Тантризм
тантризм шивакульт мифология
ТАНТРИЗМ, направление вбуддизме и индуизме. Возникло в первые века нашей эры, имеет тексты-тантры.Восприняло методы йоги и разработало практическую систему. В основерелигиозно-философские концепции — идея человека-микрокосма и представление онекоем половом (женском или мужском) энергетическом начале. Помимо Индии, гдеприверженцами тантризма являются представители неарийских племен, получилораспространение в Японии, Непале, Китае, особенно в Тибете.
Тантра отличается отвнешних видов поклонения или морально-религиозных кодексов поведения,распространенных среди широких слоев людей, своим углубленным мистицизмом. Важнымэлементом тантризма были магические изображения — ЯНТРЫ и магические формулы — заклинания — МАНТРЫ. Также в культе тантризма очень существенным элементом былполовой акт, поскольку считалось, что занятия любовью являются мощным,целительным и тонизирующим средством, так как это включает совместноеиспользование и генерацию жизненной энергии человека. Эта энергия более мощная,чем действие трав или заклинаний. Сексуальная функция по Тантре тесно связана сфизическим и умственным здоровьем и является основой для совершенствованиявысших духовных способностей. По преданию Тантра пришла на землю Индии черезспонтанный танец Шивы на его собственной свадьбе. В результате получилось 84000эротических поз, их можно было выполнить только в измененном состоянииосознания.
Культ Шивы, высшего богав Тантризме, по всем признакам так же стар, как человеческий род. МифологияШивы наиболее насыщена пережитками и элементами доарийского происхождения.Обособленная позиция Шивы выражается тем, что в индуистском пантеоне Шивасохраняет свой отчужденный характер. Он обитает на севере, вдали от населенныхмест, на горе Кайласа в Гималаях, где пребывает как божественный подвижник,погруженный в медитацию, отрешенный от мира. В образе Шивы, получает наиболееяркое воплощение единство аскетического и эротического начал.
На священных изображенияхдревних Тантр Шива был представлен с рыжими волосами и с рыжей бородой. Егоголову украшал медный шлем с козлиными рогами, руки и ноги были вымазаныкровью, а тело покрыто пеплом. В одной руке он держал человеческий череп, вкотором было налито вино, в другой — держал палицу, на которой были остаткичеловеческой головы. В Шиве мы видим суровое и страшное божество,Бога-разрушителя; Он представляет собой разрушающую, уничтожающую силу природы.Ужасна его сила и вместе с многочисленными толпами демонов он угрожает своимврагам всякого рода бедствиями. Однако в шиваитской мифологической системефункция разрушения неразрывно связана с творческим аспектом; в мире непрерывныхизменений разрушение неизбежно предшествует творению и его обусловливает. Изначальноетело Шивы, или Его тонкая Сущность — это Лингам (фаллос). Люди, духи и самибоги почитают Его в этой непроявленной, наивысшей форме. Когда Брахма и Вишнуспорили о том, кто из них Наивысший Господь, перед ними явился огненный столб.«Он выглядел как огонь, пожирающий Вселенную во время ее уничтожения, Онсверкал, окруженный языками пламени, Он не имел ни начала, ни середины, никонца» (Из «Линга-Пурана»). Брахма и Вишну хотели измерить этотстолб. Брахма обернулся лебедем и полетел вверх, чтобы найти его вершину;Вишну, став подводной черепахой, отправился вниз, в глубины океана, чтобы найтиего основание.
Однако великие боги несмогли найти ни его начала, ни конца. Тогда, поняв, что он бесконечен, и значит- Изначальный, Наивысший, склонились перед Ним в благоговении. Махэшвара (Шива)явился тогда из огненного столба, именуемого Махалингам (Великий Лингам), ипредстал перед ними в своей обычной форме. Лингам — высший объект почитания;почитая Его — почитают непроявленного, непознаваемого умом и чувствами Шиву. Вечнаясупруга Шивы, воплотившись в материальном мире, еще в детстве решила, чтовыйдет замуж только за Шиву. Однако, как ни старалась она достичь своей цели, Шиване обращал на нее ни малейшего внимания. Погруженный в себя, он былбесчувственен к внешнему миру.
