Иван Флягин — правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»)

Иван Флягин
— правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова «Очарованный
странник»)

Повесть
“Очарованный странник” — одно из лучших произведений русского писателя XIX в.
Н. С. Лескова. Лесков — мастер фольклорных образов — изобразил в повести
замечательные русские типажи, оказывающие незабываемое впечатление на читателя.

Главный герой
повести — Иван Северьяныч Флягин — “очарованный странник”, путешествующий по
Руси в поисках правды и простого человеческого счастья, которое заключается, по
его мнению, в спокойствии души. Само имя героя говорит о том, что он (Иван
Флягин) — типичный, настоящий русский мужик. Однако внимательный читатель сразу
понимает, что в отношении героя не все так просто, как кажется. Воспитанные на
народных волшебных сказках, многие читатели понимают, что часто за скромной
внешностью Иванушки-дурачка скрывается настоящий богатырь. Так и в своем
произведении Лесков изобразил Ивана эдаким сказочным богатырем, который сумел
преодолеть все выпавшие на его долю испытания и сохранил в своей душе гуманные
чувства, доброту, жизнелюбие, неподдельный интерес к людям, чувство участия и
сострадание.

С первых же
строк повести автор представляет Ивана Флягина могучим, богатырского вида
мужчиной: “Это был человек огромного роста, со смуглым лицом и густыми
волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала проседь”. Ему за
пятьдесят, но он — воин в прямом смысле слова, “добрый русский богатырь,
напоминающий дедушку Илью Муромца с прекрасной картины Верещягина”. Подобно
персонажам русских сказок и былин, Иван Флягин обладает огромной физической
силой и удивительной мощью характера. Он ничего не боится и готов подвергнуть
себя любым испытаниям и опасностям, сознательно проверяет свою силу, которая
“бьет через край”.

Лесков
указывает на величие героя, которое сочетается с добродушием, мягкостью,
искренностью и наивным восприятием жизни. Автор указывает, что его герой “много
повидал на своем веку”, но Флягин — прирожденный философ, человек поживший и
мудрый, умеющий спокойно воспринимать и стойко выдерживать все жизненные
горести, не только справляясь со своими бедами и проблемами, но и облегчая
судьбу других людей.

Иван Флягин
способен понимать не только людей, но и животных — он обожает лошадей. Чувствуя
силу и доброту героя, все тянутся к нему в надежде ощутить его заботу, найти в
нем надежную опору и защиту.

Физическая
сила, выносливость прекрасно сочетаются в Иване Флягине с широтой души,
мягкосердечием, но его мягкость вовсе не означает слабоволия и самоуничижения.
Иван — гордый человек, обладающий редким чувством собственного достоинства. Он
откровенно возмущается тем, что его унизили, заставив на коленях дробить камни,
он готов скорее свести счеты с жизнью, чем покориться чужой воле и стать рабом.
Именно поэтому он не желает мириться с жестокостью и убегает из дома, становясь
вечным странником.

Иван
Северьяныч, как и многие знакомые читателю былинные герои, постоянно находится
в дороге, в поисках “судьбы”, своей истины. Во время скитаний Флягин любуется
красотой природы, чувствуя малейшее ее изменение, — он очарован ею. В пути ему
встречаются разные люди, и каждому он старается стать полезным, помочь
чем-нибудь. Таким образом, он сам принимает активное участие в судьбах других
(вспомним, как Флягин идет в солдаты вместо сына двух старичков, который
является их единственной отрадой и опорой).

С каждым разом
герой становится отзывчивее к чужому горю, его переполняют чувства
самопожертвования и вины, корни которых кроются, вероятно, в трагедии с
монахом, произошедшей в детстве. Он терзается воспоминаниями, совесть постоянно
мучит его. И потому единственно важной для себя целью Иван считает облегчение
страданий окружающих, оказание помощи всем нуждающимся. В этом, по мнению
Флягина и самого Лескова, и кроется правда жизни.

Героя
характеризует жажда жертвенности и сострадания, свойственная Иисусу Христу.
“Мне за народ очень помереть хочется”, — говорит сам герой. Во время своих
странствий он очарован не только просторами родной страны, многообразием ее
яркой природы, но и мечтой о светлом будущем России и русского народа.

Но, все чаще
задумываясь над безжалостными и суровыми обстоятельствами, Иван Флягин
окончательно разочаровывается в жизни, приходит к выводу, что бедам и
несправедливости в судьбе простого русского народа нет конца и края. Пройдя
через горнила этой жизни, ощутив на себе всю ее тягость, Иван Флягин не теряет
стойкости, мужества и веры и уходит в монастырь, чтобы уже в его стенах
продолжать сострадать, помогать, творить добро и молиться Господу за весь
русский народ и о вечном прощении.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/