Разв двенадцать лет в индийском городе Удджайне становится по-настоящему тесно.Сюда в честь праздника Кумб-мела приезжают миллионы индусов со всей страны,чтобы совершить ритуальное омовение в священной реке Шипра.
/>Паломники, прибывающие в город Удджайну со всей Индии,занимают места на набережной священной реки Шипры с вечера. Каждый хочет впраздник Кумб-мелы с первыми лучами солнца совершить ритуальное омовение.Полицейские пытаются не допустить давки. Их ли стараниями или благодарявмешательству могущественных индуистских богов, серьезных эксцессов напразднике в Удджайне не случалось. Некоторые паломники приходят на набережнуюсо свертками и даже чемоданами, в которых хранятся урны с прахом умерших родственников,чтобы во время Кумб-мелы развеять его над Шипрой. Кто-то не выдерживает исовершает омовение ночью. Но основная масса ждет восхода — на набережной или навысоких террасах ашрамов — это своего рода постоялые дворы для паломников. Те,кто не боится пропустить начало праздника, спят вповалку прямо на дворе ашрама.
Разв двенадцать лет в Удджайне становится по-настоящему тесно. Сюда приезжают людисо всей Индии, чтобы совершить ритуальное омовение на празднике Кумб-мела.Омовение начались еще вчера ночью и продолжаются до сих пор под неугомонныйсвист полицейских, охраняющих мероприятие. Кстати согласно древней индуистскойтрадиции лучшее время для совершения омовения – с половины пятого утра додевяти. Основная часть праздника начинается в половине седьмого.
Индусыверят, что омовение в священной реке смывает с человека грехи и очищает егодушу. Шипра считается священной, потому что она –– младшая сестра «самойсвященной индуистской реки» Ганга. Войдя по пояс в воду, паломники шепотомпроизносят про себя главную индуистскую мантру Гаятри и погружаются с головой вводу. Чем больше погружений ты совершил, тем лучше, но как минимум их должнобыть три. Многие еще и пьют воду из священной реки…
Воснове праздника – миф о кувшине, в котором содержалась вода, дарующаябессмертие. Древние индуистские боги охраняли этот кувшин от демонов, которыехотели заполучить его. Борьба между ними продолжалась двенадцать дней, чтосоответствует двенадцати человеческим годам. И в процессе этой борьбы четырекапли из этого кувшина упали на землю. Места, в которые они упали, сталисвященными. Одно из этих мест – город Уджайна.
Рекаочищает. Возвышает. Просветляет. К берегам Шипры приходят и дряхлые старики идети. Женщины входят в воду прямо в своих сари. Но есть и такие, кто ограничиваетсянабедренной повязкой.
Сунил,паломник: «Мы приходим сюда, чтобы смыть с себя грехи, которые совершили нетолько в этой, но и в предыдущей жизни».
К.З.:«Получается, что очистить свою душу от грехов можно лишь раз в двенадцать лет?»
Сунил:«Ну да. Здесь праздник Кумб-мела проходит каждые двенадцать лет. Но есть другиесвященные города в Индии, где также можно совершить омовение. К примеру, вгороде Харидвар Кумб-мела проходит раз в три года».
ПолнаяКумб-мела, она называется Пурна, проводится раз в двенадцать лет. Следующая занею (половинная) — раз в шесть, есть такие, у которых цикл — три года… Маха,или великая Кумб-мела, проходит раз в сто сорок четыре года в городеАллахабаде, стоящем на слиянии Ганга и Джамны!
Этипраздники собирают миллионы верующих, и проблема обеспечения их безопасностивстает весьма остро. В Удджайне кроме полиции ею занимаются подразделения армиии специальная служба спасения. Отличить спасателей от паломников можно по яркиморанжевым футболкам.
К.З.:«Я смотрю, вас здесь много. Наверное, часто приходится спасать людей?»
ДаржанДубэ, спасатель: «Не очень. Вчера, например, одна женщина от жары потеряласознание и упала в воду. Пришлось ее вытаскивать».
К.З.:«Было большая давка?»
ДаржанДубэ: «Да, очень большая.»
Ното что я увидел здесь — цветочки. В 1998 г. на праздновании Кумб-мелы в городеХаридвар в давке погибло около 4 000 человек. Во избежание повторения этойтрагедии в городе Удджайне предусмотрены специальные лабиринты. Сначала нужнопреодолеть их, а уже после выйти к побережью и совершить ритуальное омовение.
Паломники,уже совершившие омовение, отправляются к священнослужителям — брахманам. Под ихруководством они проходят еще несколько обрядов очищения. У ног брахманасимволы добра и чистоты — тарелка со освященным молоком, цветочными лепесткамии зернами кунжута. Брахман читает мантры, которые паломник повторяет вслед заним, поворачиваясь после каждой в направлении следующей стороны света.
Паломникиочищаются у разожженного брахманом священного огня. Кто-то направляется в одиниз многочисленных индуистских храмов. Например, в храм бога Шивы,олицетворяющего, в частности, созидательное начало в мире. Не случайно один изего символов — мужской детородный орган, линга, который обвивает священнаякобра, оберегающая Шиву от злых духов.
Паломникиидут не только к брахманам, но и к гуру, которых тоже немало собирается вгороде на праздник. Гуру — это духовный наставник, способный передать другомувысшее знание. Нардаманджи Сиддх прибыл в Удджайну, чтобы совершить омовение иподелиться духовным опытом со своими многочисленными учениками ипоследователями. Для них он больше чем учитель, для них он святой.
НардаманджиСиддх, гуру: «Существуют определенные духовные практики, с помощью которыхможно достичь просветления. Это йога и медитация. И есть пять препятствий напути к просветлению: злость, жадность, похоть, властолюбие и гордыня».
Водном ашраме с гуру Сиддхом остановилась Маа Чета Джоти. Родом она из тихойканадской провинции. В юности ей случилось прочесть священную книгу индуистов«Бхагавад Гиту», и это навсегда изменило ее жизнь.
МааЧета Джоти, аскетка: «Когда мне исполнилось двадцать один, я поняла, что должнаотречься от всего. От родителей, от мужа, оставить свой дом, работу, все… иотправиться в Индию».
Стех пор прошло тридцать пять лет. Сейчас Маа Чета Джоти живет в индийскомгородке Ришикеше. Она целиком посвятила свою жизнь йоги и медитации, стремясьобрести просветление.
Длятех, кто стекается в город на праздник, не важны ни погода, ни условия жизни.Большинство все дни, что длится Кумб-мела, живут прямо на улице. Те же, у коговодятся деньги, останавливаются в ашрамах. Кухня в ашраме довольно аскетичная,вегетарианская. Индусам мясо есть нельзя. Основу, разумеется, составляет рис ивсевозможные специи к нему. Сегодня предлагаются традиционные лепешки, которыеназываются чапати. И козий сыр в шпинате. Вот, собственно, так и выглядит обед…В амшарах даже есть комнаты класса «люкс». В одной из них мне довелось провестинесколько дней.
Номераскетичный. Из мебели только кровать и тумбочка. Имеется пара вентиляторов.Пользы от них, правда, никакой, потому что они просто гоняют теплый воздух попомещению, и прохладней не становится. Молоток зачем-то лежит. Видимо, длятого, чтобы чинить вентиляторы. Кровать представляет из себя лист фанеры начетырех ножках, покрытый тонкой подстилкой из ваты. Зато здесь есть раковина,душ и санузел… Есть еще фумигатор — вообще незаменимая вещь. Вода бывает далеконе всегда, поэтому лучше заранее набрать ее в специальный ковшик и тогдаумыться можно в любом случае…
Аобычные паломники живут под открытым небом… Многие разбивают палатки. Нанабережной Шипры возникли даже небольшие палаточные городки. Люди жгут костры,используя в качестве топлива сушеный навоз, и пекут рисовые лепешки. Местныеторговки снабжают паломников овощами. Рядом расположился меняла – онразменивает бумажные купюры мелкими монетами. Ведь паломник должен податьмилостыню каждому попавшемуся у него на пути нищему, да еще пожертвовать деньгив храмы. Парикмахеры тоже на упускают случай заработать, они обслуживаютклиентов прямо под открытым небом.
Напротивпалаточного городка — лагерь бродячих аскетов, которых называют садху. Это те,кто отрекся от мира и умерщвляет свою плоть ради постижения высшей истины.Всякий индус считает за честь принять в своем доме такого человека, накормить иполучить от него наставления. Среди садху есть особая секта аскетов-воинов. Ихеще называют нага, или обнаженные. Нага даже одежду не носят, считая ееуступкой плотским желаниям. Разрешены лишь бусы, сделанные из косточек иорехов. Впрочем, часто на них не бывает даже такого, с позволения сказать,наряда и тогда их тело покрывает лишь пепел погребальных костров, которым онивымазываются с ног до головы. Нага живут высоко в горах или джунглях. Питаютсяисключительно побегами и корешками, пьют только воду. Даже зерно употреблять впищу они не имеют права. Стричь волосы и бороды – это тоже расценивается имикак непозволительное внимание к собственной плоти. Вообще садху отличаютсямиролюбием, но нага в прошлом были чрезвычайно воинственны. В память о техвременах многие представители этой секты носят ножи. Медитировать нага помогаетчилом. Это смесь табака и чараса, так здесь называют гашиш.
ШрибигамбрМалугири, нага: «Нага становятся обыкновенные люди, разочаровавшиеся в мирскойжизни. Большую часть времени мы проводим в джунглях. Там ничто не мешаетсосредоточиться на мыслях о высшем. В городах и даже глухих деревнях слишкоммного суеты. Она отвлекает».
Нагав народе тоже почитаются святыми и к ним часто обращаются с просьбой изгнатьзлых духов. Мы видели женщину, которую на сеанс к нага привел муж. На томосновании, что жена никак не может зачать ребенка, он решил, что она одержимадемонами. Нага с диагнозом согласился и назначил лечение – таскание за волосы.
Влагерь к нага приходят сотни людей. Прикоснуться к отшельнику — значит получитьблагословение. Многие оставляют нага символические пожертвования. А те насыпаютпаломникам в ладонь горстку священного, взятого с погребального костра пепла.
Назакате дня, когда великая Шипра очистила от грехов миллионы людей, настаетвремя очистить от грехов саму реку. Брахманы окуривают ее благовониями.Паломники стоят на берегу, держа свечи, освященные в храмах. Когда невидимыеглазу демоны покидают Шипру, в нее бросают цветы — символ чистоты мира. Подмонотонные звуки гонга несметные людские толпы прощаются с первым днемКумб-мелы. Впереди еще несколько дней, которые паломники посвятят омовениям,после чего Удджайна на ближайшие двенадцать лет снова станет обычным,провинциальным индийским городком.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.worlds.ru