Каллимах (310—240 гг. до н. э.).

Каллимах (310—240 гг. до н. э.).

Д. Дилите

“Новая”
комедия процветала в Афинах, другие же жанры развивались не в Греции. Мусей в
Александрии притягивал творческие личности своей библиотекой в полмиллиона
свитков и интеллектуальной атмосферой. С другой стороны, решение жить в
Александрии означало и примирение автора с положением придворного поэта: дело в
том, что Мусей содержали правители из династии Птолемеев. Поэтому они и
прославляются в сочинениях Каллимаха, Феокрита и других александрийцев.

Самым
знаменитым александрийским писателем был Каллимах. По поручению царя Птолемея
II он занимался библиотекой Мусея, первым составил ее каталог и очень много
писал. Он создал трактаты о реках, птицах, ветрах, рыбах, календарях, основании
греческих городов и происхождении их названий и т. п. Эти произведения не
сохранились. Не ясно, были они в стихах или нет. Не сохранилось ни одной элегии
Каллимаха. Мы имеем только 6 его гимнов, 64 эпиграммы и много фрагментов.
Больше всего отрывков осталось от его самого большого произведения
“Причины”, в котором объясняется появление разных обычаев, обрядов,
праздников. Темы и объекты, избранные Каллимахом, показывают, что расцвет науки
влиял на литературу, и она также стремилась давать знания.

Ученость
— это важная черта эллинистической литературы. Очень популярной и известной
была поэма Арата “Явления” на астрономическую тему, ей не уступали
две фармакологические поэмы Никандра “Противоядия” и “Лекарства
от укусов животных”. Эти сочинения дидактического характера были любимыми
и читаемыми в течение всей античности, римляне их перевели на латинский язык.

Гимны
Каллимаха прославляют Зевса, Аполлона, Артемиду, остров Делос, Афину и Деметру.
Не ясно, предназначены ли они для пения или для чтения [3, 245—285]. С первого
взгляда они кажутся традиционными: это сочинения, написанные гекзаметром, в
которых прославляется тот или иной бог. Прочитав их внимательнее, мы заметим
типичные черты эллинистической литературы. Автор старается показать свою ученость:
вспоминает редкие детали мифов, указывает много названий мест, объясняет
появление обычаев и обрядов. Имеются и бытовые подробности, характерные для
эллинизма: в гимне Артемиде поэт рассказывает, что богини, не справляющиеся с
непослушными и упрямыми дочерями, обращаются к страшным циклопам или к Гермесу,
измазавшему лицо сажей. Девочки пугаются и жмутся к матерям. Есть и личные
мотивы, частые в этой литературе: гимн Аполлону Каллимах заканчивает очень
личным упоминанием о завистливых противниках.

Стихотворения
Каллимаха обдуманны и отделанны. Таков был принцип эллинистической поэзии:
произведение должно быть коротким, но тщательно украшенным. Поэт должен
обдумать каждое слово, выбросить все, что ненужно или случайно. Большие
эпические произведения безжалостно критиковались. “Ненавижу киклический
эпос”, — писал Каллимах (Аnth. Pal. XII 43), взявший девизом выражение
Гераклита “Большая книга — большое зло” (Pfeiffer, 465). Он сам и его
последователи пропагандировали короткие эпические повествования, написанные на
мифологические мотивы — эпиллии. Каллимах и его сторонники были правы:
героический эпос не соответствовал более установкам новой эпохи. Герои эпоса
Гомера больше всего ценили личную славу, ради нее боролись и умирали. Теперь же
наемные воины завоевывают земли для монарха или защищают его, а стремиться к
личной славе опасно, поэтому героизм уже никого не интересует. Измельчали идеи,
измельчала литература. Эпиллии, которые писали александрийцы, соответствовали
духу эпохи: давали информацию о каком-нибудь обряде или обычае, очаровывали
деталями быта или изображением страстей действующих лиц.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/