Реферат покультурологии
Концептуальныеосновы христианства
Содержание
Введение
1. Священные книги христианства
1.1 Состав священных книг
1.2 Священное Писание – Библия
1.3 Ветхий Завет
1.4 Новый Завет
2. Основные догматы христианства
2.1 Понятие догмата и причины его возникновения
2.2 Основные догматы христианства
3. Христианская этика
Заключение
Список литературы
Введение
Из всех мировых религийхристианство является самой распространенной и оказавшей самое значительноевлияние на мировую историю. Более миллиарда человек, четвертая частьчеловечества, связывают себя с христианством. Эта религия, самая большая вчисленном отношении в мире, представлена на всех континентах и существует всамых различных культурных средах. Под влиянием христианских ценностейразвивалась европейская цивилизация, христианство оказало определяющее влияниена эволюцию русской культуры. В Латинской Америке многие области общественнойжизни развиваются в рамках, установленных христианской традицией. За двадцатьвеков своей бурной истории христианство стало универсальной ценностью всегочеловечества благодаря учению и личности Иисуса Христа, который своеймученической смертью на кресте пострадал за грехи всех людей.
Основой христианскоговероучения является Библия, которая убеждению приверженцев, есть Слово Божие (иначесвященное Писание»). Слово «Библия» происходит от греческого слова «Книги».Действительно, Библия представляет собой два сборника книг, называемых ВетхийЗавет, воспринятый от иудаизма, и Новый Завет, сложившийся в недрахсамого христианства. Слово, которое переводится, как «завет», первоначальнозначило «договор», или «соглашение», то есть обещание Бога благословитьизбранный им народ. Как христиане, так и евреи считают Библию записью договора (завета),заключенного Богом с человеком и открытого Моисею на горе Синай. Еслиисследовать содержание Библии, то сжато учение можно представить в виде шестиосновных истин: Бог добр, и Он любит всех людей. Грех отделяет каждогочеловека от Бога. Иисус Христос есть путь к Богу. Для получения спасения необходимополное раскаяние. Вера – ключ к вечной жизни. В самые тревожные времена у насесть все основания иметь внутренний мир[3].
1.Священные книги христианства
1.1 Составсвященных книг
христианствобиблия завет догмат этика
Основныеположения христианского вероучения сформулированы в Библии («СвященноеПисание»), в постановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви и т.д.
Полный состав священныхкниг называется различно: «Слово Божие», «Священное Писание», просто «Писание»,«Закон». Эти наименования встречаются в самом Священном Писании. У отцов Церквиупотреблялось название «Библия», что на греческом языке означает «Книги».Другое наименование у отцов Церкви – «Ветхий и Новый Завет». Слово «завет»означает: а) союз, договор, б) завещание, духовная запись. Этим словомозначается союз Бога с людьми, осуществляемый в истинной религии.
Евреи свои священныекниги обозначали названиями: «Писания», «Священные Писания», «Завет», «книгиЗавета», «Закон и Пророки». Христиане новозаветные писания обозначалиназваниями «Евангелие» и «Апостол» [9].
1.2Священное Писание — Библия
Основой христианскоговероучения является Библия, которая убеждению приверженцев, есть Слово Божие (иначесвященное Писание»). С точки зрения православия, Писание — это собраниекниг, признаваемых боговдохновенными, т.е. написанными святыми по внушению ипри содействии Духа Божьего. Следует отметить, что книгами в Библии принятоназывать не только собственно книги, но и письма, короткие послания, рассказы. 77книг Библии были отобраны из большого количества текстов. Тексты, не вошедшие вкодекс Библии, но признаваемые церковью священными, называются апокрифами.
Библия (греч. — книги)состоит из двух больших частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Христианскиебогословы считают, что Библия едина (признают боговдохновенными обе эти части),т.е. в Ветхом Завете Дух Божий возвещает о приходе Спасителя, а в Новом Заветечерез апостолов он проповедует о наступлении «полноты времен» и приближенииЦарства Небесного, которое уже живет в людях, верующих в Христа. Иудеи, непринявшие Иисуса в качестве ожидавшегося Мессии, признают таковыми только лишькниги Ветхого Завета.