Так проходили столетия застолетиями, не только она, но и все боги желали ее союза с Шивой, так кактолько от их брака мог родиться Бог войны Сканда (Картикейн, Субраманья),способный победить полчища духов во главе с Таракой. Поэтому боги послали Каму,бога любви, чтобы тот пронзил своими стрелами сердце великого Шивы. Но в тотсамый миг, когда он выпустил свою стрелу, Шива испепелил его своим третьимглазом, превратив в горстку пепла.
После этого, пронзенныйстрелой бога любви, Махэшвара (Шива) увидел перед собой прекрасную женщину,которая прислуживала ему, и его охватило необыкновенное чувство любви. Затем,верхом на священном быке Нанде, они отправились на снежную гору Мандара, где втихих лесах и зарослях предались любви. Образ Шивы как Личного Бога — уникалени необычайно притягателен. Он обладает самыми разнообразными аспектами ичертами, имеет множество форм и имен: Махэшвара (Великий Господь), Рудра(Ревущий), Ишана (Владыка), Бхайрава (Ужасный). Он беспощадный Владыка Смерти(Махабхайрава), карающий людей, творящий Высший Суд. Он непоколебимый Судья иВладыка всех живых и мертвых. «Я знаю Его, древнего, свободного от немощи.Он — душа всего, Он — всепроникающий и наполняет Собой все. В связи с Нимговорят о нерожденности, о Нем говорят как о вечном» (Тантра, постижениеВысшей реальности) ” Медитируем на образ Бхайравы (Шивы), держащего посохи череп в своих руках, который носит серьги в своих ушах и змею как священныйшнур, чье тело — синее, как вечернее небо. При любых жертвоприношениях Он — защитник, устраняющий все препятствия он дарует успех и победу. Бхайрава,Господь духов, их признанный учитель их сущность. Он знает все, что существуетво Вселенной, будучи ее покровителем. Как величайший Воитель, Он дарует ивладение и власть. Он обитает на кладбищах, поедая плоть трупов. В своих рукахОн держит череп, из которого пьет кровь и пьянящие напитки. Совершенный, ондарует сиддхи и почитается сиддхами. Он носит гирлянду из костей. Он — тощий иглаза его желтого цвета. Он обладает утешающим нравом, но может и разрушать.Все три глаза его тогда наливаются кроваво — красным светом. Он держит в рукахкинжал и его глаза пылают огнем. Бесстрашный Супруг Богини Бхайрави-Кали, Он — наставник всех духов и повелитель всех Демониц. Он — податель всех богатств иих разрушитель, ибо он — Сам Обладатель всех богатств. Он — Учитель Высшего Знания,носящий ожерелье и пояс из змей и змеи — в его волосах.
Он держит капалу в своихруках. Уничтожитель времени и смерти, Он носит прекрасную гирлянду из черепов,искусно украшающую Его. Третий глаз Его пылает огнем и как Покровитель трехмиров он имеет три головы. Он — проявление Бога Шивы и живет во мраке. Он — нищенствующий Пашупати, которому служат бхуты и якши. Он обнажен, но неодолим.Его желтые глаза сияют рыжевато — красным светом. Он принимает облик скелета иносит гирлянду из черепов, держит череп в руке и носит змею как священный шнур.Он упражняется в своем умении околдовывать людей, привязывая их ко всемубренному, отнимая у них жизнь, поражая их бессознательностью и бездеятельностьюи оставляя затем в горьком разочаровании. Он — защитник всего мира, вечный иобладающий властью творить любые виды иллюзии.” (Маханирвана-Тантра) Обестороны характера Шивы, суровая и милостивая, отражаются и в его супруге, Кали,почитаемой всегда вместе с ним. Поклонение Кали в Индии имеет живые и мощныетрадиции. Слово Кали буквально означает «черная», «темная»,кроме того, Кали так названа потому, что она — Владчица времени. Слово«Кали» — это женский род от слова «Кала» — одного из именШивы, обозначающего «черный» и «смерть». Формы Калимногочисленны и охватывают все сферы деятельности и существования во вселенной.Как мать всех явлений и существ — Она творит, сохраняет и разрушает всеянную.Она — энергия троеокого Шивы, не отличимая от Него самого, и только сам МахаКала (Шива) может знать Ее истинное величие. Как Шмашанакали — Она, будучи владычицейсмерти, обитает в местах сожжения трупов. Она является как пауком, так исотканной паутиной. Она опутывает существа своими нитями, и Она же даруетполное освобождение своим поклонникам. Вот несколько форм Кали, даваемых вШакта — Тантрах для медитации. ШМАШАНАКАЛИ Она черна, как гора черной мази. Ееместопребывание — место сожжения трупов. У Нее растрепаны волосы, иссушенноетело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой рукечереп, наполненный вином и в левой руке — свежеотрубленную голову. Сулыбающимся лицом, Она постоянно жует сырое мясо. Ее тело украшено разнымиукрашениями. Она нагая и всегда опьяненная вином. Обычное место для поклоненияЕй — это место кремации, где поклоняющийся должен совершать ритуалы, будучиобнаженным.
