Литература на военную тему

Литература на военную тему

Шульгин Андрей

Каждому русскому человеку особенно
дорог Праздник Победы. Дорог памятью о тех, кто ценою своей жизни отстаивал
свободу. Мы должны всегда помнить о людях, отдавших свои жизни за свободу и
светлое будущее нашей страны. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил
фашизм. Память об их подвиге будет вечно жить в наших сердцах и нашей
литературе. Мы должны знать, какой ценой было завоевано наше счастье. Знать и
помнить о тех почти совсем девчонках из повести Бориса Васильева “А зори здесь
тихие”, которые смело смотрели смерти в глаза, защищая свою Родину. Разве им,
таким хрупким, нежным, носить мужские сапоги или держать в руках автоматы?
Конечно, нет. Но они смело пошли навстречу фашистам, чтобы не дать врагам
возможности пройти к Беломорско-Балтийскому каналу, юные девушки не испугались
и не растерялись. Они выполнили свой долг перед Родиной.

Особенно меня восхищает подвиг Жени
Комельковой. Чтобы дать возможность Васкову оказать помощь Рите, она уводит
немцев от того места, где лежит ее подруга. Она сражается с фашистами до
последнего. Женя была прекрасна и в жизни и в смерти. Фашисты, разглядывая
убитую, конечно же, не смогли понять, почему эта красивая девушка пошла сражаться
с ними. Смерть невластна над такими людьми, потому что ценой свой жизни они
отстаивали свободу, правду.

Бессмертен и подвиг тех солдат,
которые защищали Сталинград. Об этих героях рассказывает нам Ю. Бондарев в
романе “Горячий снег”. Понимая, какое значение имеет Сталинград для нашей
страны, генерал Бессонов дает приказ: “Стоять и о смерти забыть. Выбивать
танки. Сражаться до последней крови!” И солдаты выполнили приказ. В живых
осталось только четыре артиллериста и два пулеметчика. Бессонов, обходя позиции
после боя, плакал, не стыдясь; плакал оттого, что советские воины выстояли, не
пустили фашистские танки в Сталинград. Сражение было ужасное, но они все-таки
победили. Горело все: и танки, и люди, казалось даже что горит снег. Эти люди
погибли, прекрасно понимая, что они отдают свои жизни во имя свободы, во имя
будущих счастливых поколений.

Тема войны до сих пор не устарела в
нашей литературе. Проза и поэзия о Великой Отечественной войне представлены
именами А. Твардовского (“Василий Теркин”), В. Некрасова (“В окопах
Сталинграда”), Ю. Бондарева (“Горячий снег”), В. Быкова (“Сотников”) и другими.
Основная тема этих произведений – народ и личность на войне, восходящая к
эпопее “Война и мир”. Влияние Л. Н. Толстого пережили почти все без исключения
писатели, коснувшиеся темы Великой Отечественной войны, и это не случайно:
война пробудила в народе и в каждом человеке чувства, схожие с переживаниями
толстовских героев. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность.
Именно этим объясняется расцвет русской литературы в военное и послевоенное
время. Одна из главных тем военной литературы — тема подвига.

В повести Василья Быкова “Сотников”
есть два персонажа –  Сотников и Рыбак.
Рыбак – один из лучших бойцов в партизанском отряде. Его практическая хватка,
умение приспособиться к любым обстоятельствам в условиях нормальной жизни
партизанского отряда оказываются бесценными. Его противоположность – Сотников.
Он не умеет воевать. Интеллигент по происхождению, он с трудом вписывается в
партизанское житье-бытье, совершает массу ошибок, часто ведет себя рискованно и
глупо. Но вот оба героя попали в экстремальные обстоятельства, в плен. Рыбак
струсил и стал предателем. Сотников принял честную смерть. Плохой боец Сотников
оказался мужественнее умелого бойца Рыбака. Источник подвига лежит не на
поверхности, а внутри человека. Он зависит не столько от его каждодневного
бытового поведения, сколько от его глубокого нравственного скрытого стержня. Но
Рыбак после того, как увидел казнь Сотникова не может уже жить спокойно, и он
пытается покончить с собой.

Иначе смотрит на подвиг писатель
Виктор Курочкин. В повести “На войне как на войне” показан молодой лейтенант
Саня Малешкин – командир самоходной установки. Главное в образе Малешкина – его
естественность. Он искренен в каждый момент, воюет не умом, а порывом. Он
совершает подвиг как бы случайно, сам того не желая: неожиданно оказавшись на
своей самоходке в деревне, занятой немцами, помогает одержать победу в крупной
военной операции. И погибает Саня так же неожиданно и просто, как бы случайно.
Его смерть напоминает гибель Пети Ростова. Курочкин отказывается от логического
обоснования подвига, считает его естественным на войне.

Новую страницу в историю литературы о
войне вписал Василий Гроссман романом “Жизнь и судьба”. Он попытался обосновать
философский и исторический смысл Отечественной войны. Рисуя картины
Сталинградской битвы, Гроссман в то же время рассуждает о смысле происходящих
событий. По мнению Гроссмана, война и победа явились точкой наивысшего
морального подъема народного духа, не сломленного тоталитарным государством.

В своем романе “Война и мир” Л. Н.
Толстой изображает войну, которая объединила все общество, всех русских людей в
общем порыве. Для любимых героев писателя Отечественная война явилась испытанием,
проверкой их нравственных качеств. Ярче всего народная война раскрывается в
изображении партизанской войны. Толстой показывает сочетание грозной силы,
героического терпения, мужества и доброты, великодушия в русском характере; это
неповторимое соединение и представляет, по Толстому, сущность истинно русской
души. “И благо тому народу, который в минуту испытания… с простотою и
легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и грозит ею до тех пор, пока в
душе его чувство оскорбления и мести не заменится презрением и жалостью”.

Современные писатели иногда смотрят
на события той войны с другой точки зрения. Так в повести Александра Бондаря
“Железный крест” героями оказываются те русские люди, кто волею обстоятельств
оказался на немецкой стороне. Переживая поведение своих героев как трагедию,
автор тем не менее далек от того, чтобы судить их. Крестьянская девушка Маша и
немецкий офицер Коля поражают читателей своей внутренней красотой и
благородством. Их любовь и готовность к самопожертвованию поднимаются высоко
над ужасами и жестокостью войны.

Сейчас тех, кто видел войну не по
телевизору, кто вынес и пережил ее сам, с каждым днем становится все меньше и
меньше. Дают о себе знать годы, старые раны и переживания, которые сейчас
выпадают на долю стариков. Друзья-однополчане теперь чаще перезваниваются, чем
видятся. Но ведь девятого мая они обязательно придут – или в Сокольники, или к
обновленному скверику у Большого театра. Соберутся все вместе, с медалями и
орденами на стареньких, но тщательно отутюженных пиджаках или парадных кителях.
Будут, обнявшись, стоять и петь любимые, не позабытые песни военных лет. Годы
Отечественной войны не забудутся никогда. Чем далее, тем все живей и
величественней развернутся они в нашей памяти, и не раз сердце наше захочет
вновь пережить священный, тяжкий и героический эпос дней, когда страна воевала
от мала до велика. И ничто иное, как книги, не сможет нам передать это великое
и трагическое событие – Великую Отечественную войну.