ВетхийЗавет (39 книг) записан на древнееврейском языке с X по III в. до н.э. НовыйЗавет (27книг) написан в I — II вв. н.э. на древнегреческом и арамейском языках[6].
Первые переводы Библии сдревнееврейского появились еще в III веке до н. э. Первый перевод Библии нагреческий язык для Александрийской библиотеки был выполнен по заказу царяЕгипта Птолемея II Филадельфа (285—247 до н. э.). Для этой цели из Иерусалимана остров Фарос были доставлены 72 толковника (переводчика), и созданный через72 дня текст получил название «Перевода семидесяти толковников» (лат. «Септуагинта»).Этим переводом пользовались многие столетия, в частности, именно с него былсделан и первый перевод Ветхого Завета на славянский язык Кириллом и Мефодием.
Позже появились переводыотдельных книг Библии на арамейский язык — таргумы. В 382—405 годах ИеронимБлаженный создал перевод Библии на латинский язык, который впоследствии получилназвание Vulgata Editio (общепринятое издание), или просто Вульгата. Этотперевод не был первым — латинские переводы возникли уже во II веке, — но он былболее близок к оригиналу и отличался высокими художественными качествами.Поэтому перевод Иеронима был фактически канонизирован католической церковью. Помере распространения христианства появлялись переводы Библии и на другие языки.Во II—IV веках появились сирийские и коптские переводы, в начале V века былосуществлен перевод Библии на армянский язык, двумя столетиями позже — нагрузинский.
В IXвеке часть библейских текстов была переведена на славянский язык греческимикнижниками и миссионерами Кириллом и Мефодием. Этот перевод использовался вомногих славянских государствах, в том числе и на Руси. Позже, после принятияхристианства на Руси дело Кирилла и Мефодия продолжили их ученики. Полныйперевод библейских книг на старославянский язык был закончен только в 1499 годув Новгороде под руководством Геннадия, архиепископа Новгородского (ум. 1505г.).
Восточнохристианскаяцерковь достаточно активно занималась переводами Библии. Если в римско — католическом мире христианизация новых народов шла в основном по пути введениябогослужения на латинском языке, то православные священники стремилисьпроповедовать на родном языке просвещаемых народов. Особенно активно этотпроцесс шел в России с конца XIV века. Достаточно вспомнить просветителя зырян(коми) Стефана Пермского (1340—1396), который разработал зырянскую азбуку и перевелна язык коми ряд библейских текстов, необходимых в богослужебной практике. ВXIX веке русскими православными миссионерами Библия была переведена накарельский, вогульский, ненецкий, якутский, эвенкский и другие языки.
В XXвеке перевод Библии стал глобальным проектом. За прошедшее столетие Библия илиотдельные ее книги были переведены на 1545 языков мира. В настоящее времяБиблия частично или целиком издана на 1659 языках народов мира и является самойиздаваемой книгой. Работа над переводами Библии не останавливается, посколькуне только углубляется знание Библии, которая тщательно изучается лингвистами,филологами и историками, но и изменяется язык, на котором мы говорим [7].
1.3 ВетхийЗавет
Это часть Библии,комплект иудейских священных книг. Название Ветхого Завета дано этим книгамхристианскими церковниками в отличие от Нового Завета, состоящего из сочинений,написанных идеологами христианства. Иудейские богословы именуют Ветхий Завет –Танаком.
Большинство ветхозаветныхкниг написаны на древнееврейском языке (библейском иврите), однаковстречаются и отрывки на арамейском языке, на котором евреи говорили после IVв. до н.э. Традиционно авторство ветхозаветных книг приписывается несколькимпредводителям, прославившимся в еврейской истории, в числе которых – Моисей,Самуил, Давид, Соломон. Однако сейчас установлено, что многие книгипредставляют собой позднейшие компиляции древних преданий и документов. КнигаБытия, например, содержит фрагменты, записанные в X в. до н.э. и восходящие кустной традиции 800-летней давности, но вся книга целиком, вероятно, былазаписана в ее современной форме не раньше V в. до н.э.
В Ветхом Завете собраныразнообразные по форме и содержанию религиозные произведения, создававшиеся напротяжении огромного исторического периода, ориентировочно с XIII по II в. дон.э. Согласно иудейскому и христианскому вероучению, Ветхий Завет является«Священным Писанием», вдохновленным богом Яхве [3].