РАКШАКАЛИ ИЛИ МАХАКАЛИ Оначерного цвета. У Нее четыре руки, и Она украшена гирляндами из голов — однагирлянда на Ее голове, другая — на плечах. В своих двух правых руках Она держитмеч и два лотоса. В Своих левых руках Она держит кинжал и череп. Ее спутанныеволосы касаются неба. На Ней ожерелье из змей. У Нее красные глаза. Она носитчерную ткань, и вокруг Ее талии — тигровая шкура. Ее левая нога — на груди трупа,правая нога — на спине льва. Она прихлебывает вино, взрывается ужасным смехом ииздает громкие утробные звуки. Она невероятно ужасна.
Существует такжемножество других форм и изображений Богини, которые в основном сочетают в себете или иные из вышеописанных элементов Ее облика. Изображения Кали, которыемогут показаться непосвященному набором жестокостей, дикости и т.д., содержат всебе глубокий символизм. Так местопребывание Кали — места сожжения трупов(шмашана) — естественно, навевают мысли о неизбежности смерти, онедолговечности земного существования и всего материального. Орудия, которыеОна держит в своих руках — символизируют силу разрушения. Только когдаразрублены путы материального существования, можно постичь высшую истину. Кали- исполнительница закона, Она воздает существам по их деяниям, никто не можетизбежать своей участи. Она убивает всевозможных демонов и людей, запутавшихся всетях Майи (иллюзии), осуществляя тем самым естественный процесс эволюциивселенной. В действительности Она — вечна, и все индивидуальные души существ — тоже вечны. Поэтому вся великая драма, развертывающаяся во вселенной — этопросто игра.
Трагедия индивидуальныхдуш в том, что они «заигрываются» и перестают осознавать своеистинное состояние свободы, вечности, блаженства. Кали пребывает в вечномблаженстве, Она вьет вино неиссякаемой энергии.
Для тех существ, которыехотят вернуться в свое изначальное, единственно реальное состояние блаженства,- Кали становится Великой помощницей и Матерью, охраняющей от всех бед. Онаизображается нагой ((Дигамбари) Ее единственная одежда — пространство)), таккак Она абсолютно свободна от всех иллюзорных покровов материальногосуществования. Тех, кто поклоняется ей как Абсолюту или Вечной ИзначальнойЭнергии, Она делает такими же свободными и блаженными, как и Она сама.
Кали изображается черной,так как в черном цвете исчезают все различия. Она — вечная ночь, посредикоторой. Она стоит из «небытии», пребывая в статическом, но в то жевремя в потенциально динамическом состоянии, которое предшествует проявлению.Непроявленное представлено в образе Шивы как трупа (Шава), на котором Она сидитили стоит. О черном цвете Богини, Шри Рамакришна говорил: «Можно лисказать, что Кали черная? Она кажется черной на расстоянии, но если истинно Еепочувствовать — Она совсем не черная. Акаша (небо, воздух) не имеет цвета, ноесли посмотреть на него из глубокого колодца, оно кажется черным. Вода океанакажется голубой, но зачерпните немного воды рукой и вы увидите, что на самомделе она не имеет никакого цвета». «Разве моя Божественная Матьчерна? О ум, что говоришь? Хотя и черная, Она со своими развевающимисяволосами, освещает лотос сердца».
Таковы в общих чертахосновные положения Тантризма — одного из древнейших учений.