М. Ю.
Лермонтов о своем поколении
Примерный
текст сочинения
Поэзия М. Ю.
Лермонтова и спустя полтора столетия сохраняет свое редкостное обаяние, потому
что в ней мы находим “союз волшебных звуков, чувств и дум”. Многие
проблемы, интересовавшие поэта, давно ушли в прошлое и стали историей. Но его
поэзия по-прежнему актуальна и в наше время. Каждый мыслящий человек, даже
далекий от искусства и литературы, рано или поздно задумывается о судьбе того
поколения, к которому принадлежит. Что он оставит миру? Чем запомнится,
заслужив добрую славу или упрек? Эти вопросы глубоко волновали Лермонтова. И мы
имеем прекрасную возможность узнать, что думал великий поэт о своем поколении,
какую судьбу ему предрекал, обратившись к таким его произведениям, как
“Дума” и “Монолог”.
Эти
стихотворения, объединенные общей темой, по-разному раскрывают ее. В
“Монологе” выражены мысли юного Лермонтова о своем поколении. Но и
почти спустя десятилетие с тех пор, когда была написана “Дума”,
духовный облик поколения 30-х годов не изменяется. Значит, даже в раннем
произведении Лермонтов сумел увидеть его характерные черты и причины, их
породившие. Говоря о жизни молодых дворян, своих ровесников, поэт отмечает ее
однообразие, бесцельность, безрадостность, подчеркивая это выразительными
сравнениями с образами из мира природы: северным растеньем, тусклым зимним
солнцем, пустыми бурями:
Как солнце
зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна
жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное
теченье…
И душно кажется
на родине,
И сердцу тяжко,
и душа тоскует…
Такое
существование приводит к ранним разочарованиям, к утрате веры в любовь и
дружбу, убивает желание наслаждаться радостями жизни. Поэтому лермонтовское
поколение не знает юности, не ведает “ни любви, ни дружбы сладкой”.
Но автор отмечает, что у его молодых соотечественников есть и “глубокие
познания, жажда славы и пылкая любовь свободы”. Однако все эти прекрасные
качества не нужны в обществе, где царят насилие, жестокость, пустота. Они
оказываются лишними, так как не находят применения. “Мы их употребить не
можем”, — говорит автор. Кто же в таком случае торжествует в обществе?
Лаконичный и горький ответ содержится в первой же строчке стихотворения:
“Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете”. Все стихотворение
пронизано чувством боли и страдания лирического героя, размышляющего, о
поколении, к которому он принадлежит. Поэт сам вдыхает душную атмосферу
николаевской России, поэтому он прекрасно понимает состояние и настроение своих
ровесников. Ведь он один из них. Это подчеркивается неоднократным употреблением
местоимения “мы”. В “Монологе” звучит сочувствие автора
своему поколению, которое не виновато в трагическом финале декабристского
восстания, в том, что попытка изменить строй России путем решительного действия
потерпела крах, положив начало политической реакции в стране.
Иными
настроениями проникнута “Дума”. В ней Лермонтов беспощадно судит свое
поколение за равнодушие, с которым оно относится к будущему Отчизны и даже к
своей собственной судьбе. Такое поколение ничего не заслуживает, кроме
презрения потомков. Эти мысли и вызывают у автора чувство грусти, с которым он
смотрит на свое поколение:
Печально я
гляжу на наше поколенье!
Его грядущее —
иль пусто, иль темно,
Меж тем под
бременем познанья и сомненья,
В бездействии
состарится оно.
В этих
лермонтовских словах не только выражено отношение поэта к своему поколению, но
и указаны причины его нынешнего удручающего состояния. Молодые дворяне 30-х
годов имеют блестящее образование, они обладают богатыми знаниями, которые,
однако, не находят достойного применения, превращаясь в бремя, то есть ненужную
тяжесть. На заре своей жизни эти люди были свидетелями безрезультатности
попытки первых русских революционеров вооруженным путем изменить
государственный строй России. Они поплатились за это самым дорогим — жизнью и
свободой, некоторые из них, не выдержав тюрьмы и Сибири, отреклись от своих
взглядов, обогатив следующее поколение лишь “ошибками отцов и поздним их
умом”. Отсюда и особенность нового поколения — все подвергать сомнению,
неверие в возможность перемен, а значит, осознание тщетности этих попыток. А
это неизбежно ведет к бездействию — самому характерному признаку духовного
облика молодых дворян эпохи реакции.
Итак, главное,
в чем обвиняет Лермонтов свое поколение — это отказ от борьбы, равнодушие к
общественным вопросам. Пассивность и бесцельность жизни сверстников поэта
убивает в них все то, что составляет радость молодости: стремление к познанию
“иссушило ум наукою бесплодной”, желание любви и страстей привело к
пресыщению — “из каждой радости, боясь пресыщенья, мы лучший сок навеки
извлекли”. Ни искусство, ни поэзия не могут взволновать современников
Лермонтова, так как они разучились чувствовать, испытывать восторг или гнев.
Мечты поэзии,
создания искусства
Восторгом
сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно
бережем в груди остаток чувства —
Зарытый
скупостью и бесполезный клад.
Но более всего
равнодушие молодых дворян сказалось в их неспособности к жертвам ни во имя
любви, ни во имя ненависти. Лермонтовское поколение безразлично к своему
настоящему, не верит в будущее, не уважает прошлое.
И предков
скучны нам роскошные забавы,
Их
добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы
спешим без счастья и без славы,
Глядя
насмешливо назад.
Такая суровая
оценка своего поколения заставляет поэта сделать вывод о том, что это
обанкротившееся поколение пройдет над миром “толпой угрюмою и скоро
позабытой”, ничего не оставив людям, “не бросивши векам ни мысли
плодовитой, ни гением начатого труда”. Поэтому оно обречено на забвение
потомков, которые оскорбят воспоминания о людях 30-х годов XIX века
“насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом”.
Думается,
великий поэт был слишком суров к своему поколению, которое все-таки оставило
свой заметный след в истории. Свидетельство тому — удивительная лермонтовская
поэзия, проникнутая духом мятежности, неуспокоенности, стремлением к высокому
идеалу. Горячим желанием пробудить молодые умы и сердца для борьбы и настоящей,
полнокровной, яркой жизни и были продиктованы горькие и суровые строки
“Думы”.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/