно-политической жизни России.
Заключение
Итак, рассмотрев историюпоявления и развития ислама в нашей стране, отметим следующее.
На территории современной Россиипервые мусульмане — купцы из Халифата — появляются уже в VIII-IX векахблагодаря интенсивной торговле с Востоком.
Независимые мусульманскиегосударства на территории России существовали тысячу лет — с Волжской Булгариидо окончания Кавказской войны.
Расцвет ислама и государственно-исламскихотношений в Поволжье и Приуралье (Х-ХVI века) приходитсяна период существования последовательно сменявших друг друга трехмогущественных мусульманских государственных образований — Волжско-КамскойБулгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Ислам проник на Сев. Кавказ врезультате арабских завоеваний. Первыми его приняли народы Дагестана. Несмотряна то, что Арабскому халифату не удалось надолго закрепиться в Дагестане,распространение ислама продолжалось. В 913 г. арабский проповедник Абу Муслимраспространил ислам среди лезгинов. В Х-ХII вв. ислам принимают другие народыюга Дагестана.
Настоящая исламизация народовЗападного Кавказа связана с военно-политической активностью в этом регионеОсманской империи и ее вассала — Крымского ханства.
Российское правительствовсячески препятствовало созданию самостоятельного северокавказскогомусульманского духовного управления.
С середины 20-х гг. властипереходят к прямому подавлению исламской религиозной жизни и культуры. Уже к1923 г. была ликвидирована система высшего мусульманского образования.
В годы Великой Отечественнойвойны (1941-1945) антирелигиозная волна несколько стихла и некоторые мечетибыли вновь открыты.
Демократизация общественнойжизни в Советском Союзе, начавшаяся во второй половине 80-х гг., ослабление ипоследующее упразднение тоталитарного партийно-государственного диктата,принятие в 1990 г. прогрессивного законодательства о свободе совести ивероисповеданий открыли перед исламом, как и перед другими религиями, небывалыев истории России возможности для полнокровной жизни, восстановленияканонических норм и внутреннего устройства.
Список использованных источников
1. Абдулатипов Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы. М. 2002.
2. Асадуллин ФА. Мусульманские духовные организации и объединения вРоссийской Федерации. М… 1999
3. Ахмадуллин В., Мельков С. Государственно-исламские отношения в России. История.Теория, Механизмы. Военно-политические аспекты. М… 2000
4. Баширов Л.А. Ислам и этнополитические процессы в современной России(Точка зрения). М. 2000
5. Владимиров Н.Г. Ислам в России. М… 1996
6. Ермаков И., Микульский Дм. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993
7. Ислаев Ф. Г Ислам и православие в Поволжье XVIII столетия. Отконфронтации к терпимости. Казань. 2001
8. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура сосуществования. Казань.2002
9. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.
10. Малашенко А.В. Исламская альтернатива и исламский проект / М. ЦентрКарнеги. — М.: Весь мир, 2006. -223 с.
11. Набиев Р.А. Ислам и государство. Культурно-историческая эволюциямусульманской религии на Европейском Востоке Казань. 2002.
12. Медведенко Л.И. Именем Аллаха: политизация ислама и исламизация политики-М.:Политиздат, 1988. -255 с.
13. Социально-политические представления в исламе: история и современность. ГАНСССР, Ин-т востоковедения. -М.: Наука, 1987. -119 с.
14. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. М. Алгоритм, Эксмо2007г.