Комическое и трагическое в романе "Обломов"

Комическое и
трагическое в романе “Обломов”

Центральный
роман творчества замечательного русского писателя Ивана Александровича
Гончарова восхищает читателей и по сей день. И неудивительно! Ведь «Обломова»
автор писал больше десяти лет, постепенно оттачивая свое мастерство, добиваясь
поразительной точности во всех сценах. Интересна также временная протяженность
различных частей романа. Действие его разворачивается в течение восьми лет, а с
предысторией даже 32 года. Первая глава продолжается всего одно утро и день до
пяти часов, так как писатель, добросовестно выполняя свою задачу, в первой
главе знакомит нас с Обломовым, главным героем романа. Дарование
Гончарова-романиста раскрылось в «Обломове» во всем его богатстве, со всеми его
особенностями. Огромное мастерство писателя-реалиста проявилось в построении
романа. Небогатая событиями история жизни Обломова, положенная в основу сюжета
романа, покоряет тонким анализом взаимосвязей личной судьбы Ильи Ильича с
окружающей действительностью. Я считаю, что «Обломов» Гончарова – это
роман-трагикомедия. Хотя в нем много трагичного, но немало и комических сцен,
где автор смеется во весь голос.

Одна из главных
трагедий этого романа – трагедия Обломова. Илья Ильич Обломов, потомственный
дворянин, молодой человек 32-33-х лег Автор показывает нам его портрет: «Это
был человек среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с
отсутствием всякой определенной идеи». Автор показывает нам во всех
подробностях его быт, дает нам понять, что этот человек – нравственно
погибающий. «По стеклам лепилась паутина, напитанная пылью; зеркала… могли
служить скрижалями для записывания на них по пыли заметок на память»; «Лежанье
у Ильи Ильича было его нормальным состоянием». Но почему же один из лучших
людей романа, морально чистый, честный, добрый, сердечный Обломов нравственно
умирает? В чем причина этой трагедии? По словам Добролюбова, Обломовка была
почвой, на которой росла обломовщина; гнусная привычка получать удовлетворение
своих желаний не от своих усилий, а от других, развила в нем апатическую
неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и
есть трагедия Обломова – такой молодой человек, еще недавно чем-то увлекающийся,
медленно, но верно погружается в страшную трясину апатии. И никто уже не может
вернуть его к миру, возродить в нем интерес к жизни. Также, я считаю, есть
некоторый трагизм в образе Штольца. Хотя, на первый взгляд, это новый,
прогрессивный, почти идеальный человек, но он скучен и жалок в своей
искусственности. В отличие от Обломова, сердечного человека, автор описывает
нам Штольца как некую машину: «Он был весь составлен из костей, мускулов и
нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав. Щек у него почти вовсе нет,
то есть есть кость да мускул… цвет лица ровный, смугловатый и никакого
румянца». Читая роман, мы видим, что трагедия Штольца – это его
ненатуральность, он почти никогда не волнуется, не переживает какое-то событие
сильно. Гончаров неоднозначно относится как к тому, так и к другому герою.
Осуждая лень и апатию Обломова, автор в душевности, доброте, сердечности видит
антитезу суете и тщеславию столичного чиновничьего общества. Хотя писатель
рисует почти идеально образ Штольца, в нем чувствуется какая-то однобокость,
неестественность. Иван Александрович со скепсисом относится к новому человеку Я
считаю, что истоки трагедий обоих героев – в воспитании. Это два совершенно
разных пути. Обломовцы – хранители традиций древности. Такое времяпровождение,
какое было у Обломова, было и у его отца, деда, прадеда; и из поколения в
поколение передавалась эта обломовская утопия, утопия о человеке, гармонично
сосуществующем с природой. Но автор показывает отсталость патриархальности,
почти сказочную невозможность Обломовки в современном мире. Трагедия состоит и
в том, что мечта Обломова невозможна под напором цивилизации. Виной
неестественности Штольца является также воспитание, на этот раз «правильное»,
рациональное, бюргерское. Я считаю, что трагедия может быть не только когда
герой умирает, а когда он живет строго по плану, его жизнь расписана по
минутам. В его жизни нет никаких неожиданностей, интересных моментов. Его жизнь
как точный график времени отправления поездов на станции, а сам он – поезд,
правильно идущий по расписанию, хотя и очень хороший, но все же искусственный.
Его идеал, которому ничего не мешало осуществиться, – это достижение
материального достатка, комфорта, личной благоустроенности. Я согласен с А.П.
Чеховым, который писал: «Штольц не внушает мне никакого доверия. Автор говорит,
что он великолепный малый, а я ему не верю… Наполовину он сочинен, на три
четверти ходулен». Трагична дальнейшая судьба Захара: ж сделался нищим. «Все
лицо его как будто прожжено было багровой печатью от лба до подбородка. Нос
был, сверх того подернут синевой. Голова совсем лысая; бакенбарды были
по-прежнему большие, но смятые и перепутанные… На нем была ветхая шинель, у
которой недоставало одной полы, он был одет в галоши на босу ногу, в руках держал
меховую, совсем обтертую шапку». После смерти хозяина Захару некуда было идти.
Все его дальнейшие помыслы были связаны с Ильей Ильичем. Его смерть была
сильнейшим ударом по Захару, который искренне любил Обломова

Но в то же
время в романе есть очень много сцен, над которыми читатель смеется от всей
души, несмотря на то, что роман был написан много лет назад. Многие из них
касаются взаимоотношений Захара и Ильи Ильича. Вот, например, сцена из конца
первой части. В начале пятого часа Захар осторожно пошел будить хозяина: «Илья
Ильич! А, Илья Ильич!». Но храпение продолжалось. Когда он наконец дозвался
хозяина, тот приказал Захару уйти и заснул. В раздражении Захар восклицает:
«Знаешь ты дрыхнуть! – говорил Захар, уверенный, что хозяин не слышит. – Вишь,
дрыхнет, словно чурбан осиновый!». Но Обломов услышал: «Нет, ты как сказал-то —
а? как ты смеешь так – а?». Захар оправдывается. Ему удается поднять с постели
Илью Ильича, недовольного тем, что его разбудили. В этот момент в комнату
заходит Штольц. Или комическая сцена в начале второй части, на обеде у Ольги.
Обломов, волнуясь, набрал столько печенья себе, что все гости начали
поглядывать на него и ждать, как он будет их есть.

До сих пор
читатели восхищаются замечательным романом Ивана Александровича Гончарова, в
котором неотделимые от жизни комические и трагические сцены переплетаются,
поражая всех.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/