Согласно иудаистическойтрадиции, в Ветхий Завет входят: Тора (закон, наставление), Небиим (пророки) иКетубим (Писания).
Перваячасть, Закон (древнееврейский — Тора), состоит из пяти записанных в X в. дон.э. книг, называемых также Пятикнижием Моисея. В книге «Бытие» содержитсяповествование о сотворении Богом мира и человека, грехопадении, всемирномпотопе и о расселении после потопа потомков трех сыновей Ноя: Сима, Хама,Иафета. Книга «Исход» повествует об исходе евреев под водительством Моисея изегипетского плена в «землю обетованную» (т.е. обещанную по завету, подоговору), который длился сорок лет и был сопряжен со множеством испытаний,которым подверг Бог избранный им для спасения еврейский народ. В этой же книгесодержится текст десяти заповедей, которые были получены Моисеем на горе Синай.В книге «Левит» в основном содержатся богослужебные тексты. Книга «Числа»посвящена генеалогии (истории рода) 12 колен Израиля. Последняя книгаПятикнижия Моисея «Второзаконие» содержит множество запретов и предписанийбогослужебного, юридического, семейно-бытового характера.
Втораячасть Ветхого Завета, Пророки (древнеевр. — Невиим), состоит из книг «старших»пророков (книга Иисуса Навина, книга Руфь, четыре книги Царств), «младших»пророков (Исайи, Иеремии, Иезекииля) и 12 книг «малых» пророков (Осии, Иолия,Амоса, Авдия, Ионы и др.). Эта часть Библии представляет материал из древнейистории еврейского и сопредельных с ним народов, включая описания образа жизни,детали быта, традиции и т.д.
СвященныеПисания (древнеевр. — Кетувим) представляют третью часть Ветхого Завета. Сюдавошли Псалтырь (сборник песен царя Давида), книги Притчей Соломоновых, Иова,Песнь Песней, Екклезиаста, Эсфири, Даниила, Неемии, две книги Ездры, две книгихроник (Паралипоменон) и Плач Иеремии. В этих книгах в основном содержатсяисторические, пророческие, религиозно-поэтические, нравоучительные тексты.Перечисленные 39 книг Ветхого Завета признаются как боговдохновенные всемихристианскими церквами: католической, православной и протестантской.Православные включают в Ветхий завет еще четыре книги в качествебоговдохновенных, которые были написаны на древнегреческом языке и не включеныв Септуагинту.
Ветхий Завет канонизированхристианством с момента возникновения последнего, так как христианствобазировалось на иудаизме [6].
В православной традицииветхозаветные книги делятся на четыре группы: Пятикнижие Моисея, исторические,учительные и пророческие книги. Кроме того, книги делятся на канонические инеканонические. Всего церковь признает 38 канонических книг (хотя частонекоторые из них объединяются, и число книг сводится к 22, по числу буквеврейского алфавита). Итак, 38 канонических книг Ветхого Завета:
1) Пятикнижие Моисея(«Бытие», «Исход», «Левит», «Числа», «Второзаконие»);
2) исторические книги(«Кн. Иисуса Навина»; «Кн. Судей Израилевых»; «Кн. Руфи»; «1, 2, 3 и 4—я Кн.Царств»; «1 и 2—я Кн. Паралипоменон»; «1—я Кн. Ездры»; «Кн. Неемии»);
3) учительные книги («Кн.Есфири; «Кн. Иова»; «Псалтирь»; «Притчи Соломона»; «Кн. Екклезиаста, илиПроповедника»; «Песнь песней Соломона»);
4) пророческие книги(«Кн. пророка Исаии»; «Кн. пророка Иеремии»; «Плач Иеремии»; «Кн. пророкаИезекииля»; «Кн. пророка Даниила»; Кн. двенадцати малых пророков — Осии, Иоиля,Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии).
Книги, не вошедшие вканон, называются в православной традиции неканоническими книгами. Это «2 и 3—яКн. Ездры»; «Кн. Товита»; «Кн. Иудифи»; «Кн. Премудрости Соломона»; «Кн.Премудрости Иисуса, сына Сирахова»; «Послание Иеремии»; «Кн. пророка Варуха»;«1, 2 и 3—я Кн. Макковейские». Но эти книги церковь также принимает какнравоучительные [7].
