Лирика Окуджавы

Лирика Окуджавы

Булат
Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Учился в школе, а через год после
начала Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Уже после войны
окончил Тбилисский государственный университет, филологический факультет.

Трудные
испытания военных лет оказали решающее влияние на формирование Б. Окуджавы как
поэта.

Первый
сборник “Лирика” появился в 1956 году.

Поиски
оригинальной поэтической формы выражения, творческой индивидуальности рельефно
проявились во второй книге Окуджавы “Острова” (1959). Вслед за этим сборником
вышли “Веселый барабанщик” (1964) и “По дороге к Тинатин” (1964), тепло
принятые любителями поэзии. Книга “Март великодушный” (1967) оказалась слабее
предыдущих: при ее подготовке поэт некритически подошел к отбору стихов, ранее
публиковавшихся в периодической печати. Но и в так называемых “слабых” стихах
истинного поэта читатель нередко находит выражение самых сокровенных чувств их
творца.

Стихи
поэта систематически печатались на страницах многих газет и журналов.

В
60—70-х годах Б. Окуджава писал также прозу (“Бедный Ав-росимов”, “Похождения
Шипова, или Старинный водевиль”, “Путешествие дилетантов”). Но и в прозаических
жанрах Окуджава остается поэтом, размышляя о чем-то своем, затаенно личном.

Песенная
поэзия Окуджавы привлекает внимание самой широкой аудитории читателей и
слушателей. В конце 50-х годов Окуджава первый взял гитару, чтобы напеть под ее
аккомпанемент свои стихи. С тех пор исполнение собственной мелодии на
собственные стихи получило широкое распространение. Песни-стихи Б. Окуджавы в
его исполнении звучат по радио, с концертной эстрады, с теле- и киноэкранов.

Он
даже не столько пел (не имел никаких вокальных данных), сколько тихо и нежно
рассказывал под простенькие аккорды. Это был уютный, домашний бард, умеющий без
пафоса говорить о сложном и важном, о главном и второстепенном.

…В
земные страсти вовлеченный,

я
знаю, что из тьмы на свет шагнет

однажды
ангел черный и крикнет, что спасенья нет…


Кавалергарды, век недолог, и потому

так
сладок он, поет труба, откинут полог,

и
где-то слышен сабель звон…


Как сладко мы курили!

Как
будто в первый раз на этом свете жили и он сиял для нас…

Песни
Окуджавы, звучавшие в кинофильмах, придавали лучшим из них дополнительное
очарование. Трудно представить, например, “Белое солнце пустыни” без песни
Булата:

Ваше
благородие, госпожа удача,

для
кого ты добрая, а кому иначе.

Девять
граммов в сердце, постой —

не
зови… Не везет мне в смерти,

повезет
в любви.

Вокруг
стихов Окуджавы не раз возникала полемика. В этих спорах оппоненты пытались
вскрыть достоинства и слабости стихов Окуджавы, разобраться в своеобразии его
поэтического голоса. Правы же те из критиков, которые, говоря о популярности
стихов и песен Окуджавы, на первый план ставят не мелодию песни, а ее
содержание, лиризм, задушевность.

Бесспорным
остается тот факт, что Б. Окуджава — лирический поэт. Оптимист и жизнелюб, он
не мог оставаться безучастным ко всему непоэтическому в действительности. В
этом одна из причин того, что в его поэзии так ощутимы, с одной стороны,
интонации человеческого горя, печали, а с другой — ирония и самоирония. Так, в
пронзительных словах “Ах, война, что ты сделала, подлая”, нельзя не обратить
внимание на интонацию большого людского горя и скорби. Но считать Окуджаву
трагическим поэтом вряд ли правомерно. Есть у него и строки, от которых веет
глубоким жизнелюбием и уверенностью в завтрашнем дне.

Немало
стихов Булат Окуджава посвятил Москве. В одном из них он восклицает:

Мой
город носит высший чин и звание

Москвы,
но он навстречу всем гостям всегда выходит сам.

Лирический
герой Окуджавы по характеру в чем-то похож на этот город: “Ах, этот город, он
такой похожий на меня…”

В
стихах поэта очень часто упоминается Арбат, арбатский двор, где происходят
многие события. И это не случайно. Поэзия Окуджавы глубоко личная. С Арбатом у
поэта связано немало: детство, юность, опаленная войной, его товарищи, не
вернувшиеся с фронта, наконец, это место, где формировались первые этические и
нравственные критерии будущего поэта. Он пишет:

Ах,
Арбат,

мой
Арбат,

ты
— моя религия.

Стихи
поэта смелы, конкретны, глубоко правдивы. Однако было бы ошибочным утверждать,
будто бы его мир сужен до рамок Арбата. Так, в “Песне о Сокольниках” поэт
говорит:

Мы
вросли, словно сосны,

своими
корнями в ту страну,

на
которой живем.

В
лирическом мире поэзии Окуджавы немало условного, сказочного: здесь и элементы
игры, которыми пересыпаны отдельные строфы, здесь и необычные персонажи: Веселый
Барабанщик, Голубой Человек, муравьи, сверчки… Но в этих стихах ощутима
неразрывная связь с реальностью, с современной жизнью. Осуществляется она
посредством разнообразия мотивов (мотив надежды — один из самых дорогих для
поэта). Для поэзии Окуджавы характерно широкое использование вводных слов,
междометий, союзов, антонимов (“смеясь и плача”, “трудно и легко”).

Тонкий,
романтичный писатель, Окуджава никогда не упрощал стилистику своих стихов. Но
понимали его люди разных классов. Скорее всего потому, что в каждом человеке
есть то, о чем писал Окуджава: мечта, грусть, любовь, надежда, вера в хорошее.

Окуджава
прожил достойную жизнь. Вся Москва скорбела о его кончине. Он был и остается не
избранным поэтом меньшинства, а поэтом глубоко народным:

Я
дворянин Арбатского двора,

моим
двором введенный во дворянство.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.litra.ru/