1.4 НовыйЗавет
Новый Завет – основной(наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства, которыйсоставляет вторую часть христианской Библии. Христиане верят, что Иисус Христосвозвестил о новом Завете, который является исполнением Завета, данного вОткровении Моисею, но вместе с тем заменяет его. Поэтому книги, повествующие одеятельности Иисуса и его учеников, называют Новым Заветом.
Писания Нового Заветавключают 27 канонических книг, принадлежащих перу не менее чем восьми различныхавторов. Все они писали по-гречески, на языке, который был широко распространенв мире в I в. до Рождества Христова.
В Новый Завет входят (впоследовательности канонизации церковью):
Евангелия;
Деяния апостолов;
21 послание апостолов;
Апокалипсис, или Откровение ИоаннаБогослова.
Более половины всехтекстов Нового Завета написано четверыми апостолами. Апостолами называлисьученики Иисуса, избранные Им, чтобы быть Его представителями и помощниками. ВНовом Завете описаны важнейшие эпизоды земной жизни Иисуса Христа, его учение ичудеса, его крестная смерть, воскресение и вознесение на небо. Рассказываетсятакже о проповеди христианской истины и подвигах его учеников – апостолов(греч. – посланник) [3].
Так четыре Евангелия (отМатфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), повествуют о жизни, учении, смерти ивоскресении Христа; книга Деяний святых апостолов, описывает проповедническиеподвиги апостолов, вдохновленных Святым Духом, сошедшим на них на 50-й деньпосле Пасхи; 21 послание святых апостолов, содержит истолкование Христоваучения св. Апостолами применительно к разным случаям жизни; Апокалипсис (сдревнегреческого — «Откровения последних событий»), изображает картины «концавремен», второго пришествия и Страшного суда [7].
Таким образом, Библияначинается с сотворения мира и человека, а заканчивается описанием их будущейгибели, после чего должна наступить новая жизнь — жизнь с Христом.
2.Основные догматы христианства
2.1Понятие догмата и причины его возникновения
До́гматы это то, чтов науке называют «аксиомы». В христианстве догматы – вероучительные истины,обсужденные и принятые на Вселенских Соборах. Они даны в ответ на ереси дляраскрытия и уточнения веры Церкви [1].
Догматы — богооткровенныеистины, содержащие учение о Боге и Его Домостроительстве, которые Церковьопределяет и исповедует, как неизменные и непререкаемые положения православнойверы. Характерными чертами догматов являются их вероучительность,богооткровенность, церковность и общеобязательность.
Вероучительностьозначает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Егоикономии. Богооткровенность характеризует догматы как истины, открытые СамимБогом. Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь насвоих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет изначение. Общеобязательность. В догматах раскрывается сущность христианскойверы и упования [2].
Считается, что догматы неподлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме.
Янарас Х., говорит: «То,что мы сегодня называем догматом, возникает лишь в тот момент, когда истинаЦеркви подвергается опасности со стороны ереси. Слово «ересь» означает выбор,предпочтение какой-либо одной части истины в ущерб целому, в ущерб истине…Еретик возводит в абсолют одну из граней цельного опыта Церкви, таким образом,неизбежно превращая его в нечто одностороннее и ограниченное» [12].
Церковь отвечает наеретическую угрозу тем, что устанавливает пределы истины, то есть определяетграницы живого религиозного опыта. Для борьбы с ересями и установлениявероисповедных принципов, которые должны признавать все христиане (догматов), сIV в. н. э. в христианской церкви созываются Вселенские соборы. Собором вхристианстве называют совет епископов, представляющих отдельные церкви,созванный для решения самых важных вопросов религиозной жизни. Собор, гдеприсутствуют епископы всех существующих церквей, называется Вселенским [8].
Знаменательно, что первымнаименованием догмата было греческое слово horos — предел, граница (лат.terminus). Сегодняшние догматы — это «пределы»,установленные Вселенскими Соборами; это те отвлеченные положения, в которыхЦерковь выражает свой опыт веры, указывая границы, отделяющие истину от еееретических искажений» [12].
2.2 Основныедогматы христианства
Основные положенияхристианской церкви – догматы – определены в 12 членах Символа веры. Среди нихважнейшими догматами являются: догмат о сущности Бога, о триединстве Бога, обоговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т. д.
Первый Вселенский собор(Никея, 325 г.) был созван для обсуждения взглядов александрийского пресвитера(старейшины) Ария, учившего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу, и длясоздания догматов (основных положений вероучения), обязательных для исповеданиявсеми, кто считает себя христианином. Учение Ария было осуждено, сам он былобъявлен еретиком и отлучен от церкви. Собор догматически установил, что Богесть единство трех ипостасей (лиц), в котором Сын, вечно рождающийся от Отца,единосущен ему.
На Втором Вселенскомсоборе — Константинопольском (Цареградском, 381 г.) — был составлен единый«Символ веры» — исповедание, заключающее в себе все основные догматыхристианства и состоящее из двенадцати членов (первые его пятьчленов были утверждены еще на Никейском соборе, и в окончательном варианте«Символ веры» назван Никео-Цареградским).
«Символ веры» гласит:«Веруем во единого Бога, Отца, Вседержателя, творца неба и земли, всеговидимого и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного,рожденного от Отца прежде всех веков, света от света. Бога истинного от, Богаистинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез которого всепроизошло, ради нас, человеков, и ради нашего спасения низшедшего с небес ивоплотившегося от Духа Святого и Марии девы и вочеловечившегося, распятого занас при Понтии Пилате, страдавшего, и погребенного, и воскресшего на третийдень по писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, и опятьгрядущего со славою судить живых и мертвых, которого царству не будет конца. Ив Духа Святого, Господа животворящего, от Отца исходящего, со Отцом и Сыномспоклоняемого и сославимого, глаголавшего через пророков. В единую, святую,кафолическую и апостольскую церковь. Исповедуем единое крещение во оставлениегрехов. Чаем Воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».
На соборе такжеподверглись осуждению многочисленные еретические учения, по-иному толковавшиеБожественную сущность, например, евномиане, отрицавшие божественность Христа исчитавшие его только высшим из сотворенных Богом существ [8].
Всего было семьВселенских соборов. Седьмой Вселенский собор (Второй Никейский) состоялся в 787г. На нем были приняты решения, которые должны были покончить сиконоборчеством, провоцировавшим раздоры в церкви.
Перечисление 12параграфов «Символа веры» является основной молитвой в православии: «Верую воединаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем иневидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже отОтца рожденного прежде всех век…».
Рассмотрим основы Символаверы, упомянутые в этой молитве. Православные христиане веруют в Бога кактворца мира (первая ипостась Святой Троицы), в Сына Божия — ИисусаХриста (вторая ипостась Святой Троицы), который боговоплощен, т.е.,оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от Девы Марии.Христиане веруют, что своими страданиями, смертью Иисус Христос искупил грехичеловеческие (прежде всего Первородный грех) и воскрес. После воскресенияХристос вознесся на небо в единстве тела и духа, а в грядущем христиане ждутЕго второго пришествия, при котором Он будет судить живых и мертвых иустановится Его Царство. Так же христиане веруют в Духа Святого (третьюипостась Божественной Троицы), который происходит от Бога-Отца. Церковь же вправославии считается посредником между Богом и человеком, а потому имеетспасительную силу. В конце времен, после второго пришествия Христа, верующиеждут воскресения всех мертвых для жизни вечной [4].
Троица — один из основныхдогматов христианства. Сущность понятия троицы заключается в том, что богедин по своей сущности, но существует в трех ипостасях: Бог-отец,Бог-сын и Дух святой. Термин появился в конце II века н.э., учение о Троицеразвито в III веке н.э. и сразу вызвало острую продолжительную дискуссию вхристианской церкви. Споры о сущности Троицы привели к множеству толкований ипослужили одним из поводов для разделения церквей.
3.Христианская этика
Христианская этика — нравственное учение христианства,определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные нахристианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении сБогом. Христианскую этику можно назвать теорией христианского действия.
Христианская этикаполучает свое выражение в христианском этосе — определенном стиле жизни,имеющем исторически многообразные формы и присущем как отдельным индивидам, таки большим общественным группам, исповедующим христианство.
Источник христианскойэтики — тексты Священного Писания, а также их толкование Отцами Церкви ипозднейшими богословами, а также примеры нравственной жизни, явленные в жизниЦеркви. Христианская этика тесно связана с историей Церкви: будучи теориейхристианского действия, она проявляет себя не столько в истории моральных идей,сколько в конкретной жизни Церкви (на нее влияют в том числе харизматическиедвижения вроде монашества или пуританизма, жизнь отдельных харизматическихлидеров и святых, т.п.)
Хотя Библия даетматериалы для построения этики, однако она не предлагает этику, которую можнобыло бы сразу принять как руководство к действию. Авторы библейских книг жиликаждый в свое время, для которого существовала своя определенная (бывало, что иотличная одна от другой) мораль.
Этическое учениехристианства исторично: при сохранении неизменными базовых постулатовхристианской этики, каждая эпоха и различные христианские конфессии предлагаютсвое понимание конкретных путей их воплощения в жизнь. Дальнейшему выявлению,обнаружению смысла нравственного учения христианства могут способствоватьизменение социальной действительности, умонастроений и систем ценностей,усвоение философского наследия античности, развитие богословия. Таким образом, происходитне изменение нравственного учения христианства, но лишь дальнейшее выявление,обнаружение его смысла.
От других этическихсистем христианскую этику отличает то, что:
1) она — не столькосистема теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способжизни, подобающий «новому творению»);
2) все нравственныетребования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могутбыть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленноеХристом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делаетвозможным само их выполнение);
3) все проявления нравственнойжизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (этосредства, с помощью которых нравственная жизнь выражает себя);
4) христианская этикапарадоксальна постольку, поскольку парадоксальна вера в распятого и воскресшегоБога [11].
Христианская этикаподчеркивает необходимость для человека благодати, милости и прощения грехов,источником которых является Бог.
Христианские этическиепринципы основываются на учении Библии как книги, выражающей волю Бога поотношению к человеку. Человеческая воля поражена грехом, то есть противлениемволе Бога. Воля Божия заключается в том, чтобы «Любить Господа Бога твоего всемсердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим, и любить ближнеготвоего, как самого себя» (Мф.22:36—40). Благодать Божия изменяет человека ипозволяет ему делать правильный выбор и поступать по воле Божией. Как грехможет быть и индивидуальным, и социальным явлением, так и благодать можетпроявляться в индивидууме и в обществе. У христианской этики есть богословскийаспект — она ориентирована на идеал общества, Царствие Божие, где все будутжить в согласии с Богом и природой (см. видение пророка Исайи).
Христианская этика вомногом схожа с иудейской этикой; возможно, наиболее значительное отличиехристианской этики — заповедь о любви к врагам, данная в Нагорной проповеди.Современные исследователи высказывали предположения, что высказывания Иисуса,касающиеся любви к врагам (подставь вторую щёку, если тебя ударили по одной,пройди две мили, если тебя заставляют пройти одну и др.), были частью планамирного сопротивления римским захватчикам, таким образом, предполагая, что внаше время христианская этика не может пониматься исключительно какиндивидуальная этика. Это также социальная этика, касающаяся всего, происходящегона Земле [10].
Христианство принесло ссобой новый образ человеческого достоинства и избранничества перед Богом. Дляантичности человек соразмерен богам постольку, поскольку боги и людипринадлежат одному и тому же космическому целому. Термин «богоравный»употребляется в античной литературе по отношению к тем людям, чья сила и властьв обществе напоминали силу и власть олимпийских богов над космическимистихиями. Зримые, наглядно представленные телесная красота и сила, — вот чтороднит античные статуи богов и «богоравных» героев.
Совсем иными мы видимизбранников христианского Бога. Кого Иисус называет «блаженными», к кому онобращается со словами: «вы — свет мира», «вы — соль земли»? К больным, нищим,отверженным, но зато «чистым сердцем», «милостивым», к «нищим духом», т.е. клишенным духовного самодовольством, осознавшим свою духовную неполноту истремящимся к ее восполнению, к «алчущим и жаждущим правды» и «изгнанным заправду» (Мф.5:3-14).
Тем самым христианствоотстаивает достоинство бескорыстной добродетели перед преуспевающим пороком,милосердия — перед внешне торжествующей жестокостью, первенство силы духа передсилой тела и могуществом земной власти. Первые христианские святые были изгоямии неудачниками с точки зрения античных ценностей, но они открывали для простогочеловека путь утверждения своего достоинства не через внешний успех, а черезсамоотверженное следование высшим нравственным ценностям. И в этой сферепростой человек вдруг переставал быть «простым», — каким он казался по своему внешнемустатусу.
Христианская этика,сознательно отстаивает положение об определяющей роли в выборе человека осознаваемыхими положительных нравственных чувств, норм, идей, ценностей.
Нравственный пафосЕвангелия состоит с том, чтобы дать человеку почувствовать свое высокоедуховное предназначение, осознать внутренний драматизм своего бытия и сделатьтрудный, но единственно достойный его выбор. Человек призван искать свой высшийсмысл, свою высшую правду не там где он есть только часть целого, а там, где онесть личность. А личность обретает свою подлинную опору, свое подлинноесокровище не в мирских власти и богатстве, а в сокровище своего духа: «Несобирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляет, и где ворыподкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржане истребляют и где воры не подкапывают и не крадут; Ибо, где сокровище ваше,там будет и сердце ваше» (Мф. 6:19-21). Если человек не согласен поступитьсясобственной личностью, то он должен жить так, как будто он в своей сокровеннойглубине есть существо «не от мира». Отсюда знаменитый рефрен христианства,выраженный словами Иисуса, говорящего о своих учениках: «Они не от мира, как иЯ не от мира» (Ин. 17:16). Человек не должен порабощаться живущим внутри него грехом,но должен преобразовать себя самого открывшейся ему духовной истиной [10].
Заключение
Подведем некоторые итоги.
Итак, основные положенияхристианского вероучения сформулированы в Библии («Священное Писание»), впостановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви. Основойхристианского вероучения является Библия, которая убеждению приверженцев, естьСлово Божие (иначе священное Писание») — собрание книг, признаваемыхбоговдохновенными, т.е. написанными святыми по внушению и при содействии Духа Божьего.Библия состоит из Ветхого и Нового завета. Христианские богословы считают, чтоБиблия едина (признают боговдохновенными обе эти части). Иудеи, не принявшиеИисуса в качестве ожидавшегося Мессии, признают только лишь книги ВетхогоЗавета.
Ветхий Завет — частьБиблии, комплект иудейских священных книг. Ветхий Завет является «СвященнымПисанием», вдохновленным богом Яхве. Согласно иудаистической традиции, в ВетхийЗавет входят: Тора (закон, наставление), Небиим (пророки) и Кетубим (Писания).
Новый Завет – основной(наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства, которыйсоставляет вторую часть христианской Библии. В Новый Завет входят (впоследовательности канонизации церковью): Евангелия; деяния апостолов; 21послание апостолов; Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова.
Основные положенияхристианской церкви – догматы – определены в 12 членах Символа веры. Среди нихважнейшими догматами являются: догмат о сущности Бога, о триединстве Бога, обоговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т. д.
Христианская этика — нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентирычеловеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе ипредназначении человека, его отношении с Богом.
Списоклитературы
1. Василенко Л.И. Краткийрелигиозно-философский словарь. — М.: Истина и Жизнь, 1996
2. Догматическое богословие.Архимандрид Исаий.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998
3. Зеленков М.Ю. – Мировые религии:история и современность: Учебное пособие. – М.: Юридический институт МИИТа,2003. – 252 с.
4. Николаев А.И., Ушакова Т.А.Религиоведение Учебный курс. www.e-college.ru
5. Панкин С.Ф. История мировыхрелигий. Конспект лекций. — М.: Эксмо, 2008.- 160с.
6. Основы религиоведения. Миронов А.В., Бабинов Ю.А.Учебное пособие. – М.:Социально-гуманитарные знания, 1998. — 328 с.
7. Православие. Чумакова Т.В. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
8. Торгашев Г.А. Основы религиоведения.-СПб.: Питер, 2004.- 368с
9. Христианство. www.hristianstvo.in
10. Христианская этика. Википедия.ru.wikipedia.org
11.Этическая энциклопедия.www.ethicscenter.ru
12. Янарас. Х. Вера Церкви.- М.:Центр по изучению религий, 1992 orthodoxy.sumy